Поколение Z — особенности обучения иностранному языку в условиях общеобразовательного учреждения
Автор: Фомина Анжелика Киямовна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, ноябрь 2017)
Дата публикации: 14.10.2017
Статья просмотрена: 1342 раза
Библиографическое описание:
Фомина, А. К. Поколение Z — особенности обучения иностранному языку в условиях общеобразовательного учреждения / А. К. Фомина. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 92-94. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13086/ (дата обращения: 17.12.2024).
В последние годы значительно повысилась роль и статус иностранного языка.
За последнее время значительно изменился статус иностранного языка в российском обществе. Сегодня знание иностранных языков уже не роскошь, а необходимость; он сегодня превращается в ведущую дисциплину, стоящую в одном ряду со специальными предметами, так как ценность выпускника на рынке труда в условиях активного развития международных контактов во многом определяется уровнем языковой подготовки молодого специалиста.
Сегодня складывается совершенно новая методология изучения иностранных языков, целью которой является формирование коммуникативной компетенции — научить общаться, разговаривать, понимать и уважать другую культуру. Иностранный язык, будь то английский, немецкий или любой другой, не должен восприниматься обучающимися как учебная дисциплина, предмет, а должен занять более высокое положение — как неотъемлемая часть современной жизни, как средство общения.
Обладая большим образовательным потенциалом, предмет «Иностранный язык» в общеобразовательной школе, помимо решения задач развития личности, является ресурсом систематического пополнения знаний, формирования и развития коммуникативных умений и навыков.
С точки зрения многих авторов статей, содержание образовательного процесса обучения иностранным языкам в учреждениях среднего образования пока не в полной мере удовлетворяет актуальным потребностям выпускников. В связи с этим возникает ряд проблем, с которыми сталкиваются учителя и обучающиеся при изучении иностранных языков.
Необходимо тщательно изучить, то поколение детей, которые в настоящее время обучаются, ведь именно учет особенностей их интересов и восприятия является залогом качественного обучения.
Поколение Z — это дети возрастных родителей. Поколения X и молодых родителей Поколения Y. То, что предыдущие поколения называли «новыми технологиями» или «технологиями будущего», для поколения Z — это уже их настоящее. Именно это, прежде всего, отличает их от Поколения Y, так как детство Y прошло ещё до технологического бума.
Сегодня хорошо видно, что дети, относящиеся к цифровому поколению — они другие. И учить их необходимо тоже по-другому.
В связи со всем выше сказанным, с учётом психологических особенностей детей поколения Z необходим выбор адекватного стиля обучения, об основных чертах которого пишет известный американский специалист в области обучения детей и взрослых Джули Коатс, автор книги «Поколения и стили обучения» [4].
Основные моменты, на которые необходимо уделить внимание современному педагогу в работе с детьми поколения — Z:
– Обучающийся в центре внимания. Молодым людям кажется получение образования пустой тратой времени, формальностью. Процесс обучения должен максимально привязан к реальной жизни.
– Воспитания командного духа, сотрудничества. Современная молодежь — это командные игроки.
– Мотивирующее обучение через «практические полезные» знания, которые можно и нужно применять уже сейчас.
– Эффективность применения своего времени. Время — большая ценность для сегодняшних учеников.
– Работа на результат. Поколения Z — ориентируются, прежде всего, на результат. «Главное участие» это не про них.
– Коммуникации. Основой в образовательном процессе становится диалог между учителем и учеником. При изучении иностранного языка это является главной составляющей успешному обучению.
– IT технологии. Сегодняшние ученики, с дошкольного возраста умеющие пользоваться компьютером, информацию, преподносимую учителем, в разы воспринимают эффективнее с применение высоких технологий.
В данном вопросе большую роль играет, помимо мотивации обучающихся, актуальность и привлекательность предлагаемых учебных материалов, а также профессиональная и деловая компетенция учителя. Заинтересованность обучающихся на начальном этапе, как правило, является очень высокой, и перед преподавателем стоит задача поддержания ее путем широкого привлечения новейших учебных пособий и актуального дополнительного материала, а также использования современных методик, стимулирующих взаимодействие между участниками учебного процесса.
Мы выделяем 3 категории выявленных проблем: психологические, административно-технологические и учебно-практические.
- Психологические проблемы — это проблемы внутренней неготовности ученика к изучению иностранных языков. К ним относится:
– неуверенность в своих силах. Большинство обучающихся утверждают, что не имеют способностей к изучению иностранного языка, но это заблуждение. Так как одним их самых сложных по структуре является русский язык.
– преодоление языкового барьера. Она связана с боязнью показать свою некомпетентность в иноязычном говорении. Преодолеть языковой барьер — значит, прежде всего, устранить недостаток говорения, который исчезает не сразу, а по мере того, как вы начинаете чувствовать себя увереннее, общаясь с другими людьми.
– отсутствие поддержки со стороны «значимых» близких. Родственники, старшие друзья в большинстве случаев обходятся без знания иностранного языка в течение всей своей жизни. Видимо, поэтому они не придают особого значения этому предмету в школе.
В детской микросреде, необходимо зарождать и поддерживать у детей стремление к изучению иностранного языка. Своим детям нужно постоянно разъяснять значение знания иностранного языка для развития личности, тем самым расширяя возможности адаптироваться к изменениям экономической, социальной и культурной ситуации в обществе [2].
- Административно-технологические проблемы — это внешние проблемы. К ним относятся:
– недостаточное количество часов, отведенное на изучение иностранного языка. При такой сетке часов (2–4 часа в неделю) вряд ли можно реализовать дифференцированный, тем более индивидуальный подход, создать для них благоприятную образовательную и воспитательную среду в общеобразовательной школе без углубленного изучения предмета.
– недостаточный уровень технической оснащённости учебных кабинетов учебниками, учебными пособиями, дисками с учебными программами, а также обновление и замена устаревшего компьютерного оборудования на новое.
- Учебно-практические и методические трудности.
– отсутствие у обучающихся сознательности в обучении видам речевой деятельности. Обучение общению предполагает сознательное усвоение не только лексических, но и грамматических единиц, так как полноценная коммуникация невозможна при отсутствии грамматической основы. Необходимо знать сочетаемость, употребление слов и грамматических правил. Так как при общении с иностранцами, не всегда общепринятые клише, устойчивые словосочетания подходят для конструкции диалога.
– неумение мыслить на языке. Для выражения своих мыслей обучающиеся изначально думают на русском языке, а далее переводят на иностранный язык. Во-первых этот процесс достаточно долгий, во вторых это утомительно и допускаются лексико-грамматические и стилистические ошибки.
– пробелы в знании алфавита и правил правописания при обучении письменной речи.
– проблема общего охвата содержания текста при обучении чтению, понимания его основных моментов для дальнейшей конкретной его обработки. Для большинства школьников дословный перевод текста основное достижения в знании иностранного языка.
Во всех видах учебной деятельности у большинства школьников наблюдается ограниченность знаний, нежелание преодолеть пассивность и лень, и минимализм в работе.
Конечно, помимо указанных проблем существует ряд других, что говорит о том, что система обучения иностранных языков требует серьёзной доработки, способствующей разрушению старых стереотипов пассивного обучения, заставляющих учеников мыслить, искать совместно с учителем ответы на сложные жизненные вопросы, для чего и необходимо подходить к «новому» поколению школьников по-новому.
Литература:
- Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. — М.: Издательский центр «Академия», 1999.
- Иванова Е. С. Особенности эмоционального интеллекта в подростковом возрасте // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 6. С.37–42.
- Клепиков В. Н. Потенциал социокультурной модернизации образования в ракурсе нравственно-этического воспитания детей, подростков и молодёжи // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 3. С.39–46.
- Коатс Дж. Поколения и стили обучения. М.: МАПДО; Новочеркасск: НОК, 2011.
- Сиденко Е. А. К вопросу адаптации младшего и старшего подростка в социуме // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 6. С.3–9.
- Сиденко Е. А. Особенности старшего подросткового возраста // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 2. С.30–32.
- Солдатова Г. В. Пойманные одной сетью. Социально-психологический анализ представлений детей и подростков об интернете. М.:Фонд развития интернет, 2011, 176 с. (В соавторстве с Зотовой Е. Ю., Гостимской О. С.)