Внеучебная деятельность студентов первого курса как условие успешности процесса адаптации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (237) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 22.12.2018

Статья просмотрена: 1183 раза

Библиографическое описание:

Бурдина, Е. В. Внеучебная деятельность студентов первого курса как условие успешности процесса адаптации / Е. В. Бурдина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 51 (237). — С. 82-85. — URL: https://moluch.ru/archive/237/55080/ (дата обращения: 16.12.2024).



Значимой проблемой в системе среднего профессионального образования являются трудности, с которыми студенты сталкиваются в период адаптации к учебной деятельности. Активная внеучебная деятельность студента способствует развитию адаптивных потребностей, создает адаптивные ситуации и формирует достаточный уровень адаптированности к условиям образовательной среды колледжа. Наиболее актуальной и современной формой внеучебной работы, обеспечивающей высокий уровень адаптированности студентов, и как следствие, качественную подготовку специалистов, является участие в олимпиадном движении по стандартам WorldSkills.

Ключевые слова: процесс адаптации, внеучебная деятельность, студенческое самоуправление, WorldSkills.

Значимой проблемой, в системе среднего профессионального образования, являются трудности, с которыми студенты сталкиваются в период адаптации к учебной деятельности. Социологический энциклопедический словарь понятие «Адаптация» определяет как «приспособление самоорганизующихся систем к изменяющимся условиям среды». [1, с.6]

В основе адаптации лежат реакции организма, направленные на сохранение постоянства его внутренней среды. Адаптация обеспечивает нормальное развитие, оптимальную работоспособность и максимальную продолжительность жизни организма в разных условиях окружающей среды. Различают несколько видов адаптации: физиологическую, психофизическую, психическую, социально-психическую, социальную. [3, с.15]

Активная внеучебная деятельность студента способствует развитию адаптивных потребностей, создает адаптивные ситуации и формирует достаточный уровень адаптированности к условиям образовательной среды колледжа. [3, с.10]

Студенты — первокурсники попадают в новый студенческий коллектив, в котором начинают выстраивать межличностные отношения, выбирают адекватную линию поведения, что способствует предупреждению конфликтных ситуаций, осваивают новые способы познавательной деятельности, формируя навыки, умения рациональной организации умственной деятельности, критически осмысливают свое призвание выбранной профессии, вырабатывают оптимальный режим труда, досуга и быта, совершенствуя приемы самоорганизации, а также развивают профессионально значимые качества личности, что в целом в дальнейшем способствует повышению их конкурентоспособности. [6, с.16]

Первокурсники профессионального образовательного учреждения адаптируются к учебной деятельности быстрее через освоение и погружение:

– в новую социальную, информационно-образовательную среду учреждения;

– в учебно-познавательный процесс образовательного учреждения;

– в новую систему отношений.

Овладение новыми видами деятельности, незнакомые социальные структуры являются стимулом повышения общественной активности студентов первого года обучения в профессиональном образовательном учреждении.

Связь активности и социальной адаптации проявляется в том, что в результате адаптации личность становится активно функционирующей частью незнакомой для нее социальной среды, в дальнейшем трансформируя среду под свои потребности.

Активное участие студентами первого года обучения во внеучебной деятельности протекает в тесном взаимодействии с преподавателями и администрацией образовательного учреждения. Внеучебная работа — деятельность преподавателей и администрации медицинского колледжа во внеучебное время, которая ориентирована на развитие профессиональных, нравственно-личностных черт завтрашних медицинских работников, посредством активного привлечения студентов в профессиональную, научно-инновационную, культурно — досуговую и общественную жизнь колледжа. [7, с.26]

Целью внеучебной деятельности образовательного учреждения является воспитание конкурентоспособного, ориентированного на общечеловеческие ценности будущего медицинского работника, способного профессионально решать поставленные медицинские задачи, осмысливать последствия принимаемых практико-ориентированных решений и нести нравственную и гражданскую ответственность за свои профессиональные действия. [8, с.30]

В рамках внеучебной деятельности в колледже проводится комплекс мероприятий, позволяющий первокурснику, познакомится с образовательной средой, правилами ее функционирования. В сентябре проводятся организационные собрания для студентов первокурсников с приглашением преподавателей, администрации и студентов старших курсов; на собраниях студент получает полную информацию по вопросам:

– организации учебного процесса, функционированию кружков, секций;

– содержанию устава колледжа, правам и обязанностям студентов;

– правилам внутреннего распорядка и др.

Студенты, активно участвуя в учебной деятельности, одновременно через посещение и подготовку внеклассных мероприятий начинают осознавать себя частью большого профессионального коллектива со своими традициями, правилами общения, законами поведения (внеклассные мероприятия: посвящение в студенты, спортивный праздник «Мы за ЗОЖ», встречи с ветеранами колледжа, представителями практического здравоохранения — выпускниками колледжа, участие в кружковой работе, в волонтерском движении, благотворительных акциях, участие в профессиональных конкурсах).

Значительную роль в становлении, самореализации студента играет участие его в студенческом самоуправлении. Структура студенческого самоуправления включает в себя следующие функциональные подразделения: совет актива, студенческий совет, студенческий совет общежития, профсоюзная организация студентов.

Деятельность органов студенческого самоуправления в профессиональных образовательных организациях регулируется Федеральным законом «Об Образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ. Структура, полномочия и иные аспекты деятельности Студенческого совета регулируются Положением о Совете, Уставом образовательной организации.

Студенческий совет — это форма инициативной, самостоятельной, ответственной социальной деятельности студентов, направленной на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодежи, формирование ее социальной активности. Студенческий совет объединяет лидеров групп студентов 1 курса, 2 курса, 3 курса, 4 курса. Целью студенческого совета является создание условий для самореализации, социального становления, само и взаимопомощи при адаптации к учебной деятельности, развитие предложений по улучшению качества образовательного процесса с учетом собственных интересов.

Совет актива — это официальный административный орган, представляющий интересы студентов перед администрацией колледжа и другими организациями. В Совет актива входят: старосты групп, заместители старост учебных групп, председатель студенческого совета общежития, лидеры студенческого совета и студенческого профсоюза. Совет актива призван содействовать педагогическому коллективу медицинского колледжа в работе по совершенствованию образовательного процесса, повышению качества знаний учащихся, привлечению студентов к активному участию в общественной жизни, развитию и укреплению традиций колледжа, становлению волонтерских движений, направленных на формирование культуры здорового образа жизни. Во главе совета актива стоит председатель совета.

Участие в работе Совета общежития, профсоюзной организации формирует у студентов организационные навыки по обеспечению комфортного и безопасного проживания в общежитии, реализации прав обучающихся.

При организации внеучебной работы в медицинском колледже учитывают возрастные особенности студентов, уровень развития студенческой группы, групповые и индивидуальные интересы, актуальные потребности обучающихся, их интерес, мотивация, способности, наклонности, ценностные жизненные и профессиональные ориентиры.

Внеучебная работа в медицинском колледже приобретает статус «эффективной» только при условии, что она стимулирует интерес к знанию, к учебе. Если у студента не сформирована система профессионально-нравственных качеств, отсутствует интерес к постоянному получению, пополнению своих знаний, умений, то он не сможет работать в медицине, так как медицинский работник — это профессия, связанная с постоянным самообразованием, самопознанием, высоким уровнем ответственности, требующая от человека определенной степени самопожертвования, милосердия, высокий уровень эмпатии.

Наиболее актуальной и современной формой внеучебной работы, обеспечивающей высокий уровень адаптированности студентов и как следствие, качественную подготовку специалистов, является участие в олимпиадном движении по стандартам WorldSkills.

Официальным представителем Российской Федерации в Международном Движении WorldSkills International и оператором соревнований по профессиональному мастерству на территории России является Союз «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы»», учрежденный Правительством Российской Федерации, совместно с АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов».

В Магнитогорском медицинском колледже им. П. Ф. Надеждина подготовка к участию в конкурсе проводится в рамках проектной деятельности среди студентов групп первого, второго, третьего курсов обучения по специальности «Сестринское дело».

Победители внутриколледжного этапа «Молодые профессионалы» получают право участия в региональном этапе профессионального конкурса «WorldSkills».

Студенты готовятся к участию в конкурсе и отрабатывают практические навыки на доклинической базе колледжа, где создан и функционирует в режиме повседневной деятельности симуляционный центр, отвечающий самым современным требованиям.

В колледже имеются преподаватели, прошедшие подготовку и сдавшие проверочный экзамен на право осуществления деятельности в качестве эксперта на соревнованиях по профессиональному мастерству.

В 2017 году студентка третьего курса Магнитогорского медицинского колледжа имени П. Ф. Надеждина Гераськина Екатерина стала победителем регионального этапа конкурса «Молодые профессионалы» по компетенции «Медицинский и социальный уход» и завоевала право на участие в федеральном отборочном чемпионате.

Подготовка, стремление студентов к участию во внутриколледжном этапе конкурса «Молодые профессионалы» способствует развитию у первокурсников адекватного представления о выбранной профессии, устойчивого интереса к будущей профессиональной деятельности, стремления в совершенстве овладеть ею, повышению уровня мотивации студентов к профессиональному самоопределению, личностному и профессиональному росту.

Таким образом, активное участие студентов во внеучебной деятельности способствует формированию и совершенствованию познавательного интереса, профессионального самосознания, профессиональной направленности, потребности в самообразовании, ответственности, самостоятельности, профессиональной компетентности, что является гарантией успешности процесса адаптации.

Литература:

  1. Бирюкова, М. В. Адаптация студентов к обучению в среднем профессиональном учебном заведении: трудности, проблемы, пути решения / М. В. Бирюкова // Научный журнал. — 2008. — № 12. — С. 158–162.
  2. Буслаева, Е. Л. Психологические проблемы современного человека и общества / Е. Л. Буслаева // Царскосельские чтения. — 2014.
  3. Долгова, В. М. Адаптация как научно — исследовательский феномен: сущность и содержание / В. М. Долгова // Молодой ученый. — 2009. — № 9. — С. 149–152.
  4. Границкая, А. С. Научить думать и действовать / А. С. Границкая //Адаптивная система обучения. –М.: Просвещение, 2001. — 175 с.
  5. Зотова, О. И., Кряжева, И. К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности. Психологические механизмы регуляции социального поведения / О. И. Зотова, И. К. Кряжева. — М.: 1979. — 481 с.
  6. Кузнецов, П. С. Адаптация как функция развития личности / П. С. Кузнецов // Саратов: СГУ. — 1991. — 22–25 с.
  7. Шабурова, А. И. Привлечение студентов внебюджетной формы обучения в общественную жизнь университета как фактор их профессионализации / А. И. Шабурова // Успехи современного естествознания. — 2013. — № 10. — С.89–91.
  8. Прутченков, А.С., Фатов, И. С. Ученическое самоуправление: организационно-правовые основы, система деятельности: учебно-методическое пособие / А. С. Прутченков, И. С. Фатов. — М.: 2014. — 112с.
  9. Методические рекомендации к Требованиям к организации и проведению Регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) № 65/1 от 27.07.2016г [Электронный ресурс].URL: https://worldskills.ru.
  10. Перечень поручений Президента Российской Федерации В. Путина от 05.12.2014 № Пр-2821 «По реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 г»..
  11. Методические рекомендации к Требованиям к организации и проведению Регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) № 65/1 от 27.07.2016г [Электронный ресурс]. URL: http://worldskills74.ru.
Основные термины (генерируются автоматически): студенческий совет, внеучебная деятельность, внеучебная работа, студент, учебная деятельность, медицинский колледж, совет актива, студенческое самоуправление, участие, Российская Федерация.


Похожие статьи

Дистанционное обучение студентов педагогических вузов по дисциплине «охрана труда»

В статье доказана актуальность использования дистанционной формы обучения студентами педагогических вузов по дисциплине «Охрана труда». По мнению авторов, следует использовать дистанционную форму обучения для качественной подготовки высококвалифициро...

Внеаудиторная работа как фактор повышения мотивации изучения китайского языка на примере Корпуса переводчиков ARIS

В статье описывается процесс формирования иноязычной коммуникативной компетентности студентов языкового вуза в процессе участия в работе корпуса переводчиков «ARIS» Дальневосточного федерального университета. Корпус переводчиков является важной соста...

Организация самостоятельной работы учащихся в процессе обучения иностранному языку

Требованием времени является расширение поля самостоятельной деятельности школьников в образовательной среде. В Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения делается акцент на необходимость внедрения в учебный процесс самос...

Программа внеурочной деятельности «Будь здоров!». Направление: безопасность жизнедеятельности

Одной из важнейших проблем человечества является восприятие и отработка лавинообразного потока информации в любой отрасли его жизнедеятельности, умение адаптироваться в окружающем нас мире и выжить. Но в наше время появилась возможность нового вида д...

Роль ценностей образовательной среды военного института в процессе адаптации учащихся первого курса

Проблема адаптации человека к условиям жизненной среды уже длительное время является одним из направлений теоретических и прикладных исследований многих наук, в том числе и различных отраслей педагогики. Особый интерес к данной проблеме вытекает из ...

