В статье представлен анализ понятия «творческий потенциал» в современной психологической литературе на основе данных различных исследователей.
Ключевые слова: творчество, креативность, творческий потенциал.
Понятие «творчество» является фундаментальным термином «творческий потенциал». Согласно Большому толковому словарю по культурологии, творчество — это процесс культурной деятельности человека, в результате которого создаются качественно новые материальные и духовные ценности. Творчество — это способность человека создавать новую реальность из материала, доставляемого реальностью, который удовлетворяет разнообразные потребности человеческой жизни [6].
Я. А. Пономарев считает, что творчество является необходимым условием развития материи, формирования ее новых форм, с появлением которых меняются формы творчества. Человеческое творчество является лишь одной из этих форм [8].
А. Г. Спиркин предлагает следующее определение: творчество — это духовная деятельность, результатом которой является создание оригинальных ценностей, установление новых, ранее неизвестных фактов, свойств и закономерностей материального мира и духовной культуры [12].
Близким к творчеству понятием является понятие «креативность», которое представляет собой способность человека генерировать необычные идеи, находить оригинальные решения и отклоняться от традиционных моделей мышления [4].
М. А. Холодная отмечает, что творчество рассматривается в узком и широком смысле. Творчество в узком смысле — это разные мысли, отличительной чертой которых является готовность выдвигать множество одинаково правильных представлений об одном и том же объекте. Творчество в широком смысле этого слова — это творческие интеллектуальные способности, в том числе способность приносить что-то новое для опыта, способность генерировать оригинальные идеи в контексте решения и постановки новых проблем, способность распознавать пробелы и противоречия, а также формулировать гипотезы относительно недостающих элементов ситуации, способность отказаться от стереотипного мышления [13].
Словосочетание «творческий потенциал» как понятие в научных источниках используется с 90-х годов XX века. В словаре термин «потенциал» трактуется как открытые возможности в каком-либо отношении. В философском понимании потенциал — это источник, возможность, средство, запас, который может использоваться человеком для решения проблемы, достижения конкретной цели. В психологии потенциал личности — это уровень формирования ее психических свойств и качеств, которые в совокупности представляют собой резерв для повышения эффективности деятельности, дальнейшего развития и творческого проявления. Потенциал конкретизирует в себе умственные способности человека во всем его спектре, начиная от психических свойств и заканчивая профессиональными навыками и личными психофизиологическими ресурсами. Что касается творчества, потенциал подразумевает наличие личностных качеств, обеспечивающих развитие личности, а также создание новых социально значимых объектов духовной и материальной культуры [5, 9, 11].
«Творческий потенциал» становится строго научным предметом исследования в работах П. К. Энгельмейера в начале XX в. Затем всплеск активности в изучении отдельных аспектов развития творческого потенциала личности был отмечен в исследованиях философов С. Р. Евинзона, М. С. Кагана, Е. В. Колесниковой, П. Ф. Коровчука, И. О. Мартынюк и других, а также в психологов Л. Б. Богоявленской, Л. Б. Ермолаев-Томиной, Ю. Н. Кулюткина, А. М. Матюшкина, Я. А. Пономарева, Г. С. Сухобской и других в 60–80-х годах.
Будучи довольно сложным образованием, творческий потенциал не имеет однозначного толкования, общепризнанного определения.
Т. Г. Браже определяет творческий потенциал как совокупность системы знаний, навыков и убеждений, на основе которой строится и регулируется деятельность; развитое чувство нового, открытость человека всему новому; высокую степень развития мышления, его гибкость, нестереотипность и оригинальность, умение быстро менять методы действия в соответствии с новыми условиями деятельности. А развитие творческого потенциала в целом заключается в поиске путей развития каждого из компонентов и способов их взаимосвязи [1].
С точки зрения Ю. Н. Кулюткина, творческий потенциал личности, определяющий эффективность его деятельности в изменяющемся мире, характеризуется не только сложившимися в человеке ценностно-смысловыми структурами, концептуальным аппаратом мышления или методами решения проблем, но и также какой-то общей психологической базой, которая их определяет. Есть основания полагать, что такой основой (таким потенциалом развития) является системное формирование личности, для которого характерны мотивационные, интеллектуальные и психофизиологические резервы развития, а именно: богатство потребностей и интересов личности, ее направленность о все более полной самореализации в различных областях труда, познания и общения; уровень развития интеллектуальных способностей, позволяющих человеку эффективно решать для него новые жизненные и профессиональные проблемы, особенно глобального характера, то есть: быть открытым по отношению к новому; реально подходить к возникающим проблемам, видеть их во всей их сложности, непоследовательности и разнообразии; обладать широким и гибким мышлением, видеть альтернативные решения и преодолевать сложившиеся стереотипы; критически анализировать опыт, уметь извлекать уроки из прошлого; высокая работоспособность человека, его физическая сила и энергия, уровень развития его психофизиологических способностей [7].
Л. К. Веретенникова предлагает рассматривать творческий потенциал как неотъемлемую характеристику личности. Она отмечает, что ядром творческого потенциала является способность человека создавать новое, оригинальное, то есть способность быть творческим. В то же время творческий потенциал личности не может быть сведен только к этой способности; последнее не существует как нечто отдельное, изолированное от других черт личности. Этот потенциал, наряду с названной способностью, предполагает формирование системы других, тесно связанных и взаимопроникающих черт личности, среди них психические процессы, интеллект, ориентация и другие [2].
В. Г. Рындак и Л. В. Мещерякова определяют творческий потенциал как систему личностных качеств, которые оптимально меняют методы действия в соответствии с новыми условиями, а также знания, навыки, ориентацию, определяющие развитие педагогических инноваций, в конечном итоге побуждающие человека к творческому развитию и самореализации. Творческий потенциал способствует выведению личности на новый уровень жизнедеятельности — творческий, преобразующий общественную сущность, когда личность реализует, выражает себя не только в порядке разрешения ситуации, ответа на ее требования, а и в порядке встречного, противостоящего, преобразующего ситуацию и саму жизнь решения [10].
Из анализа работ Л. А. Даринской следует, что творческий потенциал — это целостный концепт, включающий в себя естественные генетические, социальные, личностные и логические компоненты, которые вместе представляют знания, умения, способности и стремления человека трансформироваться в различных сферах деятельности в рамках рамки универсальных норм морали. Творческий потенциал, по мнению автора, как система личностных способностей, знаний, умений, взаимоотношений характеризуется через: стремление к значению собственной личности (самореализация); творческий подход к образовательной деятельности; творческая деятельность в образовательной деятельности; умение самовыражаться; отражение своей жизни; ориентация на творческую деятельность в меняющемся образовательном пространстве [4].
Таким образом, творчество представляет собой процесс деятельности человека по созданию оригинальных ценностей, установление новых фактов, свойств и закономерностей для удовлетворения человеческих потребностей, креативность — способностью человека к созданию необычных идей, оригинальных решений, привнесению нового. Анализ различных исследований позволил прийти к выводу о том, что на данный момент нет единого мнения по поводу определения и содержания понятия «творческий потенциал». Однако многие ученые и исследователи этой проблемы сходятся в одном: творческий потенциал является способностью к творческой деятельности и самореализации через эту деятельность.
Литература:
- Браже Т. Г. Развитие творческого потенциала и изучение профессионального мастерства учителя литературы. Методические рекомендации. Ленинград, 1996
- Веретенникова Л. К. Подготовка будущих учителей к формированию творческого потенциала школьников: диссертация... доктора педагогических наук: 13.00.01 Количество страниц — 340 с.
- Горовая Валерия Ивановна, Петрова Нина Фёдоровна Творческий потенциал личности и его развитие // Вестник ГУУ. 2013. № 11. С. 136–139.
- Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.; Питер; 2009. 434 c.
- Караваев Александр Федорович, Зверев Вадим Олегович, Гилль Владимир Робертович Формирование психологического потенциала личности сотрудника // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2008. № 4. С. 44–46.
- Кононенко Б. И. Большой толковый словарь по культурологии. М.: Вече, 2003. 511 с.
- Кулюткин Ю. Н. Изменяющийся мир и проблема развития творческого потенциала личнсти. Ценностно-смысловой анализ. — СПб.: СПбГУПМ, 2001. — 84 с.
- Пономарев Я. А. Психология творчества: Тенденции развития психологической науки / Я. А. Пономарев. — М., 1988. С. 43
- Психология: словарь / под ред. А. М. Петровского. — Москва: Политиздат, 1990. — 448 с.
- Рындак В. Г., Мещерякова Л. В.. Теоретические основы развития творческого потенциала учителя (в процессе освоения педагогических инноваций). — М.: Педагогический вестник, 1998. — 116 с.
- Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. — 4-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1987. — 1599 с.
- Спиркин А. Г. Сознание и самосознание / А. Г. Спиркин. — М., 1972., с. 193
- Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2002. — 272 с.