Воспитание основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством музыкальной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 14 декабря, печатный экземпляр отправим 18 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Воликова, И. Ф. Воспитание основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством музыкальной деятельности / И. Ф. Воликова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 13.1 (199.1). — С. 11-15. — URL: https://moluch.ru/archive/199/49140/ (дата обращения: 01.12.2024).



Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь…

Все это называется природа,

Давайте же всегда ее беречь!

М. Пляцковский

Жить в согласии с природой – необходимое условие сохранения жизни на земле. Выдающийся философ 20 века Бертран Рассел заметил: «Если вы не думаете о своем будущем, у вас его не будет…». Наши дети – это наше будущее. Их духовное здоровье является качественно важной социальной ценностью каждой нации, поэтому неблагоприятные сдвиги в состоянии нравственного здоровья подрастающих поколений следует признать ведущим индикатором экологического риска.

В духовной жизни общества велика роль природы . Природа – это вся Вселенная с существующим в ней органическим (живым) и неорганическим (неживым) миром. С незапамятных времён человечество ценит природу и видит в ней не только свою кормилицу, но и мудрую воспитательницу и наставницу. Познание природных тайн, общение с ней облагораживает человека, делает его более чутким. Воспитание чувств у детей является одной из наиболее важных педагогических задач, не менее важной, чем развитие умственных способностей. От чувств и эмоций зависит отношение ребенка к окружающему миру, а значит и формирование основ экологической культуры. В. Сухомлинский писал: «Годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца». Экологическое воспитание дошкольников без “воспитания сердца” невозможно. На помощь здесь приходит музыка. Музыка зажигает в сердцах детей высшие человеческие чувства. Она помогает увидеть красоту природы, любить и оберегать ее. Дети должны слушать красивую музыку. Это рождает красоту человеческого духа, человеческих чувств, мыслей. Да и сама музыка рождается благодаря великой природе. Доказательством этого может послужить высказывание великого немецкого композитора Бетховена: «Вы меня спросите, откуда я беру свои идеи? Я улавливаю их на лоне природы, в лесу, на прогулках, в тиши ночи, ранним утром, возбужденный настроениями, которые у поэта выражаются словами, а у меня превращаются в звуки, звучат, бушуют, пока не встанут предо мной в виде нот». Чтобы более полно использовать музыку в экологическом воспитании, необходима продуманная система обучения и воспитания, а также создание условий, учитывающих возрастную психологию и педагогику.

Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Воспитательное значение природы трудно переоценить.

Дело охраны природы зависит в большей мере от сознательности каждого человека, его гражданской ответственности за судьбу родной природы, и это в свою очередь, требует усиления внимания к воспитанию у людей, бережного отношения к природе, начиная уже с дошкольного возраста – периода становления основ будущей личности.

Приобретённые в детстве умения видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов.

Музыка волн, музыка ветра… Музыка природы. Человек, созерцая красоты окружающего мира, понимает – это искусство, ни с чем несравнимое. Поэтому, только зародившись как понятие, экология стала неразрывно связанной с творчеством.

Я поставила перед собой цель: посредством музыки сформировать представления детей о том, что человек – часть природы, ее друг и защитник; научить детей жить в согласии с природой, следуя девизу «не навреди»; учить проявлять любовь к природе. Считаю, что важно самим педагогам проявлять заботу о природе, являясь примером для воспитанников. Как замечено, что знания, подкрепленные эмоциями радости, значимости собственного мнения или действия, сохраняются надолго, поэтому при проведении занятий экологической направленности необходимо добиваться эмоционально – личностного восприятия родной природы. И, как правило, живой интерес дети проявляют к увиденному, прочитанному, услышанному о природе.

Что же могут музыкальная образовательная деятельность, музыка, в экологическом воспитании?

С первой встречи с детьми, играя простейшие попевки (народные песни «Петушок», «Зайка серенький сидит», «Маленькая птичка» и многие другие), можно рассказывать и о зайчике, и о кукушке, и о лесе, и об Аленушке, которая глядится в ручеек. Слушая произведения П.И. Чайковского, М.И. Глинки, А.Вивальди, перед детьми возникают музыкальные пейзажи, зарисовки, сказочные деревья, птицы. Вызванные ими чувства и мысли человека – вот что воспитывает, обучает и развивает душу. Поэтому тема экологического воспитания средствами искусства, в частности музыки, весьма актуальна.

В МДОУ д/с № 66 «Лебедушка» города Волжского Волгоградской области в рамках экологического воспитания дошкольников работает по программе Н.А.Рыжовой «Наш дом – природа». Основная цель программы: воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования одним из основных условий построения воспитательно-образовательного процесса является интеграция образовательных областей и видов деятельности, которая дает возможность избежать мозаичности восприятия, способствует воссозданию целостной картины мира.

В своей работе я использую разные виды музыкальных занятий: комплексные, тематические, интегрированные, доминантные, обычные. Занятия часто проводятся в виде путешествий, квестов. При организации занятий важно учитывать следующие моменты:

 Познание объекта природы начинается с наблюдения, которое проводит воспитатель или педагог-эколог. Затем эти наблюдения дополняются прослушиванием музыки, художественным словом, картинами, образными движениями («Падают снежинки», «Ходит котик»). Таким образом, музыка выступает как эмоциональный помощник, дополняет, уточняет увиденное детьми.

 Необходимо обращаться к одной и той же теме несколько раз. Это способствует развитию детского внимания и сохранению устойчивого интереса к одной теме. Сформировать внимательность у детей за один раз невозможно.

 Сезонные явления в природе ярче, образнее воспринимаются на музыкальных занятиях. Слушание музыки и стихов о природе – полезные элементы экологического воспитания ребенка. Дети более эмоциональны, чем рациональны, а музыка и поэтическое слово непосредственно воздействуют на их эмоции. Следовательно, при помощи музыки маленькому человечку легче объяснить, что все растущее и движущееся вокруг нас – живое, требующее к себе бережное отношение.

 При выборе материала (как музыкального, так и экологического) для занятий я, прежде всего, исхожу из привлекательности этого материала для ребенка и только потом перехожу к его значимости, так как иначе привлечь внимание дошкольников практически невозможно. Весь материал должен быть доступен детскому пониманию и усложняться постепенно.

 Экологические музыкальные занятия представляют собой совместную деятельность воспитателя, педагога-эколога, педагога-психолога, педагога дополнительного образования по изобразительной деятельности, инструктора по физической культуре и музыкального руководителя.

 Музыкальное воспитание и развитие не являются самоцелью в детском саду. Это лишь средство развития потенциальных возможностей детей. Поэтому разные виды музыкальной деятельности следует вводить в интегрированной форме в другие занятия, другие виды детской познавательной деятельности, направленной на формирование основ экологической культуры дошкольников. В большинстве случаев музыка используется на других занятиях в виде слушания:

Наиболее интересной формой работы экологического воспитания детей в нашем детском саду является АКЦИЯ, так как проводится в тесной взаимосвязи с природой и имеет социально – полезную значимость экологической деятельности детей и взрослых.

В ДОУ систематически проводятся следующие акции:

«Ёлочка – зелёная иголочка», «Синичкин день», «Покормите птиц зимой», «Цветы Победы», «День Земли», «Волшебный дворик», «Кто танцует и поет круглый год, того скука не берет»

Каждый февраль, когда наступают лютые холода, и зимующие птицы нуждаются в помощи, в детском саду проводят акцию «Покормите птиц зимой».

На празднике дети старшего дошкольного возраста устраивают представление для детей младшего возраста, главенствующей темой которого становится экологическая ситуация, сложившаяся как на нашей планете, так и в любимом городе. Через песни и танцы они рассказывают о зимующих птицах в нашем городе и необходимости их кормления…

Весной 22 апреля мы отмечаем всемирный День Земли. Целью этой всемирной акции является привлечение внимания всех жителей планеты к экологическим проблемам. Этот день проходит под девизом: «Есть такое твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету». (Антуан де Сент – Экзюпери). В этот день воспитанники и взрослые детского сада проводят акцию «Укрась свой дворик». Они представляют выставку газет «Цветы моего детства», выставку рисунков «Разноцветная мозаика». А развлечение в музыкальном зале объединяет детей и взрослых в народных играх и хороводах. Инсценировка «Не рвите цветы, не рвите…» напомнила детям о необходимости заботы не только о комнатных растениях, но и о растениях, произрастающих на экологической тропинке дошкольного образовательного учреждения.

Заключительный этап акции: дети совместно с воспитателями, родителями, региональным ботаническим садом произвели высадку хвойников.

Особенно трогательно проходит акция «Цветы Победы». На музыкальных занятиях, используя ИКТ, я знакомлю детей с музыкой военных лет. Ведь в настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, к современной жизни, ее достижениям и проблемам. Я с гордостью рассказываю детям о композиторе А.Александрове, который за одну ночь написал музыку на слова поэта В. И. Лебедева-Кумача «Священная война». Эта песня стала гимном советского народа в годы войны. Дети с интересом слушают отрывок 7 симфонии Д.Шостаковича, сам композитор назвал её Ленинградской, посвятив подвигу родного города. Конечно, такая музыка сложна для детского восприятия, но мне помогают хроника и фотографии военных лет. Наглядный показ фотографий, видеороликов событий Великой Отечественной войны на мультимедиа помогает увлечь детей и осознать трагизм войны. К таким занятиям привлекаю родителей и прародителей, которые с огромным желанием делятся воспоминаниями о войне, ведь прабабушки и прадедушки в годы войны были такими же детьми, как их правнуки. Мы вместе поем песни военных лет: «Катюшу» М. Блантера и М. Исаковского; «Три танкиста» Дм. Покрасса, Б. Ласкина. Затем дети вместе с воспитателями и родителями выходят на участки, чтобы в память о погибших воинах посадить цветы на клумбу Победы.

В конце учебного года в мае я провожу заключительное развлечение «Кто танцует и поет круглый год, того скука не берет», которое подводит итог нашей работы по экологическому воспитанию. На праздник к детям приходят герои, символизирующие все «четыре времени года»: лето, осень, зима и весна. Мы вспоминаем через песни, танцы музыку сезонные особенности природы, ее красоту в любое время года.

Отличительной особенностью моей работы, как музыкального руководителя, является организация праздников и развлечений на экологической тропинке детского сада с разнообразными видовыми точками, так как детям очень интересны праздники и развлечения на свежем воздухе.

Так летнее развлечение «Путешествие с Незнайкой» познакомило наших детей с видовыми точками, которые находятся на территории детского сада:

 «Зелёный водопад» – коллекция разнообразных по форме и цвету клематисов;

 «Альпийская рапсодия» – по соседству расположились 3 альпийские горки, на которых произрастает более 60–ти видов разнообразных растений;

 «Чудо очиток» – новая альпийская горка, на которой собрана коллекция растения очитка (6 видов данного растения);

 «Разноцветная радужка» – коллекция разнообразных по цветовой гамме растений петуньи;

 «Садик камней в японском стиле» – привлекает детей разнообразием хвойных растений, диковинными животными из камней (крокодил, черепаха), необычным деревянным мостиком, проложенным через «сухой» ручей; вход в «садик» оформлен декоративной аркой с вьющимися розами.

Незнайка в игровой форме познакомил детей с растительным миром родного края, научил видеть их отличительные особенности, ведь многие территории Поволжья являются неповторимыми природными образованиями и благодаря своему ландшафтному и биологическому разнообразию уникальны. А игры и песни Поволжья сделали праздник ярким и незабываемым.

Осеннее развлечение «В гости к осени» мы тоже проводим на экологической тропинке детского сада. Под раскидистыми елями детей встречает Гриб Боровик, который закрепляет знания детей о правилах поведения в лесу. Дети с огромным желанием общаются с Боровичком, читают ему стихи об осени, поют песню «Скворушка прощается», написанную поэтом М. Ивенсеном и композитором Т. Потапенко. В благодарность Боровичок помогает детям, указывая путь к художнику Японского садика камней. Художник, слушая «Осеннюю песнь» П.И. Чайковского, вместе с детьми восхвалял осеннюю красоту природы. В подарок художнику дети показали пластические этюды-настроения (двигательное воплощение изменчивых природных явлений) и вместе с ним создали осенние картины из опавших листьев.

Кикимора вместе с детьми в «Уголке природной флоры» познакомилась с лекарственными растениями и растениями, занесенными в Красную книгу Волгоградской области. В знак благодарности Кикимора указала путь к Осени, которая встретила детей с осенними дарами природы. Так ненавязчиво у детей происходит выработка навыков и привычек поведения в природе, а значит, формируются основы экологической культуры.

Использование на занятиях по экологическому воспитанию разных видов музыкальной деятельности способствует более успешному формированию у детей дошкольного возраста экологического сознания и экологического отношения к природе, к растениям и животным.

Музыка раскрывает перед детьми яркие образы, затрагивает детские души, оказывает большое влияние на нравственные и эмоциональные чувства. Чем раньше мы станем вводить ребенка в мир интеграции музыки, тем успешнее будут решаться задачи экологического воспитания. Воспитание посредством музыки – это воспитание на чувственном уровне, это возможность достучаться до души и сердца каждого, пока еще маленького человека, который однажды вырастет, и в его руках окажется огромная ответственность перед будущим поколением. Чем больше мы будем доносить до наших детей мысль: «Человек – часть Природы», тем дольше сохраниться жизнь на Земле! В музыкальных произведениях заложен огромный воспитательный потенциал. Музыка учит любить, ценить, сострадать, соблюдать законы природы, поэтому экологическое воспитание дошкольников посредством музыки – это более успешное и продуктивное воспитание, направленное на формирование человека – гражданина своей страны, малой Родины.

Литература:

  1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы Мозаика-Синтез Москва, 2014
  2. Радынова О.П Природа и музыка. Конспекты занятий и развлечений программы «Музыкальные шедевры» с детьми 6-7 лет.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.-
  3. Радынова О.П. КомиссароваЛ.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста.
  4. Чистякова Л. А. Формирование экологической культуры.//Л.А.Чистякова. — Урал: ГАРК.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, природа, экологическое воспитание, музыка, занятие, окружающий мир, растение, экологическая тропинка, экологическое воспитание дошкольников.


Похожие статьи

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности посредством поддержки детской инициативы

Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством экологических сказок

Развитие одарённости детей дошкольного возраста посредством творческой игры

Воспитание и обучение детей дошкольного возраста на основе этнопедагогики и национальной культуры

Формирование нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников посредством основного и дополнительного образования

Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста посредством декоративно-прикладного искусства

Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста посредством декоративно-прикладного искусства

Формирование экологического воспитания и культуры учащихся начальной школы

Похожие статьи

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности посредством поддержки детской инициативы

Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством экологических сказок

Развитие одарённости детей дошкольного возраста посредством творческой игры

Воспитание и обучение детей дошкольного возраста на основе этнопедагогики и национальной культуры

Формирование нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников посредством основного и дополнительного образования

Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста посредством декоративно-прикладного искусства

Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста посредством декоративно-прикладного искусства

Формирование экологического воспитания и культуры учащихся начальной школы

Задать вопрос