Поколение Z: ценностные ориентиры при выборе карьеры | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

III международная научная конференция «Аспекты и тенденции педагогической науки» (Санкт-Петербург, декабрь 2017)

Дата публикации: 03.12.2017

Статья просмотрена: 29 раз

Библиографическое описание:

Голубева Е. А. Поколение Z: ценностные ориентиры при выборе карьеры [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 150-152. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13461/ (дата обращения: 26.09.2018).



В статье рассмотрены факторы, играющие наибольшую роль для современного поколения, при построении карьеры начиная с первого этапы. Иначе говоря, при выборе специальности, а также образовательного учреждения, а затем и места работы в соответствии со своими ценностными ориентациями.

Ключевые слова: выпускник, карьера, этапы карьеры, управление власть, успех, саморазвитие, продвижение по карьерной лестнице.

«Карьера» является понятием сложным и многогранным. Под карьерой понимается продвижение работника по ступенькам служебной иерархии или последовательная смена занятий, как в рамках отдельной организации, так и на протяжении жизни, а также восприятие человеком этих этапов. Таким образом, карьера имеет как объективную, так и субъективную стороны.

Цели карьеры проявляются в причине, по которой человек хотел бы иметь конкретную работу, занимать определенную ступеньку на иерархической лестнице должностей. К ним относятся:

‒ независимость, позволяющая делать все по-своему. В рамках организации её обеспечивают высокая должность, статус, авторитет, заслуги, с которыми все вынуждены считаться;

‒ профессиональный рост, который облегчает занятие ряда должностей (в том числе руководящих);

‒ безопасность и стабильность, гарантируемые обладанием высокими постами и близостью к руководству;

‒ власть, лидерство, успех, ассоциируемые с руководящей должностью, рангом, званием, статусными символами, важной и ответственной работой, привилегиями;

‒ возможность проявлять предприимчивость, деловую инициативу, содействовать успеху фирмы, росту прибыльности, что обеспечивает должность в высшем руководстве;

‒ потребность в первенстве, то есть в возможности «обойти» своих коллег;

‒ стиль жизни, интегрирующий интересы личности и семьи. Это обеспечивает, с одной стороны, высокооплачиваемая, с другой — дающая свободу передвижения, распоряжения своим временем и т. п. должность;

‒ материальное благосостояние, доставляемое должностью, связанной с высокой заработной платой или иными формами вознаграждения;

‒ работа в здоровых условиях, которые могут специально создаваться для лиц, занимающих высокие посты (специальное питание, комфортабельные служебные помещения и прочие).

Таким образом, карьера — это результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом.

Как говорилось ранее, молодой специалист строит свою карьеру, руководствуясь определенными установками, ценностными ориентациями и собственными желаниями Карьерные ориентации возникают в начальные годы развития карьеры, они устойчивы и могут оставаться стабильными длительное время. При этом очень часто человек реализует свои карьерные ориентации неосознанно. Первый этап карьеры начинается при выборе специальности и дальнейшем обучении по этой специальности сначала в колледже, а затем и в высшем учебном заведении.

В октябре 2017 года в Нижегородском колледже малого бизнеса было проведено исследование, объектом которого явились ценностные ориентации и установки выпускников. Генеральная совокупность составляет более 800 человек. Выборка — 75 человек (выпускники колледжа, обучающиеся по специальности 43.02.11 «Гостиничный сервис», 43.02.10 «Туризм»).

Целью проводимого исследования является выявление наиболее значимых факторов, влияющих на выбор карьеры выпускниками колледжа. Проблема исследования вытекает из возможного несоответствия представлений учащихся о будущей работе и современных реалиях.

Согласно первичным данным, полученным при проведении анкетирования в 2015 году, среди выпускников ранее указанных специальностей было выявлено, что на вопрос о правильности профессионального выбора 48,5 % опрошенных полагали, что осуществили его правильно. 25,8 % выбрали вариант: «Скорее да, чем нет», 14,2 % — «Скорее нет, чем да». Категорично «Нет» отметили 5,6 %, с ответом затруднились 5,8 % респондентов.

На вопрос «Каковы причины выбора Вами получаемой специальности?» выпускники, обучающиеся по специальностям «Гостиничный сервис» и «Туризм», ответили: престижная работа (25,8 %); интересная работа (24,7 %); перспектива успешного трудоустройства (20,4 %); востребованность профессии на рынке труда (19,4 %); возможность реализовать свои способности (19,4 %).

