В данной статье рассматривается вопрос подготовки будущих учителей к духовно-нравственному развитию студентов вуза. Также представлен проделанный теоретический анализ существующих подходов к подготовке учителей к духовно-нравственному развитию личности студента.
Ключевые слова: духовно-нравственное развитие, подготовка учителей, антропологический подход, личностно-гуманный подход, аксиологический подход, гуманистический подход, системный подход.
Когда идет поиск путей духовного возрождения общества, немаловажное место имеет обращение к духовному наследию всего человечества, так как современное общество Казахстана нуждается в образовательных моделях, которые реализуют духовно-нравственное воспитание молодежи.
Первый Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев совершенно справедливо подчеркнул в своей статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»: «На наших глазах мир начинает новый, во многом неясный, исторический цикл. Занять место в передовой группе, сохраняя прежнюю модель сознания и мышления, невозможно. Поэтому важно сконцентрироваться, изменить себя и через адаптацию к меняющимся условиям взять лучшее из того, что несет в себе новая эпоха» [1].
Надо отметить, что изменение общественного сознания всегда начинается с образования, где ключевую роль играет педагог, который может внести весомый вклад в переориентации людей от материальных ценностей на ценности духовно-нравственные. Следовательно, духовное возрождение общественного сознания возможно при активной трансформации сознания учителей, что является важнейшим условием решения глобальных проблем современности [2].
Проблема подготовки учителей к нравственному воспитанию рассматривались в трудах Ы. Алтынсарина (подготовка учителя к целостному развитию личности) М. Жумабаева, А. А. Бейсенбаевой, А. А. Калюжного, Г. Т. Хайруллина, Р. К. Толеубековой и Н. Д. Хмель (формирование учителя, готового к реализации гуманистически направленной педагогической деятельности) др.
В современной педагогической науке идет обновление педагогического образования. Этот процесс вызывает необходимость разработки базовой концепции, основа которой гармоничное и оптимальное соединение психолого-педагогической и специальной подготовки учителей [3]. В связи с этим на сегодняшний день в осмыслении сущности понятия «подготовка учителя к духовно-нравственному развитию личности студента» существует несколько концептуальных подходов.
Системный подход позволяет исследовать процесс подготовки как сложного системного образования, которое не сводится к сумме составляющих его частей, имеет иерархическую структуру. Системный подход в изучении процесса подготовки будущих учителей к духовно-нравственному развитию личности студента предполагает выделение структурных компонентов, их функций, установление функциональных связей, определение системообразующего фактора, анализ внешних связей.
В рамках антропологического подхода, исследование подготовки будущего учителя к духовно-нравственному развитию личности студента осуществляется в классической педагогике великими учеными как Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский и другие). согласно антропологическому подходу примерами создания и организации практики являются дидактические системы Л. В. Занкова, воспитательные системы В. А. Сухомлинского, организация коллективной познавательной деятельности, педагогика сотрудничества. В ходе реализации данной практики учителя и обучающиеся развиваются целостно, их индивидуализация и социализация осуществляется гармонично.
С позиции личностно-гуманного подхода задачей подготовки учителей к духовно-нравственному развитию личности студента, является общее развитие обучающегося вуза, то есть развитие его познавательных, эмоционально-волевых, духовно-нравственных и эстетических качеств [4]. В качестве ее отличительной особенности является повышенное внимание к индивидуальности каждого студента и направленность на сотрудничество с ним.
Как отмечает Ш. А. Амонашвили личностно-гуманный подход предполагает гуманное отношение к личности и рассматривается «целостный личностный рост» [5]. Поэтому в основе подготовки учителя к духовно-нравственному развитию личности студента ученый рекомендовал рассматривать его направленность на познание своего духовного «Я», которая обеспечивает целостность его личности.
Аксиологический подход в подготовке будущего учителя реализуется только при возникновении духовной общности между педагогом вуза и студентом. Именно данный подход к подготовке будущих учителей способствует внесению коррективов в содержание и структуру психолого-педагогической подготовки будущих учителей.
Хотим отметить, что навыки сотрудничества у будущего учителя сформируются только тогда, когда сами студенты в условиях вуза будут обучаться согласно принципу сотрудничества. Психолого-педагогическая подготовка будущего педагога — это совместная деятельность преподавателя и студента, в непрерывном духовном подъеме преподавателя и обучающегося.
В условиях реализации гуманистического подхода в вузовской подготовке психолого-педагогическая подготовка будущих учителей нацелена на формирование нравственной личности студента, как будущего педагога готового выполнять социальные заказы современного общества по гуманизации системы образования.
Проделанный нами теоретический анализ существующих подходов к подготовке учителей к духовно-нравственному развитию личности студента позволяет прийти к выводу, что наиболее продуктивными из них являются: антропологический подход, личностно-гуманный, аксиологический, гуманистический, системный подходы.
Литература:
- Назарбаев Н. А. «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», 13 апреля 2017. https://liter.kz/ru/articles/show/31347_vzglyad_v_budushee_modernizaciya_obshestvennogo_soznaniya
- Духовное наследие человечества (5–11 кл.). Методическое пособие для учителей. / Омарова Г. А., Ахметова А. И., Абдрахманова А. М., Багадаева Ж. А. / — Алматы, ННПООЦ «Бӛбек», 2014.- 130 с.
- Санхаева А. Н. Значение готовности будущих педагогов к управленческой деятельности в системе 12-летнего образования // Успехи современного естествознания. — 2015. — № 5. — с.194–197.
- Омарова Г. А. Духовно-нравственное воспитание студентов вузов на основе общечеловеческих ценностей: Автореф.дис.канд.пед.наук — Алматы, 2010. — 25с.
- Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. — М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001. — 464 с. — С.112.