Теоретические методологические основы индивидуализации обучения иностранным языкам

В статье раскрывается актуальность темы индивидуализации обучения и формирования индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) обучающихся, которые учитывают особенность и интересы обучающихся и позволяют формировать иноязычную коммуникативную компе...

Тьюторское сопровождение, направленное на психолого-педагогическую адаптацию студентов-первокурсников колледжа заочной формы обучения, с применением дистанционных образовательных технологий

В статье рассмотрены возможности тьюторского сопровождения психолого-педагогической адаптации студентов-первокурсников колледжа заочной формы обучения с применением дистанционных образовательных технологий. Поступление в колледж на заочную форму обуч...

Значение физической подготовки для сотрудников уголовно-исполнительной системы

Данная работа рассматривает важные аспекты, которые необходимо учитывать при разработке программы физической подготовки для сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС). Исходя из специфики профессиональной деятельности сотрудников УИС, автор ра...

Особенности развития гибких компетенций студентов вуза в процессе обучения иностранным языкам (на примере КФУ)

Данное исследование посвящено изучению особенностей развития гибких компетенций у студентов высшего учебного заведения в процессе изучения иностранного языка на примере Казанского федерального университета. В статье анализируются факторы, влияющие на...

Значение развития методологических и организационных подходов в обеспечении автономной работы студентов

Среди целей образовательного процесса важнейшее значение имеет развитие способности студентов к непрерывному самообразованию, их стремление пополнять и обновлять знания, творческое использование на практике и в областях будущей профессиональной карье...

Похожие статьи

Дистанционное обучение студентов педагогических вузов по дисциплине «охрана труда»

В статье доказана актуальность использования дистанционной формы обучения студентами педагогических вузов по дисциплине «Охрана труда». По мнению авторов, следует использовать дистанционную форму обучения для качественной подготовки высококвалифициро...

Внеаудиторная работа как фактор повышения мотивации изучения китайского языка на примере Корпуса переводчиков ARIS

В статье описывается процесс формирования иноязычной коммуникативной компетентности студентов языкового вуза в процессе участия в работе корпуса переводчиков «ARIS» Дальневосточного федерального университета. Корпус переводчиков является важной соста...

Организация самостоятельной работы учащихся в процессе обучения иностранному языку

Требованием времени является расширение поля самостоятельной деятельности школьников в образовательной среде. В Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения делается акцент на необходимость внедрения в учебный процесс самос...

Программа внеурочной деятельности «Будь здоров!». Направление: безопасность жизнедеятельности

Одной из важнейших проблем человечества является восприятие и отработка лавинообразного потока информации в любой отрасли его жизнедеятельности, умение адаптироваться в окружающем нас мире и выжить. Но в наше время появилась возможность нового вида д...

Роль ценностей образовательной среды военного института в процессе адаптации учащихся первого курса

Проблема адаптации человека к условиям жизненной среды уже длительное время является одним из направлений теоретических и прикладных исследований многих наук, в том числе и различных отраслей педагогики. Особый интерес к данной проблеме вытекает из ...

Теоретические методологические основы индивидуализации обучения иностранным языкам

В статье раскрывается актуальность темы индивидуализации обучения и формирования индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) обучающихся, которые учитывают особенность и интересы обучающихся и позволяют формировать иноязычную коммуникативную компе...

Тьюторское сопровождение, направленное на психолого-педагогическую адаптацию студентов-первокурсников колледжа заочной формы обучения, с применением дистанционных образовательных технологий

В статье рассмотрены возможности тьюторского сопровождения психолого-педагогической адаптации студентов-первокурсников колледжа заочной формы обучения с применением дистанционных образовательных технологий. Поступление в колледж на заочную форму обуч...

Значение физической подготовки для сотрудников уголовно-исполнительной системы

Данная работа рассматривает важные аспекты, которые необходимо учитывать при разработке программы физической подготовки для сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС). Исходя из специфики профессиональной деятельности сотрудников УИС, автор ра...

Особенности развития гибких компетенций студентов вуза в процессе обучения иностранным языкам (на примере КФУ)

Данное исследование посвящено изучению особенностей развития гибких компетенций у студентов высшего учебного заведения в процессе изучения иностранного языка на примере Казанского федерального университета. В статье анализируются факторы, влияющие на...

Значение развития методологических и организационных подходов в обеспечении автономной работы студентов

Среди целей образовательного процесса важнейшее значение имеет развитие способности студентов к непрерывному самообразованию, их стремление пополнять и обновлять знания, творческое использование на практике и в областях будущей профессиональной карье...

Задать вопрос