Развитие личности магистрантов при обучении английскому языку в условиях модернизации высшего образования
Авторы: Коновалова Эмма Комоэвна, Паперная Нина Васильевна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, ноябрь 2017)
Дата публикации: 30.10.2017
Статья просмотрена: 123 раза
Библиографическое описание:
Коновалова, Э. К. Развитие личности магистрантов при обучении английскому языку в условиях модернизации высшего образования / Э. К. Коновалова, Н. В. Паперная. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 150-152. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13167/ (дата обращения: 16.12.2024).
Развитие личности магистранта, в его профессиональном становлении, успешного и заинтересованного в своей профессии, во многом зависит от подвижности и готовности к модернизации, самосовершенствованию умственного и духовного потенциала. Основной линией гуманизации содержания образования является становление личности, ее приобщение к культуре, традициям и формирование на этой основе ценностных ориентаций.
В наше время каждый человек осознает зависимость целостности мира с межкультурным и межнациональным взаимодействием. Следовательно, невозможно переоценить образовательную функцию английского языка. Овладение английским языком имеет неразрывную связь с познание культурных особенностей и самобытности страны изучаемого языка, что в свою очередь является одним из основных условий интеграции России в европейские и общемировые процессы. Английский язык как изучаемый предмет трансформируется в инструмент поликультурного развития личности магистрантов. Происходит формирование реальной коммуникативной модели обучения английскому языку, при которой язык выступает не только как объект изучения, но и как средство получения и обмена информацией. Итогом работы по овладению английским языком должна стать инициативная и деятельная личность, способная и подготовленная к иноязычной коммуникации на межкультурной ступени, под которой мы можем понимать адекватное культурное взаимодействие представителей различных лингвокультурных общностей.
Во время изучения магистрантами новых средств общения развивается рациональное понимание языка как общественного явления, формируются их интеллектуальные, речевые и эмоциональные способности.
Изучение английского языка в магистратуре является той ступенью, где человек улучшает и украшает свои знания и умения, полученные им ранее. На первое место выходит индивидуальное использование языка как способа выявления свежего материала, который бы обогащала его информированность в других областях знаний, внедряла бы в новые сферы их применения, стала бы способом достижения профессионально значимой информации.
Владение английским или другими иностранными языками стало необходимым условием успешной адаптации личности к условиям существования в современном обществе, стремящемся к интеграции и глобализации. Поэтому основной целью обучения выступает формирование и развитие личности посредством языка, при помощи языка и культуры страны изучаемого языка.
Развитие личности будущего специалиста включает в себя совершенствование языковых навыков, позволяющих решать проблемы коммуникативного общения. Воспитание языковой культуры включает понимание необходимости коммуникативной составляющей в общей подготовке выпускника вуза, представление о роли грамотной профессиональной речи и умение корректно оперировать аутентичными профессиональными терминами и речевыми эквивалентами.
Профильно-ориентированный подход формулирует особенность обучения английскому языку в магистратуре. Магистранты, завершившие с успехом курс овладения иностранным языком должны: иметь представление о практическом знании языка и его влиянии на успех в профессиональной деятельности; владеть двуязычной профессиональной лексикой; уверенно работать с профессионально ориентированной иностранной литературой, уметь работать с учебно-познавательными аутентичными текстами для расширения профессионального кругозора; иметь навыки работы в интернете для поиска и обмена профессиональной информацией на английском языке; уверенно использовать язык как средство устной и письменной речи в рамках выступлений на международных конференциях и семинарах.
При актуальном разнообразии методов и средств обучения иностранным языкам возникает проблема выбора наиболее эффективных технологий и перспектив решения задач формирования иноязычной компетенции. В нашей стране в высшей школе сегодня заметен процесс динамичного введения мультимедийных средств в учебный процесс в качестве дидактического материала.
Использование мультимедийных презентаций на занятиях по английскому языку в ВУЗе позволяет реализовать коммуникативный подход к овладению всеми аспектами иноязычной культуры: познавательным, учебным, развивающим и воспитательным, а внутри учебного аспекта — всеми видами речевой деятельности: чтением, говорением, аудированием, письмом.
На наш взгляд наиболее прогрессивные возможности мультимедиа заключаются в использовании их в учебном процессе в качестве интерактивного инструмента познания. Исследовательский, проектный подход в системе обучения магистрантов, разработка ими собственных мультимедиа проектов, постоянное использование мультимедиа учебного назначения по темам разделов учебных пособий, а также темам рассматриваемым по магистерским программа, позволяют трансформировать традиционный процесс обучения в развивающий и творческий. Основным преимуществом работы с мультимедиа проектами является высокая мотивация магистрантов, что способствует повышению качества обучения английскому языку, активизации познавательной деятельности студентов, раскрытию практической значимости изучаемого материала.
Учитывая эффективность использования проектной методики в системе высшего образования, мы предпочитаем обращаться к пособиям, которые включают в себя творческие задания, аутентичные английские тексты по определенной тематике, с целью обогащение словарного запаса, развитию навыков перевода текстов по программе.
Такие пособия должны включать в себя профессионально ориентированные тексты объемом 1–1,5 страницы, представляющие собой связные произведения речи, законченные в смысловом отношении и хорошо структурированные по содержанию, систему упражнений для работы с ними, а также тематический словарь-минимум, составленный на базе данных текстов. Так же они должны содержать краткий терминологический словарь, в котором достаточно полно представлено смысловое значение основных терминов и понятий.
Для представления материала обучающимся, разрабатываются мультимедийные презентации, содержащие не только информацию и задания, но и отражающие события современного мира по тематике разделов.
Многие упражнения должны носить творческий характер и способствовать активизации мыслительной деятельности, развитию воображения и кругозора магистрантов, а также более глубокому усвоению материала, так как постоянно стимулирующему их интерес к изучению английского языка:
Imagine that you can travel through time into the future! It is 2025, twenty years from today. Take a few minutes to imagine and answer some questions about your «future you».(How old are you in 2025? What year did you graduate from high school? Where do you live? Describe your work. Where do you work and what do you do during the day? Why did you choose this profession? What’s your favorite part of your job, and why? What are 2 important or interesting things you do outside of work? Describe your family. If you’re a parent, what are you most proud of as a parent, and why? What is something you really like to do with your family, and why? Is there anything else important that you’d like us to know about your «future you»?)
Then using your imagination, cut out magazine pictures appropriate to your dream future. Create a poster size collage of this life. You can include all the aspects of your future life: house, career, family, cars, education, etc. You must be able to describe how you will achieve these goals such as through education, promotions, or inheritance. Present your collage to the class with a brief oral presentation.
Таким образом, изучение английского языка как любого другого иностранного языка позволяет человеку осознать себя как личность, воспитывает уважение к другим национальностям, их языку, культуре и является необходимым условием гуманизации обучения и развития креативной, грамотной личности.
Литература:
- Графова Л. Л., Бабичев В. Т. English for Miners: Профессионально-ориентированный курс английского языка: учебное пособие — Горная книга. — 2010, 496 стр.
- Карнаухова Е. В. Некоторые аспекты лингвострановедческого подхода к обучению иностранному языку // Гуманитарное образование как социальный заказ.// Материалы VIII региональной научно-методической конференции. — Барнаул, 2004.
- Насиханова А. З. Структура и компоненты иноязычной компетенции. Основные проблемы современного языкознания (сборник статей всероссийской конференции с международным участием). — Астрахань, 2007. — С. 148–150.
- Пахомкина М. Е. Роль образовательных контентов в обучении магистрантов иностранному языку // Известия ЮФУ. Технические науки. 2010. № 10. — С.106–110
- Паперная Н. В. Мирзоян Е. Э. Инновационные технологии как эффективное средство формирования коммуникативной компетенции студентов Вузов / Языковое образование в аспекте взаимодействия культур: материалы 4-ой Международной научно-практической конференции, Уссурийск, 20–21 апреля 2011 г. — Уссурийск: УГПИ, 2011. — С. 89–94.
- Щеголева О. Н. Компетентностная парадигма обучения иностранному языку в контексте современной лингводидактики // Преподавание иностранных языков и культур: проблемы, поиски, решения (Лемпертовские чтения — VII). — Пятигорск: ПГЛУ, 2005. — С. 152–153.