Правовая культура как педагогический феномен
Автор: Муртузалиева Марьям Ахмедовна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
Дата публикации: 09.01.2014
Статья просмотрена: 1366 раз
Библиографическое описание:
Муртузалиева, М. А. Правовая культура как педагогический феномен / М. А. Муртузалиева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 147-149. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4745/ (дата обращения: 16.11.2024).
Правовая культура обусловлена системными изменениями, происходящими в сфере социальных и духовных ценностей российского общества, процессами интеграции, происходящими в современном мире и образовании, вызвана возросшим значением роли права и требований законности в совершенствовании правовой основы государственной и общественной жизни общества, а также модернизацией высшего профессионального образования. Она также состоит в смене приоритетов, когда в центре внимания становится личность, его культура, профессионализм, а знания и умения, которыми он обладает, превращаются из самоцели обучения в средство его профессионального развития и самосовершенствования.
Правовая культура на современном этапе остается актуальной, ввиду отсутствия целостной концепции формирования личностной, правового обучения и воспитания, четких условий ее выражения, без установления которых готовность будущих выпускников не может быть успешной. В результате позитивной деятельности должны быть сформированы качества личности, характеризующие знания, понимание права, привычку к соблюдению требований законности, уважения к правовым предписаниям.
Педагогические исследования и данные социологических исследований, имеющиеся в юридической литературе, свидетельствуют о том, что уровень правовой культуры личности недостаточен. Основу их правовых знаний составляют знания отдельных правовых норм. Практически отсутствуют знания общих правовых принципов и деклараций, что в значительной мере способствует укреплению и развитию узко нормативного принципа правового мышления, восприятию права лишь как совокупности запретов и дозволений, определяемых государством. Для переориентации подобной психологии требуется принципиальное изменение системы и направления обучения, которое начинается с утверждения новых подходов к определению правопонимания и воспитания вообще. В науке к настоящему времени накоплен значительный фонд знаний, необходимый для постановки и решения данной проблемы. Это труды отечественных и зарубежных ученых в этой области.
С точки зрения антропологического подхода культура понимается как совокупность всех благ, созданных человеком, а в социологическом аспекте трактуется в виде духовных ценностей и в отличие от первой, выступает как компонент общественной жизни.
С позиций философского взгляда культура определяется, как исторически сложившийся уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, где положительным моментом антропологического подхода является широта анализа, поскольку правовая культура рассматривается как проявление самых разнообразных сфер общественной жизни.
В последнее время правовая культура рассматривается в рамках идей правового государства и прав человека (Е. В. Аграновская, В. Н. Каримов и др.), и в связи с психологическими аспектами применения права (С. Н. Жевакин, В. В. Лазарев, Ю. Н. Новик и др.), или в социологических исследованиях (М. Ю. Арутюнян, Л. И. Спиридонов, В. А. Сапун, Н. В. Щербакова и др.) правовых проблем. При этом в понимании правовой культуры как сложного и многогранного феномена, преобладают несколько научных подходов, среди которых: антропологический, социологический, философский и т. д.
Как указывал В. П. Сальников, это наиболее плодотворный и практический подход к пониманию правовой культуры, согласно которого есть процесс и результат творчества человека в сфере права, который характеризуется созданием и утверждением в жизни правовых ценностей, система прогрессивных достижений, накопленных человечеством в сфере правосознания, законности, источников права, юридической практики, что способствует развитию общества и личности [3,с.49].
Следует отметить то, что широкому подходу присущи и серьезные недостатки, поскольку ориентирован лишь на суммарную, механическую фиксацию результатов человеческой деятельности, что не позволяет сформулировать четкие критерии для определения того, что следует считать ценностями, не позволяет вычленить правовые ценности, без которых невозможно понять правовую культуру.
Играя позитивную роль в процессе развития ценностных представлений о культуре, обозначенный подход необходимо дополнить двумя другими, где одним из важных в осознании культуры выступает творческая деятельность, а другой специфический способ характеристик человеческого труда. При этом общей в трактовке данного явления, выступает то, что в первом случае культура анализируется через процессы духовного производства, функционировании и совершенствования человека, а сторонники второй предлагают интерпретировать общую модель культуры как универсального свойства общественной жизни.
По мнению А. В. Малько, различать в правовой культуре следует личностную общественную составляющие. При этом правовая культура рассматриваемая как качество, присуще человеку как субъекту исторического процесса, поскольку о культуре мы судим по тому, насколько она способствует или препятствует проявлению человеческого начала в деятельности [2,с.54].
Правовая культура личности как уже отмечалось, включает знание и понимание права и действие согласно предписаниям, проявляемая в объеме и глубине теоретических знаний, навыках и умениях грамотно решать задачи практического поведения. Кроме того, правовая культура личности тесно связана с правосознанием, опирается на него, и шире поскольку, так как включает в себя не только идеологические и психологические аспекты, но и юридически значимое поведение.
С учетом сказанного, правовая культура личности представляет собой творческую деятельность, соответствующую прогрессивным достижениям общества в правовой сфере, благодаря чему и происходит постоянное правовое обогащение индивида. При этом правовая культура характеризует правовую образованность человека, включая правосознание, умения и навыки использовать правовые нормы, подчинять свое поведение правовым предписаниям, которое проявляется в готовности личности к инициативным сознательным, творческим действиям, как в сфере правового регулирования, так и в обеспечении реализации права, в основе чего лежит убеждение в необходимости служения закону как высшей ценности.
С этих позиций активное правомерное поведение предполагает дополнительные затраты сил, средств и времени индивида. Однако не всякого индивида, знающего и понимающего правовые нормы, можно считать правокультурным человеком, поскольку правонарушители также могут обладать правовыми знаниями, зачастую зная их лучше, однако от этого не обладают высоким правосознанием. Правокультурным является лишь тот, у кого правовые знания сочетаются с потребностью соблюдения их предписаний и в своей деятельности руководствоваться ими.
Правовая культура гуманистична, ибо она создается человеком для его блага, вследствие чего в содержание правовой культуры не входят такие «издержки» реальной правовой деятельности и жизни, как правонарушения, правовой нигилизм и юридические ошибки. При этом правовая культура включает в себя только позитивное проявление, не включает в себя нормативно-правовые акты или иные источники права, закрепляющие произвол, противоправное поведение.
Сегодня среди ученых ведется дискуссия о содержании правовой культуры, в частности указывается на то, входят ли в нее негативные проявления правовой жизни, поскольку данные проявления не в меньшей степени, чем социально положительные компоненты правовой действительности характеризуют, хотя и с отрицательной стороны, уровень развития правовой жизни общества.
А. П. Семитко утверждает, что исключение из правовой культуры негативных юридических явлений не способствует отражению в объективной противоречивости культурно-исторического процесса, лишает изучаемое явление внутреннего источника развития. И с этих позиций в понятие правовой культуры следует включать уровень развития как положительных, так и отрицательных явлений [4,с.34].
В связи с этим возникает возможность измерения уровней правовой культуры (индивид не может быть полностью лишен правовой культуры, но она может быть очень низкой), вследствие чего первоочередное значение приобретают прикладные исследования в области правовой культуры.
Следует отметить, что личностный план рассмотрения правовой культуры обусловил основные направления российской правовой культурологии, позволил исследовать проблему в личностном аспекте, вследствие чего, многие работы, посвященные правовой культуре, затрагивают личностную проблематику. Несмотря на имеющиеся расхождения во взглядах представителей данного направления, их объединяет анализ культуры с позиций исторически активной творческой деятельности человека и его развития как субъекта деятельности.
Сделанный вывод имеет методологическое значение для понимания правовой культуры личности, позволяет выделить два параметра правовой культуры (творческой и личностной), благодаря чему устанавливаются критерии ее вычленения из всего комплекса социальной жизни. Приведенная концепция подчеркивает фундаментальную роль личности как созидательного начала в развитии цивилизации.
Учитывая возможности открытого информационного общества, новых обучающих технологий, доступность зарубежных источников, нельзя забывать, что русская и западная правовая традиция имели разную культурологическую почву. Формируя правосознание и правовую культуру личности, нельзя не учитывать то обстоятельство, что студент неразрывно связан с обществом, является продуктом его культурного развития. Также в процессе подготовки личности огромное значение играет его профессионально-педагогическая компетентность. От нее в немалой степени зависит авторитет учителя в глазах обучаемых, а значит и процесс обучения в целом.
Характеристика общества, показывающая уровень развития правовой системы включает уровень правосознания и правовой активности общества, степень прогрессивности юридических норм и юридической деятельности, вследствие чего, правовая культура общества, являясь условием обеспечения свободы и безопасности личности, его прав, гарантом правовой защищенности и гражданской активности, придает правовому статусу человека юридическую значимость: обеспеченность законом и судом [4,с.56].
Следует отметить, что правовая культура общества является частью общей культуры, включающей духовные и материальные ценности, относящиеся к правовой действительности, характеризуемая следующими факторами: реальной потребностью в праве; состоянием законности и правопорядка в государстве; степенью развитости в обществе юридической науки и юридического образования.
Рассмотренные нами подходы к определению правовой культуры, ее понимание, как творческого процесса и специфического способа человеческой деятельности взаимосвязаны и взаимозаменяемы. При этом культура личности и культура всего общества различны, что позволяет считать выделение соответственно правовой культуры личности и правовой культуры общества важнейшим методологическим принципом.
Литература:
1. Аграновская Е. В. Личность и правовая культура //Советское Государство и право,1998. № 12. С.137.
2. Малько А. В. Теория государства и права в вопросах и ответах: Учебно-методическое пособие. — М.: Юрист,1997. С.54
3. Сальников В. П. Стабильность общества и правовая культура: Материалы международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Спб.,1998. С.49
4. Семитко А. П. Правовая культура социалистического общества: сущность, противоречия, прогресс. Свердловск: Изд-во Урал.ун-та,1990. С.34