Автор: Акимова Елена Валерьевна

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

X международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, март 2017)

Дата публикации: 02.03.2017

Статья просмотрена: 71 раз

Библиографическое описание:

Акимова Е. В. Опыт реализации ФГОС ДО по формированию у детей дошкольного возраста осознанного отношения к миру природы в разнообразных видах деятельности [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 29-31. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11971/ (дата обращения: 13.12.2017).



Опыт реализации ФГОС ДО по формированию удетей дошкольного возраста осознанного отношения кмиру природы вразнообразных видах деятельности

Акимова Елена Валерьевна, старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 174» г. Самары

В статье описан опыт работы педагогов ДОО по реализации программы экологического образования по вопросу формирования у детей дошкольного возраста осознанного отношения к миру природы в разнообразных видах деятельности.

Ключевые слова: осознанное отношение к природе, эколого-развивающая среда, экологическая тропа, проекты, виды деятельности, театральный фестиваль

Процесс экологизации образования граждан активно набирает обороты. Указом президента В. В. Путина, 2017 год объявлен в России Годом экологии. Дошкольное детство — ответственный период жизни человека: закладываются основы правильного отношения к окружающему миру (природе, вещам, людям), ценностной ориентации в нем.

Перед дошкольными учреждениями в настоящее время стоит задача воспитать не только здоровых, но и всесторонне развитых детей, экологически ориентированных и готовых к обучению в начальной школе. Вышеназванные обстоятельства определяют актуальность выбранной темы.

Педагогический коллектив нашего МБДОУ «Детский сад № 174» г.о. Самара активно работает по теме «Формирование у детей дошкольного возраста осознанного отношения к миру природы в разнообразных видах деятельности».

И. А. Комарова и С. В. Спирин в своей статье «К вопросу о разработке экспериментальной модели методики формирования осознанного отношения к природе у детей дошкольного возраста» отмечают, что цель экологического обучения дошкольников ориентирована на формирование ответственного отношения к окружающей природе, которое строится на базе экологического сознания личности, когда приоритетным является идея взаимосвязи человека с окружающим миром, включая мир природы. Осознанное отношение, по мнению авторов, — это такое отношение, при котором субъект отдает себе отчет в объективных основаниях; в своих обязанностях; своей ответственности, в поступках и поведении в целом. [1, c.60].

И. А. Комарова и С. В. Спирин говорят также о том, что формируя у дошкольников осознанное отношение к определенным объектам и явлениям действительности, необходимо обратить особое внимание не только на усвоение необходимой системы знаний о данных объектах и явлениях, но и на умение правильно выразить собственное отношение через конкретные высказывания, суждения и действия, сочетая единство чувств, знаний и деятельности. На основании вышеизложенного, мы определили цель и задачи работы по данному направлению.

Цель: разработать и воплотить в деятельности педагогов и родителей комплекс мероприятий, направленный на формирование у детей дошкольного возраста осознанного отношения к миру природы.

Задачи:

‒ формировать у детей представления об объектах природы и её многообразии, целостности живых организмов, их потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни, основы безопасного поведения в природе, готовность к совместной деятельности;

‒ развивать познавательные мотивы дошкольников, направленные на получение новых представлений о природе, умение любоваться красотой мира природы;

‒ развивать у детей творческий подход, умение оберегать и приумножать красоту и богатство природы малой Родины,

‒ транслировать опыт работы педагогов ДОУ на городских и региональных методических семинарах, конференциях, форумах,

‒ пропагандировать экологическое воспитание среди родителей.

Для решения этих задач была выбрана программа «Юный эколог» С. Н. Николаевой, в которой подчеркивается, что данная программа успешно реализуется при условии создания предметно-развивающей среды, организованной в достаточной степени в детском саду. Важнейшим условием реализации образовательных областей, предусмотренных ФГОС ДО, является экологизация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

В нашем детском саду создана эколого-развивающая среда: в группах имеются уголки природы, которые знакомят детей с комнатными растениями, условиями, необходимыми для их роста и развития; занимательные экологические игры; календарь природы, материалы для познавательно-исследовательской деятельности, дидактические игры, картинки и иллюстрации о природе, а также поделки из природного материала. В холле детского сада расположен зимний сад.

На территории ДОУ имеется экологическая тропа, выполняющая познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции. На тропе выделены наиболее интересные и актуальные объекты: огород с различными культурами; аптекарский огород с лекарственными растениями, такими, как мать-и-мачеха, тысячелистник, подорожник, мята, ромашки; тропа «здоровья»; цветники, которые радуют глаз цветущими растениями с мая по октябрь.

В течение всего учебного года на тропе проводятся: наблюдения, игры, экскурсии, прогулки-походы, которые знакомят детей с изменениями природы по сезонам (продолжительностью дня, погодой, изменениями в жизни растений и животных, трудом взрослых). Совместно с детьми проводим опытно-экспериментальную деятельность, наблюдаем с детьми за погодой, ростом различных деревьев и кустарников, растений, делаем зарисовки роста растений в тетрадях наблюдений. Свои впечатления об увиденном дети выражают на занятиях по музыке, изобразительной деятельности, в подвижных играх, в самостоятельной деятельности. В будущем планируем сделать на экологической тропе метеоплощадку (оборудование уже закуплено).

Для реализации поставленных задач в работе с детьми, педагоги детского сада:

  1. Осуществляют ознакомление детей с природой в разнообразных формах: в НОД, в играх, в процессе наблюдений, развлечений, повседневной жизни: чтение и драматизация экологических сказок, проведение экологических викторин, дидактических игр «Что, где растёт», «С какого дерева лист», «Угадай животное», словесных игр: «Узнайте по описанию»; «Съедобное — несъедобное»; «Хорошо –плохо», «Что лишнее?», «Кто как кричит?», которые развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем.
  2. Регулярно планируют и проводят тематические прогулки, экскурсии, походы, которые помогают детям наблюдать за погодой и природой в естественных условиях. Огромную радость доставляет малышам опыты, которые проводит воспитатель:

‒ Куда снег убежал? (таяние снега),

‒ Тонет — не тонет (плавучесть предметов),

‒ «Веселые краски» (окрашивание воды),

‒ Разноцветные льдинки (таяние льда в теплой и холодной воде).

Совместно с детьми находим ответы на вопросы-гипотезы:

‒ Зимой цветы не вырастут, потому что они замерзнут? — Как растения защищаются от врагов?

‒ Как червяк идет, если у него нет ног?

Эксперименты, опыты и наблюдения помогают детям приобретать знания, мыслить, обобщать, делать выводы, правильно вести себя в мире природы.

  1. Осуществляют совместно с детьми познавательно-исследовательскую деятельность, труд в природе. В старших группах вместе с детьми выращиваем культурные растения (лук, перец, томат). Ребята получают навыки посева и ухода за растениями. В процессе такой работы проводим экспериментирование, где дети сами приходят к выводу о том, что рассаде нужен свет и вода. Выращенную на подоконнике рассаду в мае мы переносим на огород, на улицу, где продолжается работа по закреплению практических навыков ухода за растениями. Всё это способствует формированию у детей познавательного интереса и осознанного отношения к миру природы.
  2. Организуют и проводят совместные творческие проекты: «Огород на подоконнике» (средние группы), «Лекарственные растения» (старшие группы), «Комнатные растения», «Наш любимый город» (подготовительные к школе группы); акции «Поможем зимующим птицам!», «Чистая планета начинается с чистого двора!».

Проект «Волшебные свойства соли» в старшей группе (воспитатели Гаврилова О. В., Максимова М. Ю.) стал призёром городского фестиваля детских коллективных проектов «Я узнаю мир», а методическая разработка «Акция «Поможем зимующим птицам!» (воспитатель Оруджова И. Н.) признана одной из лучшей на Фестивале молодых педагогов г. о. Самара «Педагогический старт», который проходил в мае 2016 года.

  1. Изготовили красочные, познавательные лэпбуки: «Комнатные растения», «Азбука безопасного поведения в природе», «Весна», «Сказки В. Сутеева».
  2. Составили образовательные маршруты для совместной работы родителей с детьми 4–5-летнего возраста: «Прогулка по Самарской Луке», «Лесные звери».

Между группами проводим конкурсы: «Лучший прогулочный участок», «Лучший уголок природы», «Огород на подоконнике», тем самым обогащая развивающую предметно-пространственную среду, которая отвечает требованиям ФГОС ДО.

Получить новые знания в области экологического образования дошкольников педагоги смогли, участвуя в методическом марафоне в ДОУ «Организация специфических детских видов деятельности как эффективное средство в формировании экологических представлений у детей», на педагогическом совете по теме «Формирование у детей представлений о необходимости бережного и осознанного отношения к природе»; консультациях: «Использование художественных техник в процессе создания выразительных образов животных», «Как организовать уголок природы», «Формирование экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста при организации наблюдений на прогулках»; мастер-классах «Рисуем нитью», «Сделаем Травянчика».

В нашем детском саду стало традицией в конце марта проводить театральный Фестиваль, где каждая группа готовит спектакль, атрибуты, афишу. В прошедшем учебном году тема Фестиваля была «Экологическая сказка». Проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением песен, танцев, стихов. Дошкольники с удовольствием разыгрывают сюжеты, изучая поведение животных, птиц, насекомых. В играх — драматизациях ребенок-артист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности-интонации, мимики, пантомимы. В данную деятельность вовлекаются родители воспитанников: помогают в создании костюмов и декораций, афиш.

Родители нашего ДОУ принимают активное участие в выставках детского творчества: «Осень — щедрая пора!», «Новогоднее украшение группы», «Зимняя сказка», конкурсе-выставке совместного творчества родителей и детей на лучший букет из цветов, овощей, фруктов. Изготовление работ на выставку позволяет детям ощутить собственную значимость, родителям — продемонстрировать положительное отношение к продукту совместной деятельности. Родители также активно участвуют в экологических викторинах, развлечениях «Мама, папа, я — экологическая семья». О том, что наша работа нашла понимание у родителей, говорит, повышенный интерес взрослых к тому, что делается в детском саду, отклик родителей на все наши начинания, положительные отзывы родителей о проделанной работе.

Таким образом, осуществляя интеграцию экологии во все образовательные области, через различные формы работы, создаётся целостная система формирования у детей осознанно-правильного отношения ко всему живому, умение видеть и понимать красоту окружающего мира.

Литература:

  1. И. А. Комарова, С. В. Спирин статья «К вопросу о разработке экспериментальной модели методики формирования осознанного отношения к природе у детей дошкольного возраста», «Вектор науки ТГУ» № 2(2), 2010.
  2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
Основные термины (генерируются автоматически): осознанного отношения, детей дошкольного, дошкольного возраста, детей дошкольного возраста, миру природы, детском саду, детей дошкольного возраста», разнообразных видах деятельности, Опыт реализации ФГОС, МБДОУ «Детский сад, опыт работы педагогов, модели методики формирования, отношения кмиру природы, экспериментальной модели методики, разработке экспериментальной модели, осознанное отношение, детей осознанно-правильного отношения, удетей дошкольного возраста, детей старшего дошкольного, совместной деятельности.

Ключевые слова

проекты, экологическая тропа, осознанное отношение к природе, эколого-развивающая среда, виды деятельности, театральный фестиваль

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос