Проект «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни» в старшей группе | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Клементьева Е. Е., Полякова Л. В., Шишкина О. Ю. Проект «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни» в старшей группе [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 49-53. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13095/ (дата обращения: 25.06.2018).



Как рассказать дошкольникам о правилах дорожного движения? Как такую серьезную и жизненно важную информацию представить в доступной их пониманию форме и научить пользоваться ею в различных ситуациях? Конечно, в виде игры, но игры поучительной. С каждого игрового занятия и досуга дети должны вынести определенный урок, который запомнится им, будет применяться в нужный момент и, конечно, поможет сохранить жизнь и здоровье. [3; с 3]

Перед нами, педагогами, дошкольной организации стоит задача — донести информацию не только для детей, но и их родителей таким образом, чтобы у них выработалась жизненно важная привычка соблюдать правила дорожного движения и научить поступать так же своих детей. Решать эту задачу не просто, но необходимо.

Методический паспорт учебного проекта

Тема проекта: «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни»

Вид проекта: познавательно — игровой.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Сроки проведения.С 14.09.2017–29.09.2017 гг.

Участники: дети старшей группы, родители и педагоги.

Итоговое мероприятие: детско-родительский досуг «Путешествие в страну Светофории»

Проблема: высокий процент несчастных случаев, гибель детей в ДТП.

Актуальность.

Рост количества машин на улицах городов и поселков нашей страны, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков, растущие пробки на автодорогах являются одной из причин дорожно-транспортных происшествий. Никого не оставляют равнодушным неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети. [2;с3] Поэтому сегодня как никогда профилактика дорожно-транспортного травматизма среди дошкольников и их родителей является актуальной.

Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях, так как знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста. Ведь знания, полученные в детстве, наиболее прочные и впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение — необходимой потребностью человека.

И только вместе с родителями, максимально используя авторитет семьи в прочном и сознательном усвоении детьми не только правил, но и навыков безопасного поведения на улице, повышая их личную ответственность за безопасность своих детей, мы надеемся на сокращение детского дорожно-транспортного травматизма на улицах и дорогах нашего поселка.

Цель проекта.

Профилактика дорожно-транспортного травматизма среди дошкольников и их родителей.

Задачи проекта:

‒ продолжать закреплять и расширять представление дошкольников о правилах дорожного движения;

‒ познакомить детей с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Дети», «Остановка автобуса», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Дорожные работы», «Въезд запрещен»;

формировать культуру поведения на улице и в транспорте;

активизировать деятельность родителей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Ожидаемый результат:

‒ иметь представление об основных правилах дорожного движения;

‒ знать дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Дети», «Остановка автобуса», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Дорожные работы», «Въезд запрещен»;

‒ узнавать разные виды транспорта, уметь объяснить их назначение;

‒ называть правила поведения в транспорте, на проезжей части;

повышение педагогической компетентности родителей в вопросах профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Этапы работы над проектом

1 этап— подготовительный.

Цель. Постановка проблемы.

‒ Беседа с детьми.

‒ Анкетирование родителей по проблеме (приложение 1)

‒ Изучение статистики в СМИ по детскому дорожно-транспортному травматизму.

‒ Проведение анализа методической литературы по проблеме разрабатываемого проекта и возможных условий его реализации в старшей группе.

‒ Изготовление пособий и игр для обучения детей безопасному поведению (обогащение предметно — развивающей среды)

‒ Профилактические беседы с родителями по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

2 этап— организационный.

Цель. Сбор информации и материала по проблеме:

‒ подбор и изучение методической, художественной и научной литературы по ПДД;

‒ создание и разработка картотеки дидактических и подвижных игр по ПДД;

‒ подбор и изготовление материала о ПДД: дорожные знаки, картинки с изображением ситуаций на дорогах, рули, элементы костюма (фуражка, жезл, кепка шофера, билеты для кондуктора и т. д.), машины (специальный транспорт), конструктор (разного вида) и т. д.

‒ подборка занимательных и проблемных заданий;

‒ подборка видеоматериала по ПДД;

‒ подбор информации для оформления родительского уголка по ПДД в раздевалке группы.

3 этап— основной.

Цель. Подбор инновационных методов работы по организации профилактики детского дорожного травматизма; использование активных форм организации детей.

  1. Систематизация знаний детей и их родителей по ПДД,
  2. Закрепление с детьми правил дорожного движения через художественное слово
  3. Закрепление детьми и родителями знаний ПДД,
  4. Формирование у детей интереса к изучению правил дорожного движения, развитие творческих способностей, закрепление знаний ПДД.

Выбор материала, оборудования, методических приемов при проектировании воспитательно-образовательного процесса происходил в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями.

4 этап— заключительный.

Цель. Презентация проекта

‒ Подготовка презентации о реализации проекта.

Фотовыставка «Я — пешеход»;

‒ Презентация книги «Стихи о ПДД»;

‒ Конкурс рисунков «Дорожные знаки».

Итог проекта: детско-родительский досуг «Путешествие в страну Светофории».

План работы по проекту

Форма, тема, содержание

Дата

Дети

Родители

НОД

В режимных моментах

14.09

Восприятие художественной литературы и фольклора. Чтение рассказа Н Носова «Автомобиль»

Беседа «Осторожно, улица!»

Обыгрывание ситуаций. Загорелся желтый светофор, твои действия… В автобус зашла бабушка, твои действия…

Дидактическая игра «На островке»

Сюжетно-ролевая игра «Травмопункт»

Подвижная игра «Цветные автомобили»

Конкурс «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни»

15.09

ТРИЗ +Конструирование

Тема: «Изобретаем новый автомобиль из ЛЕГО»

Целевая прогулка к перекрестку

Беседа, «Какие бывают виды транспорта»

Дидактическая игра «Узнай вид транспорта по описанию»

Сюжетно-ролевая игра «ГАИ»

Игры на асфальте.

Анкетирование родителей

18.09

П/и деятельность. Формирование целостной картины мира.

Тема: «Правила и безопасность дорожного движения»

Рассматривание альбома «Осторожно, улица!»»

Изготовление атрибутов для проигрывания дорожных ситуаций

Дидактическая игра «Светофор»

Сюжетно-ролевая игра «Едем в гости».

Беседа с родителями «Помогите детям запомнить правила безопасности на улице и во дворе»

19.09

Изобразительная деятельность. Рисование «Дорожные знаки»

Беседа «Чтобы не было беды»

Игры с «Волшебным кругом» по правилам дорожного движения

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на автобусе».

Подвижная игра «Цветные автомобили»

Консультация для родителей «Дисциплина на улице — залог безопасности»

20.09

Изобразительная деятельность. Аппликация «Перекресток»

Рассматривание обучающих карточек «Правила маленького пешехода»

Заучивание стихотворения О. Бедарева «Азбука безопасности».

Дидактическая игра «Безопасный путь»

Оформление стенда «Дети и дорога»

21.09

Восприятие художественной литературы и фольклора

Заучивание стихотворения Р. Фархади «Светофор»

Беседа «Правила поведения в городском транспорте»

Дидактическая игра «Автошкола»

Сюжетно-ролевая игра «Автомобильный сервис».

Подвижная игра «Цветные автомобили»

Рекомендации для родителей «Ребенок и взрослый на улице»

22.09

Конструирование из бумаги «Светофор»

Беседа «Всем ребятам надо знать, как по улице шагать»

Рассматривание альбома «Моя дорожная азбука»

Разгадывание кроссворда «Дорожный»

Сюжетно-дидактическая игра «Нам на улице не страшно»

Подвижная игра «Перейди дорогу»

Выпуск газеты «Профилактика дорожно-транспортного травматизма»

25.09

Двигательная деятельность на улице «Эстафета зеленого огонька»

Беседа «Дорожные знаки».

Д/и «Узнай знак»

Игры с «Волшебным кругом». Закрепление сигналов светофора

Обыгрывание игровых ситуаций

Сюжетно-ролевая игра «В гости к бабушке пойдем».

Консультация для родителей «Что необходимо знать ребенку о правилах дорожного движения»

Издание буклета «Знает правила семья — значит, буду знать и я»

26.09

Музыкальная деятельность «Дорожная азбука»

Рассматривание иллюстраций с изображением опасных дорожно-транспортных ситуаций.

Просмотр мультфильма «Смешарики. Азбука безопасности»

Игры с «Волшебным кругом» «Наши друзья — дорожные знаки»

Подвижная игра «Подбери знак»

Выставка совместных работ родителей и детей «Дорога — друг, дорога — враг»

27.09

Коммуникативная деятельность. Развитие речи «Что мы видели на улице».

Экскурсия к дороге.

Игры с «Волшебным кругом». «Три сигнала светофора»

Обыгрывание игровых ситуаций

Подвижная игра «Будь внимателен!»

Оформление папок-передвижек «Азбука дорожной безопасности»

28.09

Изобразительная деятельность. Лепка «Улица поселка»

Беседа «Правила движения — достойны уважения»

Чтение книги А. Иванова «Как неразлучные друзья дорогу переходили»

Сюжетно-ролевая игра «Скорая помощь».

Подвижная игра «Цветные автомобили»

Рекомендации для родителей «Правила безопасности перехода дороги с ребенком в коляске на санках и велосипеде»

29.09

Совместный детско-родительский досуг

«Путешествие в страну Светофории»

Итоги проекта.

‒ Дети закрепили знания: о различных видах транспорта, о дорожных знаках, о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода.

‒ Эффективное взаимодействие с родителями воспитанников по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, активное вовлечение их в образовательный процесс дали положительные результаты.

Вывод.

В целом работа по проекту прошла успешно. В ней приняли участие практически все дети группы и их родители. Каждый участник был вовлечен в мыслительную и практическую деятельность по данной проблематике, приобрел новые знания и умения путем самостоятельной и коллективной работы. На заключительном этапе были апробированы практические приемы работы, проведен самоанализ в виде презентации.

Анализ итогов работы по проекту позволил сделать вывод о том, что совместная деятельность с детьми и их родителями способствует:

‒ закреплению у детей знаний о названиях различных видах транспорта, о дорожных знаках, о движении транспорта, о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода;

повысилась деятельность родителей по профилактике детского дорожно — транспортного травматизма.

Литература:

  1. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов.- 4-е изд., испр. и доп. — М,: АРКТИ, 2009. -112 с.
  2. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3–7 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2009. — 112 с: цв. вкл.
  3. Старцева О. Ю. Школа дорожных наук: Дошкольникам о правилах дорожного движения. 3-е изд., дополн. — М.: ТЦ Сфера, 2012. — 64 с. (Модули Программы ДОУ)
  4. http://www.maam.ru/detskijsad/-organizacija-sovmestnoi-raboty-s-roditeljami-po-profilaktike-detskogo-dorozhno-transportnogo-travmatizma-v-dou.html
Основные термины (генерируются автоматически): дорожное движение, детский дорожно-транспортный травматизм, подвижная игра, ребенок, дидактическая игра, родитель, сюжетно-ролевая игра, дорога, знак, правило.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос