Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Формирование коммуникативной компетентности студентов педагогического колледжа

24. Педагогика
06.02.2023
43
Поделиться
Библиографическое описание
Вьюгина, Е. А. Формирование коммуникативной компетентности студентов педагогического колледжа / Е. А. Вьюгина. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 50-54. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/478/17778/.


Ключевые слова: обучение, студенты педагогического колледжа, компетентность, коммуницировали, личностные, предикторы.

Современное тенденции педагогического образования ставит весьма нетривиальные задачи перед студентами педагогических колледжей — они должны освоить не только досконально тот или иной предмет или группу дисциплин, но еще и овладеть рядом других навыков, которые являются ключевыми в будущей профессиональной деятельности педагога. И одним из таких является умение коммуницировать на профессиональном уровне, и зачастую, овладение навыком правильного, корректного и располагающего к себе общения, является чуть ли не самым главным. Ведь педагог должен сначала расположить к себе ученика, а только потом он сможет донести до него нужную информацию.

Поэтому, формируя программу обучения студентов-педагогов, требуется учитывать целый ряд факторов — личные предикторы, умение и настроенность к получению знаний, создание подходящей среды, которая будет сопутствовать всему процессу. И здесь, к сожалению, возникает целый ряд проблем, начиная от правильного построения структуры ФГОС и внедрения новых дисциплин, до умения организовать дополнительные курсы или кружки, которые будут развивать навыки речевого общения, диспутов и умения ведения споров у студентов педагогических специальностей. В результате, если студенту удается наложить личные качества коммуникативности и корректно построенную учебную программу, то по окончанию своего обучения он получает те навыки и формирует такие компетенции, которые дадут ему возможность полноценно реализоваться на карьерном поприще.

В рамках обоснования необходимости определения актуального уровня оценки самоконтроля в общении педагогов начальных классов, в рамках оценки человеческого капитала в образовании было проведено тестирование по методике «Оценка самоконтроля в общении» разработан американским психологом М. Снайдером.

Данный тест позволит оценить уровень коммуникативного контроля в общении педагогов начальных классов. Диагностическая процедура проводилась на базе ГБОУ школа № 2094 г. Москва, в тестировании участвовали респонденты в количестве 16 человек (учителей начальных классов). Данные респонденты имеют высшее образование (бакалавриант).

Входные данные:

Педагогический стаж

0–1 года

3 респондента

1–3 года

3 респондента

3–5 лет

2 респондента

5–7 лет

1 респондент

7 и более лет

6 респондентов

Баллы

Обозначение

Количество респондентов

0–3 балла

у Вас низкий коммуникативный контроль. Ваше поведение устойчиво, и Вы не считаете нужным изменяться в зависимости от ситуации. Вы способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают Вас «неудобным» в общении по причине вашей прямолинейности.

3

4–6 баллов

у Вас средний коммуникативный контроль, Вы искренни, но не сдержаны в своих эмоциональных проявлениях, считаетесь в своём поведении с окружающими людьми

7

7–10 баллов

у Вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации, хорошо чувствуете и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое вы производите на окружающих.

6

Вывод: Данные тестирование в итоге имеют следующее значения:

– 18 % респондентов имеют низкий коммуникативный контроль,

– 43 % респондентов имеют средний коммуникативный контроль,

– 39 % респондентов имеют высокий коммуникативный контроль.

Медиана равна 5. Из чего можно сделать вывод, что полученное респондентами высшее образование в контексте личностных предикторов не сформировало у них коммуникативную компетентность.

В связи с чем можно говорить о предположении, что 18 % будущих педагогов имеют риски приступить к профессиональной деятельности, не использующих в своей педагогической деятельности навык коммуникативной компетентности, что естественно отразиться на всех аспектах.

В контексте полученных данных возникает вопрос оценки коммуникативного контроля студентов педагогических колледжей, и качества полученных ими навыком коммуникативной компетентности. Современная система СПО в Российской Федерации готовит педагогических работников, которые относятся к специалистам образовательной сферы, в компетенции которых входит преподавание выбранной дисциплины, а также в качестве дополнительных функций — организация внеклассной деятельности учащихся. Именно по этой причине, на стадии обучения педагога, как молодого специалиста, у него должны быть сформированы навыки осуществления общения и умения не только корректно донести свою мысль, но и повлиять на собеседника, подталкивая и склоняя его к освоению дисциплины.

А что касается взаимодействия с коллегами — то здесь навыки коммуницирования помогают сформулировать ключевую цель в поставленной задаче и осуществить поиск ее решения, как совместными усилиями в дискуссиях, так и самостоятельно с дальнейшим умением правильно преподнести полученные итоги слушателям. Естественно, что личные предикторы, по большей части сформированы у каждого студента системы обучения СПО на момент поступления. И они, частично, зависят от индивидуальных психологических особенностей личности. Хотя, при этом, в дальнейшем процессе учебы они обязаны оттачиваться и направляться в нужном русле.

А достигается такое оттачивание личных предикторов, а значит и умения правильно и профессионально коммуницировать, такими методами, как: Тренингами педагогического общения. Моделирование разных обучающих и коммуникативных ситуаций с установлением ролей «педагог — ученик», «педагог — коллега», «педагог — родитель». Организация клуба «юных исследователей». Отработка разного уровня педагогических практик. Все эти методики должны использоваться в системе СПО, которая готовит будущих педагогов.

Но, наряду с ними, в колледжах и техникумах должна быть создана подходящая атмосфера, которая позволяет будущим специалистам копировать обстановку в своей будущей деятельности. Свойство личности частично уже сформировано к моменту освоения будущей специальности, но при этом, именно профессиональные умения в коммуницировании будут нарабатываться именно на этой стадии. Поэтому, необходимо принимать во внимание личностные предикторы, условия обучения, а также индивидуальные умения овладевать всей совокупностью навыков и знаний. И уже на основе этих психологических особенностей и профессиональных техник, формировать высококвалифицированных специалистов.

Литература:

  1. 2. Возный Р. С., Миненко М. В. Предикторы эффективного общения // Сборник научных трудов «Общение в эпоху конвергенции технологий». 2022. №. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prediktoryeffektivnogo-obscheniya (дата обращения: 07.11.2022).
  2. Захарченко Наталья Валентиновна Формирование коммуникативной компетенции студентов педагогического вуза // Мир науки. Педагогика и психология. 2017. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovaniekommunikativnoy-kompetentsii-studentov-pedagogicheskogo-vuza-1 (дата обращения: 07.11.2022).
  3. Иванов, Д. А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании / Д. А. Иванов. — М.: Чистые пруды, 2007. — 32 с. — (Библиотечка «Первого сентября», серия «Воспитание. Образование. Педагогика». Вып.6 (12). — ISBN 978–5–9667–0393–6.
  4. Ковалев А. Г. Психология личности.3-е изд. М.: Просвещение, 2010. — 323 с.
  5. Сергеев, А. Г. Компетентность и компетенции в образовании: монография / А. Г. Сергеев. — Владимир: Изд-во Владимирского государственного университета, 2010. — 107 с. ISBN 978–5–9984–0049–0.
  6. Тесленко, В. И. Коммуникативная компетентность: формирование, развитие, оценивание: монография / В. И. Тесленко, С. В. Латынцев. — Красноярск: ГПУ 2007. — 255 с.: ил., табл. — ISBN 978–5–85981–226–4.
  7. Вьюгина Е. А. Личностные предикторы в формировании коммуникативной компетентности студентов СПО педагогической специальности Педагогический журнал. 2022. Т. 12. № 6А Ч. II. С. 224–231. DOI 10.34670AR.2022.30.43.033
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
обучение
студенты педагогического колледжа
компетентность
коммуницировали
личностные
предикторы

Молодой учёный