Формирование знаний о растительном мире у детей дошкольного возраста посредством наблюдений в природе (из опыта работы) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Поночевная, А. П. Формирование знаний о растительном мире у детей дошкольного возраста посредством наблюдений в природе (из опыта работы) / А. П. Поночевная, И. В. Бухтулова, С. С. Поликарпова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 34-36. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/275/13609/ (дата обращения: 26.04.2024).



С развитием промышленного производства, в нашем городе уменьшилось количество растительности, что отразилось на состоянии воздуха — регулярной загазованности. Кроме того, большинство детей живут в практически искусственной среде, не имеют возможности побывать на реке, в лесу, на лугу; не умеют бережно обращаться с растительными объектами, т. к. у них отсутствуют элементарные экологические знания. На первый взгляд, это разные проблемы. На самом деле это не так. Взрослые, которые повинны в загрязнении воздуха, когда-то были детьми. Что-то упустили в их экологическом воспитании и теперь это невозможно восполнить. А упущен был период дошкольного детства, который наиболее восприимчив к изучению мира растений. Только в дошкольном детстве, когда ребенок начинает засыпать взрослых бесконечными «почему», нам предоставляется исключительная возможность создать такую исследовательскую деятельность, в которой у ребенка формируются знания о растениях. Процесс формирования знаний о растениях способствует взаимодействию ребенка с природой: появлению доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, интереса к природным объектам — растениям, стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности, умение заботиться о растениях, создавать необходимые для жизни условия. Получив в детском возрасте опыт правильного взаимодействия с растениями, человек постарается в будущем так организовывать различные производства, чтобы этот процесс не наносил вреда растительному миру.

В начале учебного года была проведена диагностика, разработанная Н. Н. Кондратьевой и Л. М. Маневцовой. Результаты показали следующее: дети имеют представление о растениях, но недостаточно хорошо знают названия растений, не выделяют различия, плохо знают, что где и как растёт. Не понимают, что у растений есть потребности. Были поставлены задачи:

  1. Создать развивающую среду с целью возможности для ребёнка исследовать растительные объекты.
  2. Разработать методическое обеспечение.
  3. Сформировать знания о растениях посредством наблюдений.

Для решения поставленных задач была организована предметно-пространственная развивающая среда: разработана и оформлена экологическая тропа на участке ДОУ, оформлен уголок природы: календарь природы, где дети смогли ежедневно отмечать состояние погоды. Собрали вместе с детьми: коллекцию семян для исследований, природный материал для деятельности в уголке творчества. Подобрали дидактические игры: «Вершки и корешки», «В мире растений», «Цветы», «В саду, на поле, в огороде», «Как растёт живое?», «С какого дерева лист?» и др., экологические модели. Изготовили пособия «Собери цветок». Оборудовали мини-лабораторию. В нашем природном уголке поселились комнатные растения: колеус, традесканция, фикус, бальзамин, бегония, хлорофитум и др. Весной посадили огород и цветы в цветнике.

С целью формирования знаний о растительном мире у детей дошкольного возраста широко используем метод наблюдений в природе. Наблюдение, как метод познавательно-исследовательской деятельности гармонично сочетает в себе: с одной стороны знакомит детей со взаимосвязью живой и неживой природы и природными явлениями, а с другой стороны позволяет сделать эти исследования через эмоциональное восприятие чувственного образа объекта природы. В результате, экологические знания формируются из того, что отпечаталось в чувствах ребёнка и превратилось во внутренние установки: проявление эмоциональной отзывчивости, проявление интереса к растениям, умение о них заботиться.

Использование организованных наблюдений происходит в основных видах деятельности: на занятиях, на прогулке, в трудовой деятельности, в дидактических играх, дополняя их художественным словом или интересными фактами о растениях.

Наиболее яркие изменения в растительном мире происходят осенью. В осенний период наблюдали с детьми как изменились листья деревьев: поменяли окраску, стали опадать. С помощью дидактической игры «Найди такой же лист», «Узнай дерево», «С какого дерева лист», ребята сделали вывод, что у разных деревьев разная окраска листьев осенью. Для сравнения внешнего вида деревьев предлагали детям потрогать стволы, листья, ветки деревьев и рассказать, что они заметили. Дети после рассматривания отметили, что у клёна шершавый ствол, гладкие ветки, листья среднего размера, а у берёзы гладкий ствол, гладкие ветки и на веточке много маленьких листьев.

Очень важно, что у детей можно вызвать первые эстетические переживания от восприятия красоты осеннего листопада, прочитав стихотворение «Листопад». В конце наблюдения о листопаде предложила детям сделать «салют» из листьев, и они ещё долго забавлялись этой игрой.

Много радости доставили детям осенние цветы в цветнике (циннии, бархатцы, космея, ноготки). В ходе наблюдения за бархатцами, отметили, что они не боятся холодов; выкопали цветущие растения и пересадили в горшок — украсили ими группу. Чтобы сравнить цветы — рассмотрели, потрогали, описали их семена — у всех цветов разной формы. Собрали с детьми семена. Показала, что собирать надо аккуратно, они очень легко рассыпаются. После прогулки рассортировали семена и сложили их в коллекцию семян.

В это время года, в уголке природы проводили наблюдения за комнатными растениями: рассматривали фикус, хлорофитум, традесканцию; учились за ними ухаживать. Чтобы научить детей узнавать комнатные цветы, играли в дидактические игры «Какое растение я загадал?», «Какой это цветок?», «Найди комнатный цветок».

Для закрепления знаний, полученных в ходе наблюдения за деревьями, играли в игры «С какого дерева лист?», «С чьей ветки детки?»

В зимнее время дети наблюдали деревья и кустарники под снегом. Наконец, ребята рассмотрели, как растут ветви у разных деревьев и кустарников — летом и осенью их не видно за листьями. А зимой ветви хорошо выделяются на фоне неба и белого снега. Для узнавания деревьев по внешнему виду, наблюдали за берёзой, елью, рябиной, сосной, тополем. Этому помогали дидактические игры: «Найди дерево по коре», «Опиши дерево» и др. Чтобы опровергнуть ошибочное мнение детей о том, что почки появляются на ветках весной, в феврале поставили веточку сирени и тополя, отметили их характерные признаки, закрепили полученные знания, в дидактических играх: «Узнай по описанию», «Найди такую же» и др.

В уголке природы учились сравнивать комнатные растения по форме листьев, размеру, окраске; плотности листьев, стеблей, выявляя признаки сходства и различия. Рассматривали такие растения как бальзамин, колеус, бегонию. Дети отметили, что бальзамин и бегония уже цвели, а колеус — нет, а также то, что все эти цветы — комнатные растения.

Особый интерес у дошкольников вызывают растения, выращенные ими самими, поэтому в конце зимы посадили лук и убедились, что даже в зимнее время года в тепле и при хорошем уходе растут огородные растения.

В начале весны — марте прорастили и посеяли с детьми семена настурции, бархатцев, зорянки. Наблюдали за их ростом, ухаживали за ними. После майских праздников высадили рассаду в грунт, посеяли газонную траву, овощи: репку, картошку, а также бобовые: горох, фасоль. Ребята очень старались при посеве семян и все спрашивали, когда же появятся растения.

Для закрепления знаний о деревьях весной провели краткосрочный проект «Такие разные деревья». Ребята познакомились с ивой, акацией на участке детского сада, узнали интересные факты о некоторых деревьях, например, ель называют поющим деревом, или из прутьев ивы плетут корзины. В ходе проекта, ребята запомнили названия деревьев, научились их различать.

В течение месяца, мы с детьми наблюдали за распусканием листьев, появлением серёжек на берёзе и тополе. В цветнике рассматривали первые всходы лилий и ирисов, отметили, что это садовые цветы. На участке детского сада порадовались появлению одуванчиков — луговых цветов, рассмотрели стадии их развития. Но на этом наша исследовательская деятельность не закончилась: всё лето ребята трудились на огороде: пропалывали, рыхлили, поливали грядки. Интересно было посмотреть все циклы роста овощных культур — всходы, росток, превращение бутона в цветок, а из цветка — в плод. Детям очень хотелось в середине лета увидеть, как выросла репка. Мы с ребятами выдернули одну и увидели, что плода ещё нет — не созрела репка.

Дети летом получили радость от общения с природой и увидели результаты своего труда. Наблюдаемые изменения растений связывали с условиями, в которых они растут — тепло, обилие света, влаги, рыхление. После окончания проекта, дети уже знали все циклы роста растений, посаженных на огороде, научились ухаживать за ними. На нашем огороде дети вырастили урожай: собирали картошку, помидоры, была даже клубника. А родителям мы предложили поучаствовать в конкурсе семейной поделки «Огородные фантазии».

К наблюдениям в природе были привлечены родители наших воспитанников. Дети подготовительных групп совместно с родителями участвовали в конкурсе на самую красивую клумбу. Были разработаны проекты клумб, высажены цветы, осуществлялся уход за клумбами и параллельно происходило наблюдение за ростом, цветением растений клумбы.

Активно включились родители и в реализацию творческих познавательных проектов: оформляли фотовыставки «Дачные истории» (проект «Овощная грядка»), подготовили домашнее задание о разнообразии в мире деревьев (проект «Такие разные деревья».) Дети и родители с интересом приняли участие в творческих конкурсах «Огородные чудеса», «Елочка-краса», «Витаминный салат» и др.

Особенно интересным средством метода детских наблюдений были игровые викторины, проводимые на территории экологической тропы. Дети получали задание-вопрос и при помощи наблюдений в природе находили ответ на зеленом участке детского сада.

По результатам диагностики проведенной в конце учебного года был сделан вывод: участвуя в познавательно-исследовательской деятельности, дети узнали о местах произрастания растений, научились сравнивать и описывать растения по внешнему виду, пополнили свой опыт по уходу за растениями, проследили на опыте за циклом роста растений.

Результаты работы показали, что в процессе использования метода наблюдения на занятиях, на прогулке у детей сформировались экологические знания о растениях: состояние (рост, цветение, созревание, увядание), о влиянии погодных условий на растение, их функциях (питание, дыхание, рост). В результате проведения дидактических игр, сформировались представления о местах произрастания растений. Осуществляя трудовую деятельность, дети научились ухаживать за растениями.

Вводить ребенка в мир растений следует как можно раньше. Каждый ребенок по своей сущности близок к этому миру. Но, как правило, его познавательные способности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Необходимо создавать условия, побуждающие ребенка к познавательно-исследовательской деятельности. Таким образом, можно раскрыть дремлющие до поры до времени способности. Познавательно-исследовательская деятельность совершенно необходима ребёнку для физического, психического и умственного развития.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, растение, дерево, познавательно-исследовательская деятельность, цветок, детский сад, какое дерево, растительный мир, уголок природы, внешний вид.

Похожие статьи

«Путешествие в мир природы». Конспект организованной...

ребенок, природа, растение, экологическое воспитание, окружающий мир, окружающая среда, животное, детский сад, родная природа, бережное отношение. Детско-взрослый проект «К природе прикоснуться можно только...» Большинство современных детей редко общается с...

Конспект НОД по экологическому воспитанию для детей старшего...

Разнообразие видов деятельности в процессе НОД обеспечивает стабильность учебно-познавательной атмосферы, обеспечивает занятость всех дошкольников, стимулирует исследовательскую деятельность детей (выявление причины потребности растения в...

Опыт реализации ФГОС ДО по формированию у детей...

осознанное отношение, детский сад, ребенок, мир природы, дошкольный возраст, растение, природа, окружающий мир, самар, экологическая тропа.

Территория детского сада как элемент эколого-развивающей...

Наблюдения детей за разнообразием мира растений уголка природной флоры должны быть организованы по плану

- внешний вид (части растения, условия, необходимые для роста и развития)

детский сад, ребенок, растение, птица, окружающая среда, дошкольный возраст...

Организация исследовательской деятельности детей...

детское экспериментирование, ребенок, вид деятельности, исследовательская деятельность, познавательная активность

Влияние экспериментирования на развитие познавательной... ребенок, окружающий мир, вид деятельности, детское...

Зимний сад в экологическом образовании дошкольников

ребенок, родитель, растение, природа, экологическое образование, экологическая направленность, осознанно-правильное отношение, детский сад, совместная деятельность, трудовая деятельность.

Воспитание основ экологической культуры старших дошкольников...

ребенок, экологическое воспитание, детский сад, совместная деятельность, уголок природы, растение, природа, экологическое воспитание дошкольников, животное, наблюдение.

Организация развивающей предметно-пространственной среды...

уголков природы с гербариями растений, иллюстрациями растений и животных, распространенных в регионе, а также тех, которые

Моя малая Родина | Статья в журнале «Молодой ученый». родной город, Ребенок, образовательная деятельность, детский сад...

Наблюдение как ведущий метод познания дошкольниками природы

Наблюдения вуголке природы. Работу по ознакомлению дошкольников с природой в детском саду проводят ежедневно.

Наблюдая природу, ребенок научится видеть, понимать и ценить ее красоту. Любое наблюдение — это познавательная деятельность, требующая от детей...

Похожие статьи

«Путешествие в мир природы». Конспект организованной...

ребенок, природа, растение, экологическое воспитание, окружающий мир, окружающая среда, животное, детский сад, родная природа, бережное отношение. Детско-взрослый проект «К природе прикоснуться можно только...» Большинство современных детей редко общается с...

Конспект НОД по экологическому воспитанию для детей старшего...

Разнообразие видов деятельности в процессе НОД обеспечивает стабильность учебно-познавательной атмосферы, обеспечивает занятость всех дошкольников, стимулирует исследовательскую деятельность детей (выявление причины потребности растения в...

Опыт реализации ФГОС ДО по формированию у детей...

осознанное отношение, детский сад, ребенок, мир природы, дошкольный возраст, растение, природа, окружающий мир, самар, экологическая тропа.

Территория детского сада как элемент эколого-развивающей...

Наблюдения детей за разнообразием мира растений уголка природной флоры должны быть организованы по плану

- внешний вид (части растения, условия, необходимые для роста и развития)

детский сад, ребенок, растение, птица, окружающая среда, дошкольный возраст...

Организация исследовательской деятельности детей...

детское экспериментирование, ребенок, вид деятельности, исследовательская деятельность, познавательная активность

Влияние экспериментирования на развитие познавательной... ребенок, окружающий мир, вид деятельности, детское...

Зимний сад в экологическом образовании дошкольников

ребенок, родитель, растение, природа, экологическое образование, экологическая направленность, осознанно-правильное отношение, детский сад, совместная деятельность, трудовая деятельность.

Воспитание основ экологической культуры старших дошкольников...

ребенок, экологическое воспитание, детский сад, совместная деятельность, уголок природы, растение, природа, экологическое воспитание дошкольников, животное, наблюдение.

Организация развивающей предметно-пространственной среды...

уголков природы с гербариями растений, иллюстрациями растений и животных, распространенных в регионе, а также тех, которые

Моя малая Родина | Статья в журнале «Молодой ученый». родной город, Ребенок, образовательная деятельность, детский сад...

Наблюдение как ведущий метод познания дошкольниками природы

Наблюдения вуголке природы. Работу по ознакомлению дошкольников с природой в детском саду проводят ежедневно.

Наблюдая природу, ребенок научится видеть, понимать и ценить ее красоту. Любое наблюдение — это познавательная деятельность, требующая от детей...