Автор: Павловская Надежда Константиновна

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Чита, апрель 2017)

Дата публикации: 04.04.2017

Статья просмотрена: 268 раз

Библиографическое описание:

Павловская Н. К. Дидактические игры на уроках «Окружающий мир», или Как развить мотивацию в начальной школе [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 101-104. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/12169/ (дата обращения: 13.12.2017).



Одна из основных задач школьников, которую ставит перед ними школа заключается в том, чтобы они научились учиться. В связи с этим, мотивация, формируется на всех уроках, и такой учебный предмет как «Окружающий мир» не является исключением. В процессе развития мотивации на данном уроке, учитель сталкивается с рядом трудностей. Обусловлено это в первую очередь тем, что учебный предмет является интегрированным, т. е. он включает в себя изучение нескольких дисциплин на пропедевтическом уровне, с целью их лучшего усвоения в средней и старшей школе. Поэтому возникает необходимость выбора способа развития мотивации учения, наиболее оптимальным из которых является дидактическая игра.

Цель исследования: изучить особенности развития мотивации при использовании дидактической игры на уроках «Окружающий мир» в начальной школе.

А. А. Радугина, дает следующее определение понятию мотивация: «Мотивация представляет собой совокупность мотивов (побуждений к действию), которые оказывают влияние на поведение человека. Мотивация учения — основное условие успешного обучения, обуславливается это активной ролью интереса и желания ребенка в получении новых знаний» [3, с. 120]. Для того чтобы интерес к учебе не снижался, а наоборот повышался и сохранялся обращаются к дидактическим играм.

По мнению Е. А. Волоховой, игра является наиболее быстрым и эффективным способом приобретения учащимися знаний об окружающем мире. Используя игру, мы ускоряем, усиливаем процесс развития ребенка, его приобщения к социальным ценностям [1, c. 187]. Игры знакомы младшим школьникам с раннего детства, поэтому включение их в учебный процесс особенно важно в первый год обучения, когда осуществляется сложный переход от дошкольного возраста к младшему школьному.

Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности [1, c. 162]. Цель дидактических игр заключается в формировании у учащихся умения применять полученные знания на практике.

Дидактическая игра присутствует практически на всех уроках окружающего мира и входит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания младших школьников. Правильно построенная интересная дидактическая игра обеспечивает развитие у детей мотивации к получению новых знаний. Например, участники проигравшей в викторине команды захотят в следующий раз выиграть, и на уроке будут внимательно слушать учителя т. к. вопросы, загадки и конкурсы предшествующей викторины будут связаны с темой урока.

Заслуга дидактической игры в том, что она проводится в коллективе, дети делятся на группы, что позволяет учащимся решать задачи более высокого уровня, а также сплотить коллектив. Помимо этого, в процессе игры дети соревнуются, стремятся выполнить задания быстрее другой команды.

Для того чтобы дидактические игры на уроках окружающего мира развивали у детей положительную мотивацию учения (желание учиться) они должны базироваться на знакомых детям играх. С этой целью необходимо включать в викторины, КВНы, квесты те дидактические игры, которые с одной стороны будут содержать в себе элемент новизны, а с другой — правила проведения которых будут для детей посильны.

Немаловажно также эмоциональное состояние учителя, которое должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует. В отличие от всех других методических средств дидактические игра требует особого состояния от того, кто ее проводит. Необходимо не только уметь проводить дидактические игры, но и включаться в игровую деятельность вместе с детьми.

Дидактические игры включают в себя разные способы развития мотивации. Способствует этому совместное решение игровых задач, которое направлено на общение между учащимися на уроке (мотивы общения). В дидактической игре присутствует загадка — неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, способствует самостоятельному поиску ответа (познавательные мотивы).

В дидактических играх происходит замена мотивов: учащиеся действуют из желания получить удовольствие от игры, а в итог помимо этого получают новые знания и развивают свои психические процессы. В играх учащиеся достигают целей разных уровней.

На первом уровне происходит удовольствие от самого процесса игры. В данной цели отражена установка, которая определяет готовность к любой активности, если она приносит удовлетворенность. На втором уровне достигается функциональная цель, заключающаяся в выполнении правил, разыгрыванием сюжетов, ролей. На третьем уровне учащиеся достигают педагогическую цель, решая игровые задачи. [3, с. 154].

Для формирования и развития положительной устойчивой мотивации учебной деятельности на уроках окружающего мира посредством использования дидактических игр важно, чтобы главным в оценке учеником своей деятельности, производился качественный анализ его работы во время дидактической игры. При этом необходимо подчеркнуть все положительные моменты, которые помогли учащимся справится с поставленной задачей в игре, а также обратить внимание на причины имеющихся недостатков. Тем самым учащиеся будут понимать, что принимать активное участие в игре и помогать своей команде намного легче и интереснее если у тебя имеется определенный объем знаний, полученных во время урока.

При помощи использования дидактических игр на уроках окружающего мира учитель создает такие ситуации, в которых учащиеся могут самостоятельно оценивать свои результаты и сделать самостоятельно вывод о своих успехах или неудачах в какой-либо конкретной деятельности. При использовании таких играх создается «ситуация успеха», которая способствует повышению самооценки и психологической устойчивости школьника.

Не стоит оценивать дидактическую игру только с позиции обучения учеников. Ее ценность прежде всего в том, что она выполняет роль эмоциональной разрядки, предотвращает утомление младших школьников. [3, c. 163]. В процессе игры дети, одновременно отдыхая от учебной деятельности, закрепляют либо получают новые знания об окружающем их мире.

В начальных классах для развития мотивации на уроках окружающего мира наиболее распространены такие виды дидактических игр, как: игры с предметами (игрушки, природный материал) и словесные игры (кроссворды, викторины, загадки, ребусы).

Рассмотрим примеры дидактических игр.

«Лист» (дидактическая игра с природным материалом)

Учащиеся делятся на две команды, учитель по очереди показывает листья деревьев. Задача детей состоит в том, чтобы правильно назвать от какого дерева лист. Побеждает команда, которая даст наибольшее количество правильных ответов. Данная дидактическая игра может проводится как с целью закрепления, так и с целью проверки знаний учащихся.

«Отличный улов» (дидактическая игра с использование картинок)

К каждой картинке с изображением различных рыб прикреплена скрепка. «Рыбы» помещаются в аквариум (можно использовать обычную коробку). Учащиеся по одному выходят к аквариуму, учитель дает им удочку с магнитом на конце. Учащиеся вылавливают рыбу и рассказывают все, что о ней знают. Все остальные внимательно слушают, после того как ученик все рассказал он задает вопросы классу. Учитель фиксирует кто отвечает и выставляет баллы за правильные ответы. Побеждает тот, кто наберет большее количество баллов. Игра может проводится с целью проверки знаний, после изучения раздела «Рыбы», а также с целью проверки имеющихся у учащихся знаний по данному разделу, перед началом его изучения.

«Среда обитания» (дидактическая игра, проводится в основной части урока)

Для проведения игры необходимо игровое поле, в качестве которого выступает парта, на парте листы бумаги (разные территории), на которых написано название страны и условия, характерные для данной территории. Каждому учащемуся дают несколько карточек с соответствующим названием вида живого организма и его требования к среде обитания. Задача учеников заключается в расселении разных видов организмов на подходящие для них территории, при этом объясняя почему выбрана именно эта территория. За каждое правильное выполнение задачи ученик получает 5 очков, за неправильное — 5 очков отнимается. Побеждает тот, у кого в сумме большее количество очков.

В качестве требований к среде могут учитываться как одно, так и несколько предпочтений, тем самым в зависимости от количества факторов будет изменяться степень сложности для учащихся.

Дидактическая задача проведения данной игры заключается в том, чтобы дать детям знания о том, что распространение живых организмов на тех или иных территориях не случайно, а обусловлено наличием необходимых и отсутствием неприемлемых для них факторов. Эти знания необходимы учащимся для формирования одного из сложнейших экологических понятий — «окружающая среда», для понимания учащимися роли природных условий в жизни организмов, причин формирования флоры и фауны, существования ареалов, возможных причин исчезновения организмов из мест их прежнего обитания.

Викторина — это словесная дидактическая игра в ответы на вопросы, объединенные общей темой. Учащиеся делятся на команды и соревнуются между собой в том, кто быстрее ответит на поставленные вопросы.

Загадка — это изображение или выражение, которое нуждается в разгадке. Применение загадок на уроках окружающего мира вызывает у детей живой интерес и тем самым они активно участвуют в ходе урока, благодаря чему развивается мотивация учения. Загадка может применятся в любой части урока.

«Живые буквы» (дидактическая игра с использованием загадок)

Учащиеся делятся на две команды. Каждому игроку дается карточка с одной из букв: (А, В, Г, Е, И, К, Л, Н, О, П, Р, С, Ц, Ч, Я) которая прикрепляется на грудь. Учитель читает загадку, а учащиеся, отгадав ее, стараются быстро встать в ряд так, чтобы можно было прочитать слово-отгадку. Команда, которая быстрее справилась с составлением слова получает очко. Побеждает команда, набравшая большее число очков.

Данная дидактическая игра может включать в себя загадка на различную тематику. Рассмотрим примеры загадок на тему: «Птицы».

Всех перелетных птиц черней, чистит пашню от червей, взад-вперед по пашне, вскачь, а зовется птица.... (Грач)

Распустила хвост жар-птица, Он горит и золотится. Из заморских к нам долин. Этот хвост принес.... (Павлин)

На одной ноге стоит, В воду пристально глядит. Тычет клювом наугад — ищет в речке лягушат.

На носу повисла капля. Узнаете? Это.... (Цапля)

Ночь, как смоль, черным черна. Серой птице не до сна: меж кустов, как тень, скользит, караулит, кто не спит. Ловит каждый шорох чутко, а как крикнет, станет жутко. Вздрогнет спящая трава. Это ухает.... (Сова)

Мы построили вдвоем, для гостей весенний дом, а верней сказать — дворец. Прилетай скорей, ... (Скворец)

Приведенные выше дидактические игры, а также многие другие способствуют активизации интереса и внимания младших школьником на уроках окружающего мира, развивают познавательные способности, воображение, формируют учебные умения, навыки самоконтроля и самооценки, самостоятельность в учебной работе, способствуют закреплению знаний, умений и формированию навыков.

Таким образом, многообразием дидактических игр обусловлен их выбор в качестве наиболее эффективного средства развития мотивации обучающихся начальной школе на уроках «Окружающий мир».

Результаты исследования. Вработе рассмотрены особенности развития мотивации младших школьников при использовании дидактической игры на уроках «Окружающий мир». Описана сущность, цель проведения и примеры дидактических игр, используемых на уроках «Окружающий мир» в начальной школе. Обоснована их роль в развитии интереса младшего школьника к предмету и желания расширять и углублять знания.

Выводы. Младший школьный возраст — это начало становления мотивации учения. Формировать мотивацию необходимо на каждом уроке. Уроки окружающего мира интересны для детей в силу их многообразия т. к. предмет интегрированный, и для поддержания этого интереса наиболее целесообразно использовать дидактическую игру. Такое педагогическое средство, как дидактическая игра активизирует мыслительные операции учащихся, формирует у них познавательный интерес к получению новых знаний, интерес к соревновательной деятельности и стремление к победе, что способствует формированию устойчивой учебной мотивации учения у младших школьников на уроках «Окружающий мир».

Литература:

  1. Волохова, Е. А. Дидактика. Конспект лекций / Е. А. Волохова, И..В. Юкина. — Ростов на Дону: Феникс, 2004. — 288 с.
  2. Григорьева, Е. В. Методика преподавания естествознания в начальной школе: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Е. В. Григорьева. — Челябинск: Челяб. гос. пед. ун-т, 2015. — 283 с.
  3. Радугина, А. А. Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов / А. А Радугина. — Москва: Центр, 2003. — 256 с.
Основные термины (генерируются автоматически): уроках окружающего мира, уроках «Окружающий мир», дидактическая игра, дидактических игр, развития мотивации, Дидактические игры, дидактической игры, дидактические игры, младших школьников, мотивации учения, начальной школе, примеры дидактических игр, особенности развития мотивации, использовании дидактической игры, процессе игры дети, использования дидактических игр, целью проверки знаний, получению новых знаний, развития мотивации учения, процессе развития мотивации.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос