Особенности преподавания художественных дисциплин для детей с ограниченными возможностями | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Сошникова О. А., Бакулина Г. Э., Черепова К. Г. Особенности преподавания художественных дисциплин для детей с ограниченными возможностями [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 5-7. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13286/ (дата обращения: 25.06.2018).



Социальная политика России в настоящее время ориентирована на взаимодействие со всеми членами общества, как с физически полноценными, так и с людьми с особенностями в развитии. В этой связи большое внимание уделяется созданию определенной среды, в которой люди, с ограниченными возможностями смогли бы чувствовать себя полноценно, осуществлять свою ежедневную деятельность самостоятельно или с минимальной помощью. Кроме того, ведется пропаганда естественного отношения к инвалидам и людям с особенностями в развитии.

Ребенок, страдающий детским церебральным параличом не должен себя чувствовать особенным в общей образовательной школе, в связи, с чем общество должно быть подготовленным к ежедневному естественному взаимодействию с людьми с ограниченными возможностями.

Люди с ограниченными возможностями должны научиться самообслуживанию и адаптироваться к социально-бытовым условиям. Основы их активной жизненной позиции закладываются в дошкольном возрасте в кругу семьи. Проблема формирования уровня компетентности родителей, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии была рассмотрена Л. С. Выготского. [1]

В этих работах Л. С. Выготский выразил свое мнение, что «каждый возраст характеризуется социальной ситуацией развития, с возрастом меняется типичная деятельность ребенка. Именно в деятельности возникают и развиваются новые психологические функции и качества, называемые новообразованиями».

Многие отечественные педагоги, работающие над разработкой вопросов специфики развития детей с ограниченными возможностями, приходят к выводу, что основная закладка успешной социализации этой категории людей является ранняя коррекционная физическая и психологическая помощь семьи [2, c. 14].

Истоки коррекционной педагогики принято относить к концу XIX началу XX вв. Основателями отечественной коррекционной педагогики являются А. И. Граборов, Л. К. Шлегер, К. Н. Корнилов. В начале прошлого столетия дети, с отклонениями в развитии воспитывались и обучались в изоляции от сверстников. Существовала система интернатов — образовательных учреждений закрытого типа. Известным педагогом и организатором специального образования начала XX века был В. П. Кащенко. Его основным теоретическим педагогическим трудом стала книга, написанная в первой трети XX столетия «Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков» [3]. Этот труд до сих пор является востребованным среди педагогов, дефектологов и родителей, он выдержал большое количество переизданий.

Конец XX начало XXI веков характеризуется переменой образовательной парадигмы в области обучения детей с особенностями в развитии: подготавливается почва для единой образовательной среды детей с ограниченными возможностями и инвалидов, расширены права родителей детей с ограниченными возможностями, провозглашена свобода выбора форм обучения.

Большое внимание уделяется педагогическому взаимодействию с детьми с ограниченными возможностями средствами искусства. Разработаны основные принципы и подходы артпедагогики и арттерапии, которые рассматриваются как мощнейший инструмент педагогической коррекционной работы с особенными детьми. Несмотря на общепринятое мнение о том, что арт-терапия является методом, разработанным зарубежными учеными, в нашей стране накоплен свой теоретический и практический опыт в области использования различных видов творчества в терапевтических, корректирующих и развивающих целях [4].

Значительные возможности для работы с детьми с ограниченными возможностями представлены в условиях дополнительного образования. Ориентация современной системы дополнительного образования на индивидуально-творческий подход к каждому воспитаннику позволяет использовать авторские учебные программы, нацеленные на развитие определенных умений, учитывающие особенности психофизического развития каждого ребенка.

Любой педагогический процесс это определенного рода система, построенная на триаде взаимосвязи педагог-ребенок-родитель. В случае работы с детьми с ограниченными возможностями особую роль играет компетентность родителей. При осуществлении педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями целесообразно проводить работу с его родителями.

Педагогу, занимающимися с детьми с особенностями в развитии необходимо помнить, что инвалидность — не приговор. Изобразительное искусство доступно каждому ребенку, независимо от его физических возможностей. Для таких детей исключительно важно использование техники рисования — разумеется, с учетом индивидуального подхода.

Занятия ИЗО с детьми с особенностями в развитии строятся на главном принципе индивидуального подхода к каждому обучаемому ребенку. При организации домашнего досуга необходимо выявить приоритетные техники рисования для ребенка.

