Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (148) апрель 2017 г.

Дата публикации: 04.04.2017

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Лаптева С. Ю. Организация межпредметных связей на занятиях по развитию движений с детьми со сложной структурой дефекта // Молодой ученый. — 2017. — №14. — С. 625-627. — URL https://moluch.ru/archive/148/41502/ (дата обращения: 23.04.2018).



В настоящее время существует необходимость разработки и адаптации методических рекомендаций по развитию движений для коррекционной направленности детей со сложной структурой дефекта в условиях проживания в ЦССВ.

При подготовке занятий по развитию движений я учитываю уровень сформированности знаний и умений воспитанников по другим предметным областям учебного плана учреждения и уровень физического подготовленности каждого воспитанника и группы в целом. Что позволяет перейти на более высокий уровень двигательной активности.

Во время проведения занятий важно сформировать у детей стойкий интерес к выполнению предложенных заданий, а так же мотив к участию в подобных мероприятиях.

У всех детей снижена двигательная активность, движения общей и мелкой моторики нарушены (нарушена переключаемость, плавность в движении, точность). Воспитанникам сложно удерживать последовательное выполнение серий движений. Я применяю и использую методы:

Наглядные (в соответствии с темой). Например: тема «Осень» (овощи, предметные картинки, листья); словесные (рассказ, беседа, книги с иллюстрациями Осень); практические.

Наглядные: показ  действие  использование атрибутов. Для привлечения внимания, для мотивации выполнения задания, эстафет, игры.

Словесные: объяснения, инструкции. Целесообразно давать инструкции в четкой, краткой форме, т. к. воспитанники со сложной структурой дефекта не понимают сложные инструкции, не удерживают их в памяти при играх.

Практические: выполнение заданий в процессе эстафет, играх. При проведении занятий по развитию движений я делаю основной акцент на применение практических методов.

Выполняя длительные упражнения, задания, эстафеты и игры, у воспитанников развивается: координация движений (целенаправленность), чувство ритма посредством упражнений под музыку, ориентировка в пространстве, двигательная память. Развивается логическое мышление, внимание, удержание правил игры, своевременное реагирование на команды, выполнение инструкций. Развивается точность скорость движений, двигательная ловкость.

Стимуляция: создание игровой ситуации  сюрпризный момент  поощрение.

На занятиях по развитию движений с детьми со сложной структурой дефекта, я добиваюсь цели закрепить и скорректировать выполнение серий общеразвивающих движений. Например: дети понимают, что осень — это время созревания овощей и фруктов. Названия овощей. Их свойства закреплялись на занятиях по ознакомлению с окружающим, формированию элементарных математических представлений. На занятии ДХЛ и т.п.

Для меня важно, чтобы воспитанники не только принимали инструкцию к заданиям, но и верно следовали ей. В своей работе я добиваюсь, чтобы воспитанники выполняли действие, как механически по предложенным заданиям, и также понимали ситуацию происходящую на занятии, устанавливали простые причинно-следственные связи. По принципу «Каждому — свое»

Важно планировать, чтобы один вид деятельности плавно сменял другой, это важно для общего хода занятия. Все этапы занятия должны быт связны между собой, все их объединило — выполнение двигательных упражнений на базе определенной лексической темы.

В каждом коррекционном занятии обязательна динамическая пауза. Дается задание детям: на улице, дотянуться до веточки, дотронуться до дерева (раз, два, три — к дереву беги), добежать до лавочки. Сюжет и тему динамической паузы мне помогают определить лексические темы. Например, при изучении темы «Зима» на занятии по ознакомлению с окружающим миром, детям предлагается рассмотреть предметные картинки с природными явлениями в это время года, пиктограммы (елочка в снегу, елочка без снега, снежинка, дожди, солнце) и т. д. Эту же методику я применяю на динамической паузе: называем, какое время года? Играем в игру малой подвижности «Липкие снежки», эстафету «Самый меткий снежок», покажи (изобрази) зимний вид спорта (хоккеист, фигурист, лыжник). И подвижная игра будет соответствовать зимней теме: «Снежинки и ветер»

Для проведения занятий в группе задаются условия приближенные к природным. Природный материал заменяется спортивным инвентарем.

Существует несколько видов проведения занятий, в зависимости от погодных условий, режимных моментов, в связи с этим работа с детьми проводиться на улице, в группе, в спортивной зале. Эти виды деятельности можно адаптировать в зависимости от места проведения.

Например: коррекционно-развивающий блок по лексической теме «Зима» включает в себя следующую тематику: «Новый год» и «Рождественские забавы», «23 февраля» и «Масленица».

На занятии по теме «23 февраля» задается воображаемая ситуация:

− Дети превращаются (перевоплощаются) в богатырей (войнов) Предлагаются виды передвижения с препятствиями и без препятствий, в зависимости от дефекта ребенка.

− дети идут через «непроходимый лес» (подлезание под дуги).

− осторожно переходят по узкому мостику через «бурную реку» (ходьба по гимнастической скамейке).

− «перелезаем через гору» (гимнастическая лестница разной длинны, величины, формы, цвета, фактуры).

Игры:

− «Перетяни канат» (палку).

− П/и «Не намочи ноги». Переходим через «болото» по кочкам (дощечкам) на другой берег.

− «Бой богатырей» (использование мягких модулей) сложность игры определяется запланированным оборудованием. Например: игра на мягких модулях или ребенок стоит в обруче на полу.

На занятии по развитию движений возможно закрепить сенсорные эталоны. Например, осенью в игре «Листопад» — желтые листочки летят к желтой кегле, красные собираются у красной; зеленые мячи соберутся в зеленое ведро, а синие в синие — каким образом мы закрепляем знания о цветах.

Упражняется в счете — сколько морковок в обруче?

Так же включаю в свою работу сюжетно — игровые занятия по развитию движений. Эти занятия я провожу в форме «двигательного «рассказа или сказки, в зависимости от сюжета и задач занятия: «Путешествие в страну сказок», «В гости к Снегурочке», «Путешествие на планету мячей», «Про кубики, обезьянку и жуков», «С днем рождения», «Скачи на все лады!», «Путешествие на планету здоровья», «Мы — акробаты!»

Дети спешат помочь сказочному герою.

Применение на занятии универсальной полосы препятствий, помогает мне смотивировать ребенка к нужному действии. Пройти по «бревну», держа в руках 10 шишек («Мишки и шишки»); Пройти по извилистой тропинке, перешагивая через крапиву («В лес за грибами»); Пробежать по «дорожке», не задевая деревьев («Возвращаемся домой»); Влезаем на гимнастическую спинку («Мы — пожарные»).

На данный момент у меня есть опыт работы по развитию движений с детьми «Отделения милосердия» которые имеют самую сложную структуру дефекта.

В коррекционно-развивающий блок я внедряю специально разработанные занятия, содержанием которых являются: сопряженные действия под музыкальное и словесное сопровождение, тактильное воздействие, изменение положения тела ребенка, релакс под музыку.

Коррекционно-развивающий блок позволяет установить психоэмоциональный контакт между взрослым и ребенком, вызвать положительные эмоции у воспитанника.

Примерный план проведения занятий коррекц. развив. блока:

  1. «Маленине ножки» (Предварительный массаж — поглаживание ножек. Выполнение сопряженных действий по тексту стихотворения).
  2. «Если нравится тебе, то делай так…» игровое упражнение.
  3. «Со спины на животик, с бочка на бочок» (совместные действия с рассказыванием потешек).
  4. «Волшебный снежок» — цвето–музыкальный релакс (Прослушивание спокойной музыки в сопровождении диско-шара).

Все занятия по развитию движений с детьми со сложной структурой дефекта я планирую и провожу в игровой, доступной форме. Особенно важно музыкальное сопровождение, что создается положительную атмосферу во время занятия.

Я добиваюсь, что бы занятия по развитию движений доставляли детям радость, поддерживали хорошее настроение, побуждали к самостоятельности, стимулировали эмоциональный настрой.

Литература:

  1. Понаморёв С. А. Растите малышей здоровыми (физическое воспитание детей) – М., 1989 г.
  2. Шипицына Л. М. «Необучаемый ребенок» в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта.2-е издание, перераб и доп., СПб, РЕЧЬ, 2005 г.
  3. Физическая реабилитация. Под. ред. С. Н. Попова, Ростов на Дону, 2008 г.
  4. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии. Под. ред Проф. Л. В. Шапковой М советский спорт 2002 г.
  5. Тонкова-Ямпольская Р. В. Ради здоровья детей. – М.: 1985. – 128 с.
Основные термины (генерируются автоматически): развитию движений, сложной структурой дефекта, проведения занятий, выполнение серий движений, серий общеразвивающих движений, точность скорость движений, координация движений, предметные картинки, проведения занятий важно, коррекционно-развивающий блок, сложную структуру дефекта, дефекта ребенка, занятия должны быт, общего хода занятия, проведения занятий коррекц, видов проведения занятий, важно музыкальное сопровождение, выполнение двигательных упражнений, занятии обязательна динамическая, коррекционной направленности детей.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос