Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 13.04.2017

Статья просмотрена: 129 раз

Библиографическое описание:

Казаринова О. А. Изображение природы как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №15. — С. 580-582. — URL https://moluch.ru/archive/149/42069/ (дата обращения: 24.04.2018).



В современном мире стремительного развития техники и информационных технологий самой актуальной и ответственной функцией общества остается воспитание здорового, всесторонне развитого, высоконравственного человека. Сейчас в мире нужны специалисты, умеющие нестандартно мыслить, находить выход из любой ситуации, самостоятельно принимать решения. Нужны не только знающие, но и способные к нестандартному творческому применению этих знаний люди. Основы этого нужно закладывать уже в дошкольном возрасте. Дошкольный возраст — это уникальный период в жизни каждого человека, когда формируются основные навыки и умения, среди которых центральное место отводится воображению, фантазии, смекалке, инициативе, интересу к новому, т. е. качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей.

Детское творчество — это такой вид деятельности ребёнка, в процессе которого он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других (например, создание рисунков, вышивок, лепных поделок, художественных композиций, аппликаций и т. д.).

Развитие творческих способностей у детей — сложный и длительный процесс, дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности. Уже с раннего возраста у ребенка должно развиваться чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. К сожалению, если эти качества не начать развивать в дошкольном возрасте, то в последующем снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.

Работая в детском саду, я поняла, что каждый ребёнок талантлив по-своему. Однако, жёсткая регламентация процесса воспитания и обучения в детском саду, «усреднённость» подхода к воспитанникам не позволяла мне в полной мере заниматься развитием их творческого потенциала. Позитивные изменения, происходящие в дошкольном образовании с введением ФГОС, позволяют мне, как и каждому педагогу-дошкольнику, свободно выбирать приоритетное направление в своей работе. Для меня, безусловно, важнейшим стало развитие творческих способностей моих воспитанников через изображение природы.

Природа во все времена служила содержанием изобразительного творчества. Н. Е. Румянцев, известный русский педагог, писал, что природа «вечно живая, обновляющаяся, великая в своём разнообразии… всегда является живым родником поэтического творчества». В. А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребёнка, — это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе, вечный источник детского разума и творчества». К. Д. Ушинский писал: «Прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога».

Природа, является средой обитания человека, источником его жизненной силы. Природа вдохновляет человека. Она заключает в себе огромный потенциал всестороннего развития личности. Природа пробуждает любознательность ребёнка, воздействует на его сенсорное восприятие, вызывает чувство восторга. Взаимодействуют с окружающей природой в разное время года, ребёнок наиболее полно познаёт красоту окружающего мира. Дошкольник с помощью органов чувств, воспринимает все множество свойств природных объектов: познает форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и многое другое. У него формируются четкие начальные и очень яркие, незабываемые представления о природе.

Разнообразие окружающего мира, объектов природы позволяет воспитателю организовать интересную, полезную, познавательную деятельность детей. Эстетическое восприятие обеспечивается непосредственным «живым» общением детей с природой. В ходе игр, наблюдений, труда дети знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие. У них развивается любознательность. Наблюдение красоты природы — восход и закат, весенняя капель, цветение садов и многое другое — не знающий предела источник художественных впечатлений. Действуя на эмоции ребёнка своей красотой — совершенством формы, разнообразным и (в зависимости от времени дня, года, освещения) изменчивым колоритом, природа вызывает эстетические чувства. Эстетическое восприятие природы вызывает у детей чувства бережного, заботливого отношения к растениям, животным, стремление заботиться и ухаживать за ними. Это даёт возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление, произвольное внимание, а самое главное, творческие способности.

Расширение представлений о мире природы происходит у дошкольников каждый день, в непосредственной образовательной деятельности, на прогулках, во время наблюдений. Для формирования у детей творческих способностей, необходимо использовать в моменты наблюдений много образных выражений, сравнений, эпитетов, которые можно найти в поэтических произведениях, ведь картины природы вдохновляли многих поэтов и писателей.

Также, помогают ребёнку познать красоту, истину, добро произведения художников-пейзажистов. Красочные образы произведений пейзажной живописи учат ребят фантазировать, у них возникает желание самим создать нечто подобное. Поэтому очень важно научить ребёнка видеть, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.

При ознакомлении детей с природой, важно давать им правильные представления о жизни животных, растений, о красоте их внешнего вида в интересной, доступной форме. Животные привлекают внимание детей своими повадками, подвижностью, средой обитания, тем, что связаны с человеком. Необходимо показать детям многообразие животного мира, позволить им наблюдать и изучать животных (на улице, в зоопарке, дома).У некоторых ребят дома есть домашние питомцы, и они, конечно же, с удовольствием их рисуют и много о них рассказывают. Это всегда вызывает у них положительный отклик, а также содействует уточнению их знаний об объектах природы и позитивное отношение к ней.

Изображая природу, дети стараются точно отразить в своих рисунках большое количество образов, а также дети вновь испытывают яркие чувства к ней, что делает жизнь детей интереснее и содержательнее, эмоционально богаче, вызывает у них желание сохранить красоту окружающего мира. Ведь рисовать природу это не всегда изображать то, что ты видишь, но всегда передавать на листе то, что чувствуешь. Детские пейзажи всегда необычны, ребята используют разную технику выполнения рисунков, а также, разные материалы: акварель, гуашь, восковые мелки и многое другое.

В процессе создания рисунка, ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, созданному им, огорчается, если что-то не получается. Создавая свою картину, ребенок осмысливает качества предметов, запоминает их характерные особенности и детали, овладевает определенными навыками и умениями, учится осознанно их использовать. В процессе такой работы у детей развиваются кроме творческих способностей ещё и психические процессы, которые лежат в основе познания природы и отражение её в художественном творчестве: восприятие, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение), воображение, положительное эмоциональное отношение к природе, и к изобразительной деятельности.

Таким образом, изображение природы в рисунке оказывает большое влияние на художественное и творческое развитие личности ребенка, воспитание его эстетического вкуса. С раннего возраста, научившись понимать природу, ценить её, ребёнок, будучи взрослым, сможет испытать на себе её благотворное воздействие. Искусство и изобразительная активность самих детей, поможет им закрепить и углубить знания о родной природе, о месте и роли человека, живущего с ней в единении.

Основные термины (генерируются автоматически): творческих способностей, окружающего мира, богатство родной природы, красоту окружающего мира, изображение природы, дошкольном возрасте, Эстетическое восприятие, Эстетическое восприятие природы, детском саду, Наблюдение красоты природы, раннего возраста, познаёт красоту окружающего, средой обитания, основе познания природы, детей творческих способностей, развитие творческих способностей, детей чувства бережного, проявления окружающего мира, явлений природы, Развитие творческих способностей.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос