В статье доказана актуальность использования дистанционной формы обучения студентами педагогических вузов по дисциплине «Охрана труда». По мнению авторов, следует использовать дистанционную форму обучения для качественной подготовки высококвалифицированных педагогов, чтобы сформировать у них высокий уровень трудоохранной культуры.
Дистанционное обучение — это неотъемлемая часть процесса обучения, оно является залогом для сохранения жизни и здоровья будущего специалиста, его сотрудников и учеников во время учебного процесса.
Ключевые слова: дисциплина «Охрана труда», дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии (ДОТ), студент-бакалавр, трудоохранная культура, система дистанционного обучения (СДО), электронное тестирование (ЭТ), “Moodle”.
Постановка проблемы. Образование — это основной элемент в развитии общества, который обеспечивает распространение использования интеллектуального труда в разных сферах жизни. На современном этапе идет развитие компьютерных технологий, механизация процессов на производстве, улучшение и гармонизация условий труда, все это подводит нас к главной проблеме: как наилучшим образом подготовить будущих квалифицированных работников, а именно — педагогов. Ни для кого не будет секретом, что уровень компьютеризации современных студентов достигает 100 %. Практически невозможно встретить молодого человека, который не был бы знаком с основами компьютерной грамоты. Сейчас студенты погружены в безмерный мир интернета, который дает им массу возможностей, а психология современного студента значительно опережает студентов 80–90-х годов. Чтобы успевать за развитием научно-технического прогресса и общества, необходимо усовершенствовать учебно-воспитательный процесс и находить альтернативные методы обучения, а именно — дистанционное обучение.
Студенты педагогических вузов изучают такую дисциплину как «Охрана труда». Основной целью, которой является формирование трудоохранной культуры бакалавров, способных не только адаптироваться к современным условиям жизни, но и обеспечить своей деятельностью безопасные условия труда для своих коллег и учеников. К сожалению, в силу социальных, политических и экономических обстоятельств, получение высшего образования для многих молодых людей становится недоступным. Также серьезным препятствием к обучению, на сегодняшний день, является возникновение военной обстановки в восточной части Украины. Студенты не имеют возможности прибыть в учебное заведение по причине обострения военной ситуации, которая угрожает их здоровью и жизни. В этом случае дистанционное обучение приобретает особую значимость и актуальность, так как является единственным выходом в сложившейся ситуации. Возможно, военное положение послужит неким катализатором для скорейшего внедрения системы дистанционного обучения в большинство вузов Украины, особенно ее восточной части — Донбасса. И тут встает вопрос: «Способно ли дистанционное обучение охватить целиком ту базу знаний, умений и навыков по дисциплине «Охрана труда» так необходимых современному педагогу?».
Анализ основных работ и публикаций. Вопросы дистанционного обучения студентов по дисциплине «Охрана труда» рассматривали: Жданова В. (кандидат педагогических наук, доцент кафедры техногенно-экологической безопасности) в статье «Роль системы электронного тестирования в формировании трудоохранной культуры бакалавров ВУЗ Украины»; Абракитов В. в статьях: «Преподавание дисциплин», Безопасность жизнедеятельности», «Основы охраны труда», «Охрана труда в отрасли» с использованием современных информационных технологий»; Сериков Я. (профессор, кандидат технических наук) в статье «Усовершенствование преподавания курса «Основы охраны труда» за счет использования компьютерных информационных технологий»; Абильтарова Э. в статье «Концептуальные подходы к обучению будущих инженеров-педагогов в отрасли Охраны труда»; Веремчук А. в статье «Проблемы и перспективы дистанционного обучения в ВУЗ» и др.
Цель статьи: раскрыть суть дистанционной формы обучения, определить преимущества и недостатки такого обучения, а также выяснить эффективность использования данной формы обучения применительно к студентам педагогических вузов по дисциплине «Охрана труда».
Основная часть. На сегодняшний день происходят кардинальные изменения в системе образования, которые предполагают не только преобразование существующей структуры обучения, но и внедрение новых информационных технологий в этот процесс. Для этого в учебных заведениях переоснащаются аудитории в соответствии с новыми стандартами качества образования [1]. Дистанционное обучение — одно из важнейших составляющих образовательной среды. А для привлечения педагогических высших учебных заведений (ВУЗ) к Болонской системе образования необходимо стимулировать внедрение информационных технологий. Нынешние педагогические учебные заведения готовят учителя для школы вчерашнего дня [2].
Обучение по дисциплине «Охрана труда» имеет существенные отличия в сравнении с другими учебными дисциплинами: оно помогает закрепить обязательные государственные нормативные акты по охране труда (ОТ), а также процессу обучения и проверки знаний [3].
Дистанционная форма обучения заявлена как равноправная с традиционной очной, заочной, вечерней формами обучения и экстернатом в статье 42 Закона Украины «Про вищу освіту» [1].
Дистанционное образование базируется на следующих принципах:
1. Гибкость — отсутствие регулярных занятий в виде лекций и свободный выбор времени.
2. Модульность — Каждая отдельная тема или ряд тем, которые усвоены слушателем, создают целостное представление об определенной предметной области.
3. Параллельность — обучение может проводиться без отрыва от основной профессиональной деятельности.
4. Дальность действия — отсутствие препятствий в виде расстояния между слушателем и учебным заведением.
5. Асинхронность — возможность реализации технологий обучения независимо от времени.
6. Массовость — некритичность параметра «количество слушателей».
7. Рентабельность — экономическая эффективность обучения.
Технологичность — широкое использование новых информационно- коммуникативных технологий [4].
Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) — это образовательные технологии, которые используют в обучении, а также информатизованные способы коммуникации, которые обеспечивают связь.
Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) — это образовательные технологии, которые используют в обучении, это информатизованные способы коммуникации, которые обеспечивают связь обучающегося и преподавателя [5].
Существуют такие виды информационных технологий:
1. Кейс-технология — наиболее широкая, включает в себя специальные обучающие методички, программу, методические указания. Здесь реализуется модульный принцип обучения, который позволяет оптимально усваивать учебный материал.
2. Сетевая технология — другими словами это интернет-технология, она является золотой серединой в дистанционном обучении, так как позволяет и педагогу и студенту знакомиться и анализировать разные информационные источники. Сетевая технология содержит разные формы и методы обучения: электронные учебники и библиотеки, тестовые системы, способы общения студентов и преподавателей. Также сюда входят видеолекции, которые проводятся квалифицированным преподавателем, который умеет поддерживать контакт с аудиторией слушателей в форме «вопрос-ответ». Преимущество видеолекций в том, что в них синтезированы основные дидактические возможности всех экранно-звуковых способов, которые максимально направляют познавательную активность учеников.
3. Телевизионная технология, которая используется очень редко, так как во время ее эксплуатации возникает ряд технических сложностей [5].
Преимущества дистанционного обучения:
1. Более высокая эффективность профессиональной подготовки в сравнении с вечерней и заочной формами обучения, при более низкой стоимости образовательных услуг.
2. Сокращение сроков обучения.
3. Возможность параллельного обучения в украинских и зарубежных вузах.
4. Независимость студента от географического расположения вуза.
Но в настоящее время существуют некоторые недостатки организации дистанционного обучения в сети ВУЗ Украины: для обеспечения эффективного дистанционного обучения будущих педагогов, должны быть высоко подготовлены, информационно осведомлены преподаватели. Они должны иметь базовые знания в отрасли предмета, который читают, в нашем случае это дисциплина «Охрана труда», психологически готовы к такой форме обучения студентов-педагогов, а также необходима база знаний в работе с информационно-техническими установками.
Другим недостатком является не сформированная в четкой последовательности структура программного обучения для дистанционного обучения, а также система доступа к курсам и система проверки и оценки знаний студентов. Также должны быть сформированы четкие критерии оценки студентов, которые обучаются дистанционно [6].
Главным заданием изучения дисциплины «Охрана труда» в педагогических вузах является формирование высокого уровня трудоохранной культуры педагогов-бакалавров, обеспечение профессиональной компетентности будущих педагогов, а также гарантия организации безопасных условий труда, сохранение жизни и здоровья учеников и коллег.
Возникает проблема разработки оптимального курса дистанционного обучения по «Охране труда», где будет сбалансированное изучение теоретического материала и его практическое усвоение. Также достижение такого уровня усвоения теоретических знаний и практических умений, которые обеспечат адекватные, взвешенные, последовательные действия в случае возникновения аварийных ситуаций, которые будут требовать быстрого принятия решения, от которого будет зависеть судьба людей [7].
Учитывая то, что активные методы обучения студентов (лекции, семинарские занятия, практические работы) по таким базовым дисциплинам как: «Безопасность жизнедеятельности», «Охрана труда», «Охрана труда в отрасли», способствуют формированию трудоохранной культуры и культуры безопасности в целом. Следует также заметить, что создание системы дистанционного обучения (СДО) и электронного тестирования (ЭТ) является не только возможным способом организации процесса обучения, но и необходимым элементом. Это поможет студенту-бакалавру: обобщить учебный материал и структурировать его; сформировать стойкие трудоохранные знания, умения и навыки; установить причинно-следственные связи между отдельными темами или модулями; повысить интерес к изучению дисциплины «Охрана труда»; понизить уровень затрат на распечатку и копирование конспектов, самостоятельных работ и возможность отслеживания изменений в законодательных нормативных документах по «Охране труда» [8].
Сейчас широко используются СДН как «Прометей» и «Moodle», но мы остановимся на последнем.
“Moodle” — это система управления содержанием сайта (Content Management System- CMS), которая специально разработана педагогами для онлайн-курсов. Такие e-learning системы часто называются системами управления обучения (Learning Management System- LMS) или виртуальными образовательными средами (Virtual Learning Environments- VLE).
“Moodle” предлагает широкий спектр возможностей для полноценной поддержки процесса обучения на расстоянии, что характеризуется как простой в исполнении программный комплекс. “Moodle” имеет приблизительно 2 млн. зарегистрированных пользователей, 46 тыс. образовательных порталов на 70-ти языках в 200 странах мира, объединяет более 300 прграмистов-разработчиков [9].
СДО “Moodle” позволяет разработать ЭТ по дисциплине «Охрана труда», что является начальным этапом для преподавания курса при помощи информационных технологий, которые совершаются в форме диалога студента и компьютера, при отсутствии ответственного за тестирование.
Значительной важности тестирование приобрело после внедрения Болонского процесса в образовательную систему Украины. ЭТ становится актуальным, так как процесс обучения будущих педагогов ориентирован в основном на самообразование.
Задачи ЭТ по дисциплине «Охрана труда»:
- самопроверка знаний студентами по зачетным модулям;
- помощь при проведении аудиторных занятий;
- осуществление контроля как формы допуска к выполнению практических работ;
- для сдачи коллоквиумов, зачетов, экзаменом и т. д.
ЭТ обеспечивает весомое воздействие преподавателя на студента, так как студент заинтересован в том, чтобы вовремя появиться и сдать ЭТ. Тесты могут быть следующих типов: верно-неверно (закрытая форма, выбор ответа из нескольких вариантов), короткий тестовый ответ (открытая форма), короткий числовой ответ (открытая форма), расчет по формуле (открытая форма) [7].
Принципы создания обучающих ресурсов:
- принцип распределения, полноты и интерактивности учебного материала;
- принцип мультимедийной подачи учебного материала;
- принцип адаптированности к личным особенностям слушателя;
- принцип наглядности;
- принцип индивидуального регулирования времени [10].
Выводы. Исходя из выше изложенного материала, можно с уверенностью сказать, что дистанционное обучение в XXI ст. можно считать оправданным и перспективным в системе подготовки будущих педагогов. Дистанционная форма обучения позволяет сделать высшее образованнее более доступным для большего круга населения. Широкое его внедрение в систему образования Украины является экономически оправданным, и влечет за собой увеличение количества образованных людей, что неизменно приведет к экономическому росту страны. В данный момент это очень актуально, ведь военная ситуация в стране болезненно отразилась на благосостоянии населения Украины. Также дистанционное обучение именно по «Охране труда» будущему педагогу позволит четко знать свои права и обязанности, так как работа с детьми это большая ответственность, прежде всего за их жизнь и здоровье. В недалеком будущем, возможен процесс дистанционного обучения по дисциплине «Охрана труда» в системе образования Украины. Это будет четко сформированная структура, мотивирующая студентов к познавательной деятельности, ведь учиться никогда не поздно, но лучше это делать с удовольствием.
Литература:
1. Режим доступа: http://zagpedagogika.at.ua/load/problemi_i_perspektivi
2. _distancijnogo_navchannja_u_vnz/1–1-0–298.
3. Режим доступа: http://www.distance-learning.ru/db/el/57B8BBEAE6E2E4E
4. AC3256D2F004E4E72/doc.html
5. Рябова В. Е. О дальнейшем совершенствовании профессиональной подготовки (обучения) по охране труда /В. Е. Рябова // Охрана и экономика труда. — 2010. — № 1. — 60 с.
6. Попов В. М. Ресурсное обеспечение дистанционного обучения по охране труда /В. М. Попов, О. В. Андрюшкова //Кадровый потенциал. — 2011. — № 3 (143). — 40 с.
7. Режим доступу: http://ua-referat.com.
8. Підкасистий П.І. Комп’ютерні технології в системі дистанційного навчання /П.І. Підкасистий, О. Б. Тищенко //Педагогіка. — 2000. — № 5. — С. 7–12.
9. Жданова В. Г. Працеохоронна підготовка майбутніх фахівців з економіки на прикладі нормативної дисципліни «Основи охорони праці» / В. Г. Жданова, Є.Е. Шустов // Техногенно-екологічна безпека України: стан та перспективи розвитку: матеріали всеукр. наук.практ. конф. — Ірпінь, 2013. — С. 122–123.
10. Жданова В. Г. Влияние методов активного обучения в формировании трудоохранной культуры специалистов / В. Г. Жданова // Педагогика безопасности: наука и образование: материалы всероссийской научной конференции с международным участием. — Екатеринбург, 2012. — Ч. 2. — С. 16–22.
11. Анисимов А. М. Работа в системе дистанционного обучения Moodle. Учебное пособие. /А. М. Анисимов. — Х.: ХНАГХ, 2009. — 292 с.
12. Кауненко М. В. Тенденции развития инновационных образовательных процессов применительно к обучению в области охраны труда / М. В. Кауненко, А. А. Никитина // Охрана и экономика труда. — 2011. — № 1. — 56 с.