Зимний сад в экологическом образовании дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Кунченко Н. С., Кошелева А. А. Зимний сад в экологическом образовании дошкольников // Молодой ученый. — 2016. — №13.3. — С. 46-47. — URL https://moluch.ru/archive/117/32416/ (дата обращения: 25.09.2018).



Мир, окружающий ребенка — это, прежде всего, мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Сухомлинский В. А.

В современных условиях образования, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования.

Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование эко культуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет. И первые основы экологической культуры должны быть заложены нами дошкольными работниками. Поэтому на основании мнения родителей, желания педагогов и условий воспитательно-образовательного процесса в МБДОУ «Детский сад № 397» г.о. Самара (далее — ДОУ) ведется глубокая работа по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста.

На протяжении многих лет экологическое воспитание детей дошкольного возраста является приоритетным направлением нашего ДОУ. Работа коллектива строится в направлении экологизации развивающей среды и организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. Условия природного окружения ДОУ во многом этому способствуют: детский сад располагает красивой обширной территорией с большим разнообразием деревьев, кустарников — рябины, ели, липы, черемуха, голубая ель, березы и другими видами растений. Рядом с детским садом лес. ДОУ ведет работу по экологическому образованию дошкольников не эпизодически, а на постоянной основе, так как круглый год детей окружает разнообразный мир зеленых насаждений. В ДОУ уже 25 лет существует зимний сад, где дети с огромной любознательностью и интересом познают окружающую природу. Такой зеленый уголок в ДОУ наполнен всевозможными видами растений (более 70 видов) разных климатических зон — фикусы, финиковая пальма, цитрусовые, кофе, комнатные растение: герани, плющи, фуксии, хризантемы и другие растения.Наполнение и обновление зимнего сада растениями происходит постоянно.

Одним из направлений систематической образовательной деятельности в зимнем саду является работа по авторской программе «В царстве комнатных растений». Цель программы:формирование представлений детей об условиях жизни комнатных растений, правилах ухода за ними, их значение для жизни человека. Теоретической значимостью является формирование углубленных знаний детей о жизни и условиях роста растений; воспитание бережного отношения к окружающей природе, чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы, а самое главное формирование навыков безопасности в природе. А практическая значимость состоит в расширение зеленого уголка в группе детского сада; составление картотеки комнатных растений в детском саду; составление картотеки дидактических игр по теме «комнатные растения»; создание альбома «Наши комнатные растения» (детские рисунки с описательными рассказами, составленными совместно со взрослыми).

На фото: воспитанники МБДОУ «Детский сад № 397» г.о. Самарав зимнем саду.

Продолжительность образовательного процесса, предусмотренного программой дополнительного образования, составляет 4 учебных года и охватывает детей с 3 до 7 лет. Образовательная деятельность проводится с письменного согласия родителей (законных представителей) воспитанников и содержит теоретическую часть (экскурсия в зимний сад, с рассказом педагога, беседа с детьми, рассказ детей, показ воспитателем, садоводом растений и способов действия), подкрепляемую практической познавательно-исследовательской деятельностью в природе и игровой или творческой деятельностью по теме в групповой. Программа включает развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытов. Например, выращивание рассады для цветников детского сада. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы, дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе.

Разработанная программа направлена, прежде всего, на развитие гуманного отношения к природе и предполагает участие детей в посильном труде по уходу за растениями, а также освоение ими норм поведения в природном окружении и навыков защиты окружающей среды. Изучение материала идет от возраста к возрасту по принципу «от простого к сложному». По мере совершенствования знаний и навыков детей усложняется содержание теоретического материала, познавательно-исследовательской деятельности и по уходу за растениями. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста и их родителей, но и мотивация развития участников образовательного процесса оказывать посильную помощь природе.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, зимний сад, растение, дошкольный возраст, природа, природное окружение, посильная помощь, образовательный процесс, зеленый уголок, бережное отношение.


Похожие статьи

Территория детского сада как элемент эколого-развивающей...

детский сад, экологическая тропинка, эколого-развивающая среда, экологическое образование, растение, ребенок, природная Флора, мини-ботанический сад, природа, окружающая среда.

Опыт реализации ФГОС ДО по формированию у детей...

Педагогический коллектив нашего МБДОУ «Детский сад № 174» г.о. Самара активно работает по теме «Формирование у детей дошкольного возраста осознанного отношения к миру природы в разнообразных видах деятельности».

Организация разных видов деятельности детей в процессе...

ребенок, родитель, растение, природа, экологическое образование, экологическая направленность, осознанно-правильное отношение, детский сад, совместная деятельность, трудовая деятельность.

Мини-экспедиции в природу — как фактор реализации метода...

природа, детский сад, экологическое воспитание, ребенок, экологическая культура, поход, окружающая среда, дошкольный возраст, экологическое образование, мир природы.

Воспитание основ экологической культуры старших...

ребенок, экологическое воспитание, цветок, цвет, природа, экологическая культура, экологическое образование, позитивное отношение, дошкольный возраст, детский сад.

Создание развивающей среды на участке детского сада

К числу экологических пространств, создаваемых на территории детского сада, относятся: «зеленый маршрут», фитополяна или аптекарский огород, мини-поле, лесной уголок и уголок луга (уголки нетронутой природы), дендрарий, сад камней, различные цветники (клумбы...

Опыт управления инновационным процессом в ДОУ по...

Коллектив детского сада поставил перед собой цель: формирование у воспитанников начал экологической культуры, осознанно правильного отношения к объектам природы непосредственного окружения.

Особенности формирования экологической культуры...

Положительное отношение к окружающей природной среде, в первую очередь, закладывается в семье и продолжает развиваться в детском саду.

Такая работа формирует заботливое и бережное отношение детей к природе.

Дидактическая игра в экологическом воспитании детей...

Охрана окружающей среды разумное отношение к ней стали настоящей актуальной проблемой века. Воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родного края, привлечение ребят к посильной помощи в её охране...

Территория детского сада как элемент эколого-развивающей...

детский сад, экологическая тропинка, эколого-развивающая среда, экологическое образование, растение, ребенок, природная Флора, мини-ботанический сад, природа, окружающая среда.

Опыт реализации ФГОС ДО по формированию у детей...

Педагогический коллектив нашего МБДОУ «Детский сад № 174» г.о. Самара активно работает по теме «Формирование у детей дошкольного возраста осознанного отношения к миру природы в разнообразных видах деятельности».

Организация разных видов деятельности детей в процессе...

ребенок, родитель, растение, природа, экологическое образование, экологическая направленность, осознанно-правильное отношение, детский сад, совместная деятельность, трудовая деятельность.

Мини-экспедиции в природу — как фактор реализации метода...

природа, детский сад, экологическое воспитание, ребенок, экологическая культура, поход, окружающая среда, дошкольный возраст, экологическое образование, мир природы.

Воспитание основ экологической культуры старших...

ребенок, экологическое воспитание, цветок, цвет, природа, экологическая культура, экологическое образование, позитивное отношение, дошкольный возраст, детский сад.

Создание развивающей среды на участке детского сада

К числу экологических пространств, создаваемых на территории детского сада, относятся: «зеленый маршрут», фитополяна или аптекарский огород, мини-поле, лесной уголок и уголок луга (уголки нетронутой природы), дендрарий, сад камней, различные цветники (клумбы...

Опыт управления инновационным процессом в ДОУ по...

Коллектив детского сада поставил перед собой цель: формирование у воспитанников начал экологической культуры, осознанно правильного отношения к объектам природы непосредственного окружения.

Особенности формирования экологической культуры...

Положительное отношение к окружающей природной среде, в первую очередь, закладывается в семье и продолжает развиваться в детском саду.

Такая работа формирует заботливое и бережное отношение детей к природе.

Дидактическая игра в экологическом воспитании детей...

Охрана окружающей среды разумное отношение к ней стали настоящей актуальной проблемой века. Воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родного края, привлечение ребят к посильной помощи в её охране...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Территория детского сада как элемент эколого-развивающей...

детский сад, экологическая тропинка, эколого-развивающая среда, экологическое образование, растение, ребенок, природная Флора, мини-ботанический сад, природа, окружающая среда.

Опыт реализации ФГОС ДО по формированию у детей...

Педагогический коллектив нашего МБДОУ «Детский сад № 174» г.о. Самара активно работает по теме «Формирование у детей дошкольного возраста осознанного отношения к миру природы в разнообразных видах деятельности».

Организация разных видов деятельности детей в процессе...

ребенок, родитель, растение, природа, экологическое образование, экологическая направленность, осознанно-правильное отношение, детский сад, совместная деятельность, трудовая деятельность.

Мини-экспедиции в природу — как фактор реализации метода...

природа, детский сад, экологическое воспитание, ребенок, экологическая культура, поход, окружающая среда, дошкольный возраст, экологическое образование, мир природы.

Воспитание основ экологической культуры старших...

ребенок, экологическое воспитание, цветок, цвет, природа, экологическая культура, экологическое образование, позитивное отношение, дошкольный возраст, детский сад.

Создание развивающей среды на участке детского сада

К числу экологических пространств, создаваемых на территории детского сада, относятся: «зеленый маршрут», фитополяна или аптекарский огород, мини-поле, лесной уголок и уголок луга (уголки нетронутой природы), дендрарий, сад камней, различные цветники (клумбы...

Опыт управления инновационным процессом в ДОУ по...

Коллектив детского сада поставил перед собой цель: формирование у воспитанников начал экологической культуры, осознанно правильного отношения к объектам природы непосредственного окружения.

Особенности формирования экологической культуры...

Положительное отношение к окружающей природной среде, в первую очередь, закладывается в семье и продолжает развиваться в детском саду.

Такая работа формирует заботливое и бережное отношение детей к природе.

Дидактическая игра в экологическом воспитании детей...

Охрана окружающей среды разумное отношение к ней стали настоящей актуальной проблемой века. Воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родного края, привлечение ребят к посильной помощи в её охране...

Территория детского сада как элемент эколого-развивающей...

детский сад, экологическая тропинка, эколого-развивающая среда, экологическое образование, растение, ребенок, природная Флора, мини-ботанический сад, природа, окружающая среда.

Опыт реализации ФГОС ДО по формированию у детей...

Педагогический коллектив нашего МБДОУ «Детский сад № 174» г.о. Самара активно работает по теме «Формирование у детей дошкольного возраста осознанного отношения к миру природы в разнообразных видах деятельности».

Организация разных видов деятельности детей в процессе...

ребенок, родитель, растение, природа, экологическое образование, экологическая направленность, осознанно-правильное отношение, детский сад, совместная деятельность, трудовая деятельность.

Мини-экспедиции в природу — как фактор реализации метода...

природа, детский сад, экологическое воспитание, ребенок, экологическая культура, поход, окружающая среда, дошкольный возраст, экологическое образование, мир природы.

Воспитание основ экологической культуры старших...

ребенок, экологическое воспитание, цветок, цвет, природа, экологическая культура, экологическое образование, позитивное отношение, дошкольный возраст, детский сад.

Создание развивающей среды на участке детского сада

К числу экологических пространств, создаваемых на территории детского сада, относятся: «зеленый маршрут», фитополяна или аптекарский огород, мини-поле, лесной уголок и уголок луга (уголки нетронутой природы), дендрарий, сад камней, различные цветники (клумбы...

Опыт управления инновационным процессом в ДОУ по...

Коллектив детского сада поставил перед собой цель: формирование у воспитанников начал экологической культуры, осознанно правильного отношения к объектам природы непосредственного окружения.

Особенности формирования экологической культуры...

Положительное отношение к окружающей природной среде, в первую очередь, закладывается в семье и продолжает развиваться в детском саду.

Такая работа формирует заботливое и бережное отношение детей к природе.

Дидактическая игра в экологическом воспитании детей...

Охрана окружающей среды разумное отношение к ней стали настоящей актуальной проблемой века. Воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родного края, привлечение ребят к посильной помощи в её охране...

Задать вопрос