Криотерапия как занятие или эксперимент для старших дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (400) февраль 2022 г.

Дата публикации: 31.01.2022

Статья просмотрена: 628 раз

Библиографическое описание:

Еськова, А. А. Криотерапия как занятие или эксперимент для старших дошкольников / А. А. Еськова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 5 (400). — С. 383-387. — URL: https://moluch.ru/archive/400/88455/ (дата обращения: 17.12.2024).



Криотерапия — одна из современных нетрадиционных методик коррекционной педагогики, которая заключается в использовании игр со льдом. Дозированное воздействие холода на нервные окончания обладает благотворными свойствами. Эффект основан на изменении деятельности сосудов — первоначальный спазм мелких артерий сменяется выраженным расширением (от холода происходит сокращение мышц, а от тепла — расслабление), что значительно усиливает приток крови к месту воздействия, в результате чего улучшается питание тканей, пульсация, в кору головного мозга подаются направленные сигналы, вследствие чего, лучше развивается двигательная зона. Это влияет как на общее оздоровление организма, так и на развитие мелкой и, как следствие, улучшает процесс овладения графикой письма, а параллельно и артикуляционной моторики, что в свою очередь влияет на развитие речи ребенка [1].

Проведение криотерапии не требует специального оборудования, что является достаточно удобным и ценным в условиях дошкольного учреждения.

Для ее проведения необходимы кусочки льда, которые заранее готовят в «шашечках», специальных силиконовых емкостях для заморозки или просто в подставках от шоколадных конфет.

Рассмотрим несколько опытов, в которых в процессе занятий применяется лед.

Опыт № 1

Тема: «Превращение льда в воду»

Цель: привлечь детей к познанию нового, неизвестного. Учить детей с помощью наблюдений и опытов подводить к выводам. Расширить знания детей о свойствах льда (при нагревании лед превращается в воду). Развивать наблюдательность, любознательность, внимательность. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, желание заниматься исследовательской деятельностью.

Материал: лед, мисочки.

Ход опыта: Воспитатель проводит беседу с детьми о воде и ее состояниях: жидкое, твердое, газообразное.

Возьмем формочку со льдом, достанем из нее лед. Дать детям подержать в ладонях ледяные кусочки. Какой он на ощупь? — холодный, скользкий. Спросить у детей, что образовалось на ладошках после того, как подержали лед? Почему образовалась вода? Собрать лед в мисочке и показать, что когда лед тает, образуется вода.

Вывод: от тепла лед тает, появляется вода.

Опыт № 2.

Тема: «Лед — и его форма»

Цель: сделать условия для проведения опыта. Учить детей с помощью наблюдений и опытов подводить к выводам. Углубить знания детей о некоторых свойствах воды: при замерзании она превращается в лед. Объяснить детям: форма посуды определяет форму льда. Закрепить знания детей о неодушевленной природе. Воспитывать желание заниматься исследовательской деятельностью, культурой поведения.

Материал: формочки посуды разные по размеру, вода.

Ход опыта: Опыт проводится в 2 этапа. Напомнить детям, что вода — это жидкость, а при замерзании превращается в лед. Возьмем две посуды и нальем туда воду (посуда разная по форме), при переливании закрепляем, что вода льется (воспитатель заносит формочки с водой в холодильник). После прогулки рассматривают формочки со льдом. Вода при замерзании превратилась в лед. Форму опустим в горячую воду. Перевернем форму и получим лед такой формы, как посуда [2].

Вывод: Форма посуды определяет форму льда.

Опыт № 3

Тема: «Лед. Образование разноцветных льдинок».

Цель: учить детей с помощью наблюдений и опытов подводить к выводам. Продолжать знакомить детей со свойствами воды: под влиянием низких температур она превращается в лед, цвет воды определяет цвет льда. Закрепить знания детей о неодушевленной природе. Упражнять в практическом и умственном экспериментировании. Воспитывать желание заниматься исследовательской деятельностью.

Материал: Посуда, краски, вода, трубочки, детские молоточки.

Проводится в 2 этапа: на занятии и после прогулки. Возьмем две посуды и нальем туда воды (дать возможность переливать воду из одного стакана в другой — это жидкость), добавим в одну посуду красной краски, в другую зеленой, размешаем. Разольем в формочки, поставим замерзать. Зачем мы это делаем?

2 этап: Вода при замерзании превратилась в лед. В формочках образовался разноцветный лед. Почему? Измельчим лед и у нас получились разноцветные льдинки.

Вывод: Цвет льда зависит от цвета воды, лед разбивается.

Опыт № 4

Тема: «Лед — твердый и скользкий»

Цель: учить детей с помощью наблюдений и опытов подводить к выводам. Продолжать знакомить детей со свойствами воды: это жидкость, но под влиянием низких температур она превращается в лед, он холодный, скользкий. Развивать любознательность, самостоятельность, самообладание. Воспитывать желание заниматься исследовательской деятельностью.

Материал: формочки со льдом, тарелочки, салфетки.

Ход опыта: Утром: предложить детям поскользить по ледяным дорожкам. Рассказать, что вода от мороза замерзает и образуется лед. В группе детям раздать кубики льда, замороженные с вечера в формочках. Воспитатель окунает формочки со льдом в горячую воду и высыпает лед на тарелочки. Почему лед легко вынул из формочки? Дети берут лед и определяют, что лед холодный, жесткий. От теплых рук он становится скользким, начинает таять и превращается в воду. Почему тает лед в руках?

Вывод: Лед — это твердое состояние воды. Лед — холодный, твердый, скользкий.

Опыт № 5

Тема: «Газированный лед»

Цель: учить детей с помощью наблюдений и опытов подводить к выводам. Продолжать знакомить детей со свойствами воды.

Необходимое оборудование: поддон для кубиков льда, уксус, пищевой краситель и пищевая сода.

Красочный, интерактивный и захватывающий эксперимент — это отличный способ побудить старших дошкольников узнать больше о науке, чувствуя, что они играют в игру. Предварительно необходимо заморозить кубики льда в лотке, затем смешать несколько небольших емкостей с уксусом и пищевым красителем, чтобы у осталось несколько жидкостей разного цвета.

Поместите замороженный лед в емкость, посыпьте его пищевой содой, добавьте еще льда и повторяйте, пока не получите холмик, покрытый пищевой содой. Пришло время начать эксперимент. Аккуратно налейте на лед несколько капель цветного уксуса и наблюдайте за появлением шипения. Не торопитесь, поэкспериментируйте с разными цветами и обсудите с детьми, что происходит.

Приведем небольшой пример занятий с детьми старшего дошкольного возраста с льдом

Цель: Развивать любознательность, самостоятельность, самообладание. Воспитывать желание заниматься исследовательской деятельностью.

Начинается все с заморозки цветного льда. Это само по себе целое занятие! Ведь нужно воду аккуратно в формы налить, чтобы она чуть-чуть не доходила до краев, затем покрасить отдельные лужицы так, чтобы краска не перемешалась. Тонкая работа! Морозить можно в формочках для льда, можно использовать ячейки от коробки с конфетами.

Пример лотка с «разноцветным льдом» Пример лотка с «разноцветным льдом»

Рис. 1. Пример лотка с «разноцветным льдом»

Достаются из таких ячеек льдинки очень легко. Параллельно можно заморозить брикет льда в небольшом контейнере для опыта с солью.

Что можно делать с льдинками? Можно их потрогать — холодные, посмотреть, как они окрашивают руки, бумагу, как постепенно тают от комнатного тепла. Здесь можно попробовать рисовать льдинками. В нашем эксперименте лед оказался недостаточно интенсивно окрашен для ярких разводов.

Рисование льдом

Рис. 2. Рисование льдом

Еще мы смешивали цвета: проводили по одному месту разными льдинками. Затем оставляли их в таз, наблюдали, как льдинки уменьшаются в размерах, отдавая краску воде. Вылавливали их ситечком (в рыбалку играли).

Игра Лабиринт

Рис. 3. Игра Лабиринт

Для этого упражнения воспитателю понадобятся:

– неглубокий прозрачный контейнер;

– маркер для сухого стирания и один кубик льда.

В ходе игры необходимо перевернуть прозрачный контейнер и нарисовать на дне контейнера лабиринт, используя маркер для сухого стирания. Путь лабиринта должен быть шириной с кубик льда. Можно также отметить линии старта и финиша. (Следует обратить внимание, что придется писать письма задом наперед!) Переверните контейнер, и все готово к работе.

Дети могут перемещать кубик льда по лабиринту руками или, если они хотят немного усложнить задачу, попросить их взять контейнер двумя руками и осторожно наклонить его вперед и назад, чтобы провести кубик льда по лабиринту. Этот вариант требует немного терпения!

Аналогичным способом можно провести игру: «Трассировка слов». Так же на прозрачном контейнере воспитатель пишет слово. Задача ребенка обвести это слово кубиком льда.

Можно попробовать и другие варианты:

– написать имя ребенка

– написать буквы алфавита

– писать числа

Мы наблюдали также, где льдинки быстрее тают: в воде, на тарелке, если на них подуть феном, если перейдут теплой водичкой.

Ключом программы был проведен эксперимент с брикетом льда, а именно наблюдение, как соль разъедает лед, с помощью красок. Покрасили брикет гуашью, сверху необходимо обильно посолить, стали ждать, что будет [3].

Образец для эксперимента с солью

Рис. 4. Образец для эксперимента с солью

В процессе оказалось необходимо подкрашивать лед сверху и досаливать. Вот что получилось примерно в середине эксперимента.

Результат воздействия соли на лед

Рис. 5. Результат воздействия соли на лед

Мы переворачивали брусок и рассматривали цветные ходы, проделанные солью. На детей большое впечатление производит, что соль может что-то разъесть. Завершить занятие можно путем проведения небольшого эксперимента.

Детям понравится пытаться растопить кубики льда, но что заставит их таять быстрее всего? Итак, поставьте научный эксперимент, чтобы дети узнали об этом!

Для этого понадобится лед, соль, холодная вода, теплая вода и секундомер. Также можно попробовать поэкспериментировать с дополнительными предметами: солью, солнечным светом, металлической сковородой, феном и т. Д.

Дайте ребенку кубик льда и предложите ему изучить материалы, чтобы узнать, сколько времени потребуется, чтобы кубик льда полностью растаял. Что растает быстрее: кубик льда на металлическом подносе на солнце или кубик льда, залитый крупной солью и теплой водой?

Таким образом, сегодня недостаточно тех мероприятий, которые мы проводим обычно: физминутки, игры и пальчиковые гимнастики. Необходимы новые формы и методы работы. Одним из направлений нетрадиционных методов

Лед — самый экономичный и универсальный материал для опытов и игр детей. Деит старшего дошкольного возраста могут создавать различные ледяные поделки, адаптированные к их возрасту и способностям, узнавая больше о свойствах кристаллизованной воды.

Игры со льдом вызывают у детей радостное настроение, дают много эмоционально ярких впечатлений. У детей значительно улучшаются движения кисти руки и, как следствие, стимулируется развитие речи. Метод криотерапии способствует развитию интеллектуальной сферы детей, а также происходит оздоровление детского организма.

Литература:

  1. Каминская Д. О. Криотерапия- игры, которые лечат url: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/presentacii/prezentatsiia_opyta_raboty_krioterapiia_igry_kotorye_lechat
  2. Криотерапия и её значение для активизации мелкой моторики и стимуляции развития речи url: https://ped-kopilka.ru/blogs/natalja-mihailovna-aronova/krioterapija-i-e-znachenie-dlja-aktivizaci-melkoi-motoriki-i-stimuljaci-razvitija-rechi.html
  3. Кудряшова И. Конспект совместной деятельности педагога и детей «Игры со льдом» URL: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-sovmestnoi-dejatelnosti-pedagoga-i-detei-igry-so-ldom.html
Основные термины (генерируются автоматически): лед, кубик льда, ребенок, вод, исследовательская деятельность, опыт, помощь наблюдений, знание детей, свойство воды, пищевая сода.


Задать вопрос