Статья раскрывает инновационный опыт реализации проектных технологий в техническом творчестве учащихся на базе учреждения дополнительного образования Центра детского творчества «Радуга успеха» городского округа Самара.
Последние преобразования системы общего и дополнительного образования открыли доступ к новым инновационным механизмам организации деятельности детей и подростков. Появились новые перспективные возможности интеграции основного, дополнительного и профессионального образования. Открылись новые пути к использованию современных разнообразных технологий, форм и методов обучения и развития учащихся.
Значительное место в техническом направлении дополнительного образования занимает проектная и исследовательская деятельность, которая направлена на развитие творческих и технических способностей обучающихся, формирования у них инженерно-технологических, проектных и предпрофессиональных компетенций [2].
Актуальность и своевременность внедрения проектных технологий в техническом творчестве учащихся очевидна. Техническое образование учащихся востребовано в любом возрасте: это формирование и развитие у дошкольников любознательности, смекалки и трудолюбия, в начальном и среднем школьном возрасте — исследовательских и конструкторских навыков, у старшеклассников — целеустремленности, инженерной мысли, созидательной деятельности [4]. Тем самым приводя ребят к выбору технических ВУЗов и инженерных профессий, что так необходимо Самарской области и стране.
Воспитание инженерного потенциала для Самары — одна из важнейших задач, поставленная в системе технического образования. Овладение знаниями и навыками работы с современными технологиями и новейшим оборудованием по программам технической направленности дает хороший старт обучающимся для профессионального самоопределения.
Использование различных современных технологий позволяет педагогам разнообразить учебную деятельность и тем самым вовлекать в активный процесс познания большее количество учащихся. Одними из таких технологий являются проектные технологии. Образовательный потенциал проектной деятельности заключается в мотивации учащихся на получение дополнительных знаний и повышения качества обучения.
Центр детского творчества «Радуга успеха», имея многолетний и успешный опыт работы в техническом направлении, не первый год вводит и реализует проектные технологии.
Целью внедрения проектных технологий является формирование устойчивого интереса обучающихся к инновационным технологиям и высокотехнологичным направлениям технического творчества.
Можно выделить наиболее значимые задачи, которые решают проектные технологии в техническом творчестве:
‒ популяризация науки, техники и технологий, профессий в инженерной и технической сферах деятельности;
‒ развитие практических умений и навыков: технологических, конструкторских, исследовательских, коммуникативных, организаторских, ораторских в процессе проектной и конкурсной деятельности;
‒ реализация новых форм, методов и технологий работы с детьми и подростками в условиях технического творчества системы дополнительного образования;
‒ эффективное использование высокотехнологичной образовательной среды ВУЗов;
‒ повышение мотивации учащихся к саморазвитию путем вовлечения их в инновационное творчество и изобретательскую деятельность;
‒ развитие навыков деловой коммуникации, сотрудничества, работы в команде.
Введение новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в общеобразовательные школы предполагает формирование у учащихся ключевых компетенций, где современные направления технического творчества могут стать важным фактором в профессиональном самоопределении учащихся и удовлетворении социального заказа на инженерно-технические кадры и квалифицированных рабочих. Через техническое творчество учащиеся расширяют политехнический кругозор, делают серьезные шаги к познанию инженерных профессий, связанных с научно-технической исследовательской деятельностью [1].
Таким образом, проектные технологии — это важная область исследования и современный инструмент развития научно-познавательного потенциала, личностных качеств обучающихся и их профориентации.
В современном мире проектные технологии и проектирование превратились в распространенный вид интеллектуальной деятельности. В системе образования он относится к инновационным технологиям. Рассмотрим достоинства проектной деятельности:
1) содержание деятельности определяется исходя из личного интереса, знаний, умений обучающихся;
2) проектная деятельность включает элементы таких личностно ориентированных технологий, как: исследовательская деятельность, эксперимент, научно-поисковый метод;
3) педагог выступает в роли консультанта, коллеги, тьютора;
4) проектная деятельность дает возможность коллективной творческой работе;
5) проект предполагает создание конкретного продукта, имеющего личностную и социальную значимости [3].
Что дает проектная деятельность обучающемуся?
- Позволяет находить значимую для него проблему и решать ее путем творческого поиска и применения интегрированных знаний.
- Развивает исследовательские и творческие способности.
- Дает возможность связать теорию с практикой.
- Создает условия для самостоятельной деятельности.
- Позволяет организовывать сотрудничество и совместную деятельность с педагогам и обучающимися.
Работая над проектом, ученик проходит все этапы и приобретает учебно-исследовательские умения:
‒ умения видеть проблему,
‒ умения собирать и обрабатывать информацию,
‒ умения проводить эксперименты,
‒ умения давать определение понятиям,
‒ умения делать анализ и выводы,
‒ умения доказывать и защищать свои идеи.
Занимаясь проектированием, у обучающегося проявляются ведущие мотивы научно-исследовательской деятельности: познавательные; развивающие; коммуникативные; творческой самореализации; достижения успеха [2].
Таким образом, проектные технологии являются важным фактором в формировании личности обучающегося готового к инновационной деятельности, т. е. инновационной личности.
В деятельности Центра детского творчества «Радуга успеха» среди проектов можно выделить следующие типы:
- Исследовательские — по структуре и характеру работы приближены к научному исследованию: обоснование актуальности темы; выявление проблемы, предмета и объекта исследования; обозначение цели, задачи, методов, источников информации; выдвижение гипотезы; обобщение, выводы, оформление результатов; предложения по развитию темы [3].
- Творческие — не имеют строгой структуры, нацелены на результат, подчиняются жанру конечного результата (плакат, фестиваль, фильм и др.), но результаты оформляются в продуманной завершённой форме (макет плаката, положение и сценарий мероприятия, сценарий фильма и др.).
- Информационные — схожи с исследовательскими проектами и могут являться их составной частью; включают сбор и анализ информации, обобщение фактов; необходима презентация, ее разработка и защита.
- Социально значимые, где чётко обозначается контингент (участники), цели и задачи; результат деятельности ориентирован на интересы какой-либо группы людей; необходимо распределение ролей между участниками, план действий, экспертная оценка.
Рассмотрим опыт работы Центра детского творчества «Радуга успеха» по использованию проектных технологий в образовательной деятельности.
- Обучение проектной деятельности при реализации дополнительных общеобразовательных программ детьми разного возраста, например:
‒ в группах дошкольников активно внедряется программа «Основы конструирования». Малыши осваивают проектные технологии через начальное техническое моделирование, формируют основы технических знаний и умений;
‒ для обучающихся начального школьного возраста реализуются программы: «Начальное техническое моделирование», «Школа юного изобретателя», «Робототехника и лего-конструирование». Школьники учатся разрабатывать проекты в основном в группах с помощью педагога;
‒ обучающиеся среднего и старшего школьного возраста, т. е. учащиеся основного общего и среднего (полного) общего образования осваивают программы: «Авиамоделирование», «Автомоделирование», «Робототехника», «3D моделирование» и «Беспилотные технологии». Обучающиеся учатся работать с источниками информации (литература, Интернет и др.); разрабатывать проекты, проводить исследования,выступать с творческими проектами на конкурсных мероприятиях различного уровня.
2. В Центре реализуются проекты:
‒ «Планета открытий» по внедрению ТРИЗ-технологий;
‒ 3D моделирование;
‒ Образовательная робототехника;
‒ Проект «ТехноТур»;
‒ Образовательная робототехника и беспилотные технологии;
‒ Непрерывное образование в сфере технического творчества «4+»;
‒ Инженерное будущее Самары;
‒ Профориентационный марафон «Радуга инженерно-технических профессий».
3. Проекты способствуют инновационному изменению образовательного процесса, так как предполагают не классно-урочную систему обучения, а коллективно-творческое дело или индивидуально выстроенный маршрут — в зависимости от целей проекта.
4. Проектная деятельность дает возможность ребенку продемонстрировать, отработать и закрепить свои знания и умения, полученные в процессе обучения в школе или по образовательной программе в Центре.
5. Проектная деятельность как средство социализации и самостоятельности детей, активности и коммуникативности, открытия и раскрытия таланта, осознанного выбора будущей профессии.
6. Проектная деятельность для педагогов — это мотивация и возможность к самореализации, к профессиональному и личностному росту.
Результатами и преимуществами многолетней работы ЦДТ «Радуга успеха» в этом направлении можно считать:
Преемственность. Проектная деятельность ведется практически во всех детских объединениях для разных возрастных групп, начиная с дошкольников и заканчивая старшеклассниками-выпускниками Центра.
Системность. Проектные технологии, используемые в образовательной деятельности учреждения, являются целостной и непрерывной системой обучения, направленной на развитие научно-познавательного потенциала обучающихся.
Педагогическая целесообразность. Педагогическая целесообразность заключаетсявтом, что обучающиеся шаг за шагом приобретают новые знания и исследовательские навыки, раскрывают в себе потенциальные возможности, самоопределяются в профессии, а значит, в дальнейшем смогут самореализоваться в современном мире.
Создание новых форм работы. При реализации проектных технологий создаются множество разнообразных форм работы. Например, новые формы, разработанные авторами проектов и апробированные на практике:
‒ Беседы по кейс-методу на базе ТРИЗ-технологий;
‒ ТехноТур;
- Юное конструкторское бюро (ЮКБ);
- Атлас профессий выпускника;
- Инженерный прорыв.
Интеграция и сотрудничество. Одним из важных моментов проектной деятельности можно отметить интеграцию образовательных учреждений: учреждения дополнительного образования детей ЦДТ «Радуга успеха», общеобразовательных школ и профессиональных образовательных учреждений (СУЗов и ВУЗов), в стремлении политехнического образования детей и открытии для обучающихся путей для личностного и профессионального роста.
Примером такой интеграции может служить социальное партнерство нашего Центра «Радуга успеха» и профессиональных образовательных учреждений:
‒ Самарский государственный университет путей сообщений (СамГУПС), с которым в течение 7 лет совместно на базе университета проводим городской фестиваль юных изобретателей «Планета открытий».
‒ Самарский национальный исследовательский университет им. академика С. П. Королева (Самарский университет). Несколько лет совместно проводим соревнования по робототехнике и беспилотным летательным аппаратам.
‒ Поволжский государственный колледж (ПГК), где два года совместно с колледжем проводим городской профориентационный марафон «Радуга инженерно-технических профессий».
Предметом сотрудничества также является:
‒ Привлечение специалистов для консультирования педагогов и оценивания достижений воспитанников.
‒ Предоставление аудиторий для проведения мероприятий.
‒ Предоставление и тиражирование учебно-методических материалов.
‒ Организация экскурсий в музей, мастерские и лаборатории.
‒ Привлечение к совместной работе студентов-волонтеров.
Мы благодарны за реальную помощь и поддержку и надеемся на дальнейшее сотрудничество.
Техническое творчество — эта именно та область, где будущие инженеры нашей страны предлагают смелые идеи, разрабатывают проекты и уже сейчас стараются реализовать задуманное в своих моделях самолетов, машин, роботов, коптеров. Проектные технологии эффективно способствуют такому развитию и самореализации обучающихся.
Литература:
- Краснова В. В. Проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения // Юный ученый. — 2016. — № 6.1. — С. 31–33.
- Кашлева Н. В., Дмитриева Ж. В. Школьная проектная лаборатория. Волгоград: Учитель, 2010. — 142 с.
- Лаборатория проектных методов в образовании (всероссийский проект). URL: http://xn--e1ahcccmfdikz5d1bm.xn--p1ai/
- Проектно-ориентированное обучение (Электронный ресурс Института образования BIE). URL: https://www.bie.org/