Игра как средство развития личности ребенка младшего дошкольного возраста (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №34 (168) август 2017 г.

Дата публикации: 29.08.2017

Статья просмотрена: 3121 раз

Библиографическое описание:

Коршикова, С. Г. Игра как средство развития личности ребенка младшего дошкольного возраста (из опыта работы) / С. Г. Коршикова, В. А. Астапова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 34 (168). — С. 103-106. — URL: https://moluch.ru/archive/168/45464/ (дата обращения: 27.04.2024).



Дошкольный возраст — первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребенок развивается при воздействии воспитания и влияния впечатлений от окружающего мира. У него рано появляется интерес к жизни взрослых и их работе. Игра — вид деятельности, который наиболее доступен ребенку, это своеобразный способ переработать полученные впечатления.

Если спросить ребенка, что он больше всего любит, он ответит: «Конечно, играть!» К игре детей побуждает стремление знакомиться с окружающим миром, активно действовать в общении со сверстниками, участвовать в жизни взрослых, осуществлять свои мечты. Дети играют дома, в детском саду, дома, в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Через игру ребенок познает окружающую его действительность, свой внутренний мир. В младенческом возрасте посредством игры развиваются органы чувств малыша, происходит накопление зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых ощущений. В этот период закладывается основа познавательной деятельности и физической активности ребенка. Ребенок с увлечением исследует предметы, его окружающие, применяя при этом все доступные ему способы: рассмотреть, потрогать, попробовать на вкус. С возрастом игра становится более осмысленной, предметной, но ее цель — познание мира, является неизменной.

К сожалению, большинство взрослых не придают особого значения детской игре, считая ее чуть ли не второстепенным занятием. К примеру, расспрашивая ребенка о прожитом в детском саду дне, родители интересуются обычно, что делалось на занятиях, как ребенок спал или что ел. С каждым годом все больше времени ребенок тратит на посещение развивающих кружков, занятий по подготовке к школе, соответственно все меньше времени отводится игре.

Многие педагоги и психологи начинают сегодня бить тревогу и говорят о том, что детская игра в опасности. Игра является ведущей деятельностью дошкольника, и именно в ней должны формироваться важнейшие новообразования, но при этом она занимает все меньшее место в жизни детей. В детском саду играют урывками в перерывах между занятиями или на прогулке. Дома — в свободное от просмотра телевизора время.

А ведь игра является действенной формой самопомощи ребенка. В ней он может проигрывать беспокоящие его фантазии, ситуации, переживания, в том числе трудности во взаимопонимании с родными. В игре ребенок воссоздает модель окружающей его среды, обыгрывает различные ситуации, примеряя на себя ту или иную роль. Но игра, придуманная ребенком, не в полной мере способствует его гармоничному развитию. Поэтому основной задачей родителей и воспитателей на данном этапе становится совместная игровая деятельность, позволяющая раскрыть потенциальные возможности малыша. Как ни странно это звучит, но взрослые должны научить ребенка играть. Рассмотрим ситуацию — перед крохой разложили разноцветные геометрические фигуры. Что сделает ребенок первым делом? Конечно, попробует на зуб, попытается куда-нибудь засунуть и вскоре потеряет к ним интерес. Взрослый же может показать малышу, как из треугольника и прямоугольника строится домик, обратит внимание на то, что все фигурки отличаются друг от друга, но даже разные изображения могут иметь что-то общее, например, цвет, и т. д. Малыш вновь заинтересуется, и материал, с первого взгляда не заслуживший его одобрения, будет восприниматься как источник вдохновения. И это касается любой сферы деятельности ребенка.

Ближе к 3 годам ребенок начинает воспринимать себя как вполне самодостаточную личность. Он уже многому научился и с гордостью демонстрирует свои умения. Он снисходительно смотрит на более младших ребят и старается на равных разговаривать со взрослыми детьми. Он уже овладел основными физическими навыками, может бегать, прыгать, ловко взбираться на шведскую стенку и спускаться с нее, висеть на турнике, подтягиваясь с помощью родителей, с увлечением играет в футбол, довольно далеко кидает мяч. В этом возрасте ребенок активно участвует в групповых подвижных играх, запоминает их правила и может попросить повторить игру. Двигательные упражнения, игры в сочетании со стихотворным текстом являются мощным средством воспитания правильной речи малыша. Чем выше двигательная активность, тем выше развивается его речь. Развлечения такого плана вносят свой вклад в коммуникативное развитие малышей, развивают чувство ритма и музыкальный слух. Сопровождаются они песнями, стихами, которые координируют движения маленьких непосед. В современной интерпретации хороводы выглядят примерно так:

  1. «Обезьянки». Малыши образуют кружок, в центре которого становиться взрослый. Задача маленьких танцоров — как можно точнее скопировать движения ведущего.
  2. «Медленно ибыстро». Детки разучивают движения и по команде взрослого начинают их выполнять, учитывая постоянно меняющийся темп, который задает ведущий.

Мы идем по кругу, посмотри,

И шагаем дружно: раз, два, три.

Мы скачем по дорожке, меняя часто ножки.

Поскакали, поскакали: скок, скок, скок,

А потом, как аисты встали — и молчок.

Дети раннего возраста очень любят играть в короткие подвижные игры с забавными стихами, которые очень активно стимулируют развитие их речи. Чем веселее и интересней речевое сопровождение, тем больше игра нравится детям и тем больший эффект в развитии речи. Примерами таких игр могут стать «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Пузырь» и другие.

C:\Users\User\Downloads\IMG_0008.JPG

Привлекают кроху и спокойные игры со сверстниками. Дети могут самостоятельно воспроизвести сюжет какой-либо сказки, обыграть бытовую ситуацию. Оживляя кукол, животных, проигрывая жизненные ситуации детки учатся взаимодействовать в коллективе, находить решения поставленных задач, выражают свое настроение и интересы. Воздействуя на эту сферу деятельности ребенка взрослые могут разглядеть и исправить допущенные в воспитании чада ошибки, привить общепринятые нормы поведения, сформировать правильные привычки и отношение к окружающим. Ролевые игры для детей 3–4 лет направляют развитие маленькой личности в нужное русло:

  1. «Дочки-матери». Вневременной сюжет — крошкам-принцессам всегда хочется примерить роль взрослой мамочки, которая ухаживает за своим малышом, кормит, водит на прогулку, укладывает спать.
  2. «Праздник». Игры для детей 3–4 лет, посвященные праздничной тематике нравятся мальчикам и девочкам. Карапузы с удовольствием готовят подарки именинникам, помогают накрыть на стол, затем принимаются за главное лакомство.
  3. «Маша имедведь». Воспроизведение сюжета известной сказки и обыгрывание различных бытовых ситуаций способствуют развитию речи малыша.

C:\Users\User\Downloads\IMG_0003.JPG

К трем годам речь малыша становится все более осмысленной. Продолжает расти словарный запас. В этот период в лексиконе ребенка насчитывается около 1200–1500 слов. Дети начинают использовать все части речи, строить сложные предложения, приобретают навыки обобщения предметов по свойствам и признакам. Пополнение словарного запаса позволяет ребенку давать развернутую характеристику предметов, явлений. При чтении книг, например, малыш уже не пассивный слушатель, он задает вопросы по тексту, комментирует события, активно выражает свои эмоции. Ребенок этого возраста может составить небольшой рассказ по картинке, дать развернутую характеристику предмету или явлению. В дошкольном возрасте пока рано посвящать малыша в проблемы экологического характера, но прививать ему любовь к природе, учить ухаживать за ней, формировать чувство ответственности и сострадания — самое время. Чтобы крохе было легче принять себя, как единое целое с окружающим миром, он должен: хорошо ориентироваться во времени, знать причины и следствия природных явлений. Увеличить багаж знаний дошкольника в этом направлении помогут экологические игры для детей 3–4 лет: «Угадай, что съел», «Кто где живет» и другие.

C:\Users\User\Downloads\IMG_0020.JPG

В игре ребенок учится осваивать различные роли. Это умение будет очень полезно ему уже при поступлении в школу, когда он будет знакомиться с новой для него ролью ученика. А во взрослой жизни ему придется включаться в новые роли: мужа, отца, представителя той или иной профессии, что не всегда удается. Но сталкиваясь в жизни с трудностями, взрослые не видят их истоков в собственном детстве, поэтому не уделяют внимания ролевому развитию детей: умению проигрывать различные роли по статусу и содержанию.

Основной деятельностью детей младшего дошкольного возраста является игра, и задача воспитателей и родителей — сделать эту игру максимально продуктивной, не ущемляя при этом интересов ребенка. Любая игра способствует воспитанию не одного, а нескольких качеств, требует участия различных органов и психических процессов, вызывает разнообразные эмоциональные переживания. Игра учит ребенка жить и трудиться в коллективе, воспитывает организаторские способности, волю, дисциплинированность, настойчивость, инициативу. Механизм управления своим поведением — подчинение правилам — складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности.

Игра — это жизнь ребенка. Онадоставляет ему много положительных эмоций, он очень любит, когда с ним играют взрослые. Так давайте не будем лишать его этой радости и помнить, что и сами были детьми.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, детский сад, окружающий мир, взрослый, вид деятельности, детская игра, дошкольный возраст, жизнь взрослых, сфера деятельности ребенка.


Похожие статьи

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность дошкольников, жизнь ребенка, сюжетно-ролевая игра.

Игровая деятельность дошкольника | Статья в журнале...

Основная деятельность дошкольника — игровая, в игре ребенок живет, растет, развивается.

Дошкольный возраст — это особенный период развития ребенка.

Ребенок проводит в игре много времени. А. С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: «Игра...

Игра как основной вид деятельности детей младшего...

ребенок, игра, игрушка, сюжет, малыш, действие, младший дошкольный возраст, детский сад, эмоциональное состояние, предмет.

Психолого-педагогическая характеристика игровой деятельности...

Перечислим виды деятельности ребёнка в дошкольном возрасте: бытовая и трудовая деятельность (конструирование, лепка, рисование); музыкальная деятельность; общение.

Игра как ведущая деятельность в социально-личностном...

ребенок, игра, роль, дошкольный возраст, окружающий мир, взрослый, дидактическая игра, детский сад, режиссерская игра, игровая деятельность.

Современные тенденции игровой деятельности у дошкольников

Каждый вид деятельности ребенка дошкольного возраста оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности, так, игра способствует развитию активности и инициативы.

Значение игры для дошкольников | Статья в журнале...

Основной вид деятельности дошкольного возрастаигра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость.

Организация игровой деятельности детей раннего возраста...

Игра — путь детей к познанию окружающего мира.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, ранний возраст, игрушка, взрослый, тип мотивации, игровая деятельность, детский сад, детская мебель, игровой материал.

Игра в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного...

Основной вид деятельности дошкольного возраста, как мы уже знаем, является игра, в процессе которой развиваются внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и другие качества.

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность дошкольников, жизнь ребенка, сюжетно-ролевая игра.

Игровая деятельность дошкольника | Статья в журнале...

Основная деятельность дошкольника — игровая, в игре ребенок живет, растет, развивается.

Дошкольный возраст — это особенный период развития ребенка.

Ребенок проводит в игре много времени. А. С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: «Игра...

Игра как основной вид деятельности детей младшего...

ребенок, игра, игрушка, сюжет, малыш, действие, младший дошкольный возраст, детский сад, эмоциональное состояние, предмет.

Психолого-педагогическая характеристика игровой деятельности...

Перечислим виды деятельности ребёнка в дошкольном возрасте: бытовая и трудовая деятельность (конструирование, лепка, рисование); музыкальная деятельность; общение.

Игра как ведущая деятельность в социально-личностном...

ребенок, игра, роль, дошкольный возраст, окружающий мир, взрослый, дидактическая игра, детский сад, режиссерская игра, игровая деятельность.

Современные тенденции игровой деятельности у дошкольников

Каждый вид деятельности ребенка дошкольного возраста оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности, так, игра способствует развитию активности и инициативы.

Значение игры для дошкольников | Статья в журнале...

Основной вид деятельности дошкольного возрастаигра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость.

Организация игровой деятельности детей раннего возраста...

Игра — путь детей к познанию окружающего мира.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, ранний возраст, игрушка, взрослый, тип мотивации, игровая деятельность, детский сад, детская мебель, игровой материал.

Игра в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного...

Основной вид деятельности дошкольного возраста, как мы уже знаем, является игра, в процессе которой развиваются внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и другие качества.

Похожие статьи

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность дошкольников, жизнь ребенка, сюжетно-ролевая игра.

Игровая деятельность дошкольника | Статья в журнале...

Основная деятельность дошкольника — игровая, в игре ребенок живет, растет, развивается.

Дошкольный возраст — это особенный период развития ребенка.

Ребенок проводит в игре много времени. А. С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: «Игра...

Игра как основной вид деятельности детей младшего...

ребенок, игра, игрушка, сюжет, малыш, действие, младший дошкольный возраст, детский сад, эмоциональное состояние, предмет.

Психолого-педагогическая характеристика игровой деятельности...

Перечислим виды деятельности ребёнка в дошкольном возрасте: бытовая и трудовая деятельность (конструирование, лепка, рисование); музыкальная деятельность; общение.

Игра как ведущая деятельность в социально-личностном...

ребенок, игра, роль, дошкольный возраст, окружающий мир, взрослый, дидактическая игра, детский сад, режиссерская игра, игровая деятельность.

Современные тенденции игровой деятельности у дошкольников

Каждый вид деятельности ребенка дошкольного возраста оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности, так, игра способствует развитию активности и инициативы.

Значение игры для дошкольников | Статья в журнале...

Основной вид деятельности дошкольного возрастаигра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость.

Организация игровой деятельности детей раннего возраста...

Игра — путь детей к познанию окружающего мира.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, ранний возраст, игрушка, взрослый, тип мотивации, игровая деятельность, детский сад, детская мебель, игровой материал.

Игра в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного...

Основной вид деятельности дошкольного возраста, как мы уже знаем, является игра, в процессе которой развиваются внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и другие качества.

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность дошкольников, жизнь ребенка, сюжетно-ролевая игра.

Игровая деятельность дошкольника | Статья в журнале...

Основная деятельность дошкольника — игровая, в игре ребенок живет, растет, развивается.

Дошкольный возраст — это особенный период развития ребенка.

Ребенок проводит в игре много времени. А. С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: «Игра...

Игра как основной вид деятельности детей младшего...

ребенок, игра, игрушка, сюжет, малыш, действие, младший дошкольный возраст, детский сад, эмоциональное состояние, предмет.

Психолого-педагогическая характеристика игровой деятельности...

Перечислим виды деятельности ребёнка в дошкольном возрасте: бытовая и трудовая деятельность (конструирование, лепка, рисование); музыкальная деятельность; общение.

Игра как ведущая деятельность в социально-личностном...

ребенок, игра, роль, дошкольный возраст, окружающий мир, взрослый, дидактическая игра, детский сад, режиссерская игра, игровая деятельность.

Современные тенденции игровой деятельности у дошкольников

Каждый вид деятельности ребенка дошкольного возраста оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности, так, игра способствует развитию активности и инициативы.

Значение игры для дошкольников | Статья в журнале...

Основной вид деятельности дошкольного возрастаигра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость.

Организация игровой деятельности детей раннего возраста...

Игра — путь детей к познанию окружающего мира.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, ранний возраст, игрушка, взрослый, тип мотивации, игровая деятельность, детский сад, детская мебель, игровой материал.

Игра в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного...

Основной вид деятельности дошкольного возраста, как мы уже знаем, является игра, в процессе которой развиваются внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и другие качества.

Задать вопрос