Автор: Абражеева Дина Викторовна

Рубрика: 14. Социальная работа

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2017)

Дата публикации: 02.05.2017

Статья просмотрена: 23 раза

Библиографическое описание:

Абражеева Д. В. К вопросу профилактики маргинальности молодежи [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 70-73.



Маргинальность мы понимаем как состояние, в котором оказываются отдельные индивиды, социальные группы, этнокультурные общности, а также молодежь в результате их перемещения в новую ценностную среду [4.C.32–33]. В данной статье мы хотим проанализировать, почему поведение этих страт населения является аморальным, социально опасным и несоответствующим общественным стандартам поведения.

На наш взгляд, маргинальные подростки и молодежь — это главная питательная среда для преступности, в том числе организованной, а члены маргинальных сообществ являются «группой риска» для суицида, распространения венерических заболеваний и СПИДа.

Характеризуя маргинализацию личности, мы сочли необходимым сделать это через анализ личностных аномалий, которые называются психопатиями.

Психопатия — это маргинальное состояние, для которого характерно:

1) выраженность патологических свойств до степени нарушения адаптации

2) всеобщность личностных отклонений, определяющих весь психический облик

3) их относительная стабильность и малая обратимость

4) наличие совокупности личностных, поведенческих, аффективных и невротических расстройств, определяющих клинические структуры

5) появление «психопатического цикла», который способствует стабилизации личностной патологии: дисфория- конфликт- личностная реакция- усугубление психопатических свойств.

6) Тотальность личностных девиаций, определяющих весь психический облик (О. В. Кербиков).

Противостояние маргинальной личности общественным устоям мы связываем с наличием психопатического склада характера. Генезис психопатии сложен на наш взгляд, он включает в себя наследственные, органические и социально- психологические факторы.

В психиатрии существуют три подхода к выделению личностных типов:

1) Определение личностного типа по доминирующему признаку, который наиболее заметно отличает данного индивидуума от гипотетически представляемой «усредненной личности»;

2) установление личностных типов по перечням заранее сформулированных стандартных критериев, минимальное количество которых имеет диагностическое значение;

3) Определение личностного профиля, включающего в себе одновременную количественную оценку различных сторон характера [3. C.182].

Исследователи А. Е. Личко, В. В. Гиндикин, В. А. Гурьева, В. С. Каган, С. А. Циркин и другие выделяют следующие типы психопатии:

1) ананкастная

2) астеническая

3) гипертимная

4) истерическая

5) мозаичная

6) паранойяльная

7) психастеническая

8) циклоидная

9) шизоидная

10) эксплозивная

11) неустойчивого типа

Ни один из этих типов не выявляется в «готовом» виде в раннем детстве, хотя именно с этого времени начинается их формирование при участии отрицательных внешних воздействий (экзо-, психо- и соматогении, факторы среды и воспитания) [2. C.330]. Раньше других — уже в возрасте 2–5 лет- могут заявить о себе шизоидная и истероидная психопатии. Инициация дисгармонии личности, начавшаяся в детском и подростковом возрасте, иногда продолжается, и в юношеском возрасте искажая нормальное индивидуальное развитие и созревание психики.

Начальное проявление психопатии в детстве (первый этап) выражается преимущественно элементарными психопатическими реакциями по возбудимому, истерическому, астеническому или неустойчивому типам. Другими словами, ребенок может нарушать нормы морали и права, не адекватно реагируя на условия окружающей среды [1.C.176].

На втором этапе ярко проявляется полиморфизм психопатии, главным образом, за счет присоединения пубертатной симптоматики в виде утрированных возрастных особенностей психики (стремление к самоутверждению, эгоцентризм, максимализм в оценках, контрастность в эмоциональных проявлениях, реакциях оппозиции, имитации, отказа, группирования т. д.) психоэндокринных, психосексуальных проявлений, достаточно часто, педагогической запущенности. Необходимо отметить, что для подросткового возраста характерна тенденция к сверхценным образованиям (неприязнь к своему телу, хобби).

Третий этап — завершение становления психопатии с формированием определенного клинического цикла. Если анализировать возрастную динамику психопатии, то можно отметить, что пубертатный период характеризуется значительным усилением личностных расстройств с выраженностью поведенческих нарушений, социальной дезадаптацией, трудностями межличностных контактов.

Неблагоприятная динамика психопатий чаще всего наблюдается при осложненных психопатиях (присоединение травм головы, мозговых инфекций, алкоголизм, наркомания, токсикомания и т. д.). Правильное воспитание, психотерапия, отсутствие заболеваний и травм головного мозга, улучшает прогноз психопатии.

На наш взгляд, отличительной особенностью современной российской молодежи является то, что кризисные процессы в обществе вытеснили ее в разряд маргинальных групп. Кардинально изменились ценностные ориентации молодежи и основные пути самореализации, которые теперь связываются с высокой оценкой экономической активности их материальной обеспеченности.

Мы считаем, что деформации воспитания материнская, родительская и социальные депривации углубляют противоречия между новыми ценностными моделями, стандартами поведения и отсутствием законных средств для их достижения. Накладываясь на сложности процесса социализации, это служит благоприятной основой для распространения в молодежной среде различного рода отклонений. Взвешенная и дальновидная молодежная политика- основа их предупреждения и локализации. К частным мерам следует отнести создание системы психологических консультаций, телефонов доверия, грамотной объективной информации, клубов досуга.

Литература:

  1. В. Гиндикин. Клинико-юридические аспекты психопатий. М., 2000. С. 176
  2. В. Гурьева. Медико-психологическая помощь акцентуированным личностям. СПб., 2001. С. 303
  3. В. Кагон. Психопатии и маргинализация личности. М. 2003 С. 182.
  4. Отклоняющееся поведение молодежи. Краткий словарь справочник, Владимир, 1996. С.32–33.
Основные термины (генерируются автоматически): личностных типов, всеобщность личностных отклонений, выделению личностных типов, Тотальность личностных девиаций, установление личностных типов, анализ личностных аномалий, наличие совокупности личностных, психический облик, значительным усилением личностных, Определение личностного, следующие типы психопатии, Начальное проявление психопатии, маргинальной личности общественным, завершение становления психопатии, Инициация дисгармонии личности, возрастную динамику психопатии, несоответствующим общественным стандартам, профилактики маргинальности молодежи, Определение личностного типа, члены маргинальных сообществ.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос