Социально-нравственное воспитание в детском саду и в семье | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (126) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 07.11.2016

Статья просмотрена: 363 раза

Библиографическое описание:

Миронова С. А. Социально-нравственное воспитание в детском саду и в семье // Молодой ученый. — 2016. — №22. — С. 247-248. — URL https://moluch.ru/archive/126/35013/ (дата обращения: 19.12.2018).



Нравственное воспитание подрастающего поколения является актуальной проблемой современного общества. Педагогическая наука всегда уделяла этому большое внимание. В разное время термин «нравственное воспитание» заменялся на «духовное воспитание» или «моральное воспитание». Что же такое мораль — это общественное явление, которое включает в себя нормы и правила, определяет поведение человека в обществе, в конкретной ситуации развития. Нравственность же — это личные интеллектуально-эмоциональные убеждения, определяют направленность личности, ее духовный облик, само поведение человека и его образ жизни.

Значительно шире понятие социально-нравственное воспитание: ведь для человека живущего в обществе все социально. По определению И. С. Кон «социально нравственное воспитание» тесно связано с понятием «социализация». Социально-нравственное воспитание является совокупностью социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит систему знаний, ценностей и норм,позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества.

Вхождение ребенка в социальную среду — это целенаправленный и активный процесс. Ребенок осваивает моральные нормы и ценности. У него формируется нравственное сознание, развиваются нравственные чувства, закладываются привычки поведения. Это составляющие социально — нравственного воспитания в современных условиях. В наши дни педагог занимаясь социально-нравственным воспитанием детей в современных условиях обязан переводить моральные нормы в правила, служащие ребенку регуляторами его поведения, добиваться выполнения дошкольником действий, которые с одной стороны, соблюдают эти нормы, а с другой стороны соответствуют ситуациям, возникающим в повседневной жизни и содержащим в себе моральный смысл.

В современной жизни невозможно воспитывать глубоко-нравственного дошкольника не используя примеры из жизни, которые подкреплены силой массового примера, привычки, обычая. При этом педагог четко разграничивает понятия: добра и зла, правды и лжи, вымысла и реальности, справедливости и несправедливости, понятия хорошо и плохо.

Многочисленными исследованиями Р. С. Буре, А. Н. Леонтьевой, Г. С. Якобсона показывают, что в дошкольном возрасте ребенок приобретает свой значимый практический опыт поступков, соответствующих моральным нормам общества, педагог создает наиболее благоприятные условия для его социально — нравственного развития. Именно в дошкольном возрасте у ребенка формируется система взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, возникает совместная деятельность. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начинает осмысливать и выделять в нем взаимоотношения между людьми. Благодаря данному общению ребенок постигает мир человеческих отношений, открывает для себя законы, по которым строятся взаимодействие людей. У него накапливаются навыки поведения, проявляется гуманное отношение к окружающим, ответственное отношение к поручениям, формируются начальные формы осознания морального смысла происходящих вокруг явлений в обществе.

Ребенок стремится стать взрослым, он подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения. У детей старшего дошкольного возраста формируется представления о явлениях общественной жизни, он узнает о труде взрослых и его общественной значимости, о патриотизме и нормах поведения в коллективе сверстников, об уважительном отношении к взрослым. Им становится доступным осознание справедливости моральных норм и ее объективности, понимание всей значимости.

На ребенка влияют семья и окружающая его действительность. И это влияние не всегда адекватно требованием морали. А ведь, именно дошкольный возраст очень восприимчив к социальным воздействиям.

Детский сад является базой для социально — нравственного воспитания и призван решать следующие задачи, как: формирование нравственного сознания детей; активной жизненной позиции; социальных эмоций, нравственных чувств и отношений к разным сторонам социального окружения; доброжелательных отношений со сверстниками и взрослыми; нравственных качеств; воспитание полезных навыков; выработка привычек поведения. Воспитатель организовывает деятельность детей таким образом, чтобы создать максимум условий, которые способствуют реализации заключенных в ней возможностях. Одной из важных задач детского сада по социально — нравственному воспитанию является установление тесных связей с семьей. Этому способствуют дни открытых дверей, сюжетные дни, нестандартные формы проведения родительских собраний, совместные праздники и экскурсии. Семья является равноправным участником формирования детской личности. Только при совместной деятельности, единстве взглядов на воспитание родителей и педагога возможно воспитание цельной личности.

Литература:

  1. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников — М.: Мозайка — синтез, 2012.-78с.
  2. Запорожец А. В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника // Эмоциональное развитие дошкольника /Под ред. А. Д. Кошелевой — М.,1985.
  3. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т./Под ред. В. В. Давыдова.-М., 1993.
  4. Предмет и система этики — М.: София, 1973.
  5. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста, http://malenkie-deti.com, 2012г
  6. Социально-нравственное воспитание дошкольников. — М: ТЦ Сфера, 2013
Основные термины (генерируются автоматически): нравственное воспитание, дошкольный возраст, ребенок, детский сад, моральный смысл, норма, совместная деятельность, социально-нравственное воспитание.


Похожие статьи

Нравственное воспитание детей в условиях детского сада: его...

В статье рассмотрена проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста, дана характеристика его составляющих, принципов и направлений. Имеется краткое описание средств, методов и мероприятий этого процесса.

Создание условий для развития нравственных качеств...

ребенок, эмоциональная отзывчивость, нравственное воспитание, создание условий, воспитатель, социально-коммуникативное развитие, современный мир, совместная деятельность, дошкольное детство, взрослый.

Художественная литература как средство... | Молодой ученый

Художественная литература как средство социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Социально-нравственное воспитание — очень актуальная и сложная проблема настоящего времени. За последние несколько лет в нашей стране...

Аспекты духовно-нравственного воспитания детей...

детский сад, ребенок, родитель, семья, дошкольный возраст, воспитание, приобщение детей, нравственное воспитание, воспитание детей, ценность.

Ценностные ориентации детей старшего дошкольного возраста...

нравственное воспитание, ребенок, ценностная ориентация старших дошкольников, подрастающее поколение, ориентация, формирование, ценность, детский сад, дошкольный возраст, особенность формирования...

Сочетание в работе по нравственному и социальному...

Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными и социальными нормами поведения в процессе различной деятельности (играх, труде, занятиях и др.), имеющей морально...

Значение игры в формировании нравственных ценностей...

Достаточно серьезную проблему для детей дошкольного возраста представляет усвоение правил поведения в социуме, а также таких нравственных норм, как ответственность, бескорыстная помощь, сострадание...

Нравственное воспитание: понятие, сущность, задачи

Процесс нравственного воспитания состоит в двустороннем взаимодействии педагога с воспитанниками и в усвоении ими определенных нравственных и этических норм, и в последующем формировании морального сознания личности...

Опыт народной педагогики в социально-нравственном...

Социально-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста — одна из важнейших сторон многогранного процесса развития личности ребенка. Аспекты этого процесса отражены в ФГОС ДО.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Нравственное воспитание детей в условиях детского сада: его...

В статье рассмотрена проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста, дана характеристика его составляющих, принципов и направлений. Имеется краткое описание средств, методов и мероприятий этого процесса.

Создание условий для развития нравственных качеств...

ребенок, эмоциональная отзывчивость, нравственное воспитание, создание условий, воспитатель, социально-коммуникативное развитие, современный мир, совместная деятельность, дошкольное детство, взрослый.

Художественная литература как средство... | Молодой ученый

Художественная литература как средство социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Социально-нравственное воспитание — очень актуальная и сложная проблема настоящего времени. За последние несколько лет в нашей стране...

Аспекты духовно-нравственного воспитания детей...

детский сад, ребенок, родитель, семья, дошкольный возраст, воспитание, приобщение детей, нравственное воспитание, воспитание детей, ценность.

Ценностные ориентации детей старшего дошкольного возраста...

нравственное воспитание, ребенок, ценностная ориентация старших дошкольников, подрастающее поколение, ориентация, формирование, ценность, детский сад, дошкольный возраст, особенность формирования...

Сочетание в работе по нравственному и социальному...

Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными и социальными нормами поведения в процессе различной деятельности (играх, труде, занятиях и др.), имеющей морально...

Значение игры в формировании нравственных ценностей...

Достаточно серьезную проблему для детей дошкольного возраста представляет усвоение правил поведения в социуме, а также таких нравственных норм, как ответственность, бескорыстная помощь, сострадание...

Нравственное воспитание: понятие, сущность, задачи

Процесс нравственного воспитания состоит в двустороннем взаимодействии педагога с воспитанниками и в усвоении ими определенных нравственных и этических норм, и в последующем формировании морального сознания личности...

Опыт народной педагогики в социально-нравственном...

Социально-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста — одна из важнейших сторон многогранного процесса развития личности ребенка. Аспекты этого процесса отражены в ФГОС ДО.

Задать вопрос