Почему выпускники вузов не работают по специальности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 октября, печатный экземпляр отправим 23 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №36 (170) сентябрь 2017 г.

Дата публикации: 10.09.2017

Статья просмотрена: 18916 раз

Библиографическое описание:

Лутовина, К. В. Почему выпускники вузов не работают по специальности / К. В. Лутовина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 36 (170). — С. 69-72. — URL: https://moluch.ru/archive/170/45594/ (дата обращения: 11.10.2024).



С каждым годом вопрос, почему выпускники вузов не работают по специальности, становится все более ощутимым, проблема разрослась настолько, что многие абитуриенты и студенты воспринимают вуз только как способ получить диплом. Сейчас все реже и реже можно встретить молодых людей, которые ответят положительно на вопрос: «Работаете ли Вы по профессии?». На сегодняшний день спрос на вакансии в разы превышает предложение о трудоустройстве. В итоге выпускники вынуждены переквалифицироваться на другие профессии и работать в другой сфере.

Большая часть работодателей убеждена, что выпускники не имеют необходимых знаний для реальной работы. Многие руководители отзываются о вчерашних выпускниках крайне нелестным образом: «Они хотят зарабатывать много, а умеют мало. Они считают, что диплом — гарантия трудоустройства, что они, выйдя из дверей университета, способны сразу начать профессионально работать. К сожалению, реальность доказывает обратное». [3]

По результатам проведенного опроса больше чем 40 % выпускников вузов признались, что работают не по специальности. Около 65 % опрошенных отметили главную причину этой проблемы — невостребованность знаний, полученных в вузе. Ведь и по словам министра образования, не более 15 % российских вузов дают действительно качественную подготовку. Также в пределах страны до сих пор нет качественного прогноза потребности в тех или иных специалистах.

Оказалось, что около 77 % опрошенных поменяли представление о своей профессии, в итоге у выпускников вузов возникает несоответствие ожиданий от профессии и реальности, и более чем половина поступивших уже жалеют о сделанном выборе.

По данным InterstateEducation в России около 55 % людей в возрасте от 25 до 64 лет имеют высшее образование, когда в идеале их должно быть не больше 35 %. Правительство считает, что России не нужно то количество специалистов, которое российские вузы выпускают сейчас, а мотивировать нужно молодых людей к получению среднего специального образования, в котором сейчас так нуждается рынок труда. [1]

Сравним результаты мировой статистики:

Страна

Население свысшим образованием (%)

Население со средним специальным образованием (%)

Великобритания

42

20

Канада

54

7

Корея

45

9

Россия

54

5

Исландия

37

26

Португалия

22

21

Испания

35

30

США

44

7

Финляндия

42

9

Германия

27

10

Швеция

39

13

Франция

32

16

Италия

17

33

Китай

10

47

В соответствии с таблицей Россия в первых рядах в плане высшего образования, но так ли это хорошо, как и звучит? Например, Китай, занимает одно из последних мест подобного рейтинга. В Китае только 10 процентов от всего миллиардного населения страны имеет высшее образование, и вузы там — на вес золота, как и сотрудники с «корочкой». Сложно сказать, что в России похожая ситуация.

Что касается среднего специального образования, то здесь лучшие показатели у стран Южной Америки и Китая и ряда европейских государств, по причине ограниченного доступа к высшему образованию. В России же всего лишь около 5 % от населения страны на 2014 год имело среднее специальное образование, когда по мнению правительства эта цифра должна быть в 13 раз больше. [1]

Вот тут и возникает проблема- легкодоступность высшего образования. Если в России больше всего специалистов на душу населения в мире, то у нас должна быть лучше всего развита научная деятельность, что явно не соответствует действительности.

Бытует мнение, что многие подростки выбирают свою будущую специальность под давлением своих родителей, но, по нашим данным, всего лишь 6 % опрошенных признались, что выбрали профессию по желанию родителей, 78 % говорят, что сделали выбор самостоятельно, остальные 16 % имели иные причины. Лишь 6 % последовали совету своих родителей, с первого взгляда статистика радует: молодые люди учатся принимать самостоятельные решения, но если задуматься, так ли это хорошо, как кажется? Ведь им едва исполнилось 17–18 лет, как в этом возрасте можно понять, кем ты будешь всю оставшуюся жизнь? Проблема в том, что у абитуриентов нет достоверной информации о том, чем им придётся заниматься по выбранной профессии, и в этой ситуации родители могут лучше знать многие подробности, о которых не упоминают авторы различной профориентационной рекламы.

По результатам опроса более чем 40 % абитуриентов планируют подать документы на юридические, экономические и управленческие специальности. Если заглянуть в статистику 2009-го года, то 31,2 % выпускников составляли экономисты и управленцы, и по данным Минобрнауки, число юристов и экономистов, которых и так слишком много, только растет. [2] А ведь сегодня производственные и строительные предприятия испытывают дефицит инженеров, технологов, но почему тогда учебные учреждения в основном выпускают юристов и экономистов? Главных причин несколько: к технарям более жёсткие требования, многие просто-напросто боятся поступать на технические специальности из-за незнания физики и/или математики и это дорогостоящая подготовка. Например, чтобы подготовить экономиста, нужно на каждого студента выделить 10 кв. м вузовских площадей, а инженеру требуется 16 кв. м и ещё специальное оборудование для практических занятий.

Абитуриентов попросили описать выбранную специальность в свободной форме. Выяснилось, что в большинстве случаев школьники и абитуриенты не до конца понимают, чем они будут заниматься, когда получат диплом. Наглядный пример: один из опрошенных планирует поступить на архитектора, описывает свою будущую профессию он следующим образом: «Я хочу поступить на архитектора. Я думаю, что на выходе из института буду заниматься дизайном интерьеров и выполнять интересные заказы клиентов. Для меня работа архитектора — это непрерывный творческий процесс». Ответ на тот же вопрос уже выпускника вуза: «Поступала в институт с желанием на выходе заниматься дизайном интерьеров. Мне казалось, что работа архитектора есть постоянный поиск решений, попытка совместить идею эскиза с реалиями фактической жизни. После стало понятно, что выпускники архитектурных вузов (в России) в основном трудятся над изготовлением рабочих чертежей для безвкусного индивидуального или типового жилья. Единственный вариант учиться дальше и долго зарабатывать себе репутацию, чтобы твоё существование было замечено».

В результате получается, что амбициозные и талантливые молодые люди при выходе на работу просто-напросто врезаются в стену современных реалий, чего они совсем не ожидали. В итоге кто-то мирится со сложившейся ситуацией, кто-то уходит в смежную отрасль, где сможет проявить свой талант и лишь единицы выбиваются в творческие лидеры.

В качестве причин выбора той или иной специальности большинство абитуриентов отметили пункты «привлекает образ жизни при данной профессии», «высокий заработок» и все-таки 10 % признались, что планируют просто получить диплом. Интересно, что к профессиям, способным дать высокий заработок, отнесли в основном экономистов, юристов, менеджеров и специальности, связанные с ИТ, а самоутвердиться решили в основном кандидаты в творческие профессии.

А что касается причин выбора вуза, 59,5 % ориентируются на качество образования, опрашиваемые отметили, что главный показатель качества образования для них — востребованность полученных знаний. Также поступающие обращают внимание на наличие бюджетных мест и престижность вуза. Этот ответ показывает глубочайшее непонимание основных задач высшего образования как со стороны абитуриентов, так и со стороны общественного мнения в целом. Основная задача университетского образования и в традиционном, и в современном понимании — базовая, или фундаментальная, подготовка с тем, чтобы специалист при необходимости смог быстро разобраться в конкретной ситуации из некоей профессиональной области, а вовсе не прикладная сиюминутная востребованность полученных знаний.

В ходе исследования было выявлено несколько причин, почему выпускники вузов не работают по специальности:

  1. Незнание рынка труда. У школьников, абитуриентов, да и у студентов тоже отсутствует понимание нынешней ситуации на трудовом рынке, та информация, которой они владеют, в основном взята из недостоверных источников и принята на веру.
  2. Непонимание цели получения своей профессии. Многие молодые люди выбирают специальность не особо задумываясь, в порыве подростковой амбициозности или легкомысленности, просто за компанию, чтобы не расставаться с друзьями, или в угоду родителям, или наперекор родителям, а позже настигает горькое осознание того, что специальность не по душе.
  3. Несоответствие ожиданий от профессии иреальности. Поступающие в высшее учебное заведение крайне туманно представляют себе, чем они будут заниматься, если выберут ту или иную специальность, какие обязанности у них появятся, примерная зарплата и т. д., т.п. Причина этого кроется в отсутствие в школьной программе предметов по ознакомлению учащихся с реальными специальностями.
  4. Несформированность личных целей. Многие сегодня действительно не представляют, кем хотят стать и чего достичь в профессии. В молодом поколении отсутствует некий навык планирования собственной жизни. В результате происходит так, что в 21–23 года вчерашний студент оказывается на рынке труда без реальных представлений, что ему делать дальше.
  5. Неприменимость полученных знаний кновым требованиям. Технологии постоянно меняются. Вузы очень неповоротливы в плане обновления устаревших программ обучения. Молодые люди получают образование, которое уже на момент их появления на рынке труда не пользуется спросом. Большинство молодых людей испытывает так называемый «шок от реальности», связанный с тем, что их идеальное представление о будущей трудовой деятельности вступают в противоречие с реальной обстановкой на рабочем месте.
  6. Низкооплачиваемость работы. Работа нравится, но она настолько низкооплачиваема, что трудовая мотивация к ней тает с каждым днём. И оставлять такую работу не хочется, но на первый план выходят всё-таки материальные стимулы, связанные с необходимостью содержания себя и семьи.

Литература:

  1. Сколько людей с высшим образованием в мире?// Interstate Education. URL: https://interstate-education.com/2016/10/30/skolko-lyudej-s-vysshim-obrazovaniem-v-mire/ (дата обращения 05.05.2017).
  2. Факультет ненужных людей// Forbes. URL: http://www.forbes.ru/karera/rynok-truda/50390-fakultet-nenuzhnyh-lyudei (дата обращения 06.05.2017).
  3. Царенкова О. Почему работодатели теряют веру в диплом о высшем образовании // Краснодарский бизнес журнал. — 2008. — № 10. — С. 5–10.
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, высшее образование, выпускник вузов, Китай, профессия, специальное образование, специальность, рынок труда, дизайн интерьеров, несоответствие ожиданий.


Задать вопрос