Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 августа, печатный экземпляр отправим 13 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Результаты исследования уровня развития эффективной коммуникации как компонента развития личности в высшем профессиональном образовании

Педагогика
13.05.2018
633
Поделиться
Библиографическое описание
Капитонова, М. Н. Результаты исследования уровня развития эффективной коммуникации как компонента развития личности в высшем профессиональном образовании / М. Н. Капитонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 19 (205). — С. 213-215. — URL: https://moluch.ru/archive/205/50331/.


В данной статье описывается экспериментальное исследование на наличие владения компетенциями эффективной коммуникации студентов 1 курса ШЭМ ДВФУ (Школы Экономики и Менеджмента Дальневосточного федерального университета).

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, общение, общительность

Для выявления ситуации о наличии сформированных коммуникативных компетенций у студентов Школы Экономики и Менеджмента ДВФУ(далее ШЭМ), были проведены исследования на основании запроса от работодателей, которые отмечают, что будущему сотруднику недостаточно только «знать» о предстоящей ситуации на работе, но и необходимо уметь, взаимодействовать в обществе через управление временем. А также иметь навык командного взаимодействия, быть стрессоустойчивым, ответственным, творчески и критически мыслить, уметь принимать решения [3, с.43].

Современное вузовское образование не формирует необходимые коммуникативные компетенции. Эффективная коммуникация как компонент развития личности в высшем профессиональном образовании отсутствует.

Проведено исследование студентов Школы Экономики и Менеджмента ДВФУ на наличие владения компетенциями эффективной коммуникации отвечающим запросам рынка труда, в нем приняли участие 145 студентов 1–2 курс (18–19 лет). Базой исследования выступила ШЭМ ДВФУ, кафедра современного банковского дела. Использовались методы исследования: тест Коммуникативных умений Михельсона Л. (Перевод и адаптация Ю. З. Гильбуха), тест Ряховского В. Ф. «Методика оценки уровня общительности», письменный опрос — анкета [1, с.31], [3, с.56].

Выявлено три группы студентов, у которых соответственно высокий, средний и низкий уровень коммуникативной компетенции.

Таблица 1

Сформированности коммуникативных умений студентов ШЭМ

Показатель коммуникативной компетентности

Группа учащихся

первая

вторая

третья

четвертая

Уровень общительности

завышенный

средний

ниже среднего

заниженный

Коммуникативные умения:

1

К

К

К

А

2

А

А

З

А

3

А

А

З

З

4

З

З

А

З

5

К

К

З

З

6

З

З

К

З

7

А

А

З

З

8

З

З

З

А

9

К

К

З

З

10

З

З

К

К

Сумма типов реакций

зависимый 4

зависимый 3

зависимый 6

зависимый 7

агрессивный 3

агрессивный 0

агрессивный 1

агрессивный 2

компетентный 3

компетентный 7

компетентный 3

компетентный 1

Примечание. Коммуникативные умения:

  1. Умение оказывать и принимать знаки внимания (комплименты) от сверстника.
  2. Реагирование на справедливую критику.
  3. Реагирование на несправедливую критику.
  4. Реагирование на задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника.
  5. Умение обратиться к сверстнику с просьбой.
  6. Умение ответить отказом на чужую просьбу, сказать «нет».
  7. Умение самому оказать сочувствие, поддержку.
  8. Умение самому принимать сочувствие и поддержку со стороны сверстников.
  9. Умение вступить в контакт с другим человеком, контактность.
  10. Реагирование на попытку вступить с ним в контакт.

Студенты с высоким уровнем проявляют осознанный интерес к процессу межличностного взаимодействия; испытывают потребность устанавливать доброжелательные отношения в общении; понимают необходимость овладения коммуникативной культурой; готовы понять позицию другого, свободно передают и получают информацию, активно высказывают свое мнение. Общительны, открыты, искренни, великодушны, отзывчивы. Имеют глубокие знания коммуникативных норм, правил поведения, управляют +своими эмоциями. Выявлены умения слушать, создавать атмосферу творческого взаимодействия и сотрудничества, доверия, взаимопонимания, гибкости. Могут использовать весь арсенал вербальных и невербальных средств общения; свободно выражают мысли; адекватно оценивать и контролируют действия; демонстрируют устойчивое стремление к установлению и поддержанию контактов; способны преодолевать трудности общения.

Часть студентов со средним уровнем развития коммуникативной компетентности испытывает интерес в межличностных контактах и коммуникативном взаимодействии, слабо представляет его стратегию, поэтому не всегда достигает цели. Имеют достаточный объем знаний коммуникативных норм, правил поведения в общении. Признает значимость ценности партнера. Обладает такими качествами, как доброта иэмпатия, понимание и уважение, но в критической ситуации общения может потерять самообладание. Реагирует на чувства партнера по общению, лежащие на поверхности, но ошибается в их интерпретации. У студентов трудности со спонтанность самовыражения, в прогнозировании развития отношений, в сотрудничестве. При самоконтроле и самооценке не всегда объективен.

Студенты с низким уровнем развития коммуникативной компетентности демонстрирует отсутствие интереса к общению, не стремится к межличностным контактам, не стремится к сотрудничеству в процессе общения. Уровень развития коммуникативных умений — низкий. Студенты, обладающие низким уровнем развития коммуникативной компетентности, в общении ограничены. Общение носит интуитивный характер, эмпатия развита слабо, импульсивны.

Таким образом, современное вузовское образование формирует частично необходимые компетенции эффективной коммуникация как компонента развития личности в профессиональной деятельности. Результаты исследования показали три группы студентов с различным уровнем владения коммуникативными компетенциями — высокий, средний, низкий. С выявленными группами студентов в дальнейшем необходимо проводить педагогическую работу для формирования коммуникативных компетенций, учитывая в методиках и практиках особенности каждой группы студентов на преобразующем этапе исследования.

Литература:

  1. Курилова С. Ю.Формирование коммуникативной компетентности старшеклассников в учебной проектной деятельности: Дисс. канд. педаг. наук. — Владикавказ, 2011. — 224с., режим доступа: Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/formirovanie-kommunikativnoi-kompetentnosti-starsheklassnikov-v-uchebnoi-proektnoi-deyatelno
  2. Гузикова Т. А. Формирование профессионально-личностных качеств у студентов — олигофренопедагогов в процессе обучения в вузе: Дисс канд. педаг. наук- Владикавказ, 2011. — 196с., режим доступа: Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/formirovanie-professionalno-lichnostnykh-kachestv-u-studentov-oligofrenopedagogov-v-protsess
  3. Орлов, O. M. Профессиональная коммуникативная компетентность будущего специалиста / О. М. Орлов// Вестник ОГУ. 2002. — № 1. — С.128–132., режим доступа: http://www.dissercat.com/content/kommunikativnaya-kompetentnost-kak-determinanta-professionalnogo-stanovleniya-budushchego-ps
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
коммуникативная компетентность
общение
общительность
Молодой учёный №19 (205) май 2018 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 213-215):
Часть 3 (стр. 179-259)
Расположение в файле:
стр. 179стр. 213-215стр. 259

Молодой учёный