Профессионализация содержания общеобразовательных дисциплин: от программы до учебно-методического комплекса (на примере профессий и специальностей «Машиностроение»)
Авторы: Баталова Светлана Викторовна, Тищенко Татьяна Дмитриевна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (49) июнь 2024 г.
Дата публикации: 30.05.2024
Статья просмотрена: 15 раз
Библиографическое описание:
Баталова, С. В. Профессионализация содержания общеобразовательных дисциплин: от программы до учебно-методического комплекса (на примере профессий и специальностей «Машиностроение») / С. В. Баталова, Т. Д. Тищенко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 3.1 (49.1). — С. 12-14. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/268/9243/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Профессионализация общеобразовательных дисциплин программ СПО на примере УГПС 15.00.00 «Машиностроение»». Приводятся результаты оформления инновационного опыта по профессионализации трех учебных дисциплин в форме инновационных продуктов (учебно-методических комплексов) и услуг (мастер-классов), направленных на повышение уровня профессиональной компетентности и развития профессионально значимых качеств в соответствии с ФГОС.
Ключевые слова: физическое воспитание, профессиональные качества, профессионально прикладная физическая подготовка, профилактика профессиональных заболеваний, профессионализация.
Участие педагогического коллектива техникума в работе краевой инновационной площадки велось в направлении выбранной темы — «Профессионализация общеобразовательных дисциплин программ СПО на примере УГПС 15.00.00 «Машиностроение». Цель — разработать и апробировать модель интеграции содержания профильных общеобразовательных дисциплин с дисциплинами профильной подготовки как средство повышения уровня готовности студентов к профессиональной деятельности в условия СПО. Для ее реализации были определены следующие задачи :
— провести анализ научно-педагогической литературы по проблеме исследования и обосновать необходимость интегративного подхода к разработке содержания образования в условиях реализации программ СПО;
— определить аспекты интеграции содержания, выделить уровни интеграции: теоретический, учебный, личностный, определить их функции, направленные на формирование у обучающихся интегративной картины мира;
— разработать модель интеграции содержания профильных общеобразовательных дисциплин с дисциплинами профильной подготовки на основе УГПС «Машиностроение» и реализовать ее на практике;
— определить эффективность модели интеграции содержания профильных общеобразовательных дисциплин с дисциплинами общепрофессионального и профессионального циклов;
— выявить критерии и показатели эффективности представленной модели, выделить компоненты и уровни готовности к профессиональной деятельности студентов.
Работа осуществлялась в нескольких формах: диссеминация инновационного опыта по внедрению компонента профилирования общеобразовательных дисциплин, путем проведения мастер-классов; разработка инновационных методических продуктов.
За время работы краевой инновационной площадки было проведено два мастер-класса. Один из них состоялся в декабре 2022 года по теме «Профессионализация программы общеобразовательной дисциплины «русский язык»: подбор и адаптация практических материалов в разрезе оценки качества освоения программы». Его цель — наработка слушателями практического навыка организации работы и внедрения профкомпонента в содержание программ, показ приемов и способов интеграции профилирования на примере дисциплины «русский язык». Коллеги нашего образовательного учреждения поделились опытом, методическими наработками, возможными путями, направленными на осуществление комплексного подхода, интеграции структурных компонентов профиля в общеобразовательные программы. Участникам был предложен пакет документов, методических рекомендаций, алгоритм организации работы в этом направлении.
Второй мастер класс был проведен в мае 2023 года для членов педагогического коллектива техникума как результат обобщения инновационного опыта в формате апробации разработанных профильных программ. Цель: проведение мониторинговых и аналитических исследований эффективности внедрения программ профессионализации.
На нем преподаватели команды краевой инновационной площадки техникума представили и проанализировали результаты срезовых работ по общеобразовательным дисциплинам с элементами профилирования, где в соотнесенности «было — стало» зафиксирован средний балл результативности освоения обучающимися программного материала. Как видим, прослеживается тенденция к увеличению его освоения. Без внимания не осталась и мотивационная сфера. Проведенная диагностика указывает на положительную динамику.
