В статье авторами сделана попытка сформировать требования к организации электронного обучения в вузе с точки зрения таких методологических подходов как деятельностный, выявив особенности организации электронного обучения в рамках каждого из них. Для этого процесс электронного обучения рассмотрен через призму методологических подходов с целью выявления особенностей его организации и ключевых требований.
Ключевые слова: электронное обучение, методологические подходы, деятельностный подход, процессный подход, ресурсный подход, феноменологический подход.
Новая парадигма образования информационного общества стала причиной актуальности применения электронного обучения в высшей школе.
По мнению ряда специалистов в данный период в России происходит бурное развитие электронного обучения, что определяет перелом в направлении роста интереса к данному обучению, активному внедрению его в образование. Анализируя, опыт внедрения электронного обучения в вузе, выявлены основные схемы организации электронного обучения в зависимости от взаимодействия субъектов образовательного процесса: дистанционное обучение, комбинированное и открытое обучение [1; 2; и др.].
В таблице 1 представлены особенности форм взаимодействия субъектов образовательного процесса на основе различных схем организации электронного обучения. Использование электронного обучения в вузе и отсутствие четких требований ставит перед преподавателем актуальный вопрос о том, как правильно организовать процесс электронного обучения для достижения продуктивных результатов.
В данной статье сделана попытка сформировать требования к организации электронного обучения в вузе с точки зрения таких методологических подходов как деятельностный, выявив особенности организации электронного обучения.
Таблица 1
Взаимодействие объектов образовательного процесса
Схема организации электронного обучения |
Формы взаимодействия объектов образовательного процесса |
Дистанционное обучение |
Взаимодействие обучающегося и преподавателя целенаправленное опосредованное или не полностью опосредованное. Ориентирована, прежде всего, на взаимодействие обучаемого с образовательными ресурсами и самообучение |
Комбинированное обучение |
Активное взаимодействие между всеми объектами образовательного процесса. Преобладает интерактивное взаимодействие как в очной форме, так и в электронной информационно-образовательной среде |
Открытое обучение |
Взаимодействие обучающегося в виде консультаций с преподавателем-консультантом или тьютором для определения стратегии обучения (рабочий план, график занятий, форма поддержки) в соответствии с потребностями и интересами обучающегося |
Деятельностный подход. Концепцию “учения через деятельность” предложил американский ученый Д. Дьюи. Основные принципы его системы: учет интересов обучающихся; учение через обучение мысли и действию; познание и знание — следствие преодоления трудностей; свободная творческая работа и сотрудничество [6].
На рисунке 1 представлена схема электронного обучения, основанная на основе деятельностного подхода.
Рис. 1. Схема электронного обучения на основе деятельностного подхода
Основными субъектами электронного обучения такой модели являются обучающийся и преподаватель. Преподаватель стремится к повышению самостоятельной познавательной активности обучающихся. Деятельность преподавателя при деятельностном подходе заключается не в «передаче» знаний, а в проектировании, организации и управлении учебной деятельностью. В отношении обучающегося деятельностный подход предполагает осознание целей в процессе обучения, решения поставленных преподавателем задач и необходимость быть в ответе за результаты своей деятельности. Процесс обучения в рамках деятельностного предполагает этапы: 1. Постановка учебной задачи. 2. «Открытие» обучающимися нового знания. 3. Первичное закрепление. 4. Задача четвертого этапа — самоконтроль и самооценка.
При реализации процесса электронного обучения при таком подходе преподавателю необходимо организовать деятельность обучающегося, обеспечив обязательным механизмом обратной связи (оценивание результатов обучения, тестирование, форумы, вебинары и т. д.).
Преподаватель уже выступает не как источник информации, а как организатор, координатор учебной деятельности обучающихся. Процесс обучения может выглядеть как получение задания — выполнение его в предоставленной информационной среде — предоставление консультаций — возвращение ответа — получение оценки (рецензии) и нового задания. Электронное обучение, в этом случае, требует и особого внимания к электронным образовательным ресурсам. При разработке структуры и содержания электронно-образовательного ресурса необходимо учитывать такие принципы. как [4]: модульность (представление учебного материала в виде модулей, минимальных по объему, но взаимосвязанных по содержанию), полнота (модули имеют единый набор обязательных компонентов, теория, тесты или контрольные вопросы и примеры), наглядность (модули максимально обеспечиваются иллюстративным материалом).
В таблице 2 представлены ключевые требования к организации электронного обучения на основе деятельностного подхода.
Таблица 2
Ключевые требования к организации электронного обучения на основе деятельностного подхода
Подход |
Требования к организации электронного обучения |
Деятельностный |
– Преподаватель — организатор, координатор учебной деятельности (организация самостоятельной работы с самопроверкой) – Требования к электронным образовательным ресурсам (принцип модульности, полноты и наглядности) – Обязательное предоставление обучающимся обратной связи с преподавателем (рефлексия учебной деятельности) |
Процессный подход. Основу процессного подхода заложил А. Файоль, которого называют «отцом менеджмента». Являясь автором «школы административного управления», он считал основными функциями менеджмента предсказание, планирование, организацию, распоряжение, координирование и контроль.
Для электронного обучения процессный подход означает, что у каждого образовательного процесса есть заинтересованные стороны, к которым можно отнести всех его субъектов: студентов, их родителей, профессорско-преподавательский состав (ППС), административно-управленческий персонал (АУП), учебно-вспомогательный персонал (УВП), работодателей.
Таким образом, с точки зрения процессного подхода (рис. 2), электронное обучение можно представить как набор процессов. Управление образовательной деятельностью основывается на управлении процессами. Каждый процесс при этом имеет свою цель, которая является критерием его результативности и эффективности.
Рис. 2. Схема электронного обучения на основе процессного подхода
Выявление потребностей всех субъектов образовательного процесса основывается на анализе входной информации, сформулированной в виде мнений, ожиданий, ответов на вопросы относительно проектируемого образовательного процесса. Выявленный комплекс потребностей формируются в требования для проектирования и управления образовательным процессом.
Требования субъектов образовательного процесса являются входной информацией для разработки образовательных программ, программ учебных дисциплин, видов занятий, учебных планов и т. д.
Параметры и показатели на выходе блока проектирования и реализации учебного процесса являются основой для мониторинга качества учебного процесса и оценки удовлетворенности всех субъектов достигнутыми результатами и процессом обучения.
Удовлетворенность процессом обучения измеряют, сопоставляя ожидания его субъектов и параметры образовательного процесса, планируемые на этапе проектирования образовательного процесса с реально полученными результатами и показателями. Далее разрабатываются управляющие воздействия в виде обратных связей, которые могут поступать для непрерывного совершенствования нормативной базы, норм качества, ресурсов, показателей проектирования, процессов обучения и методик мониторинга и контроля качества.
В таблице 3 представлены ключевые требования к организации электронного обучения на основе процессного подходе.
Таблица 3
Ключевые требования к организации электронного обучения на основе процессного подходе
Подход |
Требования к организации электронного обучения |
Процессный |
– Представление электронного обучения как непрерывного процесса функционирования его взаимосвязанных компонент – Ориентация деятельности всех структурных и функциональных составляющих электронного обучения на качественное достижение общей цели — удовлетворение образовательных потребностей общества, государства, личности |
Ресурсный подход. Ресурсный подход в менеджменте основывается на утверждении, что рыночное положение предприятия зависит от сочетания материальных и нематериальных ресурсов фирмы и управлении ими. Основу ресурсного подхода заложила работа английского экономиста Э. Пенроуз «Теория роста фирмы», опубликованная в 1959 г.
При рассмотрении процесса электронного обучения в рамках ресурсного подхода его можно представить в виде системы взаимосвязанных ресурсов, которые составляют неотъемлемое условие реализации качественного образовательного процесса. Ресурсы представляют собой совокупность материально-технической базы, кадровых и информационных ресурсов. На рисунке 3 представлена модель электронного обучения, представленная в рамках ресурсного подхода.
Рис. 3. Схема электронного обучения на основе ресурсного подходе
Кадровые ресурсы — специально подготовленный профессорско-преподавательский состав, административный персонал, персонал других категорий, занятый в ЭО. Особое место в процессе обеспечения качественного электронного обучения занимает тьюторская деятельность.
Информационные ресурсы — это учебно-методическое обеспечение, учебники, электронные учебно-методические комплексы дисциплин (ЭУМК), образовательные программы, учебные планы, информационно-образовательная среда и др. Информационные ресурсы, обеспечивающие процесс электронного обучения, должны обладать рядом свойств, присущих специфике образовательного процесса.
Материальные ресурсы — материально-техническая база, системы технической и технологической поддержки, программные продукты общего и специального назначения и др.
В таблице 4 представлены ключевые требования к организации электронного обучения на основе ресурсного подхода.
Таблица 4
Ключевые требования к организации электронного обучения на основе ресурсного подхода
Подход |
Требования к организации электронного обучения |
Ресурсный |
– Электронное обучение требует наличие электронной информационно-образовательной среды – наличие интернет-браузера и подключения к сети Интернет – Наличие качественных электронных образовательных ресурсов – Развитие компетенций преподавателя в области электронного обучения |
Феноменологический подход. Согласно феноменологическому подходу, поведение человека можно понимать только в терминах его субъективного восприятия и понимания действительности. Вместе с этим, считается, что личность владеет свободой самоопределения, обладает стремлением к совершенству и наделена ответственностью за свою судьбу [6].
Процесс электронного обучения, особенно в рамках дистанционного и непрерывного образования, можно рассмотреть как процесс пожизненного обогащения ресурсного потенциала обучающегося на трех уровнях: личностном, профессиональном, социальном. Феноменологическая модель образования предполагает персональный характер обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающегося, бережное и уважительное отношение к его интересам и потребностям.
Процесс электронного обучения в теории феноменологического подхода можно представить как образовательное пространство, формируемое из знаний образовательной среды и знаний информационно-образовательной среды (рис. 4).
Знания информационной среды, в которой обучающемуся приходится непосредственно находиться в образовательном процессе, пополняются преподавателями, отвечающими за организацию учебного процесса и наполнение среды электронными обучающими материалами.
Рис. 4. Схема электронного обучения на основе феноменологического подхода
Обучающийся вместе с информацией образовательной среды получает и знания из внешнего информационного пространства, из сети Интернет и средств массовой информации, общаясь со сверстниками, родителями. В данном случае информация никем не оценивается и отбирается, кроме как критическим мышлением обучающегося. Функция преподавателя в системе электронного обучения состоит в педагогическом управлении обучающимся и информационной средой, в которой он взаимодействует с обучающимся.
В таблице 5 представлены ключевые требования к организации электронного обучения на основе феноменологического подхода.
Таблица 5
Ключевые требования к организации электронного обучения на основе феноменологического подхода
Подход |
Требования к организации электронного обучения |
Феноменологический |
– Электронное обучение требует наличие электронной информационно-образовательной среды – Наличие качественных электронных образовательных ресурсов – Использование внешней информационно-образовательной среды – Развитие компетенций преподавателя в области электронного обучения |
Таким образом, мы считаем, что выявленные нами ключевые требования к организации электронного обучения, рассмотренные через призму методологических подходов, помогут преподавателям не только эффективно организовать процесс электронного обучения, но и повысить свою квалификацию в области электронного обучения с учетом данных требований.
Литература:
- Морозова Н. В. Инструменты и средства информатизации Электронный ресурс. — Режим доступа: https://infourok.ru/instrumenti-i-sredstva-informatizacii-obrazovaniya-2051068.html.
- Рулиене Л. Н. Интеграция технологий электронного и аудиторного обучения как фактор развития современного образовательного процесса // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. — 2017. — № 4. — С. 95–101.
- Дьюи Дж. Демократия и образование / Дж. Дьюи [пер. с англ. Ю. И. Турчаниновой и др.]. — М.: Педагогика-Пресс, 2000. — 382 с.
- Болкунов И. А. Обучение при сокращении контактных часов // Таврический научный обозреватель. — 2017. — № 2. — С. 15–18.
- Моисеев А. М. Анализ и оценка стратегического потенциала ОУ [Электронный ресурс] // Управление школой, 2010. — № 11. — Режим доступа: http://upr.1september.ru/view_article.php?id=201001105.
- Маслоу A. Теория человеческой мотивации. — СПб.: Евразия. — 1999. — С. 77–105.