Развитие мелкой моторики в изобразительной деятельности с помощью различных аппликативных техник | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (99) октябрь-1 2015 г.

Дата публикации: 05.10.2015

Статья просмотрена: 513 раз

Библиографическое описание:

Курбатова Ю. В. Развитие мелкой моторики в изобразительной деятельности с помощью различных аппликативных техник // Молодой ученый. — 2015. — №19. — С. 591-594. — URL https://moluch.ru/archive/99/22187/ (дата обращения: 19.08.2018).

Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ним цели. Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства даёт возможность для развития творческих способностей дошкольников, способствует развитию у ребёнка мелкой моторики и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, зрительного восприятия и глазомера. Важность темы заключается в том, что именно развитие мелкой моторики у детей позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребёнка к школе.

Поэтому необходимо уделять должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Мелкая моторика — это точные и тонкие движения пальцев руки.

Побуждать пальчики работать — одна из важнейших задач занятий по изобразительной деятельности, которая приносит много радости дошкольникам. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, для развития творческих способностей недостаточно стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации. Изначально всякое детское художество сводится не к тому, что рисовать, а на чём и чем, а уж фантазии и воображения у современных детей более чем достаточно. Поэтому необходимо использовать также нетрадиционные способы изображения.

Аппликация в технике квиллинг или бумажная филигрань, — старинная техника обработки бумаги, которая открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности. Данная техника требует ловких и тонких движений пальцев. Поэтому в процессе занятий рука приобретает уверенность, гибкость и точность, развивает глазомер, чувство пропорциональности в соотнесении элементов композиции [1].

Аппликация

 

Аппликация из пуговиц. Оказывается, обычные пуговицы могут тоже выполнять важную функцию — быть средством развития мелкой моторики у детей, а вслед за этим, и вспомогательным материалом для развития речи. Работы, выполненные из пуговиц, заметно развивают мышление и фантазию, а ещё делаются очень быстро и ребёнок не успевает уставать.

Аппликация

 

Оригами — складывание фигурок из бумаги. Выполнение поделок в стиле оригами воспитывает у детей трудолюбие, развивает произвольную регуляцию деятельности, развивает конструктивные и творческие способности с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка, развивает умение анализировать, планировать, создавать конструкцию по образцу, заданным условиям, знакомит детей со способами преобразования геометрических фигур, развивает пространственную ориентировку. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи [3].

Оригами

 

Торцевание — достаточно новый вид прикладного творчества, один из видов бумажного конструирования, бумагокручения. Несмотря на свой молодой возраст, этот вид уже обрёл множество поклонников. Техника достаточно простая, а результат получается очень эффективным. Большим плюсом в этой работе является то, что её можно выполнять коллективно. Дети справятся даже с большой картиной, для этого каждому ребёнку просто нужно выделить свой собственный участок, который он должен заполнить «торцовочками». Работа с гофрированной бумагой развивает мелкую моторику, внимание, аккуратность, способствует эмоционально-эстетическому развитию ребёнка [2].

Торцевание

 

Обрывная аппликация — это отдельный вид аппликации, суть которого можно уловить из названия. В обрывной аппликации детали не вырезаются из цветной бумаги, а отрываются и приклеиваются в виде мозаики. Здесь не нужно чётких контуров и ровных линий — настоящий простор для творчества [1].

Обрывная аппликация

 

И это далеко не весь перечень нетрадиционного художественного творчества. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов. Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений. Художественная техника создания аппликаций и объёмных игрушек интересна и доступна детям разных возрастов, и очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческих способностей. Ведь с аппликацией ребёнок знакомится уже в раннем возрасте. К тому же конструируя из бумаги различные фигурки, ребёнок всегда найдёт им применение в своих играх, будет использовать в повседневной жизни. Ребята могут оставить их себе на память, подарить, использовать для украшения помещений детского сада, оформления выставок в уголке детского творчества.

В завершении хочется ещё раз подчеркнуть, что тренировка движений пальцев является стимулом для развития речи ребёнка, и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом. Занятия с использованием различных техник аппликаций позволяют развивать память и фантазию, повышает интерес к учебным мероприятиям. И помните, на занятиях по художественному творчеству, дети должны получать не только знания и навыки, а также радость, удовольствие, быть счастливыми от своих маленьких успехов.

 

Литература:

 

1.        Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программы и конспекты занятий (Текст) — М.: ТЦ Сфера, 2005.

2.        Новикова И. В. Открытки и сувениры к праздникам — Ярославль: Академия развития, 2011.

3.        Соколова С. В. Оригами для дошкольников (Текст) — С.-П., Детство-пресс, 2005.

4.        http://www.logos-cds.ru.

Основные термины (генерируются автоматически): мелкая моторика, ребенок, изобразительная деятельность, пространственная ориентировка, развитие речи, окружающий мир, развитие.


Похожие статьи

Нетрадиционные аппликации как средство развития мелкой...

мелкая моторика, ребенок, аппликация, работа, развитие, материал, дошкольный возраст, изобразительная деятельность, ленточная аппликация, природный материал.

Развитие мелкой моторики рук, графического навыка...

Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через...

Работу по развитию у детей мелкой моторики мы выстраиваем на комплексном подходе в сочетании с развитием речи, ознакомлению детей с окружающим и предметным миром, использованием нетрадиционных методов изобразительной деятельности...

Как влияет изобразительная деятельность на всестороннее...

изобразительная деятельность, ребенок, окружающий мир, развитие ребенка, развитие детей, изобразительный материал, изобразительная деятельность дошкольников, зрительное восприятие, дошкольное детство...

Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи

С давних пор известно, что существует влияние действий руками на развитие головного мозга человека. Упражнения с участием рук и пальцев положительно влияют на деятельность мозга. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек...

Изотерапия в работе с детьми с ОНР | Статья в журнале...

Речевое развитие происходит в процесс познания ребёнком окружающего мира, что возможно только в совместной деятельности воспитателей, логопеда, психолога, детей и родителей.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста...

Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, т. к. развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста...

мелкая моторика рук, мелкая моторика, уровень развития, продуктивно-творческая деятельность, окружающий мир, работа, развитие, рука, дошкольный возраст, головной мозг.

Развитие мелкой моторики дошкольников через нетрадиционные...

Для развития мелкой моторики руки, важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из мелких деталей...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Нетрадиционные аппликации как средство развития мелкой...

мелкая моторика, ребенок, аппликация, работа, развитие, материал, дошкольный возраст, изобразительная деятельность, ленточная аппликация, природный материал.

Развитие мелкой моторики рук, графического навыка...

Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через...

Работу по развитию у детей мелкой моторики мы выстраиваем на комплексном подходе в сочетании с развитием речи, ознакомлению детей с окружающим и предметным миром, использованием нетрадиционных методов изобразительной деятельности...

Как влияет изобразительная деятельность на всестороннее...

изобразительная деятельность, ребенок, окружающий мир, развитие ребенка, развитие детей, изобразительный материал, изобразительная деятельность дошкольников, зрительное восприятие, дошкольное детство...

Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи

С давних пор известно, что существует влияние действий руками на развитие головного мозга человека. Упражнения с участием рук и пальцев положительно влияют на деятельность мозга. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек...

Изотерапия в работе с детьми с ОНР | Статья в журнале...

Речевое развитие происходит в процесс познания ребёнком окружающего мира, что возможно только в совместной деятельности воспитателей, логопеда, психолога, детей и родителей.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста...

Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, т. к. развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста...

мелкая моторика рук, мелкая моторика, уровень развития, продуктивно-творческая деятельность, окружающий мир, работа, развитие, рука, дошкольный возраст, головной мозг.

Развитие мелкой моторики дошкольников через нетрадиционные...

Для развития мелкой моторики руки, важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из мелких деталей...

Задать вопрос