Профессионально-личностное становление будущего учителя как педагогическая проблема | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Арымбаева К. М., Кенжебаев Ж. А., Аяпов М. Профессионально-личностное становление будущего учителя как педагогическая проблема [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 109-111. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/275/13697/ (дата обращения: 22.06.2018).



В статье рассматриваются тенденции современного образования, которые влияют на профессиональное и личностное становление будущего учителя, на развитие творческой индивидуальности, способностей и интересов.

Ключевые слова: личность, учитель, профессиональные качества, личностные качества, воспитание, образование, компетентность, гуманность, интеллегентность, активность.

In the article examined to the tendency of modern education, that influences on the professional and personality becoming of future teacher, on development of creative individuality, capabilities and interests.

Keywords: personality, teacher, professional qualities, personality qualities, education, education, competence, humanity, activity.

Повышение качества подготовки учителей является ключевой идеей модернизации непрерывного педагогического образования.

Проблема профессионального становления учителя была актуальной во все времена и во всех странах мира, так как педагогические кадры являются тем основным звеном, от деятельности которых зависит эффективность системы образования и государства в целом. В связи с модернизацией современного образования, с ее диверсификацией значительно усложнились педагогические задачи учителей.

Идеалом учителя XXI века является учитель-исследователь — инициатор педагогических нововведений, способный выполнять функции первопроходца новых принципов, способов обучения и воспитания, соединять алгоритмическую деятельность с творческим поиском, учитывать особенности обучающихся в условиях дифференцированного обучения, сравнивать эффективность различных методов, приемов и средств обучения при решении одних и тех же дидактических задач; оценивать психологическую направленность и уровень воздействия тех или иных приемов на психические процессы обучающихся; ежедневно разрешать десятки проблемных педагогических ситуаций; проводить исследования в рамках различных концепций, сопоставляя противоположные точки зрения.

Характерной тенденцией современного профессионального образования является его гуманизация, направленность на развитие способностей и интересов личности, развитие её творческой индивидуальности.

Осознание педагогом самого себя в окружающем мире и свободный выбор жизненного пути позволяют через внутренние усилия самопознания прийти к профессионально-личностному успеху, к пониманию другого человека.

Реформы образования требуют инициативных, конкурентоспособных педагогов, умеющих совершенствовать свой педагогический потенциал, влиять через семью и школу на решение социальных проблем, улучшать духовную и нравственную атмосферу общественной жизни.

Так, ученые В. А. Болотов, Е. И. Исаев, В. И. Слободчиков, Н. А. Шайденко считают востребованными новые ценности профессионального образования: саморазвитие, самообразование и самореализацию. Профессионально-личностное становления педагога в современных условиях модернизации образования является педагогической проблемой, поскольку именно учитель является основным субъектом модернизации образования и без его активного, вдумчивого участия прогрессивные изменения невозможны.

За годы реформ изменились социально-экономические, политические, культурные условия педагогической деятельности, изменился сам педагог, его педагогическая позиция, ценности, мотивы, возраст.

Эти тенденции определяют необходимость осмысления в современных условиях целей, содержания и путей профессионально-личностного становления педагога.

Для исследования особенностей профессионально-личностного становления будущего учителя на современном этапе необходимо проанализировать и выявить педагогический смысл понятия «профессионально-личностное становление», выявить условия и раскрыть основные факторы, влияющие на данный процесс.

В педагогике и психологии термин «профессиональное становление личности» рассматривались в работах Е. И. Исаева, А. Б. Каганова, Е. А. Климова, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, Б. Гаргай, Э. Ф. Зеера, Л. М. Митиной, В. И. Слободчикова.

На становление личности будущих учителей влияют разные факторы: географические, климатические условия, наследственность, окружающие человека материальные и духовные условия, система образования, семья, активность самой личности, случайные обстоятельства, критические события. «Профессиональное становление педагога» — индивидуальный путь личности с начала формирования представлений о профессии и профессиональных намерениях до завершения профессиональной биографии.

В процессе профессионального становления «субъект все более выступает фактором своего развития, изменения, преобразования объективных обстоятельств в соответствии со своими личными свойствами» [1. с. 86].

Педагог может сам сознательно изменять свою профессиональную биографию, заниматься саморазвитием, самообразованием, самосовершенствованием. Профессиональное становление студента охватывает длительный период жизни будущего педагога, в ходе которого меняются жизненные и профессиональные планы, социально-экономические условия, приоритеты образования.

Авторы рассматривают профессиональное становление личности как процесс, в котором временно и последовательно сменяются периоды, ступени, стадии.

Так, К. Маркова выделяет три этапа: этап адаптации к своей профессии, этап самоактуализации в профессии, этап творческого преобразования. На первом этапе возникают адаптационные трудности методического, психологического характера. Этап самоактуализации в профессии связан с состояниями дискомфорта, тревожности, страха перед решениями новых задач, несоответствия своего профессионального уровня ожиданиям окружающих. Выход из кризиса в развитии профессионального творчества [1].

Опираясь на исследования зарубежных авторов, Б. Гаргай, выделяет пять стадий профессионального становления. Первая стадия — начинающие педагоги-практики. Они ориентированы на внешние рекомендации, т. к. имеют небольшой опыт работы и боятся совершить ошибку. Вторая стадия наступает после 2–3 лет работы в школе. Учителя, хотя и испытывают трудности в работе, но уже стремятся к анализу своей педагогической деятельности и определению ее смысла. На третьей стадии педагоги приобретают определенные умения, навыки и могут справиться с неординарными ситуациями. После 5–8 лет работы учителя вступают в период профессионального мастерства, для которого характерно умение видеть педагогические проблемы и успешно их решать. Пятая стадия наступает, когда педагоги отработали в школе более десяти лет [2].

В профессионально-личностном становлении ученый Э. Ф. Зеер выделяет семь стадий. Автор подчеркивает, что переход от одной стадии профессионального становления к другой выводит сложившуюся систему взаимодействия личности с социально-профессиональной средой из состояния равновесия. Это приводит к кризисам профессионального становления. Он выделяет семь кризисов: кризис учебно-профессиональной ориентации, кризис профессионального выбора, кризис профессиональной адаптации, кризис профессионального роста, кризис профессиональной карьеры, кризис социально-профессиональной самоактуализации на стадии мастерства, кризис утраты профессиональной деятельности [3].

Решающее значение в возникновении кризисов на первых стадиях профессионального становления имеют объективные факторы: смена ведущей деятельности, изменение социальной ситуации. На последующих стадиях все большую роль играют субъективные факторы: возрастание уровня притязаний и самооценки, проявление потребности в самоутверждении и самоосуществлении [3].

Кризисы побуждают педагога искать новые пути реализации профессиональной биографии, новые траектории профессионального и личностного становления. Профессиональное и личностного становления педагога рассматриваем «как поступательную активную деятельность, направленную на формирование педагогической позиции как достижения единства личностных и профессиональных смыслов, на развитие профессионального сознания в единстве с профессиональным поведением как результатом диагностического освоения педагогической культуры» [4].

Профессионально-личностное становление учителя — сложный, длительный процесс, ведущий к профессионализму. «Профессионализм учителя — это совокупность интегрированных фундаментальных знаний, обобщенных умений и способностей учителя, его профессионально-значимых и личностных качеств, высокий уровень технологичности, культуры и мастерства, творческий подход к организации педагогической деятельности, готовность к постоянному саморазвитию» [4, с. 98].

Знания, умения, способности педагога, готовность к постоянному саморазвитию являются важнейшими показателями профессионального и личностного становления. Профессионализм педагога, его мастерство обнаруживается главным образом в том, как он учит и воспитывает, как формирует у обучающихся интерес к добыванию знаний, как включает их в творческий процесс, какими путями реализует образовательные цели и задачи. Продуктивность педагогической деятельности во многом предопределяется уровнем овладения учителем современными педагогическими технологиями.

Таким образом, показателями профессионального и личностного становления будущего учителя являются высокий уровень теоретико-методологической компетентности; опыт работы с научной информацией; владение комплексом психолого- педагогических технологий; рефлексивные умения и навыки; анализ, обобщение опыта, выступления, публикации; активная педагогическая позиция; непрерывное самообразовательное чтение; знания, умения, готовность к постоянному саморазвитию.

Литература:

  1. Маркова, А. К. Психология труда учителя [Текст] / А. К. Маркова. -М.: Просвещение, 1993.
  2. Галицких, Е. О. Интегративный подход как теоретическая основа профессионально-личностного становления будущего педагога в университете [Текст]: диссертация доктора педнаук / Е. О. Галицких. — СПб., 2002.-387 с.
  3. Гаргай, В. Б. Повышение квалификации учителей на Западе: поведенческий подход [Текст] / В. Б. Гаргай // Педагогика. — 2005. — № 6. — С. 94- 102.
  4. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального развития [Текст] / Э. Ф. Зеер. — М.: Академия, 2006. — 239 с.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное становление, личностное становление, педагогическая деятельность, будущий учитель, профессионально-личностное становление, профессиональная биография, кризис, стадий, педагогическая позиция, современное образование.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос