Анализ причин затруднений учащихся при сдаче экзамена по математике в формате ОГЭ | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Побегуца С. В., Попова Н. В., Ефременко А. В. Анализ причин затруднений учащихся при сдаче экзамена по математике в формате ОГЭ [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 141-142. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13426/ (дата обращения: 22.06.2018).



Основными проблемами этапа подготовки экзамена по математике в формате ОГЭ являются:

  1. сложность самой математики как науки. Математика — один из предметов, которые требуют понимания, практики и систематизированных знаний. Математика — одна из самых сложных школьных дисциплин, вызывающая трудности у многих учащихся;
  2. психофизиологические возрастные особенности учащихся 9 класса. Особенность девятого класса заключается в пересечении возрастных черт — подростковых и юношеских [7].

Структура контрольно-измерительных материалов ОГЭ по математике за последние годы существенно изменилась. Начиная с 2014 года к модулю «алгебра», добавились модуль «геометрия» и модуль «реальная математика». Изменился характер проведения экзамена. Возросло количество заданий. Соответственно, значительно возрос объем повторяемого материала, включающего математику 5–6 классов, алгебру и геометрию, изменились требования к сдаче экзамена, возросли интеллектуальные и психологические нагрузки учащихся [4].

Следует отметить колоссальное умственное и психическое напряжение, ярко выраженную мотивацию, ответственность за результат и серьезность при подготовке к экзамену. Причем, это проявлялось не только у успешных девятиклассников, собирающихся продолжить образование, но и у другой группы учеников, которые к началу 9 класса окончательно потеряли всякую ориентацию в алгебре и геометрии, давно уже не понимающие, о чем говорят и чего от них требует учитель.

Причинами низких результатов тестирования при сдаче пробного ОГЭ по математике можно назвать:

– недостаточная самоподготовка обучающихся по математике дома;

– слабый контроль со стороны родителей;

– излишняя самоуверенность на экзамене;

– допущение вычислительных ошибок;

– у обучающихся слабые навыки самоконтроля.

Учитывая неудовлетворительные результаты пробного тестирования по математике, с учащимися 9-х классов провожу следующие занятия по ликвидации пробелов в знаниях:

1) психологическая помощь выпускникам по подготовке к ОГЭ, памятка выпускнику;

2) работа с родителями, выступление на родительском собрании, индивидуальные беседы;

3) повторение основных теоретических вопросов курса математики (5–9 классы);

4) практические занятия по материалу повторения;

5) решение заданий ОГЭ (работа в парах, группах, индивидуальные консультации).

Учитывая ошибки, допущенные на пробном экзамене, разработан индивидуальный план занятий с учащимися класса по отдельным темам [1].

В своей работе применяю следующие принципы подготовки к экзамену:

Первый принцип — тематический.

Разумно выстраиваю подготовку, соблюдая правило — от простых типовых заданий до заданий второй части. Если они не умеют, показываю ученикам, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, на кухне и т. д. [5].

Второй принцип — логический.

Нужно учиться использовать наличный запас знаний, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения» для получения ответа наиболее простым и понятным способом.

Третий принцип — тренировочный.

Готовлю различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий).

Четвертый принцип — индивидуальный.

Работа с каждым обучающимся по коррекции знаний, умению выстраивать свои индивидуальные ассоциации по подходам к решению, выявление собственной подготовки по предмету, способности к самопроверке дает положительный результат.

Пятый принцип — временной.

Помогаю детям распределить темы подготовки по дням.

Советую детям во время экзамена обратить внимание на следующее:

– пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;

– внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования — не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);

Шестой принцип — контролирующий.

Постоянный контроль, анализ результатов, коррекция деятельности обучающихся — залог успешной сдачи ОГЭ [3].

При подготовке к экзамену необходимо отрабатывать вычислительные навыки и знание теоретического материала. С этой целью использую различные приемы:

– работа в парах (при заучивании математических формул, заучиваем первые 3–4 формулы, добавляя каждый урок еще по одной, доводим 10–12 формул на тему);

– использование опорных конспектов;

– работа с тренажерами (презентация с подробным решением задания);

– разноуровневые зачетные работы.

– тесты и др.

Предлагаю учащимся и использую сама ресурсы сети Интернет: сайт Ларина, сайт Незнайка, решу ОГЭ. Используются сборники для подготовки к экзаменам, рекомендованные ФИПИ [2].

Работа с родителями нацелена на повышение осведомленности родителей и формирование реалистичной картины, экзамена, снижение родительской тревоги. На родительских собраниях были даны рекомендации по организации режима дня старшеклассников, поддержке и помощи детям в период до, во время и даже после экзаменов, розданы советы и рекомендации в виде листовки [6].

В заключении, хочется отметить, что экзамен не должен быть «головной болью» только учителей математики. В этом процессе важно задействовать всех педагогов и все предметные методические объединения. Независимо от того, вынесен тот или иной предмет на основной государственный экзамен или нет.

Сложно подготовить обучающихся к ОГЭ, это большой труд. Но не нужно этого бояться. Хорошо зная свой предмет, объясняя и любя его и своих учеников, обязательно сможете подготовить их к экзамену.

Литература:

  1. Кульневич С. В. Не совсем обычный урок/ С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина — Воронеж: издательство «Учитель», 2009.-176с.
  2. Манвелов С. Г. Конструирование современного урока математики.- М.: Просвещение, 2008г., 175 с.
  3. Миронов Г. В. Приемы активизации учебной деятельности школьников.журнал «Математика в школе». № 3–2013г., с. 12
  4. Мухина С. А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении/ С. А. Мухина, А. А. Соловьёва-Ростов-на-Дону: «Феникс», 2008.-384с.
  5. Современное физико-математическое образование: проблемы, поиски находки. Хорошавинские чтения.- Белгород, БелГУ, 2009.-255с.
  6. Шоган В. В. Технология личностно-ориентированного урока/ Шоган В.В-Ростов н/Д: издательство «Учитель», 2009.-160с.
  7. Юсуфбекова Н. Р. Общие основы педагогических инноваций: Опыт разработки теории инновационного процесса в школе. [Текст]./Н. Р. Юсуфбекова. — М: Педагогика, 2011. — 213с.
Основные термины (генерируются автоматически): работа, экзамен, класс, математик, подготовка, предмет, принцип.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос