Библиографическое описание:

Ельцова И. А., Иванова И. Н., Лукьянова М. В. Применение развивающих пособий в коррекционной работе с детьми со сложной структурой дефекта [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 97-101.



В Федеральном государственном образовательном стандарте образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы развития и социализации детей с умственной отсталостью является использование в образовательном процессе форм, методов и технологий работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям [4].

Одной из форм коррекционно-развивающего обучения в ГКУ ЦССВ «Южное Бутово» являются занятия с учителем-дефектологом, на которых систематически осуществляется развитие мотивационно-потребностной сферы, познавательных процессов у детей, а также формирование социально-значимых навыков, умений, представлений (коммуникация и речь, предметно-практическая деятельность и игра, самообслуживание, универсальные учебные действия) и представлений об окружающем мире, математических представлений [1].

Современная коррекционная педагогика находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей со сложной структурой дефекта [2]. Поэтому в своей практической деятельности учителя-дефектологи используют как традиционные технологии, так и инновационные (нетрадиционные).

У воспитанников со сложной структурой дефекта страдает не только интеллект, но и эмоционально-волевая сфера, поведение, физическое развитие. У большинства детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью имеются и другие нарушения (сенсорные, моторные, расстройства аутистического спектра и др.) [2]. Поэтому, для более успешной адаптации и социализации детей рассматриваемой категории необходимо использовать новые подходы, методы и приёмы. Активное использование инновационных технологий позволяет добиваться более эффективного формирования жизненных и академических компетенций детей со сложной структурой дефекта.

В нашем учреждении существует такая форма взаимодействия специалистов, как «творческая группа». Данная форма позволяет решать текущие актуальные задачи развития, обучения, воспитания и социализации детей со сложной структурой дефекта; действовать в общем информационном поле; транслировать опыт и находить ответы на вопросы, связанные с современным этапом развития системы образования и социализации.

В процессе поиска новых технологий в работе с детьми со сложной структурой дефекта были разработаны следующие многофункциональные пособия: «Волшебное дерево», «Веселое путешествие», «Мишка», «Цветик-семицветик». Они вариативны, внешне привлекательны для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, способствуют формированию жизненных и академических компетенций детей.

Развивающие пособия — это результат практической работы учителей-дефектологов и педагога дополнительного образования, осуществляющего кружковую работу по швейному делу. Все пособия прошли апробацию в ГКУ ЦССВ «Южное Бутово» при проведении индивидуальных коррекционных занятий с детьми со сложной структурой дефекта. Пособия так же успешно применяются учителями-дефектологами и воспитателями образовательных учреждений при обучении детей с умственной отсталостью. Развивающие пособия могут использовать родители или лица, их заменяющие, в домашних условиях, организуя игровую деятельность детей.

Использование развивающих пособий в коррекционной работе с детьми со сложной структурой дефекта позволяет учителю-дефектологу проводить интересные занятия, наполненные эмоциональным и творческим содержанием [3, 5].

Остановимся на описании пособия «Волшебное дерево». Пособие используется учителем-дефектологом на занятиях по сенсорному развитию, по формированию предметно-практических действий воспитанников со сложной структурой дефекта, по развитию их коммуникативных умений. Игры и упражнения с «Волшебным деревом» варьируются в зависимости от занятия, от его темы, поставленных целей. Часто пособие используются во время проведения утреннего круга. Использование пособия в коррекционно-развивающей работе позволяет решить следующие задачи:

– развитие мелкой моторики, тактильных ощущений;

– развитие пространственной ориентировки;

– развитие зрительного внимания и памяти;

– закрепление навыков счета;

– формирование представлений о величине предметов;

– развитие цветовосприятия;

– обогащение пассивного и активного словаря;

– совершенствование грамматического строя речи;

– формирование коммуникативных способностей.

C:\Users\user\Desktop\пособия\фото дерево\SDC10500.JPGC:\Users\user\Desktop\пособия\фото дерево\SDC10490.JPG

C:\Users\user\Desktop\пособия\фото дерево\SDC10492.JPGC:\Users\user\Desktop\пособия\фото дерево\SDC10496.JPG

Оборудование представлено контурным изображением дерева, листочками разного цвета (зеленого, оранжевого, желтого, красного цвета), яблоками зеленого и красного цвета, снежинками разного размера, комочками ваты, зеленой травой, цветочками розового и белого цвета. Все элементы выполнены из фетра, соответствующего цвета и имеют липучки для прикрепления к основе. Контур дерева прикрепляется на ковролиновую доску размером 50х90 см. Во время проведения утреннего круга или вводной части коррекционного занятия учитель-дефектолог обращает внимание ребенка (детей) на календарное время года, выделяются признаки данного времени года, называются изменения в живой и неживой природе. Учитель-дефектолог предлагает отобразить сезонные изменения на данном пособии. Например, зимой на дерево прикрепляются снежинки, вокруг — кусочки ваты.

Остановимся на описании некоторых игр и упражнений с «Волшебным деревом».

– «Осеннее дерево»

Учитель-дефектолог спрашивает у ребенка, как выглядят деревья осенью и предлагает украсить «Волшебное дерево». Ребенок должен выбрать осенние листья и прикрепить их на контур дерева. В зависимости от индивидуальных особенностей и возможностей ребенка, учитель-дефектолог может предложить посчитать листья, расположить их вверху-внизу, слева-справа. Если у ребенка отсутствует активная речь, присутствуют значительные двигательные нарушения, то все задания выполняются «рука в руке» с учителем-дефектологом. Он помогает ребенку физически осуществить действие, направляет и координирует его, комментирует действия словами.

– «Зимнее дерево»

Учитель-дефектолог спрашивает у ребенка, как выглядят деревья зимой и предлагает украсить «Волшебное дерево». Ребенок должен выбрать снежинки и вату. Снежинки он прикрепляет на контур дерева, вату — вокруг. В зависимости от индивидуальных особенностей и возможностей ребенка, учитель-дефектолог может предложить посчитать снежинки, расположить их вверху-внизу, слева-справа, сравнить снежинки по размеру, орнаменту. Если у ребенка отсутствует активная речь, присутствуют значительные двигательные нарушения, то все задания выполняются аналогично рекомендациям, указанным выше.

– «Волшебное дерево весной»

Учитель-дефектолог спрашивает у ребенка, как выглядят деревья весной и предлагает украсить «Волшебное дерево». Ребенок должен выбрать зеленые листочки и прикрепить их на контур дерева. В зависимости от индивидуальных особенностей и возможностей ребенка, учитель-дефектолог может предложить посчитать листочки, расположить их вверху-внизу, слева-справа. Если у ребенка отсутствует активная речь, присутствуют значительные двигательные нарушения, то все задания выполняются аналогично рекомендациям, указанным выше. Учитель-дефектолог обращает внимание ребенка на весеннее цветение деревьев и предлагает украсить «Волшебное дерево» розовыми или белыми цветочками.

– «Волшебное дерево летом»

Учитель-дефектолог спрашивает у ребенка, как выглядят деревья летом и предлагает украсить «Волшебное дерево». Ребенок должен выбрать зеленые листочки и прикрепить их на контур дерева. В зависимости от индивидуальных особенностей и возможностей ребенка, учитель-дефектолог может предложить посчитать листочки, расположить их вверху-внизу, слева-справа. Если у ребенка отсутствует активная речь, присутствуют значительные двигательные нарушения, то все задания выполняются аналогично рекомендациям, указанным выше. Учитель-дефектолог обращает внимание ребенка на появление плодов на деревьях и предлагает украсить «Волшебное дерево» украсить яблоками разного размера и цвета.

– «Подбери слова»

Учитель-дефектолог предлагает подобрать определения, например, к словам-существительным. Например, к слову «яблоко»: «Яблоко какое? Зеленое, красное, сладкое, сочное, круглое» и т. д.

– «Потрогай и сравни листья»

Учитель-дефектолог предлагает сравнить листья по цвету. После сравнения ребенок делает вывод о том, какой листочек бывает в какое время года. Если у ребенка отсутствует активная речь, то он выполняет сортировку листьев по цвету.

– «Назови часть целого»

Учитель-дефектолог обращает внимание ребенка на контур «Волшебного дерева» и предлагает назвать /показать части дерева.

Пособие «Волшебное дерево» используется для развития связной речи говорящих детей. Например, при составлении описательного рассказа. Рассмотрим алгоритм выполнения этого задания. Учитель-дефектолог рассказывает о погодных изменениях конкретного времени года. Ребенок в ходе рассказа прикрепляет на ковролиновую доску детали, обозначающие явления в природе. После этого, пытается самостоятельно рассказать об изменениях в живой и неживой природе актуального времени года.

Развивающие пособия «Мишка», «Цветик — семицветик» — это вырезанные из цветного фетра силуэты медвежонка и цветка, в местах прикрепления деталей пришиты пуговицы. На съемных деталях сделаны петли в соответствии с размерами пуговиц.

C:\Users\user\Desktop\пособия\069.JPGC:\Users\user\Desktop\пособия\071.JPG

C:\Users\user\Desktop\пособия\074.JPGC:\Users\user\Desktop\пособия\078.JPG

На силуэт медведя можно пристегивать лапы, уши. На силуэт цветка можно пристегнуть разноцветные лепестки.

Эти игры помогут научить ребенка расстегивать и застегивать пуговицы на одежде. Ребенок запомнит алгоритм выполнения действия, научится контролировать и координировать свои движения, станет более самостоятельным при одевании и раздевании. Основные цели пособий «Мишка», «Цветик — семицветик»: развитие соотносящих действий рук, развития тонкой моторики пальцев рук, формирования навыков действий по расстегиванию и застегиванию пуговиц. Ребенку можно предложить снять детали, затем учитель-дефектолог снова собирает «Мишку», «Цветик-семицветик» целыми. Игру можно повторить несколько раз. Можно спрятать лапы мишки /лепестки цветка в разных местах кабинета и предложить ребенку их отыскать. В дальнейшем учим пристегивать детали — лапы /лепестки к основе игрушек.

Следующее пособие «Веселое путешествие» может использоваться как на коррекционных занятиях, так и в диагностической работе с воспитанниками со сложной структурой дефекта.

C:\Users\Ирина\Desktop\WP_20150219_003.jpg

Основными задачами пособия являются:

– формирование сенсорно-перцептивной способности воспитанников со сложной структурой дефекта;

– развитие внимания, памяти;

– развитие зрительного, слухового и тактильно-кинестетического восприятия;

– — формирование представлений о форме, величине, цвете предметов;

– развитие пространственной ориентировке;

– развитие мелкой моторики пальцев рук;

– формирование коммуникативных умений и навыков.

Развивающее пособие «Веселое путешествие» изготовлено из различных тканей: хлопок, флис, синтепон. Размер панно:108 x 96 см. На панно закреплены разноцветные фигуры на пуговицах, липучках: цифры, цветы, фрукты, ягоды, грибы, животные, рыбы, деревья, солнце, облака, радуга. Перечислим некоторые варианты игр с развивающим пособием «Веселое путешествие».

– «Рассматриваем и наблюдаем»

Учитель-дефектолог при рассматривании панно показывает воспитаннику, что шуршит, что звенит, что открывается, отстегивается, расшнуровывается. При этом он можно рассказывать веселые стишки, потешки, петь песенки. Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок учился осваивать все манипуляции самостоятельно. Чтобы мотивировать ребенка поскорее научиться справляться с разнообразными застежками, вызвать интерес к действиям расстегивания, можно под застежками спрятать какой-нибудь предмет. На первых порах можно предложить собирать и складывать детали панно. Например, цветочки в букет, грибы — в корзинку.

– «Рассматриваем и наблюдаем»

Учитель-дефектолог предлагает посчитать сколько круглых предметов, сколько вагонов в поезде, сколько рыбок плавает в озере и т. п. Пособие помогает закреплять порядковый счет в пределах десяти пособия можно составлять задачи с опорой с на наглядный материал.

– «Играем в ролевые игры»

Учитель-дефектолог сочиняет сказки, истории с персонажами пособия и предлагает ребенку поучаствовать в их обыгрывании.

– «Собери в корзинку»

Учитель-дефектолог предлагает ребенку собрать» в корзинку грибы, ягоды и др. и сосчитает их.

– «Сосчитай цветы»

Ребенку предлагается сосчитать все цветы на поляне. Сосчитать только желтые, красные, белые и т. д. цветы.

– «Найди такого же цвета»

Учитель-дефектолог показывает карточку определенного цвета и просит найти все объекты такого же цвета.

– «Один — много»

Ребенок находит предметы, которых много, и те которые находятся в единственном числе.

– «Найди по форме»

Учитель-дефектолог показывает карточку с изображением геометрической фигуры и просит найти на пособии предметы такой же формы.

– «Чего не стало?»

Учитель-дефектолог просит запомнить все, что прикреплено к панно, а затем убирает один из объектов, и просит ребенка сказать какой.

– «Прикрепи куда скажу».

Учитель-дефектолог предлагает словесную инструкцию, следуя которой воспитанник прикрепляет предмет, ориентируясь на пространственные взаимоотношения.

– «Кто как передвигается?»

Из изображений, прикрепленных к панно, воспитанник должен найти тех, кто летает, ползает, прыгает.

– «Кто где живет?»

Рассказать, где живут звери, изображения которых прикреплены к панно. Например: медведь — в норе, заяц — в норе и т. д.

– «Кто (что) здесь лишнее?»

Среди растений, животных, птиц выбрать на панно лишнее.

– «Найди того, о ком расскажу»

Учитель-дефектолог рассказывает о том, где обитает зверь, чем он питается, кого боится, а воспитанники угадывает животное.

– «Кто зимует с нами?»

Ребенку предлагается показать животных, которые зимуют в наших краях.

Таким образом, планомерная, целенаправленная коррекционная работа с использованием развивающих пособий на занятиях учителя-дефектолога позволяет сформировать у воспитанников со сложной структурой дефекта академические и жизненные компетенции, предусмотренные специальной индивидуальной программой развития.

Литература:

  1. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы/ под ред. И. М. Багажноковой. — М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС,2007.- Коррекционная педагогика.
  2. Программа обучения учащихся с тяжелой умственной отсталостью / Л. Б. Баряева, Д. И. Бойков, В. И. Липакова и др.; Под ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011. — 296 с.
  3. Система М. Монтессори: Теория и практика: учебное пособие для студ.учрежденийвысш.образования / М. Г. Сорокова.-6-е изд.,стер.-М.:Издательский центр «Академия», 2014.-384 с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19 декабря 2014 г.
  5. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома / Е. В. Моржина.-М.:Теревинф,2006.-40с.- (Лечебно-педагогические программы).
Основные термины (генерируются автоматически): сложной структурой дефекта, «Волшебное дерево», умственной отсталостью, значительные двигательные нарушения, активная речь, внимание ребенка, возможностей ребенка, Ребенок должен, контур дерева, «Веселое путешествие», индивидуальных особенностей, социализации детей, аналогично рекомендациям, Развивающие пособия, развивающих пособий, указанным выше, академических компетенций детей, ГКУ ЦССВ «Южное, ЦССВ «Южное Бутово», структурой дефекта академические.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос