Работа с педагогическими кадрами «Методическое сопровождение молодых педагогов по организации работы с детьми по изучению правил дорожного движения в условиях реализации ФГОС ДО» | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Голд Е. А. Работа с педагогическими кадрами «Методическое сопровождение молодых педагогов по организации работы с детьми по изучению правил дорожного движения в условиях реализации ФГОС ДО» [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 34-37. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13449/ (дата обращения: 17.08.2018).



С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах России возрастает, а вместе с этим увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий. Особую тревогу вызывает рост числа пострадавших детей. Важную роль в предупреждении травматизма на дорогах играет ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения.

В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в дошкольных образовательных учреждениях должна быть система работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) — это работа большого количества людей: воспитателей, родителей, педагогов, сотрудников ГИБДД.

В нашем дошкольном образовательном учреждении создана программа сопровождения молодых педагогов, которая направлена на передачу практического опыта по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма молодым специалистам, а также с целью осуществления методической поддержки.

Необходимость данной программы обусловлена следующими причинами:

‒ недостаточным уровнем педагогической компетентности воспитателей в вопросах профилактики ДДТТ,

‒ отсутствием целенаправленной систематической работы по вовлечению наибольшего числа обучающихся, их родителей по профилактике ДДТТ;

‒ недостаточным информационным и программно-методическим обеспечением по вопросам профилактики ДДТТ.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма — проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Важно воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения. Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в период нахождения ребенка в детском саду, может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в дорожно-транспортные происшествия.

Цель мероприятияработа с педагогическим коллективом, которая становится основополагающим механизмом запуска всей системы взаимодействия между различными звеньями воспитательно-образовательного процесса, решающего масштабную задачу — формирование массовой культуры правильного поведения на дорогах.

Задачи:

  1. Целенаправленная систематическая работа по вовлечению наибольшего числа педагогов в работу по профилактике ДДТТ.
  2. Информационное и программно-методическое обеспечение молодых педагогов по вопросам профилактики ДДТТ.
  3. Передача практического опыта по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма молодым педагогам.

План реализации Программы

1. Теоретическая часть

На основании Федерального Закона «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства.

Ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованиюэто профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах.

Вопросы воспитания безопасного поведения на улицах и дорогах у детей дошкольного возраста являются составной частью всех современных комплексных программ, реализуемых в дошкольных образовательных учреждениях.

Изучение правил дорожного движения в Образовательной программе детского сада описано в вариативной части образовательной программы и включает следующие специальные программы:

‒ Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры.: Санкт-Петербург, ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2015 г.

‒ Программа «Светофор» Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Т. И. Данилова: Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2016 г.

Молодые специалисты изучают принципы построения образовательных программ, методические рекомендации и тематическое планирование. Разбираются примеры конспектов занятий, сценарии праздников и развлечений по ПДД.

Для повышения педагогического мастерства воспитателей создается перспективный план работы для всех возрастных групп, определяются цели и задачи для каждого возраста, подбираются и систематизируются печатные и дидактические материалы и пособия для дошкольников; методическая литература для воспитателей, рекомендации для родителей. В детском саду проводятся педсоветы, диспуты, деловые игры, семинары-практикумы, где молодые воспитатели получают рекомендации, материал для работы с родителями и детьми.

Администрация детского сада рассказывает о локальных нормативных актах по профилактике ДДТТ и об обязательном ведении журналов учета проведения инструктажей с детьми.

2. Практическая часть.

Особую роль в формировании у детей правил безопасного поведения на улице имеют современные наглядные итехнические средства обучения, с их помощью воспитатель может осуществлять инновационные подходы в данном направлении.

Молодым педагогам представлены информационные стенды по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, особенности оформления уголков безопасности, папок-передвижек, памяток для родителей в каждой возрастной группе.

Освещена работа с родителями воспитанников через официальный сайт детского сада. На страничке «Дорожная безопасность» размещены схема безопасного подхода к учреждению, информация для родителей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, данные ОГИБДД, законодательная база и локальные акты в области правил дорожного движения, а также освещена работа детского сада по профилактике ДДТТ — участие в различных конкурсах, акциях, выставках, победы и достижения наших воспитанников.

Молодым педагогам даны рекомендации по работе с родителями — проведение «Круглых столов» и родительских собраний. Задача воспитателя перевести родителей из разряда пассивных слушателей в активных участников воспитательно-образовательного процесса. Сотрудничество с родителями не должно носить назидательный характер. Родители должны постоянно помнить об ответственности за своих несовершеннолетних детей, из-за неосторожного поведения которых, а порой и вполне сознательного нарушения Правил дорожного движения может произойти дорожно-транспортное происшествие. Молодым специалистам был предложен примерный список бесед с родителями и примерный годовой план работы по профилактике ДДТТ.

Показаны методические пособия идидактические игры, которые должны быть в уголке безопасности для каждой возрастной группы. В ходе игр, инсценировок, викторин дети постигают и закрепляют важные правила пешехода. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, к воспитанию понятий «я — пешеход», «я — пассажир», «я — будущий водитель», систематизируют и углубляют знания о правилах дорожного движения, способствуют формированию культуры поведения детей на улицах. Многие дидактические игры и направлены на усвоение, уточнение, закрепление знаний. С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Игры развивают у детей познавательные процессы, необходимые им для правильной и безопасной ориентации на улице, формируют практические умения и навыки безопасного поведения, представлений о том, что дорога несет потенциальную опасность и ребенок должен быть дисциплинированным и сосредоточенным. Для молодых специалистов была сделана распечатка со списком методических пособий, дидактических игр и пособий на печатной основе.

Так же была показана работа с родителями и воспитанниками в районных и городских творческих конкурсах, акциях, выставках, посвященных дорожной безопасности.

Молодые специалисты изучили особенности создания проектов по ПДД в каждой возрастной группе. Эффективней всего в течение учебного года одну неделю в квартал посвящать дорожной безопасности целиком с целью «погружения» ребёнка в данную проблему. При планировании все виды деятельности ребёнка объединены темой безопасности дорожного движения: тематические познавательные занятия, практикумы на детской площадке, практические занятия на моделях «Наш город», «Наша улица», на различных игровых полях, самостоятельное моделирование: составление схем, планов своей улицы, маршрутов движения к детскому саду. Полученные знания детей в рамках «тематической недели», закрепляются затем в течение всего года в играх, конкурсах, досугах, при проведении целевых прогулок и экскурсий.

Молодые педагоги могли познакомиться с несколькими проектами, выигравшими в районном конкурсе методических материалов.

Поделились опытом работы вобласти сетевого сотрудничества с муниципальным округом и районным опорным центром. Рассказали об участии педагогических работников детского сада в семинарах, конкурсах, посвященных профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, обучении на курсах повышения квалификации «Организация деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в ГДОУ в условиях реализации ФГОС».

Также педагогам была показана совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и музыкального работника.

Тема непрерывной образовательной деятельности «Путешествие в историю транспорта». В непрерывной образовательной деятельности решались следующие задачи:

Образовательные:закрепить знания детей о возникновении различных видов транспорта, о профессии водителя, о необходимости соблюдения правил дорожного движения; упражнение в умении классифицировать транспорт по видам; активизация словаря детей словами-названиями транспортных средств, профессий людей, управляющих этими транспортными средствами; закрепление умения детей ориентироваться на листе бумаги, создавать из элементов целостную композицию.

Развивающие: развитие любознательности, мышления, фонетического слуха, мелкой моторики; закрепление умения в процессе экспериментирования добывать нужную информацию, делать выводы.

Воспитательные:воспитывать уважение к профессиям.

Коррекционные:упражнение в правильном произношении звуков «р» и шипящих, умении давать развернутые ответы на вопросы; выработка диафрагмального дыхания, развитие координации движений.

Анализ занятия проводился позже совместно с молодыми специалистами в заключительной части мероприятия.

Был представлен опыт методической работына тему «Интеграция образовательных областей на примере лексической темы «Транспорт. Правила дорожного движения».

Была представлена работа образовательного учреждения по 5 образовательным областям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Для каждой области были прописаны задачи, подобраны методические материалы, наглядный и раздаточный материал, дидактические игры. Все это было представлено с фотографиями с занятий. Также было рассказано о создании собственных дидактических игр, пособий, картотек.

Представленные рекомендации по организации работы по профилактике ДДТТ помогают добиваться не формального, а подлинного формирования безопасной жизнедеятельности дошкольников. Подобная форма организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма помогает детям лучше адаптироваться к окружающему миру и усвоить правила безопасного поведения в нем. Важно осознание того, что безопасность ребенка — это не только воспитательный процесс, а целый комплекс мер, способствующих ребенку полноценно развиваться.

Опытные педагоги с удовольствием ответили на все вопросы молодых коллег и подготовили папки с материалами: список бесед с родителями по профилактике ДДТТ, список дидактических игр и пособий в уголках дорожной безопасности, папка с раздаточным материалом для использования в непрерывной образовательной деятельности.

В заключение мероприятия молодые специалисты сделали вывод о том, как важна система работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Литература:

  1. Закон Российской Федерации № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ»
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  3. Образовательная программа дошкольного образования, адаптированная для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (для детей с тяжелыми нарушениями речи) государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 97 компенсирующего вида Центрального района Санкт-Петербурга
  4. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры.: Санкт-Петербург, ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2015 г.
  5. Программа «Светофор» Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Т. И. Данилова: Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2016 г.
Основные термины (генерируются автоматически): дорожное движение, детский дорожно-транспортный травматизм, детский сад, безопасное поведение, профилактика, ребенок, молодая, игра, родитель, возрастная группа.

Похожие статьи

Актуальность обучения ребенка дошкольного возраста правилам...

дорожное движение, ребенок, знак, дорога, правило, детский сад, дошкольный возраст, безопасное поведение, знание, пешеходный переход. Формирование основ безопасности у дошкольников через...

Методические аспекты профилактики детского...

дорожно-транспортные происшествия, детский травматизм, правила дорожного

дорожное движение, ребенок, безопасное поведение, ознакомление детей, Правило, игра

дорожное движение, ребенок, знак, дорога, правило, детский сад, дошкольный возраст, безопасное...

Формирование основ безопасности у дошкольников через...

ребенок, дорожное движение, дорожная безопасность, дошкольный возраст, работа, игра, знак, безопасное поведение, дошкольник, правило.

Обучение детей подготовительной группы Правилам Дорожного...

безопасное поведение, дорожное движение, ребенок, игра, дорожно-транспортная среда, формирование основ, детская деятельность, проезжая часть, дорога, работа. Эффективность использования игровых обучающих ситуаций при...

Обучение правилам дорожного движения детей дошкольного...

ребенок, дорожное движение, дорожная безопасность, дошкольный возраст, работа, игра, знак, безопасное поведение, дошкольник, правило.

Опыт работы по обучению дошкольников правилам дорожного... дорожное движение, ребенок, безопасное поведение, детский сад...

«Пусть горит зелёный свет!» (проект по профилактике детского...)

Обсуждение вопроса о профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на родительских собраниях.

дорожное движение, ребенок, светофор, пешеходный переход, дорога, правило, постовой, безопасное поведение, участие детей, знак.

Проект «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни»...

дорожное движение, детский дорожно-транспортный травматизм, подвижная игра, ребенок, дидактическая игра, родитель, сюжетно-ролевая игра, дорога, знак, правило.

Опыт работы по обучению дошкольников правилам дорожного...

безопасное поведение, дорожное движение, ребенок, игра, дорожно-транспортная среда, формирование основ, детская деятельность, проезжая часть, дорога, работа. Подпишитесь на нашу рассылку

«Правила дорожные детям знать положено» (агитбригада по ПДД...

Цель: Пропаганда Правил дорожного движения. Задачи: ‒ Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма; ‒ Закрепление у детей навыков безопасного, культурного поведения на дорогах...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Актуальность обучения ребенка дошкольного возраста правилам...

дорожное движение, ребенок, знак, дорога, правило, детский сад, дошкольный возраст, безопасное поведение, знание, пешеходный переход. Формирование основ безопасности у дошкольников через...

Методические аспекты профилактики детского...

дорожно-транспортные происшествия, детский травматизм, правила дорожного

дорожное движение, ребенок, безопасное поведение, ознакомление детей, Правило, игра

дорожное движение, ребенок, знак, дорога, правило, детский сад, дошкольный возраст, безопасное...

Формирование основ безопасности у дошкольников через...

ребенок, дорожное движение, дорожная безопасность, дошкольный возраст, работа, игра, знак, безопасное поведение, дошкольник, правило.

Обучение детей подготовительной группы Правилам Дорожного...

безопасное поведение, дорожное движение, ребенок, игра, дорожно-транспортная среда, формирование основ, детская деятельность, проезжая часть, дорога, работа. Эффективность использования игровых обучающих ситуаций при...

Обучение правилам дорожного движения детей дошкольного...

ребенок, дорожное движение, дорожная безопасность, дошкольный возраст, работа, игра, знак, безопасное поведение, дошкольник, правило.

Опыт работы по обучению дошкольников правилам дорожного... дорожное движение, ребенок, безопасное поведение, детский сад...

«Пусть горит зелёный свет!» (проект по профилактике детского...)

Обсуждение вопроса о профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на родительских собраниях.

дорожное движение, ребенок, светофор, пешеходный переход, дорога, правило, постовой, безопасное поведение, участие детей, знак.

Проект «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни»...

дорожное движение, детский дорожно-транспортный травматизм, подвижная игра, ребенок, дидактическая игра, родитель, сюжетно-ролевая игра, дорога, знак, правило.

Опыт работы по обучению дошкольников правилам дорожного...

безопасное поведение, дорожное движение, ребенок, игра, дорожно-транспортная среда, формирование основ, детская деятельность, проезжая часть, дорога, работа. Подпишитесь на нашу рассылку

«Правила дорожные детям знать положено» (агитбригада по ПДД...

Цель: Пропаганда Правил дорожного движения. Задачи: ‒ Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма; ‒ Закрепление у детей навыков безопасного, культурного поведения на дорогах...

Задать вопрос