Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 ноября, печатный экземпляр отправим 13 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (179) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 08.11.2017

Статья просмотрена: 1772 раза

Библиографическое описание:

Винс, О. А. Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников / О. А. Винс, Н. В. Григорян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 45 (179). — С. 223-225. — URL: https://moluch.ru/archive/179/46287/ (дата обращения: 27.10.2024).



Формирование в растущем человеке начала духовности без активного участия его родителей в образовательном процессе невозможно. В связи с этим становится ясно, что работа с родителями приобретает особое значение и становится актуальной проблемой. Далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогические знания, необходимые для воспитания ребёнка. Новый тип взаимодействия детского сада и семьи, использование новых форм работы является решающим условием обновления системы дошкольных учреждений. Необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями; и не только в виде психолого-педагогической помощи конкретным семьям, но и активного вовлечения родителей в жизнь детского сада, участие их в развивающей образовательной работе с детьми. Нужно заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия. Работая по программе «Мир — прекрасное творение» (Гладких Л. П.), мы приобщаем родителей к духовным ценностям православия, привлекаем их к участию в образовательно-воспитательном процессе детского сада. Из этой цели выходят следующие задачи:

‒ повышение педагогической культуры родителей;

‒ наличие теоретических знаний у родителей;

‒ наличие у родителей практических знаний, умений, навыков;

‒ изучение, обобщение и распространение положительного опыта православного семейного воспитания;

Важное место в работе с родителями занимают тематические беседы: «Семья-ребёнок-детский сад», «Воспитание патриотизма и гражданственности у детей дошкольного возраста», «Роль отца и матери в воспитании детей», «Трудолюбие как качество личности», «Искусство в жизни семьи», «О значимости основных семейных ценностей». И какой бы теме не была посвящена беседа, основная их цель интеграция духовно- нравственного содержания в повседневной жизни, как детского сада, так и семьи. Систематически проводятся семейные гостиные для родителей по вопросам воспитания детей: «Краткая история воспитания», «Воспитание, основанное на любви, а не на страхе», «Сегодня дети не такие как прежде», «Культура общения с взрослыми и сверстниками», «Роль отца в воспитании дочери», «Мать-пример для дочери». Также разработаны для родителей памятки-консультации по темам: «Правила поведения в храме», «Родительские заповеди», «Великие православные праздники», «Духовное воспитание ребёнка», «Беседы о Боге». Для родителей оформлены православные уголки в приёмных, включающие информацию о православных праздниках и семейных традициях. Большой интерес вызывает совместная продуктивная деятельность: выставка поделок «Праздник осени», «Новогодняя игрушка нашей семьи», «Рождество Христово», изготовление поделок для родных и именинников, к православным праздникам.

Проведение семейных праздников церковного календаря с участием родителей способствуют сплочённости родителей и детей по отношению друг к другу: «Покров Пресвятой Богородицы», «Рождество Христово», «Крещенье празднуем Господне», «Праздник Сретения Господня», «Широкая масленица», «В воскресенье Вербное», «Празднование Светлого Воскресения Христова», «Праздник Пресвятой Троицы».

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования. В частности был осуществлён проект «Моя семья». Цель которого-воспитание гражданина своей страны, любящего свой родной дом и близких ему людей. Родители приняли активное участие в этом проекте. Мы просим нарисовать фамильное дерево, которое включает имена всех известных ребёнку родственников, близких, живых и умерших. Дети с огромным интересом рассказывают о нём своим сверстникам. Когда рядом фотографии из родословной, это формирует почтение к родне, чтобы не зарастала тропа к нашим предкам. В связи с этим был оформлен стенд «Генеалогическое древо моей семьи». Была организована выставка рисунков «Моя семья», где родители и дети также приняли активное участие.

Очень хорошей традицией является ведение летописи своей семьи, оформленной в фотографиях, переписке, мемуарных воспоминаниях. Пусть в детской душе всегда будет семейная фотография. Пусть мама всегда рядом и папа, ведь наедине с фотографией ребёнок продолжает общаться с родителями. В группе мы оформили альбом «Я и моя семья».

При взаимодействии с родителями используем новую форму работы — коллекционирование. В группе один раз в два месяца мы организуем встречу одного из родителей с детьми с целью ознакомления своим увлечением. Папы с гордостью демонстрировали коллекцию российских монет разных лет, модели отечественных машин, инструментов, а мамы и бабушки — старинную национальную вышивку, лекарственные травы родного края. Они рассказывали об истории своих экспонатов, своей увлечённости в этой области. Приобщаясь к таким увлечениям, дети углубляют свои знания, формируют гордость за близких им людей. В группе организована выставка семейных коллекций, реликвий из бабушкиного сундука, а также выставка поделок из солёного теста, выполненные родителями вместе с детьми.

Великолепной семейной традицией является совместные походы и «вылазки» на природу; экскурсии по городу. Много достопримечательностей нужно показать детям: детский театр, музеи, красивые архитектурные здания, парки, после которых оставить на память фотографии; они всегда будут напоминать детям о счастливом общении с родителями и будут основой формирования любви к родному городу и краю.

Да, приобщение ребёнка к семейным ценностям способствует сближению членов семьи, воспитывает гордость за свою семью и играет важную роль в закладывании фундамента духовно — нравственного воспитания ребёнка. Успех же непосредственно самой педагогической работы во многом будет зависеть от взаимодействия трёх главных субъектов духовно — нравственного воспитания: детского сада, семьи и Церкви. В связи с этим духовным наставником нашего дошкольного учреждения является Благочинный II Старооскольского округа, настоятель храма Рождества Христова протоиерей Алексей Бабанин. Отец Алексей встречается с родителями и детьми не только на праздниках, но и в Храме. Мы стараемся посещать с детьми Храм Рождества Христова. Часто от родителей можно услышать, как дети называют отца Алексея «Это — наш батюшка».

Работа с родителями строится таким образом, что каждый родитель поддерживает стремление педагогов к приобщению детей к участию в таинствах Церкви. Во время посещения Храма дети проявляют активный интерес в беседе с батюшкой, рассматривают иконы, узнают о православной церкви, христианском образе жизни. Иногда вместе с детьми храм посещают и родители.

Участие родителей в жизни своих детей не только дома, но и в детском саду поможет им:

‒ преодолеть собственный авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка;

‒ относиться к своему ребёнку как к дару Божьему, жизнь которого принадлежит и посвящается Всемогущему Творцу, и понимать, что в ребёнке есть главное — единственная и неповторимая личность.

Таким образом, организованное взаимодействие дошкольного учреждения и родителей позволяет заметно поддержать становление духовно-нравственной личности ребёнка, повысить уровень духовно-нравственной культуры педагогов и семей, а в целом, укрепить сотрудничество семьи и детского сада.

Литература:

  1. Воспитатели и родители: Из опыта работы. Сост. Л. В. Загик, В. М. Иванова. — М.: Просвещение, 1985. — 96 с.
  2. Гуз А. А. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования/ Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер»,2007.
  3. Детский сад и семья / Н. Ф. Виноградова, Г. Н. Година, Л. В. Загик и др.; Под ред. Т. М. Марковой. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1986. — 207 с.
  4. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй /Т. С. Лобанок- 2-е изд.- Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер»,2003.
  5. Обруч, № 1,2008// Современный ребёнок: семья плюс детский сад.
  6. Ребёнок в детском саду, № 2, 2005// Мир общения ребёнка Л. А. Пенькова, Т. И. Самофалова, Г. М. Каратаева.
  7. Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье / Под ред. В. К. Котырло.- М., 1987. — 296 с.
Основные термины (генерируются автоматически): родитель, детский сад, ребенок, активное участие, семья, выставка поделок, дошкольное учреждение, моя семья, Роль отца, участие родителей.


Похожие статьи

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Взаимодействие детского сада и семьи в физическом воспитании и развитии детей дошкольного возраста

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании дошкольника

Сотрудничество детского сада и семьи в вопросах формирования экологического мировоззрения детей дошкольного возраста

Взаимодействие педагогического коллектива и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольника

Взаимодействие семьи и школы в процессе воспитания здорового образа жизни младшего школьника

Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах экологического воспитания дошкольников

Педагогическое сопровождение семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Взаимодействие детского сада и семьи по ознакомлению дошкольников с миром семейных традиций

Повышение социально-педагогической культуры родителей в процессе взаимодействия детского сада и семьи

Похожие статьи

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Взаимодействие детского сада и семьи в физическом воспитании и развитии детей дошкольного возраста

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании дошкольника

Сотрудничество детского сада и семьи в вопросах формирования экологического мировоззрения детей дошкольного возраста

Взаимодействие педагогического коллектива и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольника

Взаимодействие семьи и школы в процессе воспитания здорового образа жизни младшего школьника

Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах экологического воспитания дошкольников

Педагогическое сопровождение семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Взаимодействие детского сада и семьи по ознакомлению дошкольников с миром семейных традиций

Повышение социально-педагогической культуры родителей в процессе взаимодействия детского сада и семьи

Задать вопрос