Как показало исследование, проведенное в 2017 году, многие из выпускников планируют после окончания колледжа обучаться на заочном отделении в ВУЗе (30,5 %).

При этом респонденты мотивируют это тем, что хотели бы совмещать учебу с работой. По мнению 28,3 % опрошенных наиболее приоритетной является очная форма обучения, такое же количество респондентов ориентированы на получение образования на очно — заочной (вечерней) форме обучения. Вариант «все равно» выбрало 12,9 %.

Мнения респондентов на вопрос об обучении по выбранной специальности разделились следующим образом: 45 % сказали, что планируют продолжить обучение по выбранной специальности, такое же количество выпускников предпочитают, сдав внутренние экзамены обучаться по смежной специальности. 10 % утверждают, что хотели бы обучаться по другой специальности.

Относительно выбора вузов, то наибольшей популярностью среди выпускников пользуются следующие: Нижегородский государственный университет имени Лобачевского, вторым в «рейтинге» является Российская академия народного хозяйства и государственной службы Нижегородский институт управления (Волго-Вятская академия государственной службы до 2011 г.). 19 % опрошенных собираются поступать в Нижегородский государственный педагогический университет. 14 % выпускников собирается поступать в Нижегородский архитектурно-строительный университет. 10 % составляют потенциальные студенты Государственного лингвистического университета имени Добролюбова.

60 % полагает, что образование, полученное в выбранном вузе, даст возможность найти подходящее место работы. 35,2 % надеются, что в данном учебном заведении будет интересно учиться. 47,1 % опрошенных хотели бы приобрести профессию, которую считаете своим призванием. Надеются получить широкое образование, которое всегда пригодится 52,9 %. 29,4 % выбрали вариант c и столько же человек — вариант «f». 27,2 % выбрали учебное заведение исходя из того, что он обладает хорошей материальной базой. 18,8 % полагают, что обладаю определенными склонностями и способностями к предметам, которые преподаются в данном вузе.

На вопрос о том, что является наиболее приоритетным фактором при выборе так называемого «подходящего места работы» интервьюируемые указали продвижение по карьерной лестнице (47 %). Вариант «Высокая заработная плата» выбрали 39 % респондентов. А вот возможность саморазвития является решающим фактором при выборе работы лишь для 14 %.

Чтобы достичь успеха в работе необходимо обладать незаурядным умом, амбициями и хитростью, как считают 32 % выпускников. 37 % утверждают, что необходимо предъявлять высокие требования к другим и себе, то есть быть перфекционистом. Иметь хороший круг знакомых, которые могут составить протекцию и порекомендовать его, как лучшего специалиста на вакантную должность. А 6 % полагают, что подняться по служебной лестнице помогут дружеские отношения с руководством.

При вопросе о долгосрочных планах выпускники отвечали, что «видят себя» генеральными директорами какого-либо крупного предприятия (40 %), менеджерами среднего звена — 33 % интервьюируемых. 27 % опрошенных мечтают основать собственный бизнес.

В следующем вопросе выпускникам была предоставлена возможность выбрать наиболее подходящее, по их мнению, выражение, наиболее четко отображающее для них понятие «управлять»: оказывать влияние на других или же контролировать и координировать работу других сотрудников. 64 % считают, что в основе управления лежит потенциальная или реальная возможность оказывать влияние на других, то есть обладать властью. Управлять, значит быть хорошим администратором, так считают 36 % респондентов.

Однако занятие руководящей должности для молодых специалистов является результатом собственных усилий (69 %), но не удачным стечением обстоятельств (15 %) или благодаря помощи других (16 %).

Таким образом, можно утверждать, что наибольшее значение для выпускников имеют такие факторы как престижность будущей профессии, возможность повышения по карьерной лестнице. Но при этом добиваться успехов, преодолевая сложности, которые могут возникнуть в ходе работы. «Быть требовательным к себе и другим, занять вершину управленческой лестницы» — таков девиз поколения Z.

Основные термины (генерируются автоматически): выпускник, карьерная лестница, учебное заведение, руководящая должность, профессиональный рост, выбор специальности, государственная служба, выпускник колледжа, выбранная специальность, этап карьеры.

Ключевые слова

карьера, саморазвитие, выпускник, успех, этапы карьеры, управление власть, продвижение по карьерной лестнице

Похожие статьи

Проблема трудоустройства выпускников профессиональных...

Рост конкуренции, высокие требования к качеству труда определяют сегодня профессиональную подготовку специалистов. В современных условиях государственное распределение выпускников после окончания учебных заведений отсутствует.

Почему выпускники вузов не работают по специальности

Проблема трудоустройства выпускников профессиональных...

Особенности карьерного становления и трудоустройства... По статистике, 60 % студентов — выпускников в первый же год после окончания вуза устраиваются по своей специальности, в т. ч.

Ориентация системы профессионального образования на...

Влияние образовательной среды колледжа на факторы... Основные термины (генерируются автоматически) : образовательная среда, профессиональная успешность, рынок труда, выпускник, трудоустройство выпускников, учебное заведение, социальное партнерство...

Влияние образовательной среды колледжа на факторы...

Приоритетными направлениями деятельности Службы, в целях содействия занятости студентов и трудоустройству выпускников колледжа, являются: 1. Работа со студентами и выпускниками в учебном заведении по получению и представлению информации по...

Структура основных компетенций выпускника современного ВУЗа.

Большое значение имеет формирование профессиональных компетенций у выпускников высшего учебного заведения с ОВЗ, влияющие на их конкурентоспособность и трудоустройство по направлению подготовки и специальности.

От абитуриента до аспиранта — Молодой ученый

Кандидатский минимум (специальность, философия и иностранный язык), ВКР и защита

он хочет связать свою жизнь с наукой или выше продвинуться по карьерной лестнице, он может

То, какие экзамены сдают поступающие в аспирантуру, решают сами учебные заведения...

Проблема трудоустройства выпускников вузов

Почему выпускники вузов не работают по специальности. Поступающие в высшее учебное заведение крайне туманно представляют себе. Молодые люди получают образование, которое уже на момент их появления на рынке труда.

Повышение мобильности выпускников учреждений СПО при...

- 60% респондентов ответили, что после окончания учебного заведения собираются работать по специальности; - четверть выпускников хотели бы открыть собственное дело

Формирование профессионально-личностных качеств...

Формирование профессионально-личностных качеств выпускников вузов: социологический анализ.

высшее образование, выбор специальности, рынок труда, мотивационная сфера, мотив, профессия, карьерный рост, общественное сознание, социальный статус, студент.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Проблема трудоустройства выпускников профессиональных...

Рост конкуренции, высокие требования к качеству труда определяют сегодня профессиональную подготовку специалистов. В современных условиях государственное распределение выпускников после окончания учебных заведений отсутствует.

Почему выпускники вузов не работают по специальности

Проблема трудоустройства выпускников профессиональных...

Особенности карьерного становления и трудоустройства... По статистике, 60 % студентов — выпускников в первый же год после окончания вуза устраиваются по своей специальности, в т. ч.

Ориентация системы профессионального образования на...

Влияние образовательной среды колледжа на факторы... Основные термины (генерируются автоматически) : образовательная среда, профессиональная успешность, рынок труда, выпускник, трудоустройство выпускников, учебное заведение, социальное партнерство...

Влияние образовательной среды колледжа на факторы...

Приоритетными направлениями деятельности Службы, в целях содействия занятости студентов и трудоустройству выпускников колледжа, являются: 1. Работа со студентами и выпускниками в учебном заведении по получению и представлению информации по...

Структура основных компетенций выпускника современного ВУЗа.

Большое значение имеет формирование профессиональных компетенций у выпускников высшего учебного заведения с ОВЗ, влияющие на их конкурентоспособность и трудоустройство по направлению подготовки и специальности.

От абитуриента до аспиранта — Молодой ученый

Кандидатский минимум (специальность, философия и иностранный язык), ВКР и защита

он хочет связать свою жизнь с наукой или выше продвинуться по карьерной лестнице, он может

То, какие экзамены сдают поступающие в аспирантуру, решают сами учебные заведения...

Проблема трудоустройства выпускников вузов

Почему выпускники вузов не работают по специальности. Поступающие в высшее учебное заведение крайне туманно представляют себе. Молодые люди получают образование, которое уже на момент их появления на рынке труда.

Повышение мобильности выпускников учреждений СПО при...

- 60% респондентов ответили, что после окончания учебного заведения собираются работать по специальности; - четверть выпускников хотели бы открыть собственное дело

Формирование профессионально-личностных качеств...

Формирование профессионально-личностных качеств выпускников вузов: социологический анализ.

высшее образование, выбор специальности, рынок труда, мотивационная сфера, мотив, профессия, карьерный рост, общественное сознание, социальный статус, студент.

Задать вопрос