Самооценка личностных качеств студентами пятого курса стоматологического факультета | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2017)

Дата публикации: 14.04.2017

Статья просмотрена: 500 раз

Библиографическое описание:

Шнейдер, О. Л. Самооценка личностных качеств студентами пятого курса стоматологического факультета / О. Л. Шнейдер, И. Н. Костина. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 145-147. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/214/12262/ (дата обращения: 16.12.2024).



Переход на Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) 3+ высшего образования (ВО) поставил перед ВУЗами сложную задачу, обеспечивающую получение образовательного результата — формирование общекультурных и профессиональных компетенций. Оценка уровня сформированности компетенций — важная для образовательного учреждения задача, которую невозможно решить с помощью традиционных методов контроля и инструментов оценки. Более того, общепринятых методов по формированию и применению фондов оценочных средств для оценки компетенций не сформировано. В связи с этим каждый вуз решает эту задачу самостоятельно [2]. В ФГОС ВО сформулированы требования к результатам освоения основных образовательных программ. Выпускник вуза должен обладать как профессиональными, так и общекультурными компетенциями, поскольку современные условия на рынке труда требуют от вузов подготовки специалиста с глубокими профессиональными знаниями, обладающего психологической устойчивостью, готовностью к перегрузкам, стрессовым ситуациям, умением из них выходить, способностью работать в команде, принимать самостоятельные решения, инициативностью, способностью к применению инноваций, умением делать выбор, эффективно использовать ограниченные ресурсы и т. п. [3].

На сегодняшний день выделяют компетенции:

− Общекультурные

− Общепрофессиональные

− Профессиональные

− Профессионально-прикладные.

Общекультурная компетенция — это способность успешно действовать при решении задач, общих для многих видов профессиональной деятельности. Сложность оценки общекультурной компетенции заключается в том, что степень их сформированности является результатом освоения целостной образовательной программы [1].

На современном этапе образования студенту необходимо формирование общекультурных компетенций:

− способности к самоорганизации и самообразованию,

− способность использовать базовые знания в различных сферах деятельности,

− способность работать в команде,

− толерантно воспринимать социальные, культурные, личностные различия.

Важным этапом оценки формирования компетенции является контроль их формирования у студентов.

На кафедре хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии Уральского государственного медицинского университета в 2016–2017 учебном году впервые проведено анонимное анкетирование студентов 5-го курса стоматологического факультета по окончании обучения в 9 семестре как инструмента количественной оценки освоения компетенции.

Цель исследования — изучить развитие личностных характеристик для выполнения трудовых функций у студентов 5-го курса стоматологического факультета по результатам анкетирования.

Материал иметоды исследования.

В 2016–2017 учебном году по окончании 9-го семестра обучения проведено анонимное анкетирование 35 (45,5 %) студентов 5-го курса стоматологического факультета.

Для оценки общекультурных компетенций студентам было предложено 6 открытых вопросов, применена оценочная шкала: «освоено» — «частично освоено» — «не освоено». Разработанная анкета позволяет провести самооценку студентам сформированности некоторых личностных характеристик как инструмента оценки общекультурных компетенций.

Результаты исследования иобсуждение.

Анализ самооценки студентами формирования общекультурных компетенций показал, что:

− способность к самоорганизации и самообразованию сформировано полностью у 74,3 %, сформировано частично у 25,7 % студентов;

− способность найти контакт при общении с коллегами сформировано полностью у 88,6 %, сформировано частично у 11,4 % студентов;

− результаты самооценки студентами использовать базовые знания и аргументированно излагать свои мысли сформировано полностью у 66,2 %, сформировано частично у 37,1 % студентов;

− результаты самооценки студентами знаний по соблюдению правил охраны труда показал, что 89,9 % освоили их полностью, 17,1 % — освоили их частично;

− результаты самооценки студентами соблюдения принципов здорового образа жизни продемонстрировали, что в 62,9 % случаев компетенция полностью сформировано, в 31,4 % — сформирована частично и 5,7 % — не сформирована.

Таблица 1

Средние значение самооценки формирования общекультурных компетенций студентами 5-го курса стоматологического факультета

Вопрос

Качество сформировано полностью

Качество сформировано частично

Качество не сформировано

Подборка, анализ научной, учебной литературы для написания доклада, статьи

74,3 %

25,7 %

0 %

Подготовка УИР, НИР, выступление с докладом на конференции

74,3 %

25,7 %

0 %

Возможность найти контакт при общении с коллегами, преподавателями кафедры

88,6 %

11,4 %

0 %

Способность ясно аргументировано излагать свои мысли

62,9 %

37,1 %

0 %

Знание и соблюдение правил охраны труда

82,9 %

17,1 %

0 %

Соблюдение здорового образа жизни

62,9 %

31,4 %

5,7 %

Заключение.

У опрошенных студентов достаточно хорошо развиты коммуникативные качества и высокая степень знаний и соблюдения правил охраны труда, безопасности на рабочем месте. Также достаточно хорошо сформирована компетенция по самоорганизации и саморазвитию. Более низко студенты оценивают свой уровень способности аргументированно и ясно излагать свои мысли, а также недостаточно уделяют внимание соблюдению здоровому образу жизни.

Сформированность общекультурных компетенций является важным критерием способности выпускника успешно реализовать свою профессиональную карьеру. Оценка сформированности личностных характеристик для выполнения трудовых функций проводится методами социологического исследования и является результатом освоения целостной образовательной программы.

По результатам оценки сформированности личностных характеристик у студентов 5-го курса стоматологического факультета выявлен высокий уровень коммуникативности (88,6 %), базовых знаний правил охраны труда (82,9 %) и способности к саморазвитию и самоорганизации (74,3 %).

При формировании общекультурных компетенций у студентов стоматологического факультета следует обращать внимание на мотивацию студентов к соблюдению принципов здорового образа жизни.

Литература:

  1. Ковтун Е. Н. Способы оценки уровня сформированности компетенций // Семинар «Совершенствование компетентностного подхода в НИУ СГУ», Учебный центр подготовки руководителей. — СПБ-Пушкин, 2014. — С. 5–8.
  2. Байденко В. И. Выявление состава компетенций выпускников как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: методическое пособие. — М., 2006. — 54 c.
  3. Кудрявцева Е. И. Современные подходы к проблеме формирования и использования моделей компетенций // Управленческое консультирование. Актуальные проблемы государственного и муниципального управления. — 2012. — № 1. — С. 166–177.
Основные термины (генерируются автоматически): стоматологический факультет, студент, здоровый образ жизни, компетенция, результат освоения, результат самооценки, соблюдение правил охраны труда, способность, общекультурная компетенция, целостная образовательная программа.

Похожие статьи

Оценка готовности и удовлетворенности производственной практикой студентов 4 курса стоматологического факультета

Динамика и особенности личностного роста студентов первого курса

Профессиональная мотивация студентов медицинского вуза

Особенности развития эмпатических способностей у студентов разных специальностей педагогического вуза

Социологический опрос «Оценка уровня качества жизни среди студентов 2–4 курса Белорусского государственного медицинского университета»

Моделирование процесса становления профессиональных ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа

Готовность студентов к самообразованию в ракурсе профессионального самоопределения

Формирование профессионального самоопределения у студентов педагогического колледжа посредством развития субъективных качеств личности

Профилактика компьютерной зависимости учащихся 5-6 классов в процессе обучения по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности»

Духовно-нравственное воспитание личности студентов колледжа на уроках литературы

Похожие статьи

Оценка готовности и удовлетворенности производственной практикой студентов 4 курса стоматологического факультета

Динамика и особенности личностного роста студентов первого курса

Профессиональная мотивация студентов медицинского вуза

Особенности развития эмпатических способностей у студентов разных специальностей педагогического вуза

Социологический опрос «Оценка уровня качества жизни среди студентов 2–4 курса Белорусского государственного медицинского университета»

Моделирование процесса становления профессиональных ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа

Готовность студентов к самообразованию в ракурсе профессионального самоопределения

Формирование профессионального самоопределения у студентов педагогического колледжа посредством развития субъективных качеств личности

Профилактика компьютерной зависимости учащихся 5-6 классов в процессе обучения по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности»

Духовно-нравственное воспитание личности студентов колледжа на уроках литературы