Библиографическое описание:

Кунченко Н. С., Кошелева А. А. Зимний сад в экологическом образовании дошкольников // Молодой ученый. — 2016. — №13.3. — С. 46-47.



Мир, окружающий ребенка — это, прежде всего, мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Сухомлинский В. А.

В современных условиях образования, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования.

Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование эко культуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет. И первые основы экологической культуры должны быть заложены нами дошкольными работниками. Поэтому на основании мнения родителей, желания педагогов и условий воспитательно-образовательного процесса в МБДОУ «Детский сад № 397» г.о. Самара (далее — ДОУ) ведется глубокая работа по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста.

На протяжении многих лет экологическое воспитание детей дошкольного возраста является приоритетным направлением нашего ДОУ. Работа коллектива строится в направлении экологизации развивающей среды и организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. Условия природного окружения ДОУ во многом этому способствуют: детский сад располагает красивой обширной территорией с большим разнообразием деревьев, кустарников — рябины, ели, липы, черемуха, голубая ель, березы и другими видами растений. Рядом с детским садом лес. ДОУ ведет работу по экологическому образованию дошкольников не эпизодически, а на постоянной основе, так как круглый год детей окружает разнообразный мир зеленых насаждений. В ДОУ уже 25 лет существует зимний сад, где дети с огромной любознательностью и интересом познают окружающую природу. Такой зеленый уголок в ДОУ наполнен всевозможными видами растений (более 70 видов) разных климатических зон — фикусы, финиковая пальма, цитрусовые, кофе, комнатные растение: герани, плющи, фуксии, хризантемы и другие растения.Наполнение и обновление зимнего сада растениями происходит постоянно.

Одним из направлений систематической образовательной деятельности в зимнем саду является работа по авторской программе «В царстве комнатных растений». Цель программы:формирование представлений детей об условиях жизни комнатных растений, правилах ухода за ними, их значение для жизни человека. Теоретической значимостью является формирование углубленных знаний детей о жизни и условиях роста растений; воспитание бережного отношения к окружающей природе, чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы, а самое главное формирование навыков безопасности в природе. А практическая значимость состоит в расширение зеленого уголка в группе детского сада; составление картотеки комнатных растений в детском саду; составление картотеки дидактических игр по теме «комнатные растения»; создание альбома «Наши комнатные растения» (детские рисунки с описательными рассказами, составленными совместно со взрослыми).

На фото: воспитанники МБДОУ «Детский сад № 397» г.о. Самарав зимнем саду.

Продолжительность образовательного процесса, предусмотренного программой дополнительного образования, составляет 4 учебных года и охватывает детей с 3 до 7 лет. Образовательная деятельность проводится с письменного согласия родителей (законных представителей) воспитанников и содержит теоретическую часть (экскурсия в зимний сад, с рассказом педагога, беседа с детьми, рассказ детей, показ воспитателем, садоводом растений и способов действия), подкрепляемую практической познавательно-исследовательской деятельностью в природе и игровой или творческой деятельностью по теме в групповой. Программа включает развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытов. Например, выращивание рассады для цветников детского сада. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы, дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе.

Разработанная программа направлена, прежде всего, на развитие гуманного отношения к природе и предполагает участие детей в посильном труде по уходу за растениями, а также освоение ими норм поведения в природном окружении и навыков защиты окружающей среды. Изучение материала идет от возраста к возрасту по принципу «от простого к сложному». По мере совершенствования знаний и навыков детей усложняется содержание теоретического материала, познавательно-исследовательской деятельности и по уходу за растениями. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста и их родителей, но и мотивация развития участников образовательного процесса оказывать посильную помощь природе.

Основные термины (генерируются автоматически): детей дошкольного возраста, МБДОУ «Детский сад, зимний сад, комнатных растений, воспитание детей дошкольного, видами растений, природного окружения ДОУ, картотеки комнатных растений, зимнем саду, экологической культуры, составление картотеки, экологическом образовании дошкольников, познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, посильную помощь природе, просвещение детей дошкольного, природе посильную помощь, детского сада, экологического воспитания дошкольников, 397» г.о, образовательного процесса.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос