Аспекты духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Геленда Н. О., Иванова Т. Ф., Кравченко Н. Н. Аспекты духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2018 г.). — Казань: Бук, 2018. — С. 16-18. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/274/13574/ (дата обращения: 11.12.2018).



Одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания является «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и Российского государства» [4]. Воспитание на основе православных традиций формирует личность, благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и нравственное развитие. Светское воспитание и обучение предполагает широкое использование духовного опыта русского православия, но без введения религиозного акцента для детей.

ФГОС ДО направляет педагогов дошкольных учреждений на решение множества важных задач, одна из которых «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». В настоящий период проходит процесс модернизации образования. В связи с этим, проявляются некоторые проблемы. Одной из них является нарушение гармоничного соотношения в воспитании духовно, психически и телесно здоровых детей. В дошкольном возрасте искажение развития личности особенно опасно. А именно, с раннего дошкольного возраста дети четко начинают усваивать понятия «добро» и «зло», закладывают нравственные эталоны, формируют своё мировоззрение. Каждый возрастной период имеет свои неповторимые особенности, которые необходимо учитывать для достижения эффективных результатов.

Одним из важных условий эффективного формирования духовно-нравственных ценностей является индивидуальный подход к ребенку. Необходимо найти «точку опоры» его искренних чувств. Настоящее и не поддельное чувство любви дети испытывают к своей матери. Это состояние душевного комфорта может быть отправной точкой, на примере которой, можно плавно начинать формировать основы любви к ближнему, к Родине, к старшим. Воспитатель в этой цепи является связующим звеном между ребенком и обществом, ребенком и государством, ребенком и семьей. Он выступает в роли «фильтра» воздействия общества на личность с помощью соответствующих средств и приёмов, которые способствуют формированию моральных норм. Одним из способов обеспечения поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста можно считать привлечение их в семейные совместные проекты детского сада.

Для того чтобы подробно разобраться в проблеме, следует вспомнить основные понятия педагогики, которая формулирует процесс воспитания как целенаправленное и организованное формирование личности. А целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали, есть нравственное воспитание.

Русский педагог-гуманист Сухомлинский В. А., разработавший воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обоснованно считал нравственное воспитание сферой развития духа. В книге «Сердце отдаю детям» Сухомлинский ярко показал, что успех работы воспитателя, направленный на гармоничное развитие детей, возможен только при глубоком знании духовной жизни и особенностей развития каждого ребенка. Он рассматривал коллектив как средство нравственного и духовного развития ребенка.

Нравственная культура человека формируется не только посредством бесед, чтения художественной литературы, игры, но и на основе практического проигрывания и разбора проблемных ситуаций, которые задаются воспитателем, и на основе которых ребенок получает практический опыт выхода и разрешения этой ситуации. Очевидно, что только совместная работа образовательного учреждения, семьи может способствовать формированию подлинных духовно-нравственных ценностей.

Путем системного, целенаправленного, воспитательного влияния можно заложить основы духовности. Она проявляется в сложностях современной жизни, в которой приходится разбираться ребёнку, принимать решения, делать свой выбор, совершать поступки, опираясь на базу своих знаний. А задача воспитателя — сделать эту базу доступной для понимания и осмысления, сделать её положительной во всех смыслах. Именно духовность дети воспринимают через любовь, красоту, правду, добро. Уже в старшем дошкольном возрасте на первый план выходит приоритет таких ценностей как семья, Родина, долг, подвиг, что является идеалом нормы нашей взрослой жизни.

Для того, чтобы заложить духовно-нравственные основы необходимо определиться с качествами личности, которые хочется видеть в конечном результате. Это милосердие, сострадание, терпение, желание оказывать помощь, умение прощать обиды, умение просить прощение, показывать положительный пример на деле, поступать честно, избегать агрессии.

Компетенции родителей в формах, методах и средствах духовно-нравственном воспитании недостаточны. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Семья — это первичная среда, где человек должен учиться творить добро. «Невозможно воспитать человечность, если в сердце не утвердилась привязанность к близкому, дорогому человеку. Мир прекрасного для ребенка начинается в семье» [5]. Родителям необходимо осознать, что в первую очередь семья закладывает в детях нормы морали, что именно родители ответственны за воспитание детей.

Первым шагом в намеченной работе МБДОУ № 24 г. Новороссийска стал проект на тему «История нашего детского сада». В этой работе ставилось в задачу сплотить детей и их родителей, объединить их благодаря общим детским воспоминаниям. Многие родители микрорайона сами посещали в детстве данный детский сад. Детям было дано задание, провести опрос: какие яркие моменты остались у их родителей от детского сада. Родители стали приносить свои детские фотографии, проводить беседы с детьми, отвечать на детские вопросы. В детском саду провели экскурсию в кабинет к заведующей, где дети получили информацию об истории строительства сада и просмотрели альбом со старыми фотографиями. От родителей поступило предложение создать фотовыставку. Дети и их родители с большим удовольствием включились в общую деятельность. Таким образом, итоговым мероприятием проекта стало создание уникальной фотовыставки «Детский сад моего детства», из экспонатов которой был сформирован альбом «История нашего детского сада».

Кубань — богата своими традициями. Тематические занятия по приобщению детей к истокам народной культуры, проводились в детском саду с целью углубить знания в области кубановедения. В детском саду проводятся занятия-путешествия, занятия-экскурсии, занятия-игры, на которых взрослые отвечают на интересующие детей вопросы, читают отрывки из литературных произведений кубанских авторов. Особое внимание уделяется теме традиций и обрядов родного Кубанского края, воспитанию любви и уважения к малой Родине.

Для того чтобы не терялась связь поколений, необходимо воспитывать патриотические чувства. Традиционно совместно с родителями проводятся экскурсии по памятным местам города-героя Новороссийска, где у детей есть возможность узнать о героическом прошлом своего города, возложить цветы погибшим воинам. Родители своим примером показывали своё отношение к памяти, военным событиям, историческим местам и к людям, свято берегущим воспоминания о героическом прошлом нашей страны. Такие формы работы способствуют воспитанию уважения к мужеству и стойкости героев своей страны.

Развивая творческий потенциал детей, в детском саду проводятся игры-драматизации, показываются театральные представления старших воспитанников для детей младшей возрастной группы, проводятся небольшие постановки на нравственные темы — о дружбе, о прощении, об уважении к старшим. С целью воспитания нравственных ценностей и познания и принятия самого себя в социуме проходят «Минутки доброты». В режимных моментах проводятся беседы с использованием видео, презентаций, где у детей есть возможность прикоснуться к произведениям мирового искусства, услышать колокольную и духовную музыку. Сокровища детской художественной литературы и шедевры изобразительного искусства способствуют формированию вкуса ребенка, а также помогают в воспитании духовно-нравственной гармонически развитой личности, определяют дальнейшие вкусовые приоритеты дошкольника.

Мероприятия, в которых участвуют родители, очень нравятся маленьким детям, так как психологически комфортны для них. Но и родители с готовностью поддерживают предложения детского сада поучаствовать в совместных праздниках, экскурсиях, мастер-классах или круглых столах. Ярким событием явилось проведение круглого стола специалистов детского сада и родителей «Расскажи мне, мама…», где обсуждались различные проблемные ситуации, которые возникают в межличностных семейных отношениях, которые затрагивают вопросы нравственного поведения и воспитания детей. В ходе мероприятия решались ситуативные задачи, обсуждались варианты разрешения проблемы.

В результате проделанной работы, родители охотно стали включаться в совместную деятельность с детьми. Они отметили, как важны их усилия для детей, как приятно им было проводить совместно время. Были замечены положительные изменения, произошедшие в развитии детей из трудных семей. Улучшилось отношение друг к другу ребят. Дети стали более открыто проявлять сочувствие, переживать за обиженного, выражать своё несогласие с действиями обидчика, одобрять действия того, кто поступил справедливо. Проведенная работа помогла наладить общение детей и родителей. Многие из них стали принимать активное участие в жизни группы, охотно выполнять поручения. Произошло некоторое сплочение родителей. Они стали чаще общаться, обмениваться личным опытом. Совместное выполнение работ ребёнком и его родителем укрепило детско-родительские отношения.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников позволяет правильно сформировать семейные ценности, гражданскую позицию, мировоззрение и нравственные ориентиры. К аспектам такого воспитания можно подходить по разному, но результатом совместного воспитания дошкольного учреждения и родителей является эффективный процесс, формирующий ценностные качества в маленьком гражданине своей большой страны.

Литература:

  1. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста / Сост.: Аникина Т. М., Степанова Г. В., Терентьева Н. П. — М.: УЦ «Перспектива», 2012. — 248 с.
  2. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на современном этапе./ Сост.: Шорстова В. Ф
  3. Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников в условиях введения новых стандартов //. Елизарова Н. М., Колесникова О. А. Молодой ученый. — 2016. — № 12. — С. 856–858.
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" // URL:https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
  5. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1973, С.22/
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, родитель, семья, дошкольный возраст, воспитание, приобщение детей, нравственное воспитание, воспитание детей, ценность.

Похожие статьи

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей...

детский сад, ребенок, родитель, семья, дошкольный возраст, воспитание, приобщение детей, нравственное воспитание, воспитание детей, ценность.

Социально-нравственное воспитание в детском саду и в семье

детский сад, ребенок, родитель, семья, дошкольный возраст, воспитание, приобщение детей, нравственное воспитание, воспитание детей, ценность. Ценностные ориентации детей старшего дошкольного возраста...

родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание...

Да, приобщение ребёнка к семейным ценностям способствует сближению членов семьи, воспитывает

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание, педагогический процесс, личная готовность.

Влияние семьи и детского сада на духовно-нравственное...

семья, ребенок, дошкольный возраст, время, родитель, педагог, образовательная деятельность, духовно-нравственное воспитание, детский сад, современное общество.

Воспитание нравственности у дошкольников через...

нравственное воспитание, нравственная воспитанность, ребенок, родитель, семья, качество, воздействие природы, нравственное развитие, группа средств, участник процесса.

семья, духовно-нравственное воспитание, ребенок, родитель...

детский сад, ребенок, родитель, семья, дошкольный возраст, воспитание, приобщение детей, нравственное воспитание, воспитание детей, ценность.

Духовно-нравственное воспитание детей на основе освоения...

детский сад, ребенок, родитель, семья, дошкольный возраст, воспитание, приобщение детей, нравственное воспитание, воспитание детей, ценность. Необходимые условия совершенствования...

детский сад, Ребенок, духовно-нравственное воспитание...

детский сад, ребенок, родитель, семья, дошкольный возраст, воспитание, приобщение детей, нравственное воспитание, воспитание детей, ценность. Духовно-нравственное воспитание детей на основе освоения...

Нравственное воспитание детей в условиях детского сада: его...

В статье рассмотрена проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста, дана характеристика его составляющих, принципов и направлений. Имеется краткое описание средств, методов и мероприятий этого процесса.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей...

детский сад, ребенок, родитель, семья, дошкольный возраст, воспитание, приобщение детей, нравственное воспитание, воспитание детей, ценность.

Социально-нравственное воспитание в детском саду и в семье

детский сад, ребенок, родитель, семья, дошкольный возраст, воспитание, приобщение детей, нравственное воспитание, воспитание детей, ценность. Ценностные ориентации детей старшего дошкольного возраста...

родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание...

Да, приобщение ребёнка к семейным ценностям способствует сближению членов семьи, воспитывает

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание, педагогический процесс, личная готовность.

Влияние семьи и детского сада на духовно-нравственное...

семья, ребенок, дошкольный возраст, время, родитель, педагог, образовательная деятельность, духовно-нравственное воспитание, детский сад, современное общество.

Воспитание нравственности у дошкольников через...

нравственное воспитание, нравственная воспитанность, ребенок, родитель, семья, качество, воздействие природы, нравственное развитие, группа средств, участник процесса.

семья, духовно-нравственное воспитание, ребенок, родитель...

детский сад, ребенок, родитель, семья, дошкольный возраст, воспитание, приобщение детей, нравственное воспитание, воспитание детей, ценность.

Духовно-нравственное воспитание детей на основе освоения...

детский сад, ребенок, родитель, семья, дошкольный возраст, воспитание, приобщение детей, нравственное воспитание, воспитание детей, ценность. Необходимые условия совершенствования...

детский сад, Ребенок, духовно-нравственное воспитание...

детский сад, ребенок, родитель, семья, дошкольный возраст, воспитание, приобщение детей, нравственное воспитание, воспитание детей, ценность. Духовно-нравственное воспитание детей на основе освоения...

Нравственное воспитание детей в условиях детского сада: его...

В статье рассмотрена проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста, дана характеристика его составляющих, принципов и направлений. Имеется краткое описание средств, методов и мероприятий этого процесса.

Задать вопрос