Развитие творческого потенциала педагогов общеобразовательной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (159) июнь 2017 г.

Дата публикации: 22.06.2017

Статья просмотрена: 6990 раз

Библиографическое описание:

Тузова, Н. Н. Развитие творческого потенциала педагогов общеобразовательной организации / Н. Н. Тузова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 25 (159). — С. 316-319. — URL: https://moluch.ru/archive/159/44865/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье раскрывается понятие «творческий потенциал», рассматриваются особенности развития творческого потенциала педагогов общеобразовательной организации.

Ключевые слова: творческий потенциал, общеобразовательная организация, педагог, развитие, творческая личность

В наше время можно столкнуться с такой педагогической проблемой, как недостаточное развитие коммуникативных, творческих качеств человека, как личности. Способность к творчеству есть у каждого человека, а уровень творческих достижений не всегда бывает высоким, таким, каким должен обладать каждый современный педагог. Само понятие «творческий потенциал» человека имеет различные толкования, и невозможно найти общепризнанного определения.

В научной литературе мы встречаем целый ряд авторских определений, которые дополняют друг друга, а в ряде случаев противоречат друг другу. Основные определения представлены на рис. 1.

Рис. 1. Понятие творческий потенциал

Анализируя подходы разных ученых можно сказать, что единого мнения в определении данного понятия не существует. До сих пор авторы не могут прийти к единому мнению. Однако, большинство из них сошлись во мнении, что «творческий потенциал» — это та деятельность, которая оказывает помощь в развитии природных способностей, индивидуальных качеств личности, и может привести, в конечном итоге, к всесторонней реализации личностью своей индивидуальной и социальной субъектности.

Творческий потенциал может быть раскрыт, а может остаться абсолютно нетронутым. Это во многом зависит от обстоятельств развития этого феномена. Другими словами, имеются некие ограничения, которые в невыраженной форме могут тормозить раскрытие творческого потенциала личности.

Творческий потенциал личности — это совокупность интеллектуальных и практических ЗУН, умение применять их при постановке проблем и поиске решения с опорой только на свою интуицию, логику и одаренность в определенной сфере.

На рисунке мы представили понимание творческого потенциала человека как в узком, так и в широком смыслах.

Рис. 2. Творческий потенциал О. Ю. Яцкова

Следующим этапом развития творческих задатков человека является контроль качества выполнения работ. При всем этом большое внимание должно быть сконцентрировано на качестве самого процесса организации творческой деятельности и создании благоприятных условий для ее осуществления. При завершении того или иного проекта происходит сравнение результатов, полученных в процессе творческой деятельности и результатов, запланированных заранее. Не менее важным на этом этапе является анализ допущенных ошибок прошлого, выявление затруднений, возникавших в процессе решения творческих задач и внесение всех необходимых корректив. По мнению Ю. Н. Кулюткина для успешного развития творческого потенциала человека необходимы некоторые важные качества: творческая активность; оригинальность; способность и стремление к внесению новизны; комбинирование идей; перевоплощение мобилизации сил и прошлого опыта; наличие развитого воображения и эмоциональной отзывчивости. [5]

Г. С. Альтшуллер и И. М. Верткин выделили три типа творчества. Творчество первого типа (простейший) — к известной проблеме применить известное решение. Творчество второго типа — новое применение уже известного решения или старую задачу решить по-новому. Творчество третьего типа — для совершенно новой проблемы находится принципиально новое решение. Для того, чтобы общество развивалось, важен любой вид творчества. По мнению большинства ученых, если первый тип реализует прогресс, то два других решают задачи далекого будущего.

По данным, представленным в педагогической литературе, творческий потенциал педагога — это совокупность психических процессов и свойств личности, реализующихся в процессе творчества педагога. Его генетически заложенные основы влияют на выбор профессии, они формируются во время учебы и развиваются в дальнейшей профессиональной деятельности. В основе творческого потенциала заложены те источники саморазвития личности, которые способствуют его актуализации. Развитие творческого потенциала исходит из того, что целью современного педагогического образования является усвоение новых знаний, ценностей, личностных смыслов, а также формирование самодеятельностного субъекта, способного реализовать свою высокую интеллектуальность, творчество и нравственный потенциал, а так же развитие сущностных сил педагога, его интеллектуальных способностей не только обслуживать имеющиеся педагогические технологии, но и осуществлять инновационные процессы преобразования.

Развитие творческого потенциала сложный и разносторонний процесс, связанный с самоидентификацией, самоопределением и самореализацией личности. Исходная роль в системе развития творческого потенциала личности педагогов относится к регулятивным принципам — основным положениям, которые определяют ее содержание, методы, формы и средства в соответствии с поставленной целью. Модификация требований общества к учителю, знакомство с передовым педагогическим опытом, достижениями коллег запускают процессы самоидентификации, сопоставление собственных достижений с достижениями окружающих, качество удовлетворенности ими. В процессе самоопределения происходит выбор значимых целей, понимание путей их достижения и собственно происходит самореализация. В итоге ее вероятные возможности интеллектуальные, творческие, организаторские модифицируются в деятельность, направленную на достижение выбранных целей. На этом этапе педагог накапливает достаточную информацию, творчески ее видоизменяет, реализует в своей деятельности, анализирует результаты.

На рисунке 3 отражена система принципов развития творческого потенциала педагога.

Рис. 3. Принципы всестороннего развития творческого потенциала личности педагога по Л. И. Сергейчик

Суммируя имеющиеся классификации, на рисунке 4 мы представили наиболее эффективные на наш взгляд средства и методы развития творческого потенциала педагога.

Рис. 4. Классификация методов и средств развития творческого потенциала педагога

Таким образом, творческий потенциал представляет комплекс интеллектуальных и практических знаний, умений и навыков, способность их осуществлять при постановке проблем и поиске путей решения с опорой на интуицию и логическое мышление, одаренность в некоторой области. Для эффективного развития творческого потенциала личности необходимы такие качества, которые открывают в ней созидателя. Ведущими при этом являются: творческая активность, оригинальность, способность и стремление к внесению новизны, комбинированию идей, перевоплощению мобилизации сил и прошлого опыта, присутствие развитого воображения и эмоциональной отзывчивости, творческая инициатива. Творческий потенциал педагога — это комплекс психических процессов и свойств личности, которые реализуются в процессе педагогического творчества. Его генетически заложенные основы влияют на выбор профессии педагога, он складывается во время учебы и развивается в дальнейшей профессиональной деятельности. Развитие творческого потенциала сложный и разносторонний процесс, связанный с самоидентификацией, самоопределением и самореализацией личности. С ростом педагогического творчества и педагогического мастерства происходит ускорение темпов развития, трансформации и перехода на новый уровень. То есть, чем выше уровень творческого потенциала педагога, тем лучше и быстрее он развивается, и, наоборот, на низких уровнях реализации творчества темпы развития гораздо ниже. Тем не менее, резервы (невостребованные ресурсы) развития творческого потенциала педагога скрываются в нем самом. Только личное желание и готовность к росту позволит найти рациональные пути их использования. Становлению и развитию творческого потенциала педагога способствует реализация следующих взаимосвязанных психолого-педагогических условий: стимулирование активности, самостоятельности, внутренней свободы; использование рефлексии в процессе личностного и профессионального становления и развития; проектирование и организация образовательного процесса на основе личностных и профессиональных ценностей.

Литература:

  1. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. уч. заведений. — М.: Академия, 2012. — 320 с.
  2. Даринская Л. А. Творческий потенциал учащихся: методология, теория, практика: Монография. — СПб.: Питер, 2015. — 293 с.
  3. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. — М.: Знание, 2013. — 364 с.
  4. Кулюткин Ю. Н. Изменяющийся мир и проблема развития творческого потенциала личности. Ценностно-смысловой анализ. — СПб.: СПбГУПМ, 2013. — 84 с.
  5. Рындак В. Г. Творчество: Краткий педагогический словарь. Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2012. — 108 с.
  6. Степанов С. Ю., Семенов И. Н., Зарецкий В. К. Исследование проблем психологии творчества. — М.: Сфера, 2013. — 42 с.
  7. Штерн В. Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста. — М.: Академия, 2012. — 128 с.
  8. Яцкова О. Ю. Анализ понятия «творческий потенциал» в современной педагогической литературе // Педагогика: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 25–27.
Основные термины (генерируются автоматически): творческий потенциал, творческий потенциал педагога, развитие, творческий потенциал личности, дальнейшая профессиональная деятельность, единое мнение, известное решение, общеобразовательная организация, педагогическое творчество, прошлый опыт.


Похожие статьи

Педагогические условия развития творческого потенциала педагогов

В статье представлены результаты исследований учёных о педагогических условиях, развитии творческого потенциала, рассматриваются обстоятельства и направления профессиональной деятельности педагога, которые лежат в основе достижения эффективных резуль...

Творческое саморазвитие личности в процессе обучения в учреждениях среднего профессионального образования

В статье раскрывается сущность творческого саморазвития личности, рассматриваются структурные компоненты творческого саморазвития: ценностный, мотивационный, когнитивный, деятельностно-творчекий, аналитический.

Формирование управленческой культуры педагога образовательной организации

В статье рассматривается управленческая культура педагога как одна из составляющих профессиональной компетентности. Дается содержательная характеристика формирования данного понятия.

Развитие творческого потенциала учащихся в процессе обучения

В статье рассматриваются способы и пути развития литературной одаренности обучающихся

Профессионально-личностное становление будущего учителя как педагогическая проблема

В статье рассматриваются тенденции современного образования, которые влияют на профессиональное и личностное становление будущего учителя, на развитие творческой индивидуальности, способностей и интересов.

Проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся

В статье исследуется проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся. Описываются модель и основные психолого-педагогические условия развития творческого потенциала школьников в подростковом возрасте.

Роль личности педагога в формировании нравственной культуры общества

В статье авторы пытаются определить влияние личности педагога на формирование нравственной культуры общества посредством воспитания подрастающего поколения.

Творчество педагога дополнительного образования как важная составляющая образовательного процесса

В статье автор раскрывает основные аспекты творческого подхода в педагогике дополнительного образования, его влияние на эффективность образовательного процесса, включая умение педагога создавать стимулирующую и поддерживающую среду, оказывающую влиян...

Развитие компетентности современного учителя

В работе описывается поиск и внедрение эффективных инновационных педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс, в практику воспитания и формирования личности учителя.

Особенности развития творческого потенциала педагогов образовательных организаций

В статье представлены мнения учёных об особенностях развития творческого потенциала педагогов образовательных организаций, факторах, влияющих на них; раскрываются принципы всестороннего развития творческого потенциала личности педагога, говорится о ф...

Похожие статьи

Педагогические условия развития творческого потенциала педагогов

В статье представлены результаты исследований учёных о педагогических условиях, развитии творческого потенциала, рассматриваются обстоятельства и направления профессиональной деятельности педагога, которые лежат в основе достижения эффективных резуль...

Творческое саморазвитие личности в процессе обучения в учреждениях среднего профессионального образования

В статье раскрывается сущность творческого саморазвития личности, рассматриваются структурные компоненты творческого саморазвития: ценностный, мотивационный, когнитивный, деятельностно-творчекий, аналитический.

Формирование управленческой культуры педагога образовательной организации

В статье рассматривается управленческая культура педагога как одна из составляющих профессиональной компетентности. Дается содержательная характеристика формирования данного понятия.

Развитие творческого потенциала учащихся в процессе обучения

В статье рассматриваются способы и пути развития литературной одаренности обучающихся

Профессионально-личностное становление будущего учителя как педагогическая проблема

В статье рассматриваются тенденции современного образования, которые влияют на профессиональное и личностное становление будущего учителя, на развитие творческой индивидуальности, способностей и интересов.

Проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся

В статье исследуется проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся. Описываются модель и основные психолого-педагогические условия развития творческого потенциала школьников в подростковом возрасте.

Роль личности педагога в формировании нравственной культуры общества

В статье авторы пытаются определить влияние личности педагога на формирование нравственной культуры общества посредством воспитания подрастающего поколения.

Творчество педагога дополнительного образования как важная составляющая образовательного процесса

В статье автор раскрывает основные аспекты творческого подхода в педагогике дополнительного образования, его влияние на эффективность образовательного процесса, включая умение педагога создавать стимулирующую и поддерживающую среду, оказывающую влиян...

Развитие компетентности современного учителя

В работе описывается поиск и внедрение эффективных инновационных педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс, в практику воспитания и формирования личности учителя.

Особенности развития творческого потенциала педагогов образовательных организаций

В статье представлены мнения учёных об особенностях развития творческого потенциала педагогов образовательных организаций, факторах, влияющих на них; раскрываются принципы всестороннего развития творческого потенциала личности педагога, говорится о ф...

Задать вопрос