Критерии выбора тематики проектов в условиях дополнительного образования детей
Автор: Лисовская Анна Игоревна
Рубрика: 6. Внешкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 19.01.2018
Статья просмотрена: 3996 раз
Библиографическое описание:
Лисовская, А. И. Критерии выбора тематики проектов в условиях дополнительного образования детей / А. И. Лисовская. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 79-82. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/275/13629/ (дата обращения: 17.12.2024).
Учреждение дополнительного образования детей — особое учреждение, не просто место обучения детей, а пространство разнообразных форм развития личности ребенка: его интеллекта, практического ума, трудолюбия, физического совершенства, характера и стремления к творческой самореализации.
Педагогические технологии, применяемые в дополнительном образовании детей, сориентированы на решение сложных психолого-педагогических задач: научить ребенка самостоятельно приобретать знания и работать, общаться с детьми и взрослыми, прогнозировать и оценивать результаты своей деятельности, искать причины затруднений и уметь преодолевать их [4].
Проектная деятельность как инновационная педагогическая технология одна из современных, актуальных и результативных технологий в педагогической практике.
Проект — слово иноязычное, происходит от латинского project us, буквальный перевод — «брошенный вперед». В современном русском языке слово «проект» имеет несколько значений: 1) совокупность документов, необходимых для создания сооружения или изделия; 2) предварительный текст какого-либо документа; 3) какой-либо замысел, идея, план.
В педагогической практике каждый проект — это научно-исследовательская работа. Она может быть рассчитана на несколько часов, месяцев и даже лет. Разрабатываться коллективно и единолично: обучающимися, педагогами и совместно [2]. Проект может реализовываться в различных формах: деловая игра, конкурсные мероприятия, видеофильм, телепередача, театрализация, путешествие, выставка и другие.
Ценность проектной деятельности и ее результат — это, прежде всего, организация и ход самой деятельности, а продукт — это одно из воплощений замысла, идеи проекта [3]. Например, в воспитательно-образовательном процессе проектирование способствует внесению новых идей в разработку содержания и методов обучения и воспитания, позволяющих эффективно гуманизировать педагогический процесс [1]. В любом творческом процессе проектная деятельность как способ заставить ребенка и педагога мыслить по-новому, неординарно, искать пути в достижении цели и решении задач.
Как правильно выбрать тему проекта?
Тема проекта зависит от цели и желаемых результатов проектной деятельности.
Цельюпроектной деятельности становится поиск способов решения имеющихся проблемы или наоборот, дальнейшее развитие результативного опыта работы.
Например, целями проекта могут являться:
- Развитие ребенка (изменение его направленности, мотивов, ценностных ориентаций, жизненной позиции); успешность его социализации (освоение социальных ролей, способность адаптироваться и быть профессионально ориентированным).
- Развитие педагога, рост его профессионализма, педагогического мастерства, изменение позиции в учебно-воспитательном процессе и организации деятельности педагога и учреждения.
- Развитие родителей, изменение отношений в семье, рост активности родителей в организации воспитательной работы учреждения, коллектива.
- Развитие отношений между участниками педагогического процесса: педагог-воспитанник, педагог-педагог, ребенок-ребенок, педагог-родители, родители-ребенок.
- Развитие инновационной деятельности в учреждении.
Для выбора темы проекта необходимы критерии, которые дадут оценку предполагаемому проекту по целесообразности, реальности, возможности реализации проекта [5].
Критериями могут быть:
- Ясность целей проекта;
- Актуальность и востребованность проекта;
- Новизна и инновационность проекта;
- Мотивация и интерес участников проекта;
- Социальная значимость проекта;
- Практическая значимость и перспективность проекта;
- Информированность (открытость) проекта.
Главный критерий — полезность и эффективность проекта.
На примере проектной деятельности муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Центра детского творчества «Радуга успеха» можно раскрыть перечисленные выше критерии выбора тем проектов.
В ЦДТ «Радуга успеха» проекты создаются и реализуются не первый год. Но за это время проектная деятельность не утратила свою актуальность и практическую значимость, а лишь набирает силу и переходит на более качественный уровень.
В настоящее время Центр реализует 10 проектов. Все проекты прошли апробацию, имеют положительные отзывы и результаты.
‒ Фестиваль юных изобретателей «Планета открытий».
‒ Социальная акция «Неделя важных дел».
‒ Историко-технический марафон «От колеса до космоса».
‒ Научно-технический комплекс «Радуга».
‒ Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся «Здоровье с детства».
‒ Образовательная робототехника.
‒ Внедрение компьютерных технологий 2d и 3d моделирования на занятиях технического творчества.
‒ ТехноТур.
‒ Образовательная робототехника и беспилотные технологии.
‒ Непрерывное образование в сфере технического творчества «4+».
Рассмотрим выбор тем некоторых проектов по вышеперечисленным критериям.
- Ясность целей проекта.
Основополагающим критерием определения темы проекта является целеполагание. Цель должна отвечать на вопрос «Зачем нужен проект?».
Так, целями проекта «Историко-технический марафон «От колеса до космоса» являются:
Сформировать у детей представление об истории развития транспортного комплекса России и мира. Пополнить знания подростков об инженерно-технических профессиях для профессионального самоопределения.
- Актуальность и востребованность.
Проект «Образовательная робототехника и беспилотные технологии».
В проекте представлены самые современные, актуальные и востребованные направления технического творчества в Самарском регионе и в России.
- Новизна и инновационность проекта.
Проект «Внедрение компьютерных технологий 2d и 3d моделирования на занятиях технического творчества».
Умение работать с программами компьютерной графики (Corel Draw, Компас 3D) позволит оптимизировать образовательный процесс, интенсивность и результативность практической деятельности и повысить мотивацию обучающихся к познанию и творчеству, саморазвитию и самореализации.
- Мотивация и интерес участников проекта.
Проект «ТехноТур».
Популяризация современных технических направлений в образовательных учреждениях городского округа Самара через выездные мероприятия. Интеллектуально-техническое развитие учащихся через внедрение инновационных направлений в образовательное пространство.
- Социальная значимость проекта.
Проект «Социальная акция «Неделя важных дел».
Создание условий для формирования и повышения мотивации воспитанников к обустройству домашнего жилища, оказанию помощи семье путем применения умений и навыков в области технического и декоративно-прикладного творчества. Учащиеся на занятиях в Центре ремонтируют, чинят и украшают предметы, принесенные из дома.
- Практическая значимость и перспективность проекта.
Проект «Фестиваль юных изобретателей «Планета открытий» как инновационная форма обучения навыкам исследовательской и изобретательской деятельности. Здесь учащиеся демонстрируют свои знания в разных областях жизнедеятельности человека, учатся решать логические задачки и путем изобретательства создают технические модели, презентуют и защищают их.
- Информированность (открытость) проекта.
Информация о ходе и об итогах реализации проектов размещается на страницах сайта ЦДТ «Радуга успеха». Опыт реализации всех проектов обобщается и распространяется путем издания методической продукции и в интернет сообществах, выступлений на семинарах и конференциях, участия в конкурсах профессионального мастерства педагогов.
Таким образом, с помощью критериев определяется тема проекта и разрабатывается его содержание. Данные критерии помогают в оценке результативности проектов и в планировании перспективного их развития.
За годы ведения проектной деятельности в Центре разработан механизм создания, реализации и управления любого проекта:
‒ анализ проблем и возникновение идеи;
‒ формирование группы единомышленников по реализации идеи и создание структуры управления проектом;
‒ разработка проекта, проектирование результатов и рисков;
‒ рассмотрение, оценка и принятие проектов на методическом совете;
‒ изучение теоретико-методологической основы и имеющегося опыта темы проекта;
‒ разработка содержания, подбор методик и технологий;
‒ подбор и обучение (если необходимо) кадров;
‒ привлечение партнеров и заключение договоров;
‒ создание странички на сайте ЦДТ «Радуга» и трансляция о ходе проекта;
‒ апробирование и реализация проекта;
‒ мониторинг реализации и корректировка проекта;
‒ подведение итогов работы и определение перспектив дальнейшего развития темы;
‒ распространение опыта работы по проекту, издание методической продукции.
Педагогические возможности проектной деятельности в учреждении дополнительного образования реализуются, если:
- содержание этой деятельности отражает разнообразие интересов подростков, их возрастные и индивидуальные особенности, социально и личностно значимые для них проблемы, актуальные проблемы жизнедеятельности коллектива, профессиональные интересы педагогов;
- организация этой деятельности обеспечивает подросткам ситуации:
‒ выбора направленности и форм деятельности;
‒ проявления самостоятельности и активности;
‒ ознакомления с технологией проектирования и ее освоения в процессе деятельности;
‒ оценки своей деятельности как вклада в создание общего социально значимого объекта, интегрирующего результаты индивидуальных и групповых проектов;
‒ рефлексии, коллективных обсуждений, экспертной оценки и общественного признания результатов проектной деятельности.
- педагоги:
‒ осознают особенности этой деятельности, владеют технологией ее осуществления, методиками педагогического сопровождения;
‒ знают психологические особенности подросткового возраста, изучают потребности каждого подростка, среду их жизнедеятельности, отслеживают личностные и субъектные изменения в подростках;
‒ владеют разнообразными социальными ролями во взаимодействии с подростками;
‒ разрабатывают авторские образовательные программы, включающие проектную деятельность, как основной компонент образовательного процесса.
Результаты проектной деятельности можно представить на различных уровнях: на уровне обучающихся, на уровне педагогов, на уровне родителей и на уровне учреждения в целом.
Обучающиеся, участвующие в проектной деятельности:
‒ проявляют творческую активность в познании окружающего мира, будущей профессии;
‒ самостоятельны и гибки в принятии решений;
‒ сознательно применяют различные технологии (например, ТРИЗ-технологии, 2-D и 3-D-технологии, беспилотные технологии, робототехники и др.) в решении практических задач;
‒ осознают себя субъектами понимающими (что известно, что нет, каким образом можно узнать);
‒ способны общаться со сверстниками и со взрослыми (педагогами и учеными) по поводу обсуждения совместного плана действий;
‒ воспринимают мир не только с утилитарной точки зрения, но и осознают его уникальность, красоту, универсальность.
Педагоги, использующие в своей деятельности проектирование:
‒ проявляют способность к самостоятельному творческому планированию всего воспитательно-образовательного процесса;
‒ обладают умением гибко подходить к планированию с учётом интересов и запросов обучающихся;
‒ осуществляют поисковую педагогическую деятельность;
‒ реализуют свои творческие идеи.
Родители, принимающие участие в проектной деятельности:
‒ наладили тесный контакт не только со своим ребёнком, но и с коллективом родителей и педагогов;
‒ получили возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском объединении, но и принять активное участие в жизнидеятельности Центра;
‒ смогли реализовать свои творческие способности.
Центр детского творчества «Радуга успеха», организуя проектную деятельность:
‒ успешно выполняет социальный заказ и муниципальное задание по предоставлению качественных образовательных услуг, тем самым, удовлетворяя потребности детей и их родителей;
‒ сохраняет и увеличивает численность обучающихся, что является одним из показателей положительной оценки деятельности Центра;
‒ расширяет спектр направлений деятельности в соответствии с современными и востребованными технологиями;
‒ создал систему мероприятий, которая показывает достижения обучающихся и профессионализм педагогических работников;
‒ налаживает межведомственное сотрудничество с учреждениями и организациями, которое является гарантом поддержки и развития талантливых детей;
‒ создал комфортную атмосферу уюта и безопасности, способствующую результативной и эффективной работе учреждения.
Проектная деятельность как современная технология в условиях дополнительного образования детей сочетается со всем ценным, что накоплено в отечественном и зарубежном опыте. Проекты позволяют выбирать наиболее эффективные способы и приемы организации деятельности детей и создавать максимально комфортные условия для их общения, творческой активности и саморазвития.
Литература:
- Гаврилин А.А Организация работы по проектам // Школьная педагогика. — 2004. — № 3.
- Лисовская А. И, Овчинникова Л. П, Михелькевич В. Н. Центр детского и юношеского творчества — связующее звено системы непрерывного образования «Школа-Вуз»//Материалы 11-ой Международной научно-практической конференции «Непрерывное профессиональное образование как фактор устойчивого развития инновационной экономики», Казань,2017, кн.2 — С.44–47.
- Лисовская А. И, Овчинникова Л. П, Михелькевич В. Н. Использование технологии «Свободного труда» С. Френе в системе дополнительного образования//Казанская наука, № 11,2017- С.179–182.
- Михелькевич В.Н, Овчинникова Л.П, Лисовская А. И. Теоретико-методологические основы организации проектной деятельности учащихся в учреждениях детского и юношеского творчества//Самарский научный вестник,т.6, № 1,2017 — С.197–202
- Пахомова Н. Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, № 1, 2004. — с. 42.