Рис. 1. Результаты мониторинга уровня мотивации обучения до и после внедрения в образовательный процесс учебно-методические комплексы с элементами профилирования
Итак, обновленное содержание учебных программ, как мы видим, продуктивно и нацелено на результат обучения. Помимо вышеперечисленных услуг, в формате обобщения опыта, преподавателями техникума была опубликована статья по теме «Профессионализация общеобразовательных дисциплин согласно ФГОС по направлению УГПС 15.00.00 Машиностроение», в которой представлен опыт деятельности инновационной площадки, приведены результаты профессионализации учебных дисциплин естественнонаучного цикла (математика, физика) как процесса повышения уровня профессиональной компетентности и развития профессионально значимых качеств будущих специалистов в соответствии с ФГОС.
Помимо мастер-классов за время работы краевой инновационной площадки были разработаны и методические продукты, а именно 3 учебно-методических комплекса по следующим дисциплинам: русский язык, ОБЖ и иностранный язык.
Представленные учебно-методические материалы содержат 3 рабочих программы: ОУД.01 «Русский язык», ОУД.07 «ОБЖ», ОУД.03 «Иностранный язык» с профессионально-прикладным модулем, в котором представлены задания профильной направленности с учетом подготавливаемой профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) для УГПС 15.00.00 «Машиностроение».
Также в учебно-методические комплексы вошли рабочие тетради по русскому языку, ОБЖ, иностранному языку и технологические карты уроков, примеры контрольно-оценочных средств.
Таким образом, результативность работы краевой инновационной площадки имеет положительную динамику и нацелена на конструктивное сотрудничество заинтересованных участников образовательных организаций СПО.
Литература:
- Вишневский, Ю. Р. Тренды высшего профессионального образования: профессионализация или депрофессионализация? / Ю. Р. Вишневский, Д. Ю. Нархов, Я. В. Дидковская // Образование и наука. — 2018. — № 1. — С. 152–170.
- Задорожная Н. В., интеграция содержания общеобразовательных учебных предметов с дисциплинами общепрофессионального цикла и профессиональными модулями как условие повышения качества образования / Н. В. Задорожная // Инновационное развитие профессионального образования. — 2023. — № 1 (37). — С. 87–94.
- Осипова Л. Б., Энвери Л. А. Профессиональная социализация студентов системы среднего профессионального образования // Вестник СГПУ. — 2021. — № 2 (71). — С. 126–13.
- Демчук, Л.А., Зеленина, И. Г. Подходы к организации деятельности образовательных организаций по интеграции основной образовательной программы среднего общего образования и основных программ профессионального обучения /Л. А. Демчк, И. Г. Зеленина, А. В. Коптелов, С. А. Ларюшкин, А. В. Машуков // Современное педагогическое образование. — 2021. — № 9. — С. 11–18.
Ключевые слова
физическое воспитание, Профессиональные качества, профессионализация, профессионально прикладная физическая подготовка, профилактика профессиональных заболеванийПохожие статьи
Прохождение педагогической практики дистанционно на примере освоения обучающимися ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие по специальности 44.02.01 Дошкольное образование
В статье рассматривается актуальный практический опыт научно-методического обеспечения и сопровождения дистанционного формата прохождения производственной педагогической практики в структуре среднего профессионального образования на примере ПП.01.01....
Эффективность сетевого взаимодействия методических объединений преподавателей технического английского
В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Повышение качества преподавания технического английского языка в профессиональных образовательных организациях Хабаровского края посредством сетевого взаимодействия». Представлены...
Особенности отбора компетентностно-ориентированного содержания дисциплин профессионального цикла
В статье рассмотрен вопрос отбора и проектирования компетентностно-ориентированного содержания дисциплины профессионального цикла направления подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)».
Оценка уровня овладения общими компетенциями у обучающихся образовательной программы «Учет и аудит в сфере предпринимательства»
В статье авторы исследуют оценку студентами значимости общих компетенций, полученных в ходе обучения и их влияние на овладение профессиональными компетенциями. Результаты исследования подтверждают важность оценки компетенций для разработки индивидуал...
Потенциальные возможности использования электронных образовательных ресурсов в условиях реализации профессиональных модулей ФГОС СПО 3+
В статье определяется роль электронных образовательных ресурсов в системе подготовки специалистов среднего звена. Отмечается, что в современных условиях интенсивно наращивается материальная база учреждений СПО, но остаются нерешенными вопросы эффекти...
Теоретические основы организации внеурочной деятельности в курсе биологии основного общего образования
Внеурочная деятельность рассматривается как важное направление деятельности образовательного учреждения в контексте требований ФГОС ООО. Рассмотрены уровни достижения воспитательных результатов при организации внеурочной деятельности, представлены ли...
Профессионально-деятельностное направление патриотического воспитания обучающихся по специальности «Коммерция (по отраслям)» с применением электронных и цифровых образовательных ресурсов
В статье представлен опыт планирования и проведения комплекса мероприятий профессионального цикла обучения патриотической направленности с применением эффективных инструментов воспитания.
Теоретические подходы к оценке качества образования тестированием посредством установления критериев
В статье представлены результаты исследования, целью которого стало определение теоретических подходов тестирования компетенций ФГОС ВПО третьего поколения как диагностического инструмента в образовательных организациях высшего образования. В ходе те...
Диагностика сформированности представлений о направлениях профессиональной деятельности выпускника магистратуры
В статье представлено описание сформированности знаний о направлениях профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник, освоивший программу магистратуры по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование. Определено отношение и...
Конвергенция личностно-ориентированных и групповых образовательных технологий при формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов-бакалавров направления подготовки «Прикладная математика и информатика»
Статья посвящена вопросам организации современного образовательного процесса в вузе посредством личностно-ориентированного подхода, что является наиболее эффективным при формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Рассмотрены ос...
Похожие статьи
Прохождение педагогической практики дистанционно на примере освоения обучающимися ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие по специальности 44.02.01 Дошкольное образование
В статье рассматривается актуальный практический опыт научно-методического обеспечения и сопровождения дистанционного формата прохождения производственной педагогической практики в структуре среднего профессионального образования на примере ПП.01.01....
Эффективность сетевого взаимодействия методических объединений преподавателей технического английского
В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Повышение качества преподавания технического английского языка в профессиональных образовательных организациях Хабаровского края посредством сетевого взаимодействия». Представлены...
Особенности отбора компетентностно-ориентированного содержания дисциплин профессионального цикла
В статье рассмотрен вопрос отбора и проектирования компетентностно-ориентированного содержания дисциплины профессионального цикла направления подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)».
Оценка уровня овладения общими компетенциями у обучающихся образовательной программы «Учет и аудит в сфере предпринимательства»
В статье авторы исследуют оценку студентами значимости общих компетенций, полученных в ходе обучения и их влияние на овладение профессиональными компетенциями. Результаты исследования подтверждают важность оценки компетенций для разработки индивидуал...
Потенциальные возможности использования электронных образовательных ресурсов в условиях реализации профессиональных модулей ФГОС СПО 3+
В статье определяется роль электронных образовательных ресурсов в системе подготовки специалистов среднего звена. Отмечается, что в современных условиях интенсивно наращивается материальная база учреждений СПО, но остаются нерешенными вопросы эффекти...
Теоретические основы организации внеурочной деятельности в курсе биологии основного общего образования
Внеурочная деятельность рассматривается как важное направление деятельности образовательного учреждения в контексте требований ФГОС ООО. Рассмотрены уровни достижения воспитательных результатов при организации внеурочной деятельности, представлены ли...
Профессионально-деятельностное направление патриотического воспитания обучающихся по специальности «Коммерция (по отраслям)» с применением электронных и цифровых образовательных ресурсов
В статье представлен опыт планирования и проведения комплекса мероприятий профессионального цикла обучения патриотической направленности с применением эффективных инструментов воспитания.
Теоретические подходы к оценке качества образования тестированием посредством установления критериев
В статье представлены результаты исследования, целью которого стало определение теоретических подходов тестирования компетенций ФГОС ВПО третьего поколения как диагностического инструмента в образовательных организациях высшего образования. В ходе те...
Диагностика сформированности представлений о направлениях профессиональной деятельности выпускника магистратуры
В статье представлено описание сформированности знаний о направлениях профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник, освоивший программу магистратуры по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование. Определено отношение и...
Конвергенция личностно-ориентированных и групповых образовательных технологий при формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов-бакалавров направления подготовки «Прикладная математика и информатика»
Статья посвящена вопросам организации современного образовательного процесса в вузе посредством личностно-ориентированного подхода, что является наиболее эффективным при формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Рассмотрены ос...