Анализ причин затруднений учащихся при сдаче экзамена по математике в формате ОГЭ | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Побегуца, С. В. Анализ причин затруднений учащихся при сдаче экзамена по математике в формате ОГЭ / С. В. Побегуца, Н. В. Попова, А. В. Ефременко. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 141-142. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13426/ (дата обращения: 26.04.2024).



Основными проблемами этапа подготовки экзамена по математике в формате ОГЭ являются:

  1. сложность самой математики как науки. Математика — один из предметов, которые требуют понимания, практики и систематизированных знаний. Математика — одна из самых сложных школьных дисциплин, вызывающая трудности у многих учащихся;
  2. психофизиологические возрастные особенности учащихся 9 класса. Особенность девятого класса заключается в пересечении возрастных черт — подростковых и юношеских [7].

Структура контрольно-измерительных материалов ОГЭ по математике за последние годы существенно изменилась. Начиная с 2014 года к модулю «алгебра», добавились модуль «геометрия» и модуль «реальная математика». Изменился характер проведения экзамена. Возросло количество заданий. Соответственно, значительно возрос объем повторяемого материала, включающего математику 5–6 классов, алгебру и геометрию, изменились требования к сдаче экзамена, возросли интеллектуальные и психологические нагрузки учащихся [4].

Следует отметить колоссальное умственное и психическое напряжение, ярко выраженную мотивацию, ответственность за результат и серьезность при подготовке к экзамену. Причем, это проявлялось не только у успешных девятиклассников, собирающихся продолжить образование, но и у другой группы учеников, которые к началу 9 класса окончательно потеряли всякую ориентацию в алгебре и геометрии, давно уже не понимающие, о чем говорят и чего от них требует учитель.

Причинами низких результатов тестирования при сдаче пробного ОГЭ по математике можно назвать:

– недостаточная самоподготовка обучающихся по математике дома;

– слабый контроль со стороны родителей;

– излишняя самоуверенность на экзамене;

– допущение вычислительных ошибок;

– у обучающихся слабые навыки самоконтроля.

Учитывая неудовлетворительные результаты пробного тестирования по математике, с учащимися 9-х классов провожу следующие занятия по ликвидации пробелов в знаниях:

1) психологическая помощь выпускникам по подготовке к ОГЭ, памятка выпускнику;

2) работа с родителями, выступление на родительском собрании, индивидуальные беседы;

3) повторение основных теоретических вопросов курса математики (5–9 классы);

4) практические занятия по материалу повторения;

5) решение заданий ОГЭ (работа в парах, группах, индивидуальные консультации).

Учитывая ошибки, допущенные на пробном экзамене, разработан индивидуальный план занятий с учащимися класса по отдельным темам [1].

В своей работе применяю следующие принципы подготовки к экзамену:

Первый принцип — тематический.

Разумно выстраиваю подготовку, соблюдая правило — от простых типовых заданий до заданий второй части. Если они не умеют, показываю ученикам, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, на кухне и т. д. [5].

Второй принцип — логический.

Нужно учиться использовать наличный запас знаний, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения» для получения ответа наиболее простым и понятным способом.

Третий принцип — тренировочный.

Готовлю различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий).

Четвертый принцип — индивидуальный.

Работа с каждым обучающимся по коррекции знаний, умению выстраивать свои индивидуальные ассоциации по подходам к решению, выявление собственной подготовки по предмету, способности к самопроверке дает положительный результат.

Пятый принцип — временной.

Помогаю детям распределить темы подготовки по дням.

Советую детям во время экзамена обратить внимание на следующее:

– пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;

– внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования — не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);

Шестой принцип — контролирующий.

Постоянный контроль, анализ результатов, коррекция деятельности обучающихся — залог успешной сдачи ОГЭ [3].

При подготовке к экзамену необходимо отрабатывать вычислительные навыки и знание теоретического материала. С этой целью использую различные приемы:

– работа в парах (при заучивании математических формул, заучиваем первые 3–4 формулы, добавляя каждый урок еще по одной, доводим 10–12 формул на тему);

– использование опорных конспектов;

– работа с тренажерами (презентация с подробным решением задания);

– разноуровневые зачетные работы.

– тесты и др.

Предлагаю учащимся и использую сама ресурсы сети Интернет: сайт Ларина, сайт Незнайка, решу ОГЭ. Используются сборники для подготовки к экзаменам, рекомендованные ФИПИ [2].

Работа с родителями нацелена на повышение осведомленности родителей и формирование реалистичной картины, экзамена, снижение родительской тревоги. На родительских собраниях были даны рекомендации по организации режима дня старшеклассников, поддержке и помощи детям в период до, во время и даже после экзаменов, розданы советы и рекомендации в виде листовки [6].

В заключении, хочется отметить, что экзамен не должен быть «головной болью» только учителей математики. В этом процессе важно задействовать всех педагогов и все предметные методические объединения. Независимо от того, вынесен тот или иной предмет на основной государственный экзамен или нет.

Сложно подготовить обучающихся к ОГЭ, это большой труд. Но не нужно этого бояться. Хорошо зная свой предмет, объясняя и любя его и своих учеников, обязательно сможете подготовить их к экзамену.

Литература:

  1. Кульневич С. В. Не совсем обычный урок/ С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина — Воронеж: издательство «Учитель», 2009.-176с.
  2. Манвелов С. Г. Конструирование современного урока математики.- М.: Просвещение, 2008г., 175 с.
  3. Миронов Г. В. Приемы активизации учебной деятельности школьников.журнал «Математика в школе». № 3–2013г., с. 12
  4. Мухина С. А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении/ С. А. Мухина, А. А. Соловьёва-Ростов-на-Дону: «Феникс», 2008.-384с.
  5. Современное физико-математическое образование: проблемы, поиски находки. Хорошавинские чтения.- Белгород, БелГУ, 2009.-255с.
  6. Шоган В. В. Технология личностно-ориентированного урока/ Шоган В.В-Ростов н/Д: издательство «Учитель», 2009.-160с.
  7. Юсуфбекова Н. Р. Общие основы педагогических инноваций: Опыт разработки теории инновационного процесса в школе. [Текст]./Н. Р. Юсуфбекова. — М: Педагогика, 2011. — 213с.
Основные термины (генерируются автоматически): работа, экзамен, класс, математик, подготовка, предмет, принцип.

Похожие статьи

Некоторые аспекты эффективной подготовки будущих учителей...

Эффективная подготовка требует целенаправленной работы по приобщению будущих учителей

математика как наука и как учебный предмет

высшая математика, студент, математик, математическое образование, класс, конспект, досрочный письменный экзамен.

ЕГЭ по математике как показатель качества знаний и уровень...

- проанализировать процесс подготовки учащихся старших классов к ЕГЭ

- определить методы творческого обучения на уроках математики при подготовке к ЕГЭ. В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ можно выделить следующие составляющие

Особенности преподавания математики в среднем...

Использование на уроках математики активных методов обучения помогает формировать не просто знания, а умения и потребности применять

Содержание такой работы устанавливается в соответствии с рекомендованными видами заданий согласно программе учебного предмета.

Подготовка к ОГЭ. Работа с учениками со слабой мотивацией...

Выполнение диагностических работ ещё один из этапов подготовки к экзамену.

Рабочая программа элективного курса по математике в 7 классе. Элективный курс «Решение математических задач» входит вобразовательную область.

Применение некоторых методов обучения на уроках математики...

Этот метод подразумевает работу учеников, разбитых в группы.

математика, начальные классы, методы обучения, успеваемость, игра, преподаватель, ученики.

Математика как школьный предмет является одним из компонентов общеобразовательной подготовки...

Введение адаптивных методов обучения при решении уравнений...

Математика как школьный предмет является одним из компонентов общеобразовательной подготовки учащихся средней школы и

Внеклассная работа по математике в 6–8 классах.

В числе обязательных предметов при сдаче государственного экзамена стоит математика.

Концепция профильного обучения математике

А для учеников, чья будущая профессиональная деятельность, так или иначе, будет связана с математикой, знание данного предмета и успешная сдача профильного экзамена просто необходимы. При правильной подготовке сдать ЕГЭ по математике может каждый...

Метод кейсов в процессе обучения математике

Задания для практического кейса по математике зачастую направлены на индивидуальную работу обучающихся. Они требуют определённых временных затрат. Их можно рассматривать в классе или предлагать решение на дом.

Элективные курсы в системе школьного математического...

Подобный элективный курс будет способствовать как подготовке обучающихся к единому государственному экзамену по математике, так

Элективный курс «Решение математических задач» рассчитан на 35 часов (1 час в неделю) для работы с учащимися 7 классов и...

Похожие статьи

Некоторые аспекты эффективной подготовки будущих учителей...

Эффективная подготовка требует целенаправленной работы по приобщению будущих учителей

математика как наука и как учебный предмет

высшая математика, студент, математик, математическое образование, класс, конспект, досрочный письменный экзамен.

ЕГЭ по математике как показатель качества знаний и уровень...

- проанализировать процесс подготовки учащихся старших классов к ЕГЭ

- определить методы творческого обучения на уроках математики при подготовке к ЕГЭ. В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ можно выделить следующие составляющие

Особенности преподавания математики в среднем...

Использование на уроках математики активных методов обучения помогает формировать не просто знания, а умения и потребности применять

Содержание такой работы устанавливается в соответствии с рекомендованными видами заданий согласно программе учебного предмета.

Подготовка к ОГЭ. Работа с учениками со слабой мотивацией...

Выполнение диагностических работ ещё один из этапов подготовки к экзамену.

Рабочая программа элективного курса по математике в 7 классе. Элективный курс «Решение математических задач» входит вобразовательную область.

Применение некоторых методов обучения на уроках математики...

Этот метод подразумевает работу учеников, разбитых в группы.

математика, начальные классы, методы обучения, успеваемость, игра, преподаватель, ученики.

Математика как школьный предмет является одним из компонентов общеобразовательной подготовки...

Введение адаптивных методов обучения при решении уравнений...

Математика как школьный предмет является одним из компонентов общеобразовательной подготовки учащихся средней школы и

Внеклассная работа по математике в 6–8 классах.

В числе обязательных предметов при сдаче государственного экзамена стоит математика.

Концепция профильного обучения математике

А для учеников, чья будущая профессиональная деятельность, так или иначе, будет связана с математикой, знание данного предмета и успешная сдача профильного экзамена просто необходимы. При правильной подготовке сдать ЕГЭ по математике может каждый...

Метод кейсов в процессе обучения математике

Задания для практического кейса по математике зачастую направлены на индивидуальную работу обучающихся. Они требуют определённых временных затрат. Их можно рассматривать в классе или предлагать решение на дом.

Элективные курсы в системе школьного математического...

Подобный элективный курс будет способствовать как подготовке обучающихся к единому государственному экзамену по математике, так

Элективный курс «Решение математических задач» рассчитан на 35 часов (1 час в неделю) для работы с учащимися 7 классов и...