Добровольность организации досуга помогает отчётливо понять, к чему лежит душа ученика, что ему доставляет удовольствие. Переживание эстетического удовольствия станет большим потенциалом при мотивации ученика, принесет положительные результаты. Дети с ограниченными возможностями в процессе деятельности постоянно сталкиваются с преодолением физической боли, что влечет за собой ослабление интереса к занятиям. В этой связи, необходимо найти, своего рода, «компенсацию», иными словами источник получения положительных эмоций и удовлетворения от деятельности. Именно поэтому педагогу в творческом союзе с родителями целесообразно выстраивать занятия на основе любимых техник рисования и художественных предпочтениях ученика, с ограниченными возможностями.

Следует обращать внимание на четкое структурирование занятия, распределение физических и эмоциональных сил ученика.

Специфика построения занятий у таких детей определяется их особенностями: быстротой наступления утомления, притупление реакции на указание взрослого. Поэтому, в коррекционных целях, необходимо использовать выполнение работы частями чередуя объяснение с выполнением работы. Переключение видов деятельности повышает работоспособность, нормализует темп работы. Чередование объяснения с выполнением работы решает и коррекционно-воспитательные цели: воспитание выдержки, включение в деятельность, её темп [2].

Пальчиковая гимнастика, применяемая на занятиях, способствует наиболее продуктивной деятельности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев», «Рука — это инструмент всех инструментов», заключал еще Аристотель. «Рука — это своего рода внешний мозг», — писал Кант.

Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь. Целью игры по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга возникают образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, т. е. находят словесное выражение. А происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, считают ученые, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. Так же пальчиковая гимнастика создает положительный эмоциональный фон.

Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей, поэтому педагогу необходимо постоянно поддерживать интерес ребенка к изобразительному творчеству. Ребенок испытывает потребность не только в познании, но и в овладении способами деятельности, владения навыками и умениями. Есть две благоприятные темы, удовлетворяющие любопытствам маленького художника, но не требующие от него технической виртуозности. Это игры с красками и работы с разными материалами. Т. С. Комарова отмечала: «Использование различных материалов обогатит детей знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей, сделает рисунки детей более интересными, разнообразными, выразительными, повысит эстетическую сторону рисунка». «Научение» начинается с формирования мотива — «Я хочу и должен это делать, хочу, потому что мне это интересно».

Основными принципами построения работы на уроках с детьми с особенностями в развитии можно выделить следующие:

– взаимодействия: взаимодействие как сотворчество педагога и ребёнка, сенсорное взаимодействие ребенка с материалами;

– принцип игровой подачи материала с учетом возрастных особенностей детей;

– соизмеримость преподносимого ребёнку материала, созданного культурой с качеством и характером пережитых или переживаемых им эмоций, организация деятельности ребёнка как творчества по поводу личных впечатлений, а также любого явления природы и культуры;

– сочетание в процессе занятий репродуктивного и творческого вида деятельности;

– принцип познанием ребёнка материала от ощущения через эмоцию к ассоциации и анализу, а затем к творчеству: «Я чувствую — я представляю — я воображаю — я творю».

Нетрадиционные техники — это толчок к развитию творчества, выражение индивидуальности. Можно использовать такие технологии как:

– Модульное рисование.

– Кляксография.

– Тычкование.

– Монотипия.

– Ниткография.

Методическая особенность использования нетрадиционных техник рисования на уроке ИЗО: в начале учитель знакомит детей с тем или иным способом получения изображения, объясняя и анализируя предложенные образцы работ, а затем демонстрирует применение данной техники на практике.

Такое рисование не утомляет детей, работоспособность сохраняется на протяжении всего занятия. Занятия изобразительной деятельность с нетрадиционными техниками и материалами положительно влияют на физическое развитие ребенка, способствуют поднятию общего жизненного тонуса, создание бодрого жизнерадостного настроения.

Интеграция нестандартных видов изобразительной деятельности, разнообразие и вариативность проведения с детьми с особенностями в развитии работы по изобразительной деятельности, создание максимально комфортных условий для общения ребёнка и педагога — всё это способствует развитию творческого потенциала обучаемых детей.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Проблема возраста. Вопросы детской психологии. Санкт-Петербург, 1997
  2. Витковская, А. М. Особенности организации сенсорного воспитания в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями зрения [Текст] / А. М. Витковская // Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушением зрения: материалы Междунар. науч.-пед. конф. тифлопедагогов и незрячих учителей, посвящ. 200-летию РГПУ им. А. И. Герцена. — М., 1997. — С.14–17
  3. Кащенко, В. П. Педагогическая коррекция: Испр. недостатков характера у детей и подростков [Текст]: кн. для учителя / В. П. Кащенко. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1994. — 223 с.;
  4. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. М.: Академия, 2001. 248 с
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, возможность, выполнение работы, особенность, развитие, индивидуальный подход, изобразительная деятельность, известный педагог, дополнительное образование, пальчиковая гимнастика.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос