Библиографическое описание:

Кубегенова А. Д., Тажкуран А. Е., Имангалиева А. Н. Модульная технология обучения как средство повышения эффективности подготовки специалистов ИКТ [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 135-137.



Общество информационных технологий или как его называют постиндустриальное общество в отличие от индустриального общества конца XIX — середины ХХ века гораздо в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Решение новых задач, стоящих перед системой образования, связано с созданием и использованием наиболее эффективных методов обучения и воспитания учащихся. Речь идет о методах, активизирующих обучаемых, побуждающих их к самостоятельной и творческой деятельности. Но что такое большая или меньшая эффективность методов обучения? И как определить, какой метод в данной учебной ситуации дает лучшие результаты? Дать однозначный ответ на эти вопросы очень сложно [1].

Одно из ведущих положений теории деятельности — эффективное обучение. Оно предполагает такую организацию, при которой сам обучаемый оперирует учебным содержанием, и только в этом случае знания усваиваются осознанно и прочно [2].

В настоящее время в большинстве образовательных учреждений основной целью ставится создание условий для самореализации личности каждого студента, удовлетворение его образовательных потребностей в соответствии с выбранной специальностью. Необходимо подготовить студента к творческому, интеллектуальному труду, социализировать его с учетом реальных потребностей рынка труда.

В основе предлагаемой системы подготовки студентов технических специальностей лежит хорошо зарекомендовавшая себя модульная технология обучения, со всеми присущими ей достоинствами, реализованная с использованием информационных технологий (ИТ/IT) [3].

Данная технология, по сути, является личностно ориентированной. Она позволяет одновременно оптимизировать учебный процесс, обеспечить его целостность в реализации целей обучения, развития познавательной и личностной сферы учащихся. Технология основывается на самостоятельном добывании студентами знаний в процессе работы с учебной, научно-популярной и справочной литературой в ходе обучения. Модульная технология позволяет совместить жесткое управление познавательной деятельностью обучаемого с широкими возможностями для самоуправления.

Важным достоинством данной технологии обучения является ее интеграционное качество. Модуль, как целостное единство содержания и технологии его изучения, реализуется через комплекс проблемной, алгоритмической и программированной технологий, интегрированных в модуль. Необходимыми становятся не столько сами знания, сколько понимание, где и как их можно применить. Еще важнее знание о том, как информацию добывать, интегрировать и передавать другим. Поэтому основной лозунг модульных занятий — «Главное не знать наизусть, а знать, где найти!»

Сущность модульного обучения состоит в том, что содержание обучения структурируется в автономные организационно-методические блоки-модули, содержание и объём которых можно варьировать в зависимости от дидактических целей, профильной и уровневой дифференциации обучающихся, желаний обучающихся по выбору индивидуальной траектории движения по учебному курсу. Модули могут быть обязательными и элективными. Сами модули формируются:

 как структурная единица учебного плана по специальности;

 как организационно-методическая междисциплинарная структура, в виде набора разделов

 из разных дисциплин, объединяемых по тематическому признаку базой;

 как организационно-методическая структурная единица в рамках учебной дисциплины.

Обязательным элементом является рейтинговая система оценки знаний, предполагающая балльную оценку успеваемости обучающихся по результатам изучения каждого модуля. Сердцевина модульного обучения — учебный модуль, включающий: законченный блок информации; целевую программу действий обучаемого; рекомендации (советы) преподавателя по ее успешной реализации.

Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения в плане содержания обучения, темпа усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам обучения, по способам контроля и самоконтроля.

Принципиальные отличия предлагаемого модульного обучения на основе IT технологии от других систем обучения состоят в следующем: содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленной целью. Цель формируется индивидуально для обучающегося и определяет не только тип и объем изучаемого материала, но и уровень его усвоения. Кроме того, в процессе обучения студент может получать от системы рекомендации и советы по рациональному построению хода решения задачи.

Студент работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации и самоконтролю. Проблема индивидуального консультирования, дозированной помощи учащимся решается по инициативе студента.

Поскольку модульное обучение базируется на деятельностном принципе: — только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных системных действий обучаемого, оправдано введение в систему элементов исследования в процессе отыскания решения.

В структуре модульной технологии имеет место и программированное обучение. Четкость и логичность действий, активность и самостоятельность студента, индивидуализированный темп работы, регулярная сверка результатов (промежуточных и итоговых), самоконтроль и взаимоконтроль — эти черты программированного подхода присущи предлагаемой технологии обучения.

Интенсивный характер технологии требует оптимизации процесса обучения, т. е. достижения наилучшего результата с наименьшей затратой сил, времени и средств.

Основные идеи, положенные в основу технологии:

 учебный материал организован по модульному принципу;

 студент вынужден самостоятельно решать поставленные задачи, отыскивать необходимую для этого информацию, анализировать и принимать решения и при этом обеспечивается целенаправленная траектория обучения;

 студенту предоставляется возможность получения практического навыка проведения исследовательской работы в процессе отыскания наилучшего решения поставленной задачи;

 для повышения мотивации к получению знаний по данной дисциплине вводятся элементы состязательных и игровых ситуаций (кто быстрее и лучше решит поставленную задачу, предложит более оригинальный способ разрешить сложную ситуацию).

Способ реализации.

Обучающий модуль представляет целостное единство содержания и технологии его изучения, реализуется через комплекс проблемной, алгоритмической, программированной и аналитической технологий, интегрированных в модуль. Учебный материал охватывает весь курс изучаемой дисциплины и разбит на отдельные блоки. Каждый блок представляет собой раздел изучаемой дисциплины. Блоки логически связаны и предлагаются последовательно по мере усвоения материала. В составе блока — теоретический материал по данному разделу и практическое задание, выполняемое в соответствующей программной среде (например, математическое или имитационное моделирование).

Задание составлено таким образом, чтобы в ходе решения студент смог показать теоретическую и практическую подготовку в рамках теоретического материала, изложенного в данном модуле. В ходе выполнения задания студент может обратиться за дополнительной информацией. Задание состоит из целевого плана действий, перечня информационных блоков по заданной проблеме, методического руководства по решению поставленной задачи. Поскольку в блок входят крупные разделы учебного материала, он разделен на учебные элементы. Каждый учебный элемент ориентирован на достижения конкретной дидактической цели. Перед допуском студента к очередному блоку, система проводит входной контроль теоретических знаний, по результатам которого студенту предлагается учебная информация в той или иной степени детализации. Материал в электронной библиотеке изложен в двух видах детализации — обзорном и подробном. Кроме того, в состав обучающего модуля входит «блок помощи», в котором данный материал представлен с примерами решения подобных задач. Эта информация становится доступной по запросу студента, однако сам факт запроса влияет на общую оценку его работы (вводится понижающий коэффициент). Процесс решения протоколируется и результат сравнивается с оптимальным решением, полученным с помощью «решающего автомата».

В «блоке анализа» производится вычисление окончательного результата. При этом учитывается время отыскания решения задачи и количество дополнительной информации, которая потребовалась студенту. Одинаковое задание может быть выдано нескольким студентам. Это порождает эффект состязания — кто быстрее и более близко к «оптимальному» найдет результат решения.

Упрощенная структурная схема обучающего модуля представлена на рисунке № 1.

Описанная технология реализована при организации подготовки бакалавров по специальностям «Информационные системы» и «Вычислительная техника и программное обеспечение» по дисциплинам «Основы компьютерного моделирования» и «Компьютерные сети» в лабораторном практикуме. В настоящее время ведется разработка программной оболочки обучающего модуля для дисциплин «Организация компьютерных систем и сетей» и «Безопасность компьютерных сетей».

Рис. 1. Упрощенная структурная схема обучающего модуля:

1-Обучающий модуль

2- Блок входного контроля и регистрации

3- Блок формирования практического задания

4- «Решающий автомат»

5- Блок анализа хода решения задачи и сравнения результатов

6- Блок выдачи окончательного результата

7- Программная среда проектирования

8- Электронный учебник

Литература:

  1. Клименко П. Ф., Клименко И. С. Виртуальные лабораторные практикумы в образовании. Вестник КСТУ.-2009.-№ 4- С.123–128.
  2. Клименко П. Ф. Опыт применения инновационных технологий в управлении качеством подготовки специалистов — Материалы межд. науч.-практ. конф.- СПБ, 2010 С. 38–43.
  3. Клименко П. Ф. Инновации в организации лабораторных практикумов — Материалы межд. науч.-практ. конф.- Ашхабад, Туркмения, 2011г.
Основные термины (генерируются автоматически): модульного обучения, технология обучения, Модульная технология, технологии обучения, методов обучения, содержание обучения, Модульная технология обучения, целостное единство содержания, Упрощенная структурная схема, модульная технология обучения, процессе обучения студент, Сущность модульного обучения, Сердцевина модульного обучения, Клименко П, эффективных методов обучения, эффективность методов обучения, реализации целей обучения, решения задачи, действий обучаемого, плане содержания обучения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос