Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (179) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 08.11.2017

Статья просмотрена: 666 раз

Библиографическое описание:

Винс О. А., Григорян Н. В. Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников // Молодой ученый. — 2017. — №45. — С. 223-225. — URL https://moluch.ru/archive/179/46287/ (дата обращения: 23.11.2019).



Формирование в растущем человеке начала духовности без активного участия его родителей в образовательном процессе невозможно. В связи с этим становится ясно, что работа с родителями приобретает особое значение и становится актуальной проблемой. Далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогические знания, необходимые для воспитания ребёнка. Новый тип взаимодействия детского сада и семьи, использование новых форм работы является решающим условием обновления системы дошкольных учреждений. Необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями; и не только в виде психолого-педагогической помощи конкретным семьям, но и активного вовлечения родителей в жизнь детского сада, участие их в развивающей образовательной работе с детьми. Нужно заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия. Работая по программе «Мир — прекрасное творение» (Гладких Л. П.), мы приобщаем родителей к духовным ценностям православия, привлекаем их к участию в образовательно-воспитательном процессе детского сада. Из этой цели выходят следующие задачи:

‒ повышение педагогической культуры родителей;

‒ наличие теоретических знаний у родителей;

‒ наличие у родителей практических знаний, умений, навыков;

‒ изучение, обобщение и распространение положительного опыта православного семейного воспитания;

Важное место в работе с родителями занимают тематические беседы: «Семья-ребёнок-детский сад», «Воспитание патриотизма и гражданственности у детей дошкольного возраста», «Роль отца и матери в воспитании детей», «Трудолюбие как качество личности», «Искусство в жизни семьи», «О значимости основных семейных ценностей». И какой бы теме не была посвящена беседа, основная их цель интеграция духовно- нравственного содержания в повседневной жизни, как детского сада, так и семьи. Систематически проводятся семейные гостиные для родителей по вопросам воспитания детей: «Краткая история воспитания», «Воспитание, основанное на любви, а не на страхе», «Сегодня дети не такие как прежде», «Культура общения с взрослыми и сверстниками», «Роль отца в воспитании дочери», «Мать-пример для дочери». Также разработаны для родителей памятки-консультации по темам: «Правила поведения в храме», «Родительские заповеди», «Великие православные праздники», «Духовное воспитание ребёнка», «Беседы о Боге». Для родителей оформлены православные уголки в приёмных, включающие информацию о православных праздниках и семейных традициях. Большой интерес вызывает совместная продуктивная деятельность: выставка поделок «Праздник осени», «Новогодняя игрушка нашей семьи», «Рождество Христово», изготовление поделок для родных и именинников, к православным праздникам.

Проведение семейных праздников церковного календаря с участием родителей способствуют сплочённости родителей и детей по отношению друг к другу: «Покров Пресвятой Богородицы», «Рождество Христово», «Крещенье празднуем Господне», «Праздник Сретения Господня», «Широкая масленица», «В воскресенье Вербное», «Празднование Светлого Воскресения Христова», «Праздник Пресвятой Троицы».

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования. В частности был осуществлён проект «Моя семья». Цель которого-воспитание гражданина своей страны, любящего свой родной дом и близких ему людей. Родители приняли активное участие в этом проекте. Мы просим нарисовать фамильное дерево, которое включает имена всех известных ребёнку родственников, близких, живых и умерших. Дети с огромным интересом рассказывают о нём своим сверстникам. Когда рядом фотографии из родословной, это формирует почтение к родне, чтобы не зарастала тропа к нашим предкам. В связи с этим был оформлен стенд «Генеалогическое древо моей семьи». Была организована выставка рисунков «Моя семья», где родители и дети также приняли активное участие.

Очень хорошей традицией является ведение летописи своей семьи, оформленной в фотографиях, переписке, мемуарных воспоминаниях. Пусть в детской душе всегда будет семейная фотография. Пусть мама всегда рядом и папа, ведь наедине с фотографией ребёнок продолжает общаться с родителями. В группе мы оформили альбом «Я и моя семья».

При взаимодействии с родителями используем новую форму работы — коллекционирование. В группе один раз в два месяца мы организуем встречу одного из родителей с детьми с целью ознакомления своим увлечением. Папы с гордостью демонстрировали коллекцию российских монет разных лет, модели отечественных машин, инструментов, а мамы и бабушки — старинную национальную вышивку, лекарственные травы родного края. Они рассказывали об истории своих экспонатов, своей увлечённости в этой области. Приобщаясь к таким увлечениям, дети углубляют свои знания, формируют гордость за близких им людей. В группе организована выставка семейных коллекций, реликвий из бабушкиного сундука, а также выставка поделок из солёного теста, выполненные родителями вместе с детьми.

Великолепной семейной традицией является совместные походы и «вылазки» на природу; экскурсии по городу. Много достопримечательностей нужно показать детям: детский театр, музеи, красивые архитектурные здания, парки, после которых оставить на память фотографии; они всегда будут напоминать детям о счастливом общении с родителями и будут основой формирования любви к родному городу и краю.

Да, приобщение ребёнка к семейным ценностям способствует сближению членов семьи, воспитывает гордость за свою семью и играет важную роль в закладывании фундамента духовно — нравственного воспитания ребёнка. Успех же непосредственно самой педагогической работы во многом будет зависеть от взаимодействия трёх главных субъектов духовно — нравственного воспитания: детского сада, семьи и Церкви. В связи с этим духовным наставником нашего дошкольного учреждения является Благочинный II Старооскольского округа, настоятель храма Рождества Христова протоиерей Алексей Бабанин. Отец Алексей встречается с родителями и детьми не только на праздниках, но и в Храме. Мы стараемся посещать с детьми Храм Рождества Христова. Часто от родителей можно услышать, как дети называют отца Алексея «Это — наш батюшка».

Работа с родителями строится таким образом, что каждый родитель поддерживает стремление педагогов к приобщению детей к участию в таинствах Церкви. Во время посещения Храма дети проявляют активный интерес в беседе с батюшкой, рассматривают иконы, узнают о православной церкви, христианском образе жизни. Иногда вместе с детьми храм посещают и родители.

Участие родителей в жизни своих детей не только дома, но и в детском саду поможет им:

‒ преодолеть собственный авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка;

‒ относиться к своему ребёнку как к дару Божьему, жизнь которого принадлежит и посвящается Всемогущему Творцу, и понимать, что в ребёнке есть главное — единственная и неповторимая личность.

Таким образом, организованное взаимодействие дошкольного учреждения и родителей позволяет заметно поддержать становление духовно-нравственной личности ребёнка, повысить уровень духовно-нравственной культуры педагогов и семей, а в целом, укрепить сотрудничество семьи и детского сада.

Литература:

  1. Воспитатели и родители: Из опыта работы. Сост. Л. В. Загик, В. М. Иванова. — М.: Просвещение, 1985. — 96 с.
  2. Гуз А. А. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования/ Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер»,2007.
  3. Детский сад и семья / Н. Ф. Виноградова, Г. Н. Година, Л. В. Загик и др.; Под ред. Т. М. Марковой. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1986. — 207 с.
  4. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй /Т. С. Лобанок- 2-е изд.- Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер»,2003.
  5. Обруч, № 1,2008// Современный ребёнок: семья плюс детский сад.
  6. Ребёнок в детском саду, № 2, 2005// Мир общения ребёнка Л. А. Пенькова, Т. И. Самофалова, Г. М. Каратаева.
  7. Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье / Под ред. В. К. Котырло.- М., 1987. — 296 с.
Основные термины (генерируются автоматически): родитель, детский сад, ребенок, активное участие, семья, выставка поделок, Роль отца, моя семья, дошкольное учреждение, участие родителей.


Похожие статьи

Семейная творческая мастерская как средство взаимодействия...

ребенок, мастерская, родитель, детский сад, семья талантами, совместная деятельность, встреча, развитие, дошкольное образование, совместная творческая деятельность.

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании...

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание, педагогический процесс, личная готовность.

Работа в дошкольной образовательной организации по...

Активное участие отцов в жизни детей, улучшение психологического микроклимата в семье.

Выставка поделок «Дедушки своими руками». − Создание мобильного авто-городка в ДОУ (привлечение родителейпап).

Опыт взаимодействия семьи и дошкольного учреждения

родитель, Ребенок, детский сад, воспитатель, семья, Педагог, дошкольное учреждение, образовательный процесс, воспитание детей, группа.

Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей...

Существуют различные взгляды родителей на сотрудничество ДОУ с семьёй. Многие считают, что воспитывать их детей должен детский сад. Есть категория родителей, которые пренебрегают советами педагогов.

Выстраивание партнерских отношений ДОУ с родителями...

родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание, образовательный процесс, дошкольное учреждение, портфолио семьи, отношение, взаимное доверие.

Детский сад и семья — взаимодействие и сотрудничество

родитель, ребенок, семья, детский сад, дошкольное учреждение, педагог, образовательное учреждение, домашнее воспитание, дифференцированный подход, возможность.

Современные формы работы с родителями как фактор...

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход.

Семейный клуб как форма построения системы партнерских...

детский сад, детско-родительский клуб, ребенок, семья, родитель, направление, клуб, совместная деятельность, дошкольная организация, межличностное общение.

Похожие статьи

Семейная творческая мастерская как средство взаимодействия...

ребенок, мастерская, родитель, детский сад, семья талантами, совместная деятельность, встреча, развитие, дошкольное образование, совместная творческая деятельность.

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании...

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание, педагогический процесс, личная готовность.

Работа в дошкольной образовательной организации по...

Активное участие отцов в жизни детей, улучшение психологического микроклимата в семье.

Выставка поделок «Дедушки своими руками». − Создание мобильного авто-городка в ДОУ (привлечение родителейпап).

Опыт взаимодействия семьи и дошкольного учреждения

родитель, Ребенок, детский сад, воспитатель, семья, Педагог, дошкольное учреждение, образовательный процесс, воспитание детей, группа.

Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей...

Существуют различные взгляды родителей на сотрудничество ДОУ с семьёй. Многие считают, что воспитывать их детей должен детский сад. Есть категория родителей, которые пренебрегают советами педагогов.

Выстраивание партнерских отношений ДОУ с родителями...

родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание, образовательный процесс, дошкольное учреждение, портфолио семьи, отношение, взаимное доверие.

Детский сад и семья — взаимодействие и сотрудничество

родитель, ребенок, семья, детский сад, дошкольное учреждение, педагог, образовательное учреждение, домашнее воспитание, дифференцированный подход, возможность.

Современные формы работы с родителями как фактор...

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход.

Семейный клуб как форма построения системы партнерских...

детский сад, детско-родительский клуб, ребенок, семья, родитель, направление, клуб, совместная деятельность, дошкольная организация, межличностное общение.

Задать вопрос