Автор: Иванова Ирина Николаевна

Рубрика: 7. Дефектология

Опубликовано в

X международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2017)

Дата публикации: 30.05.2017

Статья просмотрена: 27 раз

Библиографическое описание:

Иванова И. Н. Методические рекомендации по организации коррекционного курса «Сенсорное развитие» с детьми со сложной структурой дефекта [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 62-64.



Система специального образования призвана создавать условия для социализации детей с особыми образовательными потребностями, к которым относятся и дети со сложной структурой дефекта — комплексными сенсомоторными и интеллектуальными нарушениями. Понятие «сложная структура дефекта» не имеет однозначной трактовки. В большинстве случаев оно рассматривается как некое сложное сочетание, представляющее собой самостоятельное образование (Л.С. Выготский, В.З. Кантор, Е.Т. Логинова, Н.Н. Малофеев, Е.А. Стребелева, О.В. Титова, А.М. Царев, Л.М. Шипицина и др.).

В нашей статье сложная структура дефекта понимается как сочетание двух или нескольких первичных психофизических нарушений у одного ребенка, которые образует новую, сложную структуру нарушений развития (Л.С. Выготский, М.Г. Блюмина, Р.А. Мареева, Н.М. Назарова, М.С. Певзнер и др.).

Анализ педагогической практики обучения и воспитания таких детей, мониторинговые исследования, проводимые нами по сенсорному развитию, показывают, что они испытывают различные по сложности проблемы в овладении знаниями, умениями и навыками, в том числе и математическими.

Такие дети отличаются значительными нарушениями познавательных процессов: активного восприятия, произвольного внимания, памяти, словесно-логического мышления, обобщающей и регулирующей функции речи, нарушением пространственного восприятия [2].

Опыт работы с данной категорией детей позволил нам сформулировать методические рекомендации по планированию и проведению занятий коррекционного курса «Сенсорное развитие» с детьми со сложной структурой дефекта.

При их составлении мы учитывали особенности детей со сложной структурой дефекта, длительный период формирования умений и знаний, комплексность и системность формирования элементарных математических представлений, необходимость создания предметно — развивающей среды [1].

По нашему мнению, на занятиях по сенсорному развитию необходима постепенная смена видов практических упражнений с использованием, как предметов повседневной жизни, так и объектов математического содержания. Их варьирование обеспечит формирование у дошкольников со сложной структурой дефекта умения применять предметно-манипулятивные действия в разнообразных ситуациях, выполнять задания относительно самостоятельно [1].

Мы исходим из того, что овладение определенными действиями, которые необходимы для усвоения математического материала, представлениями должно базироваться на наглядно-чувственной основе, сочетающейся с практической и речевой деятельностью дошкольников [4].

При такой организации процесса формирования элементарных математических понятий необходимо применение мотивационного стимула. Как известно, наличие мотивационного компонента способствует тому, что познавательная деятельность становится более продуктивной.

Мы предлагаем включать в учебный процесс разнообразные задания математического и житейского характера, варьировать их, сочетать различные средства и приемы на занятиях, в режимных моментах, в процессе экскурсий и т.п.

Принимая во внимание разноуровневость и неоднородность в овладении элементарными математическими представлениями детьми со сложной структурой дефекта, мы опираемся на необходимость осуществления индивидуального и дифференцированного подхода.

В процессе формирования элементарных математических представлений необходимо использовать наглядные методы и приемы обучения: демонстрация иллюстративно-изобразительного материала, демонстрация реальных предметов и их моделей, наблюдение объектов окружающей действительности. Большое внимание необходимо уделять использованию практических методов и приемов обучения: упражнения (тренировочные, конструктивные) как многократное повторение умственных и практических действий; наглядно-действенный показ (способа действия или образца) как прием обучения; дидактическая игра; наглядно-практический метод моделирования, как процесс создания модели и ее использование для формирования, например, представлений о геометрических фигурах [4].

Рекомендуется использовать и специальные методические приемы: прием подвижной аппликации, прием постановки проблемного вопроса, прием анализа специально созданной реальной ситуации.

В соответствии с целями, задачами и содержательными областями коррекционно-образовательного процесса по сенсорному развитию мы предлагаем выделить предметно-развивающую среду для каждой группы учреждения, представляющую совокупность природных и социально-культурных предметных средств, удовлетворяющую потребности актуального, ближайшего и перспективного развития ребенка, создающую основу для формирования целостной картины мира, в том числе математических представлений ребенка и умений выполнять задания математического характера, с учетом его индивидуальных и типологических особенностей.

Проанализировав различные определения предметно-развивающей среды, мы остановились на трактовке этого определения, предложенной Л.Б. Баряевой. Она понимает предметно-развивающую среду для математического развития как «совокупность природных и социально-культурных предметных средств, удовлетворяющую потребности актуального, ближайшего и перспективного математического развития ребёнка, учитывающую индивидуально-типологические особенности детей с проблемами в интеллектуальном развитии, направленную на становление детской деятельности, способствующей формированию «картины мира» [1].

Мы советуем педагогам обратить внимание на коррекционно-развивающую направленность среды, на дифференцированный подход к её планированию для математической работы с детьми исходя из их индивидуально-типологических особенностей, на её многофункциональность, на возможность гибкого и вариативного использования пространства помещений различных специалистов.

Исходя из определения предметно-развивающей среды, для её конструирования мы предлагаем использовать: иллюстративный материал, видеоматериалы, натуральные предметы, графические модели, природный материал. Предметно-развивающую среду групповых и кабинетных комнат мы предлагаем делить на две зоны: учебную и зону свободного развития. В учебной зоне следует поместить демонстрационные пособия, раздаточный дидактический материал, модели геометрических фигур, все, что педагог непосредственно используют в процессе обучения. В зоне свободного развития следует отвести небольшое пространство для организации игр с детьми. В стене можно разместить стеллажи с литературными произведениями (стихи, сказки о геометрических фигурах, цифрах), дидактическими играми («Математическое лото», «Геометрическое домино», др.), атрибуты для театрализованных игр, расположение которых позволит детям свободно брать материал для игр.

Как показал обзор теоретической и методической литературы, для сенсорного развития детей необходим определенный бытовой и игровой опыт, который дети могут получить как в процессе специально организованного обучения, так и в процессе проведения режимных и повседневных моментов. Воспитание элементарных культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания, элементарные трудовые поручения, игры детей с природным материалом, с бытовыми предметами, с бумагой расширяют их жизненный опыт, помогают овладевать предметно-практическими действиями, которые становятся основой для формирования элементарных математических представлений [1, 3, 4].

Процесс формирования элементарных математических представлений у детей со сложной структурой дефекта строится на игровой основе. Мы хотели бы сделать акцент на игровом материале, который еще не нашел должного отражения в специальной методической литературе по формированию элементарных математических представлений у дошкольников со сложной структурой дефекта. Это наблюдения и экскурсии, игры с пальчиками, песком, водой, с бытовыми предметами (например, прищепками, резинками для волос, бигудями и т.п.), использование художественной литературы в играх с математическим содержанием (например, пространственные, количественные и величинные свойства и отношения представлены ярко в сказке «Репка»), театрализованные игры и сюжетно-дидактические игры, а также использование адаптированных компьютерных игр математического содержания.

На занятиях по формированию элементарных математических представлениях, в проведении повседневных моментов наряду с другими обучающими материалами мы рекомендуем использовать мультисенсорное пособие «Нумикон». Остановимся кратко на характеристике и возможных вариантах использования этого пособия.

Нумикон — это программа и набор наглядного материала, созданные в Англии в 1996 — 1998 гг. для тех детей, которым сложно изучать математику [3].

На начальном этапе дети знакомятся с Нумиконом, они играют и манипулируют с деталями: крутят в руках формы и штырьки; надевают их на пальцы; вылавливают сачком из воды; закапывают/откапывают в песке; собирают бусы, нанизывая штырьки на шнурок; делают оттиски форм на пластине/тесте;ищут их на ощупь в «Волшебном мешочке». Дети узнают, что детали имеют разные цвета, размеры, что в каждой форме есть разное количество отверстий.

Формы Нумикон можно использовать при конструировании (по подражанию, по образцу, по схеме) дорожек, домиков, животных, машинок и др. Дети учатся располагать формы рядом друг с другом, состыковывать их.

Формы Нумикон можно сравнивать по размеру. Дети могут выкладывать формы в последовательности от меньшей формы к большей и наоборот.

Формы Нумикон можно соотносить с цифрами.

На следующем этапе, детям предлагается пересчитывать отверстия в формах, вставлять в них штырьки, камушки и т.п. и пересчитывать, сколько их помещается в каждой форме.

На последующих этапах Нумикон используется как дополнительный наглядный материал при выполнении действий на сложение и вычитание.

Нумикон имеет очень большой потенциал при использовании его в организации предметно-развивающей среды. Например, формы Нумикона можно использовать как дополнение к настенным часам. И соответственно, при изучении такого раздела как формирование временных представлений.

Таким образом, возможности использования Нумикона очень разнообразны, его можно использовать как на занятиях по сенсорному развитию, так и во время свободных игр.

Опираясь на современные исследования в области коррекционной педагогики и практический опыт специалистов, работающих с детьми со сложной структурой дефекта, мы придерживаемся положения, что у вышеназванной категории детей в условиях дизонтогенеза при наличии адекватной и своевременной коррекционно-развивающей помощи, при создании и использовании предметно-развивающей среды, при включении в коррекционно-развивающее обучение современных пособий и игр могут быть сформированы элементарные математические представления.

Литература:

1. Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии). — СПб.: Изд-во им. А.И. Герцена; СОЮЗ, 2002.

2. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. — СПб.: СОЮЗ, 2001.

3. Нумикон как эффктивный метод обучения детей с синдромом Дауна математике — приложение к книге «Подготовка к школе детей с синдромом Дауна. Методическое пособие». Под ред. Урядницкой Н.А. Москва,2012 г., С.127-137.

4. Сорокова М.Г. Математика по методу Монтессори в детском саду и школе. — М.: Изд-во МПГУ, 1997.

Основные термины (генерируются автоматически): сложной структурой дефекта, элементарных математических, элементарных математических представлений, формирования элементарных математических, сенсорному развитию, формированию элементарных математических, структурой дефекта умения, Формы Нумикон, коррекционного курса «Сенсорное, курса «Сенсорное развитие», удовлетворяющую потребности актуального, социально-культурных предметных средств, элементарных математических понятий, процессе формирования элементарных, элементарных математических представлениях, системность формирования элементарных, сложная структура дефекта, задания математического, математических представлений ребенка, Формирование элементарных математических.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос