Библиографическое описание:

Репина И. А., Кириленко О. В. Встреча в литературно-музыкальной гостиной «С чего начинается Родина?» из серии «Напитаем душу Красотой и Любовью» [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 47-52.



Цель: способствовать формированию у детей стойкого познавательного интереса к истории своей Родины, воспитывать чувство гордости за принадлежность к великой стране, желание беречь и преумножать духовное наследие страны.

Задачи:

Продолжать знакомить детей с русским героическим эпосом — былинами, сказками, народным фольклором; с творчеством художника В. М. Васнецова.

Способствовать развитию у детей интонационной выразительности, умению свободно и образно выражать свои мысли, самостоятельно составлять мини — рассказы, делиться впечатлениями, чувствовать красоту родного языка.

Формировать артистические, певческие, музыкально — ритмические способности у детей, эстетический вкус.

Предшествующая работа:

– Знакомство с былинами, русскими народными сказками, фольклором, воспевающих героизм русских воинов.

Знакомство с творчеством русских художников, воспевающих в своих полотнах русский народ, святую Русь (чтение, рассматривание наглядно-иллюстративного материала, видеоэкскурсы).

– Разучивание музыкально-литературного материала (песен, стихов о Родине, отрывков из былин).

Консультативно–организационная работа с родителями, педагогами, специалистами ДОУ.

Материалы иоборудование: зал стилизован в музыкально — литературную гостиную, (камин, канделябры, репродукции картин русских художников — пейзажистов, картина В. М. Васнецова «Богатыри»), выставка детских рисунков к народным сказкам; выставка кукол в русских народных костюмах и костюме богатыря; детские костюмы богатырей, доспехи, рама для театрализации «Ожившая картина», выставка книг из серии «Моя Родина — Россия», «Шедевры Третьяковской галереи»; волшебный колокольчик.

Музыкальный ряд: песни «Отчего так в России берёзы шумят?», «Конь» (гр. «Любэ»), «У моей России», «Русский дух» (Н.Тананко), «Гордая моя Россия» (С. Павлиашвили), фоновая музыка –«Как упоительны в России вечера» (гр. «Белый орёл»), Кейко Матцуи «Цветы моря», Клайдерман, русские народные мелодии.

Видеоряд: клип «Конь» («Любэ»), клип «Гордая моя Россия», авторские видеоэкскурсы «Моя необъятная Россия», «Наследники России», экскурс о В. М. Васнецове и его картине «Богатыри», фоновые заставки к притче, тренингу, стихам А. Дементьева, Е. Гомоновой.

Ход мероприятия

Блок 1. Звучит фоновая музыка «Как упоительны в России вечера» («Белый орёл»)

Музыкальный руководитель: Добрый день, дорогие гости, уважаемые коллеги!

Уже зажглись в гостиной свечи, мы очень рады этой встрече!

Хотим сегодня по душам поговорить,

О том, что значит «Родину любить»!

О том, что предки нам оставили в наследство,

О чувствах тех, что нам знакомы с детства,

И что живут веками в русском сердце. (И. Репина)

Русь (И. Репина)

О, Родина моя! Моя святая Русь!

В своей Любви к тебе признаться не стыжусь!

Твой лик и чист, и светел, наверно, от берёз,

Глаза — озёра синие от непролитых слёз.

Холщовая рубаха скрывает сплошь рубцы –

Боса, простоволоса, всё — Облик твой, всё — Ты!

Когда порой нет силы на жизненном пути,

К твоей, Русь, материнской, я припаду груди,

Вдохну пьянящий запах нескошенной травы,

Взахлёб прильну к Источнику твоей, Русь, Чистоты!

Тебе, как милой Матушке, я в ноги поклонюсь –

Моя простая Родина, моя Святая Русь!

М. Р: Итак, мы начинаем! Встречаем наших детей!

Вход детей под песню «Отчего так в России берёзы шумят», (гр. «Любэ») «Орнаментальный хоровод»

Вед: Наше занятие недаром началось с задушевной песни. Сегодня мы с вами будем размышлять о том, что значит Родина для каждого человека, с чего она начинается. Как называется наша Родина? Правильно, Россия, Святая Русь — так называли её в старину. А что такое — Россия?

Что такое Россия (А. Дементьев)

Р: Что такое Россия? Это знойное лето…

Когда много цветов на зелёном лугу,

Когда брызги на море жемчужного цвета,

Когда хлеб созревает, и косят траву!

Р: Что такое Россия? Это чудная осень…

Когда в небе, курлыча, летят журавли,

Когда шишки, созревшие падают с сосен,

Когда кружатся листья до самой земли.

Р: Что такое Россия? Это зимняя сказка…

Когда снег серебристый лежит на земле,

Когда мчатся мальчишки с горы на салазках,

Когда виден узор на морозном стекле.

Р: Что такое Россия? Это полная жизни,

Счастья, бодрости, радости, света — весна,

Когда дождик прохладный, на землю вдруг брызнет,

Когда лес зашумит, отошедший от сна,

Р: Когда ветер траву молодую волнует,

Когда птицы поют снова в нашем краю…

Я Россию свою, мою землю родную,

Словно мать дорогую, очень нежно люблю!

Песня «У моей России»

Вед: Ребята, как вы думаете, почему каждый человек любит свою Родину? Как вы считаете, с чего начинается Родина? (ответы детей)

Вед: Я приглашаю вас в путешествие! Давайте представим, что мы пролетаем на огромном самолёте над нашей страной.

Р: Если долго-долго-долго в самолёте нам лететь,

Если долго-долго-долго на Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда и леса, и города,

Океанские просторы, ленты рек, озёра, горы…

Р: Мы увидим даль без края, тундру, где звенит весна,

И поймём тогда, какая наша Родина большая, необъятная страна!

Видеоэкскурс «Моя необъятная страна»

Блок 2, звучит фоновая музыка — Кейко Матцуи, «Цветы Моря»

Притча оРодине (Репина И. А.)

Вед: Есть у русского народа одна мудрая пословица: «Где родился, там и сгодился». О чём она? Сейчас поймёшь. (видеосопровождение)

Жил один Человек с самого рождения в одном месте, на своей Малой Родине. Прослышал он о том, что есть на свете экзотические страны, где живётся беззаботно и весело, а главное — богато. Многие люди там бывали, да об этих райских странах с восторгом рассказывали. Отправился он за тридевять земель, и стал жить в такой сказочной стране. Места там были чудесные, вечное солнце, тёплый океан, пальмы, хоромы высокие, одежды прекрасные, кушанья изысканные, жизнь беззаботная! Лежи себе в шезлонге, загорай, купайся, да жизнью сладкой да райской наслаждайся! Живёт он так день, неделю, месяц, два, три, но странное дело, ощущение радости и счастья постепенно улетучивается, какая — то тревога и необъяснимая тоска охватывает душу человека, не даёт спокойно заснуть по ночам. Видятся всё ему родные места, ставший одиноким родительский дом, берёзка под окном, своими руками посаженная, речка, в которой плескался ещё босоногим мальчуганом, родные кресты на погосте на краю села. Слышится ему малиновый перезвон колоколов, да напевы песни русской: то весёлые, задорные, то напевные, протяжные, щемяще — грустные. Ничего не мило стало человеку — ни хоромы царские, ни блюда заморские не радуют, а всё чудится треск поленьев в русской печи, да аромат матушкиных щей, да каравая свежего. Не спится человеку, гулко стучит его сердце, да не просто бьётся, а поёт, как колокольчик далёкий: «Дили — динь, динь — дон! Дили — динь, динь — дон! Где родился — там и сгодился! Счастье там, где твой дом!» (звенит в колокольчик, передаёт его педагогу — психологу; звучит р. н. мелодия; видеосопровождение).

Педагог-психолог:

И покинул страну заморскую Человек, пошёл на зов своего сердца! Это была дорога к своей Малой Родине, возвращение к самому себе, к своим корням, к своим Истокам! Здравствуй, сторонушка родимая, околица заветная! Вот и берёзонька в пояс кланяется, обнимает, ветви на плечи кладёт! Вот вспыхнули приветливо окна дома родимого, да сизый печной дымок в небо заструился! Вот и самовар зазывно загудел, запыхтел, да песню радостно запел. А там и русская речь, смех, шутки — прибаутки, да песни народные — это соседи пришли радость разделить, да с земляком поговорить, да новостями поделиться: как наши предки говаривали — сядем рядком, да поговорим ладком! И понял Человек — вот оно, Счастье, которому нет цены! Его не купить ни за какие богатства мира! И нет ничего милее русскому сердцу, чем его Малая Родина — дом, где он родился, улица, на которой он вырос, школа, где учился. И поёт, и звенит в каждом сердце русском звонкий колокольчик и ночью, и днём: «Дили-динь, динь-дон! Дили-динь, динь-дон! Где родился — там и сгодился! Счастье там, где родился! Счастье там, где твой дом!»

Тренинг «Счастье там, где твой дом!», (фоновая музыка Клайдермана)

Педагог— психолог: Ребята, подойдите ко мне поближе. Давайте расскажем чудесному колокольчику, о том, что чувствует сейчас ваше сердце: какая она, наша Родина — Россия? (Дети, высказывая своё суждения и чувства, звенят в колокольчик, и передают его по кругу).

Дети: Моя Россия самая … (могучая, гордая, любимая, многонациональная, красивая, большая, огромная, прекрасная, сильная, дружная, родная, мудрая, весёлая и т. д.).

Педагог-психолог: «Россия» — слово звонкое и чистое, как родниковая вода, крепкое, как алмаз, нежное, как берёза, дорогое, как мама! Как сказал известный писатель, «счастье в том, чтобы честно жить, горячо любить и беречь эту огромную землю, которая зовется Родиной»

Блок 3.

Вед. Издавна на земле жили славяне — наши предки. Более тысячи лет тому назад они основали свое государство — Русь! Их соседи — хазары, печенеги — часто нападали на славян, опустошали земли, разоряли дома, уводили в плен людей. Русь защищали настоящие богатыри — об этом мы знаем из дошедших до нас былин. Что такое былина? (Былина — это русская народная песня — сказание о подвигах богатырей.) Какие былины вы знаете? (ответы детей). В старину, когда не было интернета, телевидения и радио, от города к городу, от селенья к селению ходили гусляры и пели о подвигах русских богатырей — защитниках Родины! А каких русских богатырей вы знаете? (ответы детей).

Педагог по изодеятельности: (видеосопровождение о художнике В. М. Васнецове)

А я хотела бы рассказать вам одну чудесную историю. В некотором царстве, в некотором государстве жил — был добрый волшебник. И, как все добрые люди, делал добрые дела, приносил людям радость! Был он замечательным художником, и звали его Виктор Михайлович Васнецов. В молодые годы он увлекся былинами, и так одна из них ему понравилась, что он выписал ее к себе в тетрадь, а позже нарисовал замечательную картину «Богатыри».

Под славным городом Киевом, на тех степях, на днепровских,

Стояла застава богатырская. На заставе был богатырь Илья,

Илья Муромец, сын Иванович…

А и конь под Ильей, словно лютый зверь,

А и сам на коне, как ясный сокол!

А и был на заставе Добрыня Никитич млад,

И пошел его добрый конь богатырский

С горы на гору перескакивать,

С холма на холм перешагивать.

А и был там Алеша Попович лад,

Что из красна города, из Ростова!

Вопросы по картине

Кто изображен на картине?

— Чем они вооружены?

— Для чего нужен был боевой дозор?

— Да, ребята, вы все правильно сказали. Художник не скупился на детали — все в его картине имеет смысл: и степные просторы Родины, и фигуры богатырей, и их доспехи, вооружение, их кони. Очень талантливо В. М. Васнецов изобразил каждого богатыря: его особенности, его характер, его возраст. А кто из богатырей вам понравился больше всего?

Мини-рассказы детей олюбимом былинном герое.

— Илья Муромец — самый старший, самый главный и опытный воин на заставе. В нем чувствуется мудрость и большая сила. И конь у него статный, сильный, вороной. В одной руке у него копье, на другой висит палица. Одеты все богатыри в шлемы и кольчуги — это их воинские доспехи. Илья Муромец смотрит вдаль: не идет ли враг на Русь? В нем чувствуется спокойствие, мудрость, надежность и выдержка. Глядя на Илью Муромца, понимаешь, что Святая Русь под надежной защитой.

— А мне нравится Добрыня Никитич. Он отважен, смел, силен, но более нетерпелив и молод. Он готов в любую минуту, не раздумывая, броситься на врага, поэтому Илья Муромец как бы сдерживает его, преграждая путь своим копьем белогривому коню Добрыни.

— Мне очень понравился самый молодой и задорный богатырь Алеша Попович. На нем серебряная кольчуга, одежда его красива и богата. У него густые брови, усики, взгляд «с хитринкой», в нем чувствуется ум и смекалка. В одной руке он держит наготове лук со стрелами, а в другой — плетку, чтобы мигом подстегнуть коня и мчаться в бой. А за спиной Алеши видны гусли, значит, он, к тому же, и поэт, и гусляр — музыкант.

Педагог ИЗО: Ребята, спасибо за прекрасные рассказы, вы тонко подметили все детали, всё то, о чем хотел нам рассказать в картине В. М. Васнецов, о его безграничной любви к Родине.

Блок 4. Звучит песня «Конь» (видеоклип группы «Любэ)

Вед. Ребята, по-моему, у нас происходят настоящие чудеса! (входят 3 богатыря)

Арт— этюд «Ожившая картина— «Богатыри»

Вед. Кто вы, добры молодцы?

Дети: Русские богатыри! («выходят из картины»)

Вед. И верно, ведь в былине-то сказано…

А под славным городом, под Киевом,

Стояла застава богатырская,

На заставе атаманом был Илья Муромец (поклон богатыря)

Податаманье был Добрыня Никитич, (поклон)

Есаул — Алеша, поповский сын… (поклон)

C:\Users\User\Desktop\аттестация 20\печать 2017\молодой ученый\2 конференция\03.JPG

Рис. 1. «Ожившая» картина В. М. Васнецова «Богатыри»

Илья Муромец:

Сидел Соловей-разбойник во сыром дубу,

Свистел Соловей-разбойник, да по-соловьиному,

Рычал злодей-разбойник по-звериному.

От его свиста все цветочки осыпалися,

А что есть люди — все мертвы лежат.

Но срубил я ему буйну голову,

Говорил при том таковы слова:

Тебе полно-то свистать по-соловьиному,

Тебе полно-то кричать да по-звериному,

Тебе полно-то стращать малых детушек.

Добрыня Никитич:

Поехал я к славной речке,

Вдруг не дождь дождит, да не гром гремит,

То Змеинище, да то Горынище,

Да о трех головах, о двенадцать хоботах,

Говорит –то Змеинище таковы слова:

«А теперь, Добрынюшка, ты в моих руках!

Я тебя в полон возьму, захочу — сожгу, захочу — сожру!»

Изловчился я, ударил Горынище,

Ай, упал-то Змей, на сыру землю,

На сыру землю, на ковыль-траву.

Запросил пощады, душегубище!

Алеша Попович:

Рассказали мне про Тугарина Змеевича,

И что сам он трех саженей росту,

Конь под ним, что лютый зверь,

Изо рта пламень пышет,

Из ушей — дым столбом –

Все боятся лютого!

Как хлестнул я его по голове,

Как упал он на сыру землю,

Как вскочил я ему на черну грудь

И отрезал ему голову прочь,

И сказал: «По грехам твоим, Змеевич, и плата!»

Илья Муромец: Помните, и детям своим завещайте:

«Когда мы едины — любой враг нам не страшен!»

Богатыри (вместе): И, если кто с мечом к нам придет — то от меча и погибнет!

Вед. Ой вы, гой еси, богатыри, да святорусские!

Ай, седлали вы коней добрых,

Да стояли вы за Веру и Отечество!

Так поклон вам от Руси во веки веков!

(ведущий и «богатыри» кланяются друг другу, все дети выстраиваются полукругом)

Песня «Русский дух» (автор Н. Тананко)

Блок 5. (видеосопровождение «Наследники России»)

Стихотворение «Наследники России» (Е. Гомонова)

Р. Что остается нам в наследство от наших дедов и отцов?

Конечно, любящее сердце к земле родной — основе всех основ.

Какая Родина красивая, остановись и погляди,

Моя земля, моя Россия, мы все наследники твои!

Р. А наших бабушек наследство хранит тепло умелых рук,

Что вышивали полотенце и превратили в летний луг!

Р. Что остается нам в наследство от тех, что знать мы не могли?

Раздольная, родная песня, душа народа и земли!

Как песни русские красивы! Ты к ним прислушайся, замри,

Моя земля, моя Россия, мы все наследники твои!

Стихотворение «Моя Россия» (И. А. Репина)

Моя Россия — это храмы и отблеск в небе куполов,

Моя Россия — это праздник и перезвон колоколов,

Моя Россия — это Слава отважных дедов и отцов,

Моя Россия — это Память о подвиге ее сынов!

Моя Россия — это Вечность, моя Россия — Доброта!

Моя Россия — Человечность, моя Россия — Красота!

Здесь Русский Дух, здесь Русью пахнет,

И этот Дух — неистребим!

И нету Родины прекрасней, ее народ непобедим!

Просмотр клипа «Гордая моя Россия»

Фоном звучит песня «Как упоительны в России вечера»

Муз. рук: Нет, мы не Russia, не Иваны, совсем не помнящих родства,

Мы — Русские! Мы — Россияне! Судьба и Родина у нас на всех одна!

Гаснут свечи в нашей гостиной. Пусть эти искорки Добра и Красоты всегда живут в вашем сердце! Мы не прощаемся, а говорим: «До новых встреч!»

C:\Users\User\Desktop\аттестация 20\печать 2017\молодой ученый\2 конференция\01.JPG

Рис.2. Оформление музыкального зала

C:\Users\User\Desktop\аттестация 20\печать 2017\молодой ученый\2 конференция\02.JPG

Рис.3. Оформление музыкального зала

Литература:

  1. Бударина Т. А. и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством», С-Пб.; Детство-Пресс, 2010г.
  2. Ветохина А. Я., Дмитренко З. С. и др. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», С-Пб.; Детство-Пресс, 2011г.
  3. Князева О. Л., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры С-Пб.; Детство-Пресс, 2006г.
  4. Островская Л. Ф. Беседы с родителями о духовно-нравственном воспитании дошкольника. М.: Просвещение. — 2010.
  5. Материал с сайта энциклопедии Википедия ru.wikipedia.org/wiki/
  6. Материал с сайта «Россия Великая» russia.rin.ru/guides/4219.html
  7. Материалы Международного образовательного портала МААМ.ru
Основные термины (генерируются автоматически): Святая Русь, Илья Муромец, Малой Родине, русских художников, русских богатырей, России берёзы, «Моя необъятная, России вечера», «Белый орёл», фоновая музыка, Алеша Попович, серии «Моя Родина, Добрыня Никитич, ответы детей, героизм русских воинов, подвигах русских богатырей, творчеством русских художников, русских народных костюмах, репродукции картин русских, святую Русь.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос