В статье представлены онтологический, антропологический, аксиологический, деятельностно-организационный, способностный, развивающий, интегративный, энергетический и ресурсный подходы к пониманию творческого потенциала.
Ключевые слова: творческий потенциал, онтологический подход, антропологический подход, аксиологический подход, деятельностно-организационный подход, способностный подход, развивающий подход, интегративный подход, энергетический подход, ресурсный подход.
Многие ученые и исследователи, занимавшиеся проблемой определения понятия «творческий потенциал», пришли к выводу, что он представляет собой способность к творческой деятельности и самореализацию через эту деятельность.
В исследовании творческого потенциала человека наметилось несколько подходов: онтологический, антропологический, аксиологический, деятельностно-организационный, способностный, развивающий, интегративный, энергетический и ресурсный подходы.
Сторонниками онтогенетического подхода являются М. В. Копосова, В. Н. Николко, М. В. Шакурова и другие. М. В. Копосова и В. Н. Николко рассматривают творческий потенциал как характерное свойство личности, определяющее меру его возможностей в творческой самореализации и самосуществования. Это явление признано важнейшим родовым фактором человечества, способом актуализации творческой сущности отдельной личности [7, 15].
По мнению М. В. Шакуровой, творческий потенциал проявляется как совокупность, взаимодействие, взаимопроникновение естественного и социального, рационального и иррационального, наддеятельностного и деятельностного, объективного и субъективного, предактуального и постактуального компонентов, имеющих внутренний и внешний план реализации [20].
Н. В. Мартинович исследует творческий потенциал с позиций антропологического личностно-деятельностного, социологического и культурного подходов. В этом случае творческий потенциал интерпретируется как исходная предпосылка «для саморазвития человека. Он представляет собой наличную совокупность готовности, возможности и способности личности осуществлять деятельность, цель которой заключается в выражении своей «самости». Творческий потенциал способствует выведению личности на новый уровень жизнедеятельности — творческий, преобразующий общественную сущность, когда личность реализует, выражает, утверждает себя не только в порядке разрешения ситуации, ответа на ее требования, но и в порядке встречного, противостоящего, преобразующего ситуацию и саму жизнь, отношения своего решения» [11, с. 6–7]. Очевидно, что обращение к целостности и различным проекциям реализации человеческой сущности (антропологический подход) приближает автора к существенным (онтологическим) характеристикам рассматриваемого явления.
Будучи довольно сложным образованием, творческий потенциал личности не имеет однозначного толкования, общепринятого определения. Л. П. Буева, В. И. Горовая, М. С. Каган, А. В. Кирьякова Т. Н. Таранова и другие рассматривают творческий потенциал в контексте аксиологического подхода. Они определяют данное понятие как репертуар приобретенных и независимо развитых навыков и умений, как способность действовать и меру их реализации в определенной области деятельности и общения [5, 6].
В рамках деятельностно-организационного подхода это явление рассматривается как качество, характеризующее меру способности человека осуществлять творческую деятельность. Г. С. Альтшуллер, И. О. Мартынюк, В. Г. Рындак и другие рассматривают творческий потенциал как меру способности человека осуществлять творческую деятельность [1, 12].
В работах Д. Б. Богоявленской, А. В. Брушлинского, Я. А. Пономарева, Е. Л. Яковлевой и других представлен способностный подход, позволяющий отождествлять творческий потенциал с творческими способностями человека и рассматривать его как интеллектуальную и творческую предпосылку творческой деятельности [3, 21].
С точки зрения развивающего подхода к изучению творческого потенциала человека, исследователи О. С. Анисимов, В. В. Давыдов, Г. Л. Пихтовников и другие определяют его как совокупность реальных способностей, умений и способностей, определенный уровень их развития [2, 4, 17].
Аспект «развития» творческого потенциала очень популярен в педагогических исследованиях. На стыке личностных и гуманистических подходов Б. Ж. Насакова считает, что творческий потенциал представляет собой «интеграционную личностную характеристику, включающую в себя возможность к осуществлению деятельности творческого характера, потребность и готовность к творческой самореализации» [14, с. 11], развитие творческого потенциала является сущностью обеспечения творческой самореализации и осознания внутренней ценности этого процесса, его результатов.
По мнению таких сторонников энергетического подхода, как Н. В. Кузьмин, Л. Н. Столович и других, творческий потенциал отождествляется с психоэнергетическими ресурсами и личностными резервами, которые выражаются в необычайной интенсивности духовной жизни и могут быть реализованы в других видах деятельности [9].
В. Н. Марков, Т. А. Саломатов, Ю. В. Синягин и другие придерживаются ресурсного подхода. С точки зрения этого подхода В. Н. Марков и Ю. В. Синягин подчеркивают, что творческий потенциал, являясь индикатором ресурса, постоянно расходуется, обновляется в течение жизни субъекта, реализуется во взаимосвязи с окружающим миром, а также является системным качеством [10, 18].
Группа исследователей, авторы которых изучают творческий потенциал индивида с позиций интегративного подхода, достаточно широко представлена. К ней относятся Е. А. Алексеева, С. Г. Глухова, П. Ф. Кравчук, А. М. Матюшкин, А. И. Санникова, В. В. Сериков, А. К. Уразова и другие. В рамках этого подхода исследователи подчеркивают интегративность как характерное свойство и определяют творческий потенциал как дар, доступный каждому, как интегративную личностную характеристику человека, которая представляет собой системную динамическую формацию, которая, согласно П. Ф. Кравчуку, отражает меру возможностей воплощения ее основных творческих сил в реальной трансформирующей практике; по мнению А. М. Матюшкин выражает отношение человека к творчеству (позиция, отношение, направленность) [8, 13].
Интеграция различных подходов позволила К. В. Петрову прийти к выводу, что есть «личностные возможности человека по реализации творчества, характер их проявления зависит от конкретных характеристик действительности, в которых оказывается личность, и от нее самой (ее мотивации, волевых качеств, креативности, самостоятельности, уверенности в себе и других). По мнению автора, развитие творческого потенциала происходит как переход от потенциального к актуальному и рассматривается не только как природно-обусловленные, а прежде всего как восполняемые ресурсы, но восполняемые или возобновляемые не «автоматически», а произвольно» [16, с. 14–15].
Таким образом, на данном этапе развития психологической науки не существует единого подхода к понимаю творческого потенциала.
Литература:
- Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. Петрозаводск: Скандинавия, 2004. 96 с.
- Анисимов О. С. Современное образование: от рассудочности к разумности // Образование и наука. № 3. 2014. С. 107–123.
- Брушлинский А. В. К психологии творческой деятельности // Человек, творчество, наука. 1967. С. 14–15.
- Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Академия, 2004. 288 с.
- Каган М. С. Общение как философская проблема // Философские науки. 1975. № 5. С. 40–51.
- Кирьякова А. В. Развитие аксиологического потенциала личности в условиях университетского образования // Вестник ОГУ. 2006. № 1–1 (51). С. 6–14.
- Копосова М. В. Развитие творческого потенциала детей средствами театрального искусства: дис.канд. пед. наук. М.: 1994. 272с.
- Кравчук П. Ф., Лысенко В. А. Формирование и реализация коммуникативной культуры личности посредством творчества // Вопросы культурологии. 2010. № 1. С. 22–27.
- Кузьмина Н. В. Способности, одаренности и талант учителя. Д.: ЛГУ, 1985.32 с.
- Марков В. Н. Творческий потенциал и его оценка // Акмеология. 2014. № 3 (51). С. 103–112.
- Мартинович Н. В. Развитие творческого потенциала личности в системе высшего образования: автореф. дис.... канд. социол. наук. Курск, 2005. 24 с.
- Мартынюк И. О. Творческий потенциал инженера: условия и факторы реализации. Киев: Знание, 1988. 216 с.
- Матюшкин А. М. Мышление, обучение, творчество. М.: МПСИ, 2003. 720 с.
- Насакова Б. Ж. Развитие творческого потенциала старшеклассников в профильном обучении: автореф. дис.... канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2013. 25 с.
- Николко В. Н. Творчество как новационный процесс. Симферополь: Таврия, 1990. 189 с.
- Петров К. В. Акмеологическая концепция развития творческого потенциала учащихся: автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 2008. 66 с.
- Пихтовников Г. Л. Творческий потенциал молодого рабочего: состояние и пути реализации в производственном коллективе: дис. … канд. философ. наук. М., 1998. 24 с.
- Синягин Ю. В. Новые подходы к оценке управленческого потенциала руководителей // Акмеология. 2009. № 4. С. 63–70.
- Столович Л. Н. Жизнь — творчество — человек: функции художественной деятельности. М.: Политиздат, 1985. 415 с.
- Шакурова М. В. Развитие творческого потенциала детей средствами театрального искусства // Человек и общество: история и современность: межвузовский сборник научных трудов. Вып. 3. Воронеж: ВГПУ, 2004. С. 86–100.
- Яковлева Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности. М.: Флинта, 1997 224 с.