Особенности преподавания математики в среднем профессиональном образовании | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Автор:

Рубрика: Среднее профессиональное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (11) февраль 2017 г.

Дата публикации: 22.01.2017

Статья просмотрена: 638 раз

Библиографическое описание:

Егорова Н. В. Особенности преподавания математики в среднем профессиональном образовании // Образование и воспитание. — 2017. — №1. — С. 49-50. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/52/1892/ (дата обращения: 15.08.2018).



Курс математики в среднем профессиональном образовании несет двойную нагрузку — как самостоятельный учебный предмет, в котором должна соблюдаться строгая логическая последовательность изложения материала, и как аппарат для широкого применения его в специальных дисциплинах.

Изучение математики в среднем профессиональном образовании направлено на формирование общеучебных компетенций по четырем блокам: самоорганизации, самообучения, информационному, коммуникативному, а на их основе общих компетенций.

Общие компетенции (ОК) формируются в процессе учебной и внеаудиторной самостоятельной деятельности студентов при изучении предмета. При этом общая компетенция понимается как совокупность знаний, способностей, умений и навыков, которые обусловливают познавательную активность обучающихся.

Формирование общих компетенций является основой реализации федерального государственного образовательного стандарта нового поколения для учреждений среднего профессионального образования:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 11. Применять математический аппарат для решения профессиональных задач.

Выбор приемов и методов формирования и развития общих компетенций является актуальным и важным для эффективной организации учебной и внеаудиторной самостоятельной деятельности студентов. Традиционный подход к обучению не всегда в полной мере позволяет это реализовать. Для решения этих задач, необходимо в структуру занятия включать компоненты, которые присущи активным методам обучения.

Использование на уроках математики активных методов обучения помогает формировать не просто знания, а умения и потребности применять эти знания для анализа, оценки ситуации и принятия правильного решения.

Изучение математики в среднем профессиональном образовании имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования. При освоении специальностей среднего профессионального образования естественно-научного, гуманитарного профилей математика изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования, а при освоении специальностей среднего профессионального образования технического и социально-экономического профилей профессионального образования математика изучается более углубленно, как профильная учебная дисциплина, учитывающая специфику осваиваемых специальностей.

Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения студентами, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

Программа учебного предмета ориентирована на достижение следующих целей:

‒ обеспечение сформированности представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математики;

‒ обеспечение сформированности логического, алгоритмического и математического мышления;

‒ обеспечение сформированности умений применять полученные знания при решении различных задач;

‒ обеспечение сформированности представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.

Еще одна особенность преподавания математики в среднем профессиональном образовании — внеаудиторная самостоятельная работа студентов, которая является одним из видов занятий.

Цель организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов:

‒ систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических навыков;

‒ углубление и расширение теоретических знаний;

‒ развитие познавательных способностей, ответственности и организованности;

‒ формирование самостоятельности мышления, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

‒ развитие исследовательских умений.

При организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов необходимо использовать дифференцированный подход. Содержание такой работы устанавливается в соответствии с рекомендованными видами заданий согласно программе учебного предмета.

Примерные виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы по математике:

  1. для овладения знаниями:

‒ чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы);

‒ графическое изображение структуры текста;

‒ работа со справочниками;

‒ учебно-исследовательская работа;

  1. для закрепления и систематизации знаний:

‒ работа с конспектом лекций;

‒ повторная работа над пройденным материалом;

‒ составление таблиц для систематизации учебного материала;

‒ ответы на контрольные вопросы;

‒ подготовка сообщений на выступление на семинаре, конференции;

‒ подготовка рефератов, докладов;

‒ тестирование и др.

  1. для формирования умений и навыков:

‒ решение задач и упражнений по образцу;

‒ решение вариативных задач и упражнений;

‒ выполнение чертежей и схем;

‒ выполнение расчетно-графических работ;

‒ решение ситуационных профильных задач;

‒ упражнения — тренажеры.

Перед выполнением студентами внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, основные требования к результатам работы, критерии оценки.

Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами в зависимости от цели, тематики, уровня сложности, уровня умений студентов.

Литература:

  1. Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия» для профессиональных образовательных организаций/ Башмаков М. И. — М.: Издательский центр «Академия», 2015.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 10.02.01 Организация и технология защиты информации.
Основные термины (генерируются автоматически): ОКА, профессиональное образование, внеаудиторная самостоятельная работа, задача, внеаудиторная самостоятельная деятельность, личностное развитие, профессиональная деятельность, учебный предмет, активный метод обучения, изучение математики.

Похожие статьи

Самостоятельная внеаудиторная работа, как механизм...

ОКА, самостоятельная внеаудиторная работа, студент, компетенция, задача преподавателя, работа, глобальная сеть, вид заданий, задача, преподаватель.

Внеаудиторная деятельность как условие творческой...

внеаудиторная деятельность, творческая самостоятельность, иностранный язык, студент, развитие, конкурс видеороликов, вид деятельности, внеаудиторная работа, будущий специалист, активное обучение. Актуализация роли внеаудиторной деятельности в новой...

Развитие общих компетенций при изучении дисциплин...

ОКА, профессиональное образование, внеаудиторная самостоятельная работа, задача, внеаудиторная самостоятельная деятельность, личностное развитие, профессиональная деятельность, учебный предмет...

Технология измерения уровней сформированности когнитивных...

ОКА, профессиональное образование, внеаудиторная самостоятельная работа, задача, внеаудиторная самостоятельная деятельность, личностное развитие, профессиональная деятельность, учебный предмет...

Познавательная деятельность студентов через активизацию...

самостоятельное образование, самостоятельная работа студента, самостоятельная работа, учебный предмет, самостоятельное

внеаудиторную самостоятельную работу при выполнении студентом домашних заданий учебного и творческого характера.

Самостоятельная работа как фактор мотивации учебной...

самостоятельная работа, студент, самостоятельная работа студентов, задача, работа, задание, внеаудиторная самостоятельная работа, индивидуальное задание, самостоятельное учение...

Развитие творческой активности студентов в условиях...

учебный процесс, творческая активность, задание, творческая активность студентов, рабочая тетрадь, творческая деятельность, студент, профессиональная деятельность, производственное обучение, внеаудиторная...

Деятельностный подход в биологическом образовании студентов...

ОКА, внеурочная деятельность, внеаудиторная деятельность, профессиональное образование, компетенция, основная профессиональная образовательная программа, студент, личностное развитие, внеурочная...

Ocновные проблемы организации самостоятельной работы...

Самостоятельная работа студентов — всесторонне, многофункциональное явление, имеющее не только учебное, но и личностное

- какую часть учебного материала выносить на СР; - как распределить отобранный материал по формам аудиторной и внеаудиторной СР

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Самостоятельная внеаудиторная работа, как механизм...

ОКА, самостоятельная внеаудиторная работа, студент, компетенция, задача преподавателя, работа, глобальная сеть, вид заданий, задача, преподаватель.

Внеаудиторная деятельность как условие творческой...

внеаудиторная деятельность, творческая самостоятельность, иностранный язык, студент, развитие, конкурс видеороликов, вид деятельности, внеаудиторная работа, будущий специалист, активное обучение. Актуализация роли внеаудиторной деятельности в новой...

Развитие общих компетенций при изучении дисциплин...

ОКА, профессиональное образование, внеаудиторная самостоятельная работа, задача, внеаудиторная самостоятельная деятельность, личностное развитие, профессиональная деятельность, учебный предмет...

Технология измерения уровней сформированности когнитивных...

ОКА, профессиональное образование, внеаудиторная самостоятельная работа, задача, внеаудиторная самостоятельная деятельность, личностное развитие, профессиональная деятельность, учебный предмет...

Познавательная деятельность студентов через активизацию...

самостоятельное образование, самостоятельная работа студента, самостоятельная работа, учебный предмет, самостоятельное

внеаудиторную самостоятельную работу при выполнении студентом домашних заданий учебного и творческого характера.

Самостоятельная работа как фактор мотивации учебной...

самостоятельная работа, студент, самостоятельная работа студентов, задача, работа, задание, внеаудиторная самостоятельная работа, индивидуальное задание, самостоятельное учение...

Развитие творческой активности студентов в условиях...

учебный процесс, творческая активность, задание, творческая активность студентов, рабочая тетрадь, творческая деятельность, студент, профессиональная деятельность, производственное обучение, внеаудиторная...

Деятельностный подход в биологическом образовании студентов...

ОКА, внеурочная деятельность, внеаудиторная деятельность, профессиональное образование, компетенция, основная профессиональная образовательная программа, студент, личностное развитие, внеурочная...

Ocновные проблемы организации самостоятельной работы...

Самостоятельная работа студентов — всесторонне, многофункциональное явление, имеющее не только учебное, но и личностное

- какую часть учебного материала выносить на СР; - как распределить отобранный материал по формам аудиторной и внеаудиторной СР

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос