В статье рассматриваются основные методологические подходы к исследованию категории «правовая культура правотворческого процесса», среди которых историко-правоведческий, аксиологический, функциональный, цивилизационный, герменевтический и др. Автор приходит к выводу о необходимости исследования правовой культуры на основе сочетания различных методологий, что является отражением особенностей данного феномена.
Ключевые слова: правовая культура; правотворческий процесс; аксиологический подход; герменевтический подход; функциональные подход; цивилизационный подход; историко-правоведческий подход; антропологический подход; культурологический подход; социологический подход.
Правовая культура правотворческого процесса выступает как способ обеспечения законности, поскольку именно посредством правотворческой деятельности формируется правовой фундамент государства. Поэтому для государства и общества, для надлежащего функционирования политических и правовых институтов весьма актуально, каков уровень и качество правовой культуры правотворческого процесса, как она формируется и проявляется на разных его этапах и к каким результатам приводит.
В отечественной юридической науке феномен правовой культуры находит различные интерпретации, что является вполне закономерным явлением. Многочисленные определения и толкования правовой культуры отражают лишь грани ее проявления, социальные отношения, на которые она распространяется и из которых развивается.
Активное изучение и выделение правовой культуры обусловлено ее ролью в жизни общества и определяется рядом обстоятельств:
1) правовая культура — своеобразная форма гармоничного развития человека, через которую достигается общесоциальный прогресс. Этот процесс связан как с созданием собственно правовых ценностей, так и с предоставлением обществу необходимых юридических условий для спокойного и упорядоченного развития;
2) правовая культура является средоточением накопленных человечеством юридических ценностей. Правовая культура — живой организм, все элементы которого — нормы, юридические акты, институты, процессы, режимы, статусы — обладают качествами продуктов человеческого духа, кропотливого труда, исторического отбора, жизненной апробации;
3) правовая культура, практически единственная глобальная форма, через которую воспроизводится ценность и своеобразие национальных правовых феноменов — государственности, правовой системы, правопорядка. Правовая культура несет в себе «генетический код» всей суммы отечественных юридических явлений, служит как средством их обогащения в процессе право-культурного обмена, так и преградой от разрушающего инокультурного влияния. [4, с.3]
Методологическое значение для понимания правовой культуры правотворческого процесса имеют различные подходы к исследованию данного феномена.
Выявлению характера воздействия внешних и внутренних факторов, условий и среды на эволюцию правовой культуры способствует историко-правоведческий подход. Исторический подход представляет собой три взаимосвязанных методологических аспекта. Во-первых, это необходимость исследования культуры с позиций закономерности и объективности, т. е. процесса становления ее в качестве социальной реальности. Во-вторых, в рамках исторического подхода предоставляется возможность показать происхождение культуры, ее источники, пути их развития. В-третьих, исторический подход нацелен на изучение культуры как результата процесса деятельности людей в рамках социальных коллективов, создающих продукты своей деятельности в виде традиций, норм и способных адаптировать их к конкретной социальной среде.
Таким образом, историко-правоведческий подход способствует выявлению сущности культуры, формированию научных понятий и категорий, закономерностей, выраженных в характеризующих ее теоретических абстракциях. Исторический подход закрепляет принципы, средства культуры, на основе которых впоследствии формируется методология научного познания конкретных процессов и свойств ее производной — в частности, правовой культуры в сфере правотворческого процесса.
Одним из основных подходов к исследованию правовой культуры является аксиологический, согласно которому правовая культура выступает как развивающаяся система правовых ценностей (правосознание, законодательство, юридическая деятельность, правовая наука), созданных и создаваемых в ходе развития общества и впитавших в себя передовые достижения юридической культуры человечества. [7, с.122] Следовательно, аксиологический анализ правовой культуры позволяет дать объективную оценку всех ее явлений, определить общественно-историческую значимость, рассмотреть социальные основы правовой культуры, а также свойства ее нормативности. В конечном итоге, ценность правовой культуры и состоит в том, что она обладает нормативными характеристиками.
Определенное значение в юридической науке имеет функциональный подход к исследованию правовой культуры, который осуществляется с позиций увеличения роли человека в правовой жизни. В данном случае под правовой культурой правотворческого процесса можно понимать разновидность общественной культуры, отражающей определенный уровень правосознания и законности, совершенства законодательства и юридической практики. Используя функциональное представление о правовой культуре, можно говорить о связи ее содержательной стороны со степенью развитости социальных качеств субъектов правотворческого процесса, активной преобразующей роли человеческого мышления в сфере правовой культуры.
Цивилизационный подход дает возможность рассматривать правовую культуру как многовариантный процесс. Использование данного подхода, с одной стороны, позволяет рассмотреть эволюцию правовой культуры с различных точек зрения, а с другой — обусловливает необходимость изучения правовой культуры всех субъектов правотворческого процесса.
На разработку средств понимания и истолкования всевозможных значений и смыслов, содержащихся в письменной и устной речи, в оценках и суждениях, направлена герменевтическая методология. [2, с.14] Правовая культура здесь выступает как социальное, имеющее ярко выраженную цель явление, которое охватывает всю совокупность ценностных компонентов правовой действительности.
Правовые нормы создаются при помощи различных специфических законодательно-технических средств, выработанных в процессе правотворчества. К таким средствам относятся и языковые средства. Необходимость их вызвана тем, что юридическое отражение действительности обусловлено чувственным и логически-разумным восприятием правовых норм. Законодательно-технические средства, воплощающие замысел законодателя в действительность, превращаются в форму законодательства тогда, когда они поставлены законодателем в определенную зависимость с его содержанием. Поэтому чем совершеннее форма законодательства, тем сильнее воздействие права на правосознание и правовую культуру. Кропотливая работа над формой, над законодательной терминологией, стилистикой — одной из условий эффективности законодательных актов.
Рассматривая правовую культуру через призму герменевтического подхода, можно выделить два ее параметра — творческий и личностный, благодаря которым правовая культура вычленяется из всего комплекса социальной жизни. Данная концепция характеризуется гуманистической направленностью, подчеркивает фундаментальную роль личности, ее способность излагать свои мысли и формулировать нормы права. Категория «правовая культура» характеризует ценностный срез правовой реальности, уровень ее развития, включенность в достижения цивилизации, в том числе прогресса и в языковой культуре.
Отдельно проявляет свое значение антропологический подход, который позволяет определить место личности в правовой жизни общества. Данный подход обеспечивает объективное рассмотрение закономерностей формирования и функционирования правовой культуры. и позволяет разграничить культуру как творение человека и культуру, созданную природой. Правовая культура здесь рассматривается как результат деятельности человека, поскольку право и правовая культура возникают там, где есть мыслительная деятельность людей. Достоинством антропологического подхода является его широта, так как правовая культура исследуется как проявление различных составляющих жизни общества.
В рамках культурологического подхода правовая культура рассматривается безотносительно конкретного государства, здесь выявляются общие для правовых систем закономерности ее развития и функционирования. Как отмечает В. П. Малахов, правовая культура с позиций культурологической методологии представляет собой сочетание ряда субкультур по принципу матрешки; при этом предельную оболочку составляет не юридическое право, а ментальность в ее правовом преломлении. [5, с.44]
Согласно социологическому подходу, правовая культура представляет собой совокупность духовных ценностей, это компонент общественной жизни. Правовая культура характеризуется:
1) как совокупность ценностей, принципов и мировоззренческих установок в области права, подкрепленных профессиональными правовыми знаниями;
2) как совокупность общественных мнений, оценок содержания, действия норм позитивного права и правовой системы в целом;
3) как достигнутый уровень накопления, владения и пользования правовой информацией. [3, с.231]
В рамках данного подхода выделяются ценностный и деятельностный подходы.
В ценностном подходе к изучению культуры главным ее компонентом выступает не деятельность человека как таковая, а непосредственно те материальные и духовные ценности, которые явились итогом этой деятельности.
В. С. Нерсесянц утверждает, что правовая культура — это социальное явление, имеющее ярко выраженную цель, охватывает всю совокупность важных ценностных компонентов в правовой реальности в ее фактическом функционировании и развитии. [6, с.406]
Деятельностный подход к изучению культуры заключается в ее рассмотрении как определенной области человеческой деятельности. Во внимание в данном случае принимается именно деятельность индивида, направленная на создание материальных и духовных ценностей. Таким образом, происходит взаимосвязанное развитие человека и культуры в обществе.
В деятельностном подходе существует два варианта понимания культуры:
1) как процесса творческой деятельности (поскольку не каждый вид человеческой деятельности может быть отнесен к культуре);
2) как специфического способа человеческой деятельности.
Так, по мнению Е. В. Аграновской, правовая культура общества — это элемент общей его культуры, представляющий собой специфический способ человеческого существования в правовой сфере: способы правового регулирования общественных отношений и социально-психологическое отношение к явлениям правового порядка. [1, с.18]
При деятельностном подходе правовая культура рассматривается не просто как деятельность, т. е. проявление активности, а творческая деятельность, которая заключается в изучении накопленного опыта, создании правовых ценностей и условий для их сохранения. Рассмотрение культуры как творческой деятельности, во-первых, позволяет, опираясь на историю развития всех институтов государственно-правовой жизни, установить причины современного состояния правовой культуры и наметить пути ее совершенствования, учитывая исторический опыт. Во-вторых, при таком подходе раскрываются некоторые аспекты этого сложного явления и роль человека как создателя и носителя правовых ценностей.
Подводя итог, следует отметить, что являясь многоплановым образованием, правовая культура предполагает определенные сложности для научного исследования, особенно на переломных этапах развития общества. Таким образом, исследование правовой культуры правотворческого процесса на основе различных методологий является закономерным отражением особенностей данного феномена.
Литература:
1. Аграновская Е. В. Правовая культура и обеспечение прав личности. — М., 1988. 298 с.
2. Борисов, Г.А., Носков, В. А. Герменевтика права: проблема интегративной трактовки / Г. А. Борисов, В. А. Носков // Научные ведомости. Серия Философия. Социология. Право. — 2013. — № 9 (152). Выпуск 24. С. 11–18.
3. Куликова, А. В. Правовая культура в рамках социологического подхода: содержание понятия, его особенности / А. В. Куликова // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. — 2006. — № 1. С.228–234.
4. Линейцева, К. С. Основные подходы к пониманию правовой культуры / К. С. Линейцева // Сибирский юридический вестник. — 2010. — № 4 (51). С.3–9.
5. Малахов, В. П. Многообразие методологий современной теории государства и права: культурологическая методология / В. П. Малахов. — История государства и права. — 2009. — № 21. С. 44–46.
6. Проблемы общей теории права и государства:учебник для вузов / под общ. ред. В. С. Нерсесянца. — М.: НОРМА, 2001. 813 с.
7. Шаля, В. М. Методология исследования феномена «правовая культура» / В. М. Шаля // Философия права. — 2008. — № 3. С. 122–125.