Профессионализация содержания общеобразовательных дисциплин: от программы до учебно-методического комплекса (на примере профессий и специальностей «Машиностроение») | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Баталова, С. В. Профессионализация содержания общеобразовательных дисциплин: от программы до учебно-методического комплекса (на примере профессий и специальностей «Машиностроение») / С. В. Баталова, Т. Д. Тищенко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 3.1 (49.1). — С. 12-14. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/268/9243/ (дата обращения: 30.06.2024).



В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Профессионализация общеобразовательных дисциплин программ СПО на примере УГПС 15.00.00 «Машиностроение»». Приводятся результаты оформления инновационного опыта по профессионализации трех учебных дисциплин в форме инновационных продуктов (учебно-методических комплексов) и услуг (мастер-классов), направленных на повышение уровня профессиональной компетентности и развития профессионально значимых качеств в соответствии с ФГОС.

Ключевые слова: физическое воспитание, профессиональные качества, профессионально прикладная физическая подготовка, профилактика профессиональных заболеваний, профессионализация.

Участие педагогического коллектива техникума в работе краевой инновационной площадки велось в направлении выбранной темы — «Профессионализация общеобразовательных дисциплин программ СПО на примере УГПС 15.00.00 «Машиностроение». Цель — разработать и апробировать модель интеграции содержания профильных общеобразовательных дисциплин с дисциплинами профильной подготовки как средство повышения уровня готовности студентов к профессиональной деятельности в условия СПО. Для ее реализации были определены следующие задачи :

— провести анализ научно-педагогической литературы по проблеме исследования и обосновать необходимость интегративного подхода к разработке содержания образования в условиях реализации программ СПО;

— определить аспекты интеграции содержания, выделить уровни интеграции: теоретический, учебный, личностный, определить их функции, направленные на формирование у обучающихся интегративной картины мира;

— разработать модель интеграции содержания профильных общеобразовательных дисциплин с дисциплинами профильной подготовки на основе УГПС «Машиностроение» и реализовать ее на практике;

— определить эффективность модели интеграции содержания профильных общеобразовательных дисциплин с дисциплинами общепрофессионального и профессионального циклов;

выявить критерии и показатели эффективности представленной модели, выделить компоненты и уровни готовности к профессиональной деятельности студентов.

Работа осуществлялась в нескольких формах: диссеминация инновационного опыта по внедрению компонента профилирования общеобразовательных дисциплин, путем проведения мастер-классов; разработка инновационных методических продуктов.

За время работы краевой инновационной площадки было проведено два мастер-класса. Один из них состоялся в декабре 2022 года по теме «Профессионализация программы общеобразовательной дисциплины «русский язык»: подбор и адаптация практических материалов в разрезе оценки качества освоения программы». Его цель — наработка слушателями практического навыка организации работы и внедрения профкомпонента в содержание программ, показ приемов и способов интеграции профилирования на примере дисциплины «русский язык». Коллеги нашего образовательного учреждения поделились опытом, методическими наработками, возможными путями, направленными на осуществление комплексного подхода, интеграции структурных компонентов профиля в общеобразовательные программы. Участникам был предложен пакет документов, методических рекомендаций, алгоритм организации работы в этом направлении.

Второй мастер класс был проведен в мае 2023 года для членов педагогического коллектива техникума как результат обобщения инновационного опыта в формате апробации разработанных профильных программ. Цель: проведение мониторинговых и аналитических исследований эффективности внедрения программ профессионализации.

На нем преподаватели команды краевой инновационной площадки техникума представили и проанализировали результаты срезовых работ по общеобразовательным дисциплинам с элементами профилирования, где в соотнесенности «было — стало» зафиксирован средний балл результативности освоения обучающимися программного материала. Как видим, прослеживается тенденция к увеличению его освоения. Без внимания не осталась и мотивационная сфера. Проведенная диагностика указывает на положительную динамику.

Результаты мониторинга уровня мотивации обучения до и после внедрения в образовательный процесс учебно-методические комплексы с элементами профилирования

Рис. 1. Результаты мониторинга уровня мотивации обучения до и после внедрения в образовательный процесс учебно-методические комплексы с элементами профилирования

Итак, обновленное содержание учебных программ, как мы видим, продуктивно и нацелено на результат обучения. Помимо вышеперечисленных услуг, в формате обобщения опыта, преподавателями техникума была опубликована статья по теме «Профессионализация общеобразовательных дисциплин согласно ФГОС по направлению УГПС 15.00.00 Машиностроение», в которой представлен опыт деятельности инновационной площадки, приведены результаты профессионализации учебных дисциплин естественнонаучного цикла (математика, физика) как процесса повышения уровня профессиональной компетентности и развития профессионально значимых качеств будущих специалистов в соответствии с ФГОС.

Помимо мастер-классов за время работы краевой инновационной площадки были разработаны и методические продукты, а именно 3 учебно-методических комплекса по следующим дисциплинам: русский язык, ОБЖ и иностранный язык.

Представленные учебно-методические материалы содержат 3 рабочих программы: ОУД.01 «Русский язык», ОУД.07 «ОБЖ», ОУД.03 «Иностранный язык» с профессионально-прикладным модулем, в котором представлены задания профильной направленности с учетом подготавливаемой профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) для УГПС 15.00.00 «Машиностроение».

Также в учебно-методические комплексы вошли рабочие тетради по русскому языку, ОБЖ, иностранному языку и технологические карты уроков, примеры контрольно-оценочных средств.

Таким образом, результативность работы краевой инновационной площадки имеет положительную динамику и нацелена на конструктивное сотрудничество заинтересованных участников образовательных организаций СПО.

Литература:

  1. Вишневский, Ю. Р. Тренды высшего профессионального образования: профессионализация или депрофессионализация? / Ю. Р. Вишневский, Д. Ю. Нархов, Я. В. Дидковская // Образование и наука. — 2018. — № 1. — С. 152–170.
  2. Задорожная Н. В., интеграция содержания общеобразовательных учебных предметов с дисциплинами общепрофессионального цикла и профессиональными модулями как условие повышения качества образования / Н. В. Задорожная // Инновационное развитие профессионального образования. — 2023. — № 1 (37). — С. 87–94.
  3. Осипова Л. Б., Энвери Л. А. Профессиональная социализация студентов системы среднего профессионального образования // Вестник СГПУ. — 2021. — № 2 (71). — С. 126–13.
  4. Демчук, Л.А., Зеленина, И. Г. Подходы к организации деятельности образовательных организаций по интеграции основной образовательной программы среднего общего образования и основных программ профессионального обучения /Л. А. Демчк, И. Г. Зеленина, А. В. Коптелов, С. А. Ларюшкин, А. В. Машуков // Современное педагогическое образование. — 2021. — № 9. — С. 11–18.
Задать вопрос