Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звук и буква «Ч» | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Богатырева А. В. Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звук и буква «Ч» [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 51-53. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/12065/ (дата обращения: 20.10.2018).



Цель:

  1. Продолжить знакомить детей с буквой «Ч»
  2. Упражнять в чтении слогов, слов, предложений
  3. Закреплять правописание слов со слогами ЧА, ЧУ
  4. Развивать фонематический слух
  5. Формировать сложные формы звукового анализа и синтеза слов
  6. Закреплять навык слогового анализа и синтеза слов
  7. Формировать навык анализа структуры предложения
  8. Закреплять умение подбирать родственные слова
  9. Развивать память, внимание, логическое мышление
  10. Закреплять новые словообразования

Материал кзанятию:

Таблицы для чтения, буквы магнитной азбуки, схемы для моделирования слов, индивидуальные схемы для моделирования предложений, предметные картинки, иллюстрации к игре. «Грузовики», «Кормушки для птиц», игра «Лесенка».

Ход занятия

  1. Организационный момент

Ребята, давайте вспомним пословицы и поговорки об учебе

— Учить — ум точить

— Ученье — свет, а не ученье — тьма

— Чтение — вот лучшее учение

— Почитай учителя как родителя

— Хочешь есть калачи, не сиди на печи

Какой звук чаще других повторяется в словах пословиц (звук «Ч»)

На прошлых занятиях мы познакомились со звуком «Ч»

  1. Характеристика звука «Ч» по артикуляционным и акустическим признакам

— какой это звук? (согласный, глухой, мягкий звук)

— Какого цвета кружочком или квадратиком мы обозначаем звук «Ч» (кружочком зеленого цвета)

На доску вывешивается картинка — символ мягкого согласного звука.

— Мы знаем, что звук «Ч» всегда мягкий, у него нет братца — твердого звука

  1. Сообщение темы занятия

Сегодня на занятии мы продолжим знакомство с буквой «Ч».

На что похожа буква «Ч»

«Ч» — вы правильно решили –

Пишут также, как «4»,

Только с цифрами, друзья,

Путать буквы нам нельзя.

  1. Чтение слогов

Буква «Ч» непростая, она с характером.

Давайте вспомним, с какими гласными буквами она дружит, а с какими нет

(На доске выстраиваются буквы А, Я, О, У, Ю, И, Ы, Е)

(Дети подходят к доске, выбирают буквы и читают слоги).

— Запомните: ЧА — пиши с буквой А

ЧУ — пиши с буквой У

  1. Чтение слов

