Авторы: Горбунова Ольга Юрьевна, Сизова Лариса Николаевна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (115) июнь-1 2016 г.

Дата публикации: 03.06.2016

Статья просмотрена: 155 раз

Библиографическое описание:

Горбунова О. Ю., Сизова Л. Н. Особенности работы с детьми, имеющими тяжелые и множественные отклонения и нарушения в развитии, проживающими в условиях Центра содействия семейному воспитанию // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1435-1437.



Наша работа направлена, прежде всего, на развитие и социализацию детей с тяжелыми и множественными нарушениями и перед нами задача: компенсировать имеющиеся отклонения в развитии на основе формирования системы практических навыков и умений, обеспечивающих ориентировку в окружающем мире.

Приоритеты современного общества требуют большого внимания к личности ребенка с ограниченными возможностями. Проблема социализации детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития является одной из главных в сфере государственной политики.

Актуальной является и разработка новых организационных форм работы, позволяющих оптимизировать пути и способы взаимодействия детей с ОВЗ с окружающим миром.

Мы работаем длительное время в Центре содействия и семейному воспитанию, и накопили опыт сотрудничества со всеми детьми. В настоящее время, работаем с детьми имеющими тяжелыми и множественные нарушения развития (самая тяжелая категория детей, проживающих в условиях ЦССВ).

Данная категория детей до недавнего времени, к сожалению, была меньше всего охвачена специалистами. В первую очередь, нам необходимо было трансформировать свой опыт для работы именно с этими детьми.

Дети, о которых идет речь, имеют основной диагноз и сочетанные нарушения. В двигательном развитии чаще всего не передвигаются, занимают вынужденное положение тела полусидя, в силу заболевания опорно-двигательной системы. Возможны только совместные действия со взрослым; характерны грубые нарушения зрительно-двигательной координации. Контакт крайне затруднен из-за непонимания обращенной речи, даже при многократном жестовом и мимическом повторении. В основном, эти дети пассивны в принятии предлагаемого задания, инструкцию не понимают, не удерживают внимание при выполнении заданий; у них не сформированы регуляторные механизмы. Они не понимают простейшие ситуации, с большим трудом формируется опыт. Они не ориентируются в окружающем. Эмоции детей примитивны.

Как правило, основной формой организации педагогической- коррекционной работы являются индивидуальные — коррекционные занятия.

Безусловно, все занятия строятся с учетом особенностей структуры дефекта каждого ребенка. Но дети, имеющие тяжелые и множественные нарушения развития, часто не могут выдержать, даже в рамках одного занятия (в силу основного диагноза и сочетанных нарушений). Поэтому, в своей работе мы применяем такие технологии, как: динамическая пауза, релаксация, пальчиковая гимнастика, корригирующая гимнастика, игра терапия, массаж, арт терапия, технология музыкального воздействия, сказка терапия, психа гимнастика, технология воздействия цветом, а также используем различные формы организации занятий: комплексные занятия разных специалистов, межгрупповые развлекательные и досуговые мероприятия, тематические ландшафтные экскурсии, игры на свежем воздухе, спортивно- досуговые мероприятия, театрализованные репризы. Занятия проходят в различных специализированно-оборудованных помещениях: учебный класс, спортивный зал, музыкальный зал, зал лечебно-физкультурный зал, сенсорная комната, игровая зона в группе, спортивно-развлекательный игровой комплекс с горками и сухим бассейном, а также на улице.

Наша работа направлена, прежде всего, на развитие и социализацию детей с тяжелыми и множественными нарушениями и перед нами задача: компенсировать имеющиеся отклонения в развитии на основе формирования системы практических навыков и умений, обеспечивающих ориентировку в окружающем мире. Поэтому сначала формируем представление ребенка о самом себе, затем учимся ориентироваться в ближайшем окружающем пространстве. Безусловно, обогащаем опыт взаимодействия с взрослым.

Темы, подобранные нами для занятий соответствуют возможностям и опыту детей. Каждую тему мы прорабатываем в различных ситуациях: на занятии, в режимных моментах, досугах, в быту, и на улице. Ребенку легче воспринимать и усваивать необходимый объем информации, переключаясь с одного вида деятельности на другой, поэтому мы берем задания из разных областей (сенсорное развитие, развитие моторных навыков, окружающий мир, предметно-практическая деятельность).

Формирование представления о себе: показываем отражение в зеркале, обязательно комментируя. Показываем части тела ребенка, куклы, педагога, дотрагиваясь до них и проговаривая разные стихи — потеши, формируем умение откликаться на свое имя (поворачивать голову, жестами, мимикой, показывать на себя рукой, для некоторых глазками). Формируем интерес к взрослому посредством игр (ладушки, ку-ку, кто спрятался, идет коза рогатая).

Работа с данной категорией детей требует постоянного педагогического поиска, гибкости, самосовершенствования, профессионального обучения, а самое главное в нашей работе — терпение и любовь.

Правильно подобранная коррекционно-развивающая и реабилитационная работа — залог нашей успешной работы!

Хотим поделиться опытом работы на примере конспекта занятия.

Тема: Утро.

Цель: формировать элементарное представление о времени суток.

Задачи:Коррекционно-образовательные:

‒ Формировать интерес к совместным действиям.

‒ Создать условия для формирования представлений об утре.

‒ Расширять пассивный словарь по теме.

Коррекционно-развивающие:

‒ Развивать зрительное и слуховое восприятие.

‒ Развивать тактильную чувствительность.

‒ Стимулировать визуальный и тактильный контакт.

‒ Развивать вкусовые ощущения.

‒ Стимулировать обонятельный анализатор новыми сенсорными впечатлениями (запахами).

Воспитательные:

‒ Устанавливать эмоциональный контакт.

‒ Формировать эмоциональный отклик на музыку, чувство ритма.

Ход занятия:

(Занятие начинается с песенки «Утро начинается»)

Здравствуйте, ребята! Доброе утро! Давайте вдохнем аромат свежего утра (ароматические масла). Появилось солнышко, становится светло и тепло.

Ритмичная игра.

Солнышко, солнышко (беремся за руки, тянемся вверх)

Золотое донышко (опускаем руки вниз)

Гори, гори ясно (поднимаем руки вверх, раскачиваемся)

Чтобы не погасло.

Побежал в лесу ручей (руками показываем волны)

Прилетели сто грачей (соединяем руки и машем ими, как крылышками)

А сугробы тают, тают (каждый медленно тянется до пола)

А цветочки подрастают (каждый медленно тянется до пола).

Запели птички. Послушайте, как они звонко поют (звукозапись). Спойте вместе с птичками: «Тиу-тиу, пиу-пиу».

Рассматривание картинок (дети просыпаются, потягиваются, одеваются, умываются и чистят зубы, делают зарядку, завтракают).

Мы проснулись, давайте потянемся! (Выполнение движений спроговариванием):

Потягунюшки, потягунюшки, порастюнюшки, порастюнюшки,

Поперек мы потолстюнюшки, глазоньками поглядюнюшки,

Ушеньками послышунюшки, рученьками похватюнюшки,

Ноженьками потопунюшки, в ротик говорок-говорок,

А в головку-разумок, разумок.

А теперь умоемся:

Водичка, водичка, умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.

Одеваемся:

Мы на пухлые ручонки,

Одеваем рубашонку.

Повторяй за мной слова:

Ручка — раз, ручка — два!

Застегнем застежки

На твоей одежке:

Пуговки и кнопочки,

Разные заклепочки.

На наших ребятишек

Оденем мы штанишки:

Повторяй за мной слова:

Ножка — раз, ножка — два!

А теперь на ножки -

носочки и сапожки!

(вариант для лета:Обуваем ножки,

Бегать по дорожке!)

Повторяй за мной слова:

Ножка — раз, ножка — два!

Хоть устали одеваться,

Но не будем возмущаться!

Что осталось — голова?

Вот и шапочка — раз, два!

А теперь пора завтракать! (учим пить из чашки.)

Телесно-ориентированная методика.

Ранее утро согрело нас ласковым солнышком. Лучики согрели головку, личико, ручки. Вдалеке запели птички, послушаем их. Еще раз вдохнем аромат утра и расслабимся. Потихоньку покрутим головкой по сторонам, разомнем плечики, кисти рук, похлопаем ими по ножками, и в ладошки. С добрым утром, … (называем имя ребенка).

Утро — прекрасное время для игр и прогулок. Дети проснулись, подкрепились, полны сил. А впереди столько времени — можно многое успеть.

Литература:

1. Маллер А. Р. Помощь детям с недостатками развития. М.: АРКТИ,2006.

2. Маллер А. Р. Социализация детей с выраженной умственной недостаточностью Москва, АПКиППРО, 2008г;

3. Маленькие ступеньки. Книга 5 Навыки тонкой моторики. Программа ранней педагогической помощи с отклонениями в развитии Университет Маккуэри, Сидней.1989Программа рекомендована Министерством Образования РФ и Европейской Ассоциацией Даун Синдром.

4. Маленькие ступеньки. Книга 3,6,8. Программа ранней педагогической помощи с отклонениями в развитии Университет Маккуэри, Сидней.1989

Основные термины (генерируются автоматически): множественными нарушениями, множественные нарушения развития, системы практических навыков, формирования системы практических, основе формирования системы, Программа ранней педагогической, ранней педагогической помощи, развитии Университет Маккуэри, социализацию детей, категория детей, окружающем мире, семейному воспитанию, Маленькие ступеньки, множественными нарушениями развития, тяжелая категория детей, Проблема социализации детей, Эмоции детей примитивны, досуговые мероприятия, характерны грубые нарушения, способы взаимодействия детей.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос