Библиографическое описание:

Бикмуллина О. В., Маркелова Ю. В. Значение игры в формировании нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 12-15. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/207/11140/ (дата обращения: 18.12.2017).



Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.

В. А. Сухомлинский

Люди всегда стремились и стремятся создать правовое общество с высокой культурой отношений между людьми, которые будут определяться социальной справедливостью, совестью и дисциплинированностью. Такое общество обуславливает необходимость нравственной воспитанности каждого и особенно дошкольников.

Большое значение в нравственном развитии личности имеет ее собственное отношение к совершаемым действиям и поступкам, к соблюдению установленных в обществе моральных требований. Надо, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она соблюдала моральные нормы и правила в силу собственного внутреннего влечения и глубокого понимания их необходимости уж с самого детства.

Мир детства — это удивительный неиссякаемый источник блестящих идей и оригинальных решений, мир нестандартного мышления, мир воображения, творчества. В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Дошкольный возраст — период активного познания мира и человеческих отношений, формирование основ личности будущего гражданина. [1, с.10]

Осмысления окружающего мира и своего места в нем, освоение соответствующих различным ситуациям моделей поведения происходит через игру. ФГОС дошкольного образования поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего». В игре ребенку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Все происходит легко, естественно, с удовольствием, а главное в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения.

Достаточно серьезную проблему для детей дошкольного возраста представляет усвоение правил поведения в социуме, а также таких нравственных норм, как ответственность, бескорыстная помощь, сострадание, и усваиваются эти нормы и правила поведения лучше всего в игровой деятельности. Ребенок не только играет сам, но и наблюдает за играми других детей. Так возникают предпосылки для формирования сознательного поведения, самоконтроля за действиями и поступками, то есть происходит практическое освоение нравственных норм, правил поведения, гендерно-ролевая социализация.

Девочки и мальчики играют в разные игры, в соответствии с разным природным предназначением женщины и мужчины. Женщина — хранительница очага, женская половина детского общества готовится реализовать свое материнское начало. Во все времена излюбленной игрой девочек была игра «Дочки-матери». Ведь именно эта тема им наиболее близка и понятна. Семья — это то, что наблюдают девочки с раннего детства, с того самого момента, когда начинают себя осознавать. Именно по этой теме у них накоплен богатый личный опыт.

Часто девочки пытаются вовлечь в свою сугубо «женскую» игру мальчиков, подсознательно понимая необходимость наличия в «доме» мужского плеча и мужской руки. Иногда им это удается. Дети старшей группы на прогулке играют в «семью». Катя, «жена», посылает «мужа» Диму в магазин и просит купить хлеба и мяса. На что «глава семьи» отвечает: «Лучше я куплю пива». Что же «игра детей — зеркало общества», как справедливо заметил Юлиус Фучик. [6,с.16]

К старшему возрасту дети объединяют тему «Семья» с другими: «Магазин», «Школа», «Поликлиника», «Кафе».

Интересно, что дети даже старшего дошкольного возраста слабо осваивают игру на уровне воображения и, как показывают наблюдения, выбирая игру, идут от атрибутов.

Девочки с удовольствием играют с куклами Барби, Винкс, игнорируя отечественных Алин, Катюш, Инн. Это происходит, скорее всего, потому, что к Барби прилагается целый арсенал атрибутов — от мебели до косметики, что позволяет развернуть игру, максимально приблизив ее к жизни.

Совсем мало мальчики играют в романтические игры, игры-путешествия, игры-профессии («Моряки», «Летчики» и др.). Если в группах есть атрибуты к таким играм (гюйсы, бескозырки, фуражки), то дети играют. Но сюжеты этих игр крайне бедны и малосодержательны. Сегодня романтические профессии не престижны, отошли на второй план полярники, покорители космоса, разведчики и летчики. Не секрет, что опыт и знания для своих игр дети черпают из телевизора. По тем ролям, которые они на себя принимают, понятно, какие передачи они смотрят. Девочкам по нраву зарубежные мультсериалы, которые они потом с упоением разыгрывают. А классическая мальчишечья игра в «войну» трансформируется: на тропу войны выходят черепашки-ниндзя, человек-паук и прочие, прочие. Все больше в жизнь ребенка входят компьютерные игры, тематика и содержание которых слишком агрессивны и жестоки. [1, с.12]

Работая с детьми, мы стараемся заинтересовать их новой темой игры, тем самым повлиять на развитие детского воображения, помочь расширить рамки детской игры, овладеть игровыми умениями.

Для обогащения игрового опыта детей мы знакомим их с интересными литературными произведениями, организуем просмотр мультфильмов. Вносим новые атрибуты, которые являются мощным стимулом для развертывания игры, или проводим беседы «Где ты отдыхал летом?», «Где ты был в выходной день?» с подробным разбором, кто там работает, в чем заключается их работа и т. п. Интересно проведенная образовательная деятельность также дает толчок новой игре.

Также, приглашаем работников ГИБДД для бесед. Один только вид госавтоинспектора впечатляет шестилеток. А если он еще толково, со знанием дела, эмоционально, с иллюстрациями и зарисовками на доске может рассказать о своей профессии, то становится понятным, почему после таких встреч наблюдается всплеск сюжетно-ролевых игр на тему «Уличное движение».

Сегодня воспитатель должен еще заменить детям старших товарищей, которые в идеальных условиях разновозрастной группы передают младшим игровой опыт. Он должен научить распределять роли в предстоящей игре, принимать на себя роль, действовать внутри роли, знать, наконец, произведения детской субкультуры, подходящие к каждому конкретному случаю. И делать все это воспитатель должен на полном серьезе, не понарошку. Это требует от него определенных навыков, актерского мастерства, если хотите.

К сожалению, многие родители, при всей своей «продвинутости», недооценивают роль игры. Часто, устраивая в детский сад ребенка даже двух-трех лет, они интересуются не только программами, но и дополнительными образовательными услугами. Вот и приходится воспитателю объяснять таким родителям, как важна игра в дошкольном возрасте, что именно игра готовит дошколят к учебе в школе, насколько необходимо играть с детьми дома, создавать условия для игр дома.

С этой целью мы создали в группе «Семейную академию». Наша «академия» пропагандирует педагогические знания об игре, а именно:

– Информируем родителей о важности и значении игры для ребенка в дошкольном возрасте.

– Предлагаем родителям посетить со своими детьми музеи, театры, совершить экскурсии для обогащения детских впечатлений.

– Показываем родителям (одному, двум одновременно) приемы формирования игровых умений у детей в ходе самой игры.

Интерес родителей к занятиям в «академии» возрастает. Этому во многом способствует проведение семинара — практикума «Давайте поиграем!», Ток-шоу «Игры нашего детства», круглый стол «Калейдоскоп игр».

При этом мы учитываем, что в современном дошкольном образовании повышен интерес к развивающим играм. Правильно подобранные развивающие игры, например, экологические, способны формировать и развивать у детей этические качества личности, как доброта, чуткость, восприятие прекрасного, забота о слабом и многое другое. [6, с.17]

Примеряя в игре на себя роли животных и растений, воссоздавая их действия и состояния, ребенок проникается к ним чувствами, сопереживает им, что способствует у ребенка развитию экологической этики.

Такие игры, как «Где живая и неживая природа?», «Соседи по планете» (живая природа), «Кто с кем дружит», «Кто кого боится», «Кому, где нравится», «Кто, где живет», «Почему мы такие разные», «Как можно и как нельзя» (правила поведения в природе), «Мы все нужны друг другу» развивают в детях сочувствие, сопереживание, отзывчивость к природе, к другим детям, к взрослым.

Учитывая, что игры-драматизации, являются не только важным фактором в художественно-эстетическом развитии ребенка, но и способствуют социально-нравственному и эмоциональному развитию дошкольника, развитию его познавательной активности, творческих способностей и воображения, мы используем их в своей работе. В тесной связи с развитием творческих способностей у детей развиваются и остальные психические процессы: восприятие, мышление, внимание, память и др.

Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции — сложный педагогический процесс. Воспитать — значит внедрить в человека известные душевные качества, правильное, гармоническое развитие чувств.

Нравственное воспитание опирается, прежде всего, на общечеловеческие ценности, которые сложились у людей за многие сотни лет существования человеческого общества и являлись едиными и общими для всех людей.

При этом игра — драматизация является средством самовыражения и самореализации ребенка, что соответствует личностно — ориентированному подходу в работе с детьми дошкольного возраста. Важным аспектом нашей деятельности является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры-драматизации.

С.И Ожегов трактует драматизацию как умение переделать какое-либо произведение, придавая ему форму драмы рода литературных произведений, написанных в диалогической формы и предназначенной для исполнения актерами на сцене [5, с.234].

А. М. Леонтьев определяет игру-драматизацию как «предэстетическую деятельность», одну из форм перехода к продуктивной, эстетической деятельности с характерным для нее мотивом воздействия на других людей. Игра — драматизация — художественная деятельность дошкольника, отвечающая их потребностям в чем-то необычном, желании перевоплотиться и почувствовать себя кем-то другим [4, с.162].

Е. Смирнова обращает внимание на то, что замысел в играх-драматизациях приобретает особый характер, которые отличаются от обычной творческой игры тем, что создаются по готовому сюжету, взятому из книги. План игры и последовательность действий определены заранее. Такая игра труднее для детей, чем подражание событиям из жизни: требуется хорошо понять и прочувствовать образы героев, их поведение, помнить текст — произведения. Игры-драматизации помогают дошкольникам глубже почувствовать ее художественную ценность, способствуют развитию выразительности речи и движений [7, с.71].

К театральным играм важно подводить детей постепенно. Последовательность работы, по мнению Н. С. Карпинской [2, с.18] может быть следующей:

1) знакомство с текстом;

2) игра-беседа с персонажами;

3) повторное чтение-разыгрывание текста;

4) беседа по картине или серии картин и драматизация фрагментов текста;

5) самостоятельное чтение текста;

6) подготовка к театральной игре по усвоенному сюжету;

7) игра-спектакль по сказке.

Во избежание эмоционального перенасыщения, подбираются разнообразные игры-драматизации. В одни из них играет с ребенком учитель-логопед, в другие воспитатели, в третьи — родители.

Для игр-драматизаций мы используем такие сказки как «Репка», «Теремок», «Колобок», «Три медведя», «Заюшкина избушка». В этих сказках очень ярко раскрыты образы героев. С помощью настольного театра, масок или с использованием кукол дети разыгрывают какие-либо сценки из сказки тем самым учатся положительному взаимоотношению.

Помогают нам так же этические игры, направленные на достижение позитивного эмоционального состояния детей, на поиск и решение нравственной проблемы в жизни ребенка. Эти игры способны помочь ему в преодолении трудностей, создания благоприятных условий для развития нравственной культуры взаимодействия детей, формирования нравственных основ поведения. Педагогическое значение игры заключается в том, что она предполагает целенаправленное влияние педагога на определенные потребности воспитанников; рассчитана на возникновение ответной реакции, переходящей в действие.

Мы учим детей делать правильный нравственный выбор. В достижении этих целей нам помогают и другие различные игры, игровые ситуации и задания, такие как:

«Никогда не унывай». Цель: Научить детей по выражению лица определять настроение человека, формировать умение выражать сочувствие тому, кто в нем нуждается, а также улучшать настроение.

– «Помоги улучшить настроение». Правила игры: Придумывать разные способы улучшения настроения.

– «Как поступить» Цель: Учить детей быть внимательными, заботливыми по отношению друг к другу, по-разному выражать добрые чувства.

– «Доброе слово в доме». Указания: Дети садятся полукругом, и каждый по очереди говорит, какими ласковыми его называют родители. Цель: Выяснить отношения в семье.

– «Скажи доброе слово» или «Волшебный стул» Указания: Дети садятся полукругом и каждый по очереди говорит ребенку, сидящему напротив, любое доброе слово или комплимент. Цель: Выявить отношение детей в группе, их нравственную сформированность и искренность.

Такие игры предоставляют ребенку возможность совершать реальные или воображаемые нравственно-ценные действия и поступки.

Таким образом, трудно переоценить значение игры в развитии ребенка, в том числе в формировании его сознания и культуры. Играя, малыш познает многоликий мир, учится общаться, взаимодействовать с предметами, усваивает сложную систему отношений с окружающим миром. В результате этого совершенствуются интеллектуальные и волевые навыки ребенка, его нравственные и эстетические чувства, происходит физическое развитие.

Литература:

  1. Андриенко Н. К. Игра в экологическом образовании дошкольников. Дошкольная педагогика № 1. 2007. — С. 10–12.
  2. Карпинская Н. С. Игра — драматизация детей дошкольного возраста. Дошкольное воспитание. 1999. № 12. С. 17–22.
  3. Краснощекова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Изд. 4-е. 2008.- 251 с.
  4. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т.1. — М.: Педагогика, 1983. — С.303–323
  5. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., — М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003. — 944 с.
  6. Синюкова Г. В. Игры, развивающие представление ребенка о себе. Дошкольная педагогика. № 2. 2007. — С. 14–18
  7. Смирнова Е. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений: Е. Смирнова // Дошкольное воспитание. -2003.- № 9.- с. 68–74.
  8. Смирнова Е. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам: Е. Смирнова // Дошкольное воспитание.- 2003.- № 8. с. 73 -76.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольного возраста, детей дошкольного возраста, старшего дошкольного возраста, Дошкольное воспитание, развитии ребенка, значение игры, детей старшего дошкольного, нравственных норм, драматизация детей дошкольного, правила поведения, духовный мир ребенка, воспитатель должен, Дошкольная педагогика, дошкольного возраста слабо, рамки детской игры, новой темой игры, игрового опыта детей, развивающие представление ребенка, Дошкольный возраст, дошкольном возрасте.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос