Из истории возникновения педагогических аспектов профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 2. История образования и педагогики

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, ноябрь 2017)

Дата публикации: 01.11.2017

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Амосова О. С. Из истории возникновения педагогических аспектов профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 20-22. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13187/ (дата обращения: 21.08.2018).



В статье анализируются исторические аспекты возникновения превенции отклоняющегося поведения несовершеннолетних на основе концепций личностно-ориентированного подхода, нравственного, физического, трудового воспитания личности. Квинтэссенцией статьи выступает гуманистическая педагогика, лежащая в основе антропоориентированного процесса.

Ключевые слова: отклоняющееся поведение, личностно-ориентированный подход, гуманистическая педагогика, антропоориентированный процесс

В последнее время деструктивность несовершеннолетних достигла гигантских масштабов, что заставляет педагогов разрабатывать новые модели превенции, которые, к сожалению, часто оказываются неэффективными. Мы считаем, что одной из причин такой неэффективности является их оторванность от культурного наследия и российских традиций в решении этой важной проблемы.

Авторы, придерживающиеся педагогических концепций решения проблемы превенции отклоняющегося поведения несовершеннолетних, сосредоточили внимание на теории личностно-ориентированного подхода в воспитании (С. А. Завражнов, Л. К. Фортова и др.).

Наличие гуманистической традиции в воспитании и развитии личности экстраполируется как гуманистическая педагогика. Г. Б. Корнетов утверждает, при всем разнообразии концепций, теорий и технологий гуманистической педагогики, их объединяет любовь к ребенку, признание в нем личности, достойной уважения, независимо от конкретного поведения, помощи в обретении подлинного лица, формирования механизма самозащиты от деформирующего воздействия окружающего мира.

История возникновения и развития педагогики превенции и преодоления отклоняющегося поведения несовершеннолетних, уходит корнями в деятельность воспитательных заведений для нравственно уязвимых детей в дореволюционной России и странах Европы. Наиболее полно эта проблема была отражена в педагогической деятельности Иоганна Генриха Песталоцци, который создавал на свои средства приют для детей сирот и беспризорных. Жизнь в приютах была организована по принципу семьи, где детей выхаживали терпением и заботой. Цель воспитания обездоленных детей Песталоцци видел в развитии природных способностей, их совершенствовании. В отличие от Руссо, он не анализирует природу ребенка как романтику, а считает крайне важным помогать этой природе в ее самоактулизации.

Как великую цель человеческой культуры, Песталоцци аргументирует принцип природосообразности. Считая человека венцом эволюции, Песталоцци, тем не менее, далек от идеализации человеческой природы. Он выступает за идею саморазвития сил, заложенных в каждом человеке, и аргументирует постулат о том, что каждой способности человека свойственна тенденция выйти из состояния безжизненности и стать развитой силой. В своей «Лебединой песне» он писал: «Глаз хочет смотреть, ухо — слышать, нога — ходить, рука — хватать. Но также и сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить». [4, с.337–338].

Ученый был убежден, что устремленность человека к физической и духовной деятельности заложена от рождения, а воспитание должно помочь осуществиться ему, но центром человеческой природы ученый считал нравственность. Сто лет спустя Януш Корчак привел основополагающие идеи своей концепции: «Одна из грубейших ошибок думать, что педагогика — это наука о ребенке, а не о человеке… Детей нет, есть люди, но с иным масштабом позиций, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств». [5.c.4].

Педагогические изыскания Януша Корчака и сегодня современны и злободневны. Как актуален такой тезис: «Добра и зла всегда достаточно, но мы должны переделать жизнь, ее нормы, где добро пассивно, а зло активно; мы должны сделать активными добро и усмирить зло» Чрезвычайно важна мысль ученого о том, что государство и семья должны защищать жизнь и труд своих детей от разболтанной и аморальной группы. Но и здесь он проводил дифференциацию: один непристойно себя ведет, потому что не знает, что делать, а другой — потому что трудно, и уже не хочется жить иначе.

Душевное волнение педагога за своих воспитанников, в том числе и с девиантным поведением, неподдельно. Абстрактная педагогика унижает и школу, и учителя. Корчак писал: «Жизнь воспитателя — это упорная и яростная жизнь, ибо слишком быстрая и легкая победа содержит зачатки поражения». [5. с.7].

Осознание того, что к дезадаптированным категориям детей и подростков надо относиться по-особому, появилось в нашем государстве в период формирования государственности (XV в.). До этого момента идея превенции преступных деяний со стороны данной категории носила синкретичный характер и проявлялась в общей деятельности по оказанию помощи маргинальным группам несовершеннолетних, заботу о которых брал на себя любой член общества, занимающийся благотворительностью. Во II в. в Новгороде Ярославом Мудрым было учреждено училище для мальчиков сирот. Во времена Ивана IV социальная политика в отношении обездоленных детей проводилась церковным патриаршим приказом, который осуществлял патронат немногочисленных сиротских домов. Однако, данная деятельность не была закреплена законодательно, что приводило к ее неэффективности и не могло, в конечном счете, оказать каких-либо действенных мер на воспитание несовершеннолетних.

Соборное Уложение царя Алексея Михайловича (1646–1676) законодательно учредило приказы общественного призрения, которые должны были надзирать за нищими, бездомными детьми. В 1682 г. при царе Федоре Алексеевиче был создан проект школ для бездомных по европейскому образцу, в которых должны были обучать наукам и ремеслам. Подобные школы планировалось открыть во всех больших городах России. Данный проект ставил перед собой не только задачи воспитания и обучения сирот и брошенных детей, но и должен был уберечь таких детей от преступного пути. К сожалению, проект не был реализован (помешала смерть Федора Алексеевича), но государственная регламентация социальной помощи беспризорным детям стала более реальной.

В начале XVIII в. происходит усиление вмешательства государства в дело призрения. В 1706 г. был создан первый воспитательный дом при монастыре близ Новгорода для детей сирот, который впоследствии стал примером для планомерной государственной деятельности в области призрения, которую развернул Петр Великий. В 1712 г. Петр издает указ об организации по всем российским губерниям специальных «гошпиталей» для всех увечных, престарелых и детей сирот. Данный указ был призван не только призреть детей, но и уберечь их от преступной карьеры. В период правления Петра в разные годы было принято много указов, касающихся «зазорных» детей, детей-сирот и малолетних преступников.

В екатерининскую эпоху происходит усиление превентивных мер в государственной социальной политике по отношению к бездомным, беспризорным детям, детям сиротам, малолетним преступникам. Из этой категории государство пыталось создать практически новое сословие людей — людей воспитанных, готовых «служить отечеству». Это новое сословие должно было стать связующим звеном между дворянством и крестьянством, дать толчок развитию науки, экономики, культуры и просвещения. Результатами внедрения в жизнь доктрины государственного монополизма в область сиротского детства стала недолговечность существования сиротских домов и огромная смертность их питомцев, достигавшая более 75 %. Исправить существующее положение Екатерина II попыталась, внеся существенные коррективы в вопросы социальной политики в отношении сирот. Были использованы просветительские идеи Ж. Ж. Руссо, согласно которым в Европе господствовали две основные модели призрения: государственная и семейная. Поскольку первая модель была признана неэффективной для России, обратились ко второй модели. 7 ноября 1775 г. был издан указ «Учреждения для управления губерний», согласно которому сирот приписывалось отдавать «добродетельным людям» для их содержания и воспитания. Таким образом, сохраняя основную часть полномочий по призрению сирот, государство передавало часть из них частным лицам, или попросту семьям. К концу правления Екатерины данная смешанная государственно-семейная модель призрения дала более эффективные результаты.

Император Николай I проводил более жесткую социальную политику в отношении «обездоленных» детей, выразившуюся в принятии ряда указов и законов, направленных на дифференциацию и сословно-ограничительный характер призрения всех категорий дезадаптированных детей.

В России до XIX в. редкое исправительное заведение или приют принимал только правонарушителей. В них поступали дети из неблагополучных семей, педагогически и социально запущенные, направленные в эти учреждения с целью восстановления нормальных связей и отношений ребенка с окружающим миром, а в конечном итоге — на превенцию противоправного поведения.

Л. И. Беляева констатирует, что дети, совершившие преступление, отбывали наказание на общих с взрослыми основаниях. Их помещали в работные дома, отдавали на военную службу, ссылали в отдаленные губернии, Сибирь, на каторгу, сажали в тюрьмы. [1, с.21]. Из тюрьмы дети выходили еще более деформированными и в нравственном и в физическом отношении.

В соответствии с законом 1866 г. исправительные заведения предназначались только для детей, совершивших преступления. Заведения назывались в законе «богоугодными и общеполезными». Главная цель исправительных заведений — вывести несовершеннолетних из тюрем и арестных домов. Но, как утверждает Ф. Т. Савенко, назначение исправительных заведений стало более широким и состояло в том, чтобы сделать участь несовершеннолетних обоего пола более перспективной, подготовить их к полезной работе в обществе, воспитать тех, кто мог стать преступником. Другими словами, перед исправительными заведениями ставилась цель — предупреждение преступлений несовершеннолетних.

Нам представляется, что в контексте данной работы необходимо проанализировать деятельность К. Н. Вентцеля, считавшего, что человек по своей природе способен «умножать самого себя посредством общения, мыслей и чувств». [2 с.4]. Педагог акцентирует внимание на природосообразности воспитания, трактуемые им как педагогически целесообразную жизнедеятельность взрослых и детей в общении с ее нравственно-ответственными отношениями, направленными на развитие в ребенке ярко выраженной индивидуальности.

Злободневными можно рассматривать рассуждения Вентцеля о физическом труде, как факторе превенции девиантности. Мы разделяем точку зрения ученого в том, что разносторонний, систематический и осмысленный труд соответствует и активной деятельной природе ребенка, и природе самого педагогического процесса в свободной школе. Мы убеждены, что основополагающий процесс профилактики девиантного поведения несовершеннолетних должен проходить через динамику гуманистических тенденций, в частности, в рамках концепции П. Ф. Каптерева, представляющую гуманистические начала воспитания как саморазвивающую систему.

Гуманистическая педагогика известных отечественных ученых, лежащая в основе антропоориентированного процесса, может быть использована в разработке проектов и программ в таких образовательных организациях, как Центры психолого-педагогических ориентаций и коррекций детей, превенции и нивелирования их отклоняющегося поведения. Мы убеждены, что такой подход можно взять на вооружение российским ученым XXI века.

Если в 80-е гг. XX в. наблюдалась тенденция дальнейшего обострения интереса к исследованиям, посвященным трудным детям (М. А. Алемаскин, В. Ж. Баженов, А. Е. Личко, И. П. Башкатов и др.), то в настоящее время наметилась тенденция реализации личностно-ориентированного и системного подхода в профилактике и преодолении отклоняющегося поведения несовершеннолетних (Б. И. Алмазов, С. А. Беличева, А. В. Мудрик, Т. Д. Молодцова, Л. К. Фортова и др.). Превенция отклоняющегося поведения несовершеннолетних обогатилась теоретическими исследованиями, показывающими диффузию в отечественной теории воспитания и перевоспитания гуманистических концепций развития личности, духовное наследие России, бурное развитие междисциплинарного знания, объединяющим началом которого становится человек.

Нам представляется, что в настоящее время подросткам из группы риска по девиантному поведению надо оказать не только психолого-педагогическую, но и медико-социальную поддержку, поскольку врач должен исключить наличие функциональной патологии у данной возрастной группы (неврозы, акцентуация характера, психопатия и т. д. [3. с.34]. Профилактические основы преодоления отклоняющегося поведения несовершеннолетних должны быть рассмотрены на уровне психолого-педагогических закономерностей и принципов. Сегодня нельзя ограничиваться переработкой отдельных коррекционно-реабилитационных и психолого-педагогических методик превенции отклоняющегося поведения подростков, а необходимо опираться на целостные воспитательные модели и системы, связанные с превенцией безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Литература:

  1. Беляева, Л. И. Становление и развитие исправительных заведений для несовершеннолетних правонарушителей в России / Л. И. Беляева. — М., 1995. — 123 с.
  2. Вентцель, К. Н. Этика и педагогика творческой личности: Проблемы нравственности и воспитания в свете теории свободного гармоничного развития жизни и сознания / К. Н. Вентцель. — М.: Кузнецкий мост: Книгоизд-во К. И. Тихомирова, 1911. — 274 с.
  3. Змановская, Е. В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения / Е. В. Змановская.- М., 2008. — 348 с.
  4. Песталлоци, И. Г. Лебединая песня / И. Г. Песталлоци. Хрест. по истории заруб педагогики. — М., 1971. — 254 с.
  5. Януш, Корчак. Как любить детей /Корчак Януш. — Хабаровск, 1988. — 167 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, отклоняющееся поведение, гуманистическая педагогика, личностно-ориентированный подход, девиантное поведение, ребенок сирот, Новгород, Россия, социальная политика, человеческая природа.

Похожие статьи

Анализ научных направлений, объясняющих причины...

ребенок, отклоняющееся поведение, гуманистическая педагогика, личностно-ориентированный подход, девиантное поведение, ребенок сирот, Новгород, Россия, социальная политика, человеческая природа.

Социально-психологические аспекты проблемы девиантного...

Девиантное поведение присуще многим детям подросткового возраста.

Девиантное поведение как социально-педагогическая проблема заключается в усвоении личностью негативных или противоправных форм поведения и перенесении их в практику отношений с...

Специфика социальной работы с девиантными подростками...

социальная работа, отклоняющееся поведение, подросток, девиантное поведение, Россия, США, работа, оказание помощи, превентивный характер, подростковая преступность. Ключевые слова.

Психолого-педагогические аспекты проблемы социализации...

девиантное поведение, ребенок, агент социализации, семья, подросток, процесс социализации, жестокое обращение, массовая коммуникация, Россия, окружающая среда. Социально-психологические аспекты профилактики девиантного...

Причины девиаций поведения у детей дошкольного возраста

Причиныдевиацийповедения у детей дошкольного возраста. Девиантное поведение характеризуется исследователями как отклоняющееся от нормы. Норма имеется ввиду социальная — приемлемая для того или иного общества.

Деятельностный подход к организации взаимодействия...

внеурочная деятельность, девиантное поведение, деятельность, социально-культурная деятельность, ребенок, творческая деятельность, основная идея, занятие, внеурочная работа, форма работы.

Социально-педагогическая профилактика девиантного...

девиантное поведение, социальный педагог, социальная работа, подростковая среда, подросток, социальный контроль, профилактическая работа, организация профилактики, педагог... Пути профилактики девиантного поведения детей...

Основные подходы к объяснению девиантного поведения

Уважение ребенка

Основные термины (генерируются автоматически): девиантное поведение, норма, отклонение, отклоняющееся поведение, общество, физическая зависимость, социальное неравенство, социальная норма, заметный ущерб, поведение.

Профилактика девиантного поведения подростков в социальной...

социальная работа, отклоняющееся поведение, подросток, девиантное поведение, Россия, США, работа, оказание помощи, превентивный характер, подростковая преступность.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Анализ научных направлений, объясняющих причины...

ребенок, отклоняющееся поведение, гуманистическая педагогика, личностно-ориентированный подход, девиантное поведение, ребенок сирот, Новгород, Россия, социальная политика, человеческая природа.

Социально-психологические аспекты проблемы девиантного...

Девиантное поведение присуще многим детям подросткового возраста.

Девиантное поведение как социально-педагогическая проблема заключается в усвоении личностью негативных или противоправных форм поведения и перенесении их в практику отношений с...

Специфика социальной работы с девиантными подростками...

социальная работа, отклоняющееся поведение, подросток, девиантное поведение, Россия, США, работа, оказание помощи, превентивный характер, подростковая преступность. Ключевые слова.

Психолого-педагогические аспекты проблемы социализации...

девиантное поведение, ребенок, агент социализации, семья, подросток, процесс социализации, жестокое обращение, массовая коммуникация, Россия, окружающая среда. Социально-психологические аспекты профилактики девиантного...

Причины девиаций поведения у детей дошкольного возраста

Причиныдевиацийповедения у детей дошкольного возраста. Девиантное поведение характеризуется исследователями как отклоняющееся от нормы. Норма имеется ввиду социальная — приемлемая для того или иного общества.

Деятельностный подход к организации взаимодействия...

внеурочная деятельность, девиантное поведение, деятельность, социально-культурная деятельность, ребенок, творческая деятельность, основная идея, занятие, внеурочная работа, форма работы.

Социально-педагогическая профилактика девиантного...

девиантное поведение, социальный педагог, социальная работа, подростковая среда, подросток, социальный контроль, профилактическая работа, организация профилактики, педагог... Пути профилактики девиантного поведения детей...

Основные подходы к объяснению девиантного поведения

Уважение ребенка

Основные термины (генерируются автоматически): девиантное поведение, норма, отклонение, отклоняющееся поведение, общество, физическая зависимость, социальное неравенство, социальная норма, заметный ущерб, поведение.

Профилактика девиантного поведения подростков в социальной...

социальная работа, отклоняющееся поведение, подросток, девиантное поведение, Россия, США, работа, оказание помощи, превентивный характер, подростковая преступность.

Задать вопрос