Особенности преподавания художественных дисциплин для детей с ограниченными возможностями | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Сошникова О. А., Бакулина Г. Э., Черепова К. Г. Особенности преподавания художественных дисциплин для детей с ограниченными возможностями [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 5-7. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13286/ (дата обращения: 11.12.2018).



Социальная политика России в настоящее время ориентирована на взаимодействие со всеми членами общества, как с физически полноценными, так и с людьми с особенностями в развитии. В этой связи большое внимание уделяется созданию определенной среды, в которой люди, с ограниченными возможностями смогли бы чувствовать себя полноценно, осуществлять свою ежедневную деятельность самостоятельно или с минимальной помощью. Кроме того, ведется пропаганда естественного отношения к инвалидам и людям с особенностями в развитии.

Ребенок, страдающий детским церебральным параличом не должен себя чувствовать особенным в общей образовательной школе, в связи, с чем общество должно быть подготовленным к ежедневному естественному взаимодействию с людьми с ограниченными возможностями.

Люди с ограниченными возможностями должны научиться самообслуживанию и адаптироваться к социально-бытовым условиям. Основы их активной жизненной позиции закладываются в дошкольном возрасте в кругу семьи. Проблема формирования уровня компетентности родителей, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии была рассмотрена Л. С. Выготского. [1]

В этих работах Л. С. Выготский выразил свое мнение, что «каждый возраст характеризуется социальной ситуацией развития, с возрастом меняется типичная деятельность ребенка. Именно в деятельности возникают и развиваются новые психологические функции и качества, называемые новообразованиями».

Многие отечественные педагоги, работающие над разработкой вопросов специфики развития детей с ограниченными возможностями, приходят к выводу, что основная закладка успешной социализации этой категории людей является ранняя коррекционная физическая и психологическая помощь семьи [2, c. 14].

Истоки коррекционной педагогики принято относить к концу XIX началу XX вв. Основателями отечественной коррекционной педагогики являются А. И. Граборов, Л. К. Шлегер, К. Н. Корнилов. В начале прошлого столетия дети, с отклонениями в развитии воспитывались и обучались в изоляции от сверстников. Существовала система интернатов — образовательных учреждений закрытого типа. Известным педагогом и организатором специального образования начала XX века был В. П. Кащенко. Его основным теоретическим педагогическим трудом стала книга, написанная в первой трети XX столетия «Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков» [3]. Этот труд до сих пор является востребованным среди педагогов, дефектологов и родителей, он выдержал большое количество переизданий.

Конец XX начало XXI веков характеризуется переменой образовательной парадигмы в области обучения детей с особенностями в развитии: подготавливается почва для единой образовательной среды детей с ограниченными возможностями и инвалидов, расширены права родителей детей с ограниченными возможностями, провозглашена свобода выбора форм обучения.

Большое внимание уделяется педагогическому взаимодействию с детьми с ограниченными возможностями средствами искусства. Разработаны основные принципы и подходы артпедагогики и арттерапии, которые рассматриваются как мощнейший инструмент педагогической коррекционной работы с особенными детьми. Несмотря на общепринятое мнение о том, что арт-терапия является методом, разработанным зарубежными учеными, в нашей стране накоплен свой теоретический и практический опыт в области использования различных видов творчества в терапевтических, корректирующих и развивающих целях [4].

Значительные возможности для работы с детьми с ограниченными возможностями представлены в условиях дополнительного образования. Ориентация современной системы дополнительного образования на индивидуально-творческий подход к каждому воспитаннику позволяет использовать авторские учебные программы, нацеленные на развитие определенных умений, учитывающие особенности психофизического развития каждого ребенка.

Любой педагогический процесс это определенного рода система, построенная на триаде взаимосвязи педагог-ребенок-родитель. В случае работы с детьми с ограниченными возможностями особую роль играет компетентность родителей. При осуществлении педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями целесообразно проводить работу с его родителями.

Педагогу, занимающимися с детьми с особенностями в развитии необходимо помнить, что инвалидность — не приговор. Изобразительное искусство доступно каждому ребенку, независимо от его физических возможностей. Для таких детей исключительно важно использование техники рисования — разумеется, с учетом индивидуального подхода.

Занятия ИЗО с детьми с особенностями в развитии строятся на главном принципе индивидуального подхода к каждому обучаемому ребенку. При организации домашнего досуга необходимо выявить приоритетные техники рисования для ребенка.

Добровольность организации досуга помогает отчётливо понять, к чему лежит душа ученика, что ему доставляет удовольствие. Переживание эстетического удовольствия станет большим потенциалом при мотивации ученика, принесет положительные результаты. Дети с ограниченными возможностями в процессе деятельности постоянно сталкиваются с преодолением физической боли, что влечет за собой ослабление интереса к занятиям. В этой связи, необходимо найти, своего рода, «компенсацию», иными словами источник получения положительных эмоций и удовлетворения от деятельности. Именно поэтому педагогу в творческом союзе с родителями целесообразно выстраивать занятия на основе любимых техник рисования и художественных предпочтениях ученика, с ограниченными возможностями.

Следует обращать внимание на четкое структурирование занятия, распределение физических и эмоциональных сил ученика.

Специфика построения занятий у таких детей определяется их особенностями: быстротой наступления утомления, притупление реакции на указание взрослого. Поэтому, в коррекционных целях, необходимо использовать выполнение работы частями чередуя объяснение с выполнением работы. Переключение видов деятельности повышает работоспособность, нормализует темп работы. Чередование объяснения с выполнением работы решает и коррекционно-воспитательные цели: воспитание выдержки, включение в деятельность, её темп [2].

Пальчиковая гимнастика, применяемая на занятиях, способствует наиболее продуктивной деятельности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев», «Рука — это инструмент всех инструментов», заключал еще Аристотель. «Рука — это своего рода внешний мозг», — писал Кант.

Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь. Целью игры по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга возникают образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, т. е. находят словесное выражение. А происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, считают ученые, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. Так же пальчиковая гимнастика создает положительный эмоциональный фон.

Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей, поэтому педагогу необходимо постоянно поддерживать интерес ребенка к изобразительному творчеству. Ребенок испытывает потребность не только в познании, но и в овладении способами деятельности, владения навыками и умениями. Есть две благоприятные темы, удовлетворяющие любопытствам маленького художника, но не требующие от него технической виртуозности. Это игры с красками и работы с разными материалами. Т. С. Комарова отмечала: «Использование различных материалов обогатит детей знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей, сделает рисунки детей более интересными, разнообразными, выразительными, повысит эстетическую сторону рисунка». «Научение» начинается с формирования мотива — «Я хочу и должен это делать, хочу, потому что мне это интересно».

Основными принципами построения работы на уроках с детьми с особенностями в развитии можно выделить следующие:

– взаимодействия: взаимодействие как сотворчество педагога и ребёнка, сенсорное взаимодействие ребенка с материалами;

– принцип игровой подачи материала с учетом возрастных особенностей детей;

– соизмеримость преподносимого ребёнку материала, созданного культурой с качеством и характером пережитых или переживаемых им эмоций, организация деятельности ребёнка как творчества по поводу личных впечатлений, а также любого явления природы и культуры;

– сочетание в процессе занятий репродуктивного и творческого вида деятельности;

– принцип познанием ребёнка материала от ощущения через эмоцию к ассоциации и анализу, а затем к творчеству: «Я чувствую — я представляю — я воображаю — я творю».

Нетрадиционные техники — это толчок к развитию творчества, выражение индивидуальности. Можно использовать такие технологии как:

– Модульное рисование.

– Кляксография.

– Тычкование.

– Монотипия.

– Ниткография.

Методическая особенность использования нетрадиционных техник рисования на уроке ИЗО: в начале учитель знакомит детей с тем или иным способом получения изображения, объясняя и анализируя предложенные образцы работ, а затем демонстрирует применение данной техники на практике.

Такое рисование не утомляет детей, работоспособность сохраняется на протяжении всего занятия. Занятия изобразительной деятельность с нетрадиционными техниками и материалами положительно влияют на физическое развитие ребенка, способствуют поднятию общего жизненного тонуса, создание бодрого жизнерадостного настроения.

Интеграция нестандартных видов изобразительной деятельности, разнообразие и вариативность проведения с детьми с особенностями в развитии работы по изобразительной деятельности, создание максимально комфортных условий для общения ребёнка и педагога — всё это способствует развитию творческого потенциала обучаемых детей.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Проблема возраста. Вопросы детской психологии. Санкт-Петербург, 1997
  2. Витковская, А. М. Особенности организации сенсорного воспитания в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями зрения [Текст] / А. М. Витковская // Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушением зрения: материалы Междунар. науч.-пед. конф. тифлопедагогов и незрячих учителей, посвящ. 200-летию РГПУ им. А. И. Герцена. — М., 1997. — С.14–17
  3. Кащенко, В. П. Педагогическая коррекция: Испр. недостатков характера у детей и подростков [Текст]: кн. для учителя / В. П. Кащенко. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1994. — 223 с.;
  4. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. М.: Академия, 2001. 248 с
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, возможность, выполнение работы, особенность, развитие, индивидуальный подход, изобразительная деятельность, известный педагог, дополнительное образование, пальчиковая гимнастика.

Похожие статьи

ребенок, возможность, выполнение работы, особенность...

Особенности преподавания художественных дисциплин для... ребенок, возможность, выполнение работы, особенность, развитие, индивидуальный подход, изобразительная деятельность, известный педагог, дополнительное образование, пальчиковая гимнастика.

Развитие творческих способностей детей с ограниченными...

ребенок, ограниченная возможность здоровья, творческая деятельность, пальчиковая гимнастика, выполнение работы, занятие, материал, способность, дополнительное образование, изобразительное творчество.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через...

Работу по развитию у детей мелкой моторики мы выстраиваем на комплексном подходе в сочетании с развитием речи, ознакомлению детей с окружающим и предметным миром, использованием нетрадиционных методов изобразительной деятельности...

Организация и проведение занятий по изобразительной...

ограниченная возможность здоровья, изобразительная деятельность, дополнительное образование, ребенок, проведение занятий, учебное занятие, направление работы, образовательная деятельность...

Развитие творческого потенциала детей с ограниченными...

ребенок, ограниченная возможность здоровья, творческая деятельность, пальчиковая гимнастика, выполнение работы, занятие, материал, способность, дополнительное образование, изобразительное творчество.

Использование пальчиковой гимнастики как одно из средств...

Благодаря выполнению тонкой, но сложной работы непосредственно руками, происходила интенсификация импульсов, поступающих в мозг человека.

Основные термины (генерируются автоматически): пальчиковая гимнастика, ребенок, палец, игра, палец рук, развитие, рука...

Развитие творческих способностей детей через...

Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания и образования детей. Известный педагог Т. С. Комарова отмечает, что изобразительная деятельность очень интересна для ребенка дошкольника...

Развитие мелкой моторики в изобразительной деятельности...

изобразительная деятельность, ребенок, окружающий мир, развитие ребенка, развитие детей, изобразительный материал, изобразительная

Работу по развитию у детей мелкой моторики мы выстраиваем на комплексном подходе в сочетании с развитием речи...

Развитие творческих способностей детей с ограниченными...

ребенок, ограниченная возможность здоровья, творческая деятельность, пальчиковая гимнастика, выполнение работы, занятие, материал, способность, дополнительное образование, изобразительное творчество.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

ребенок, возможность, выполнение работы, особенность...

Особенности преподавания художественных дисциплин для... ребенок, возможность, выполнение работы, особенность, развитие, индивидуальный подход, изобразительная деятельность, известный педагог, дополнительное образование, пальчиковая гимнастика.

Развитие творческих способностей детей с ограниченными...

ребенок, ограниченная возможность здоровья, творческая деятельность, пальчиковая гимнастика, выполнение работы, занятие, материал, способность, дополнительное образование, изобразительное творчество.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через...

Работу по развитию у детей мелкой моторики мы выстраиваем на комплексном подходе в сочетании с развитием речи, ознакомлению детей с окружающим и предметным миром, использованием нетрадиционных методов изобразительной деятельности...

Организация и проведение занятий по изобразительной...

ограниченная возможность здоровья, изобразительная деятельность, дополнительное образование, ребенок, проведение занятий, учебное занятие, направление работы, образовательная деятельность...

Развитие творческого потенциала детей с ограниченными...

ребенок, ограниченная возможность здоровья, творческая деятельность, пальчиковая гимнастика, выполнение работы, занятие, материал, способность, дополнительное образование, изобразительное творчество.

Использование пальчиковой гимнастики как одно из средств...

Благодаря выполнению тонкой, но сложной работы непосредственно руками, происходила интенсификация импульсов, поступающих в мозг человека.

Основные термины (генерируются автоматически): пальчиковая гимнастика, ребенок, палец, игра, палец рук, развитие, рука...

Развитие творческих способностей детей через...

Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания и образования детей. Известный педагог Т. С. Комарова отмечает, что изобразительная деятельность очень интересна для ребенка дошкольника...

Развитие мелкой моторики в изобразительной деятельности...

изобразительная деятельность, ребенок, окружающий мир, развитие ребенка, развитие детей, изобразительный материал, изобразительная

Работу по развитию у детей мелкой моторики мы выстраиваем на комплексном подходе в сочетании с развитием речи...

Развитие творческих способностей детей с ограниченными...

ребенок, ограниченная возможность здоровья, творческая деятельность, пальчиковая гимнастика, выполнение работы, занятие, материал, способность, дополнительное образование, изобразительное творчество.

Задать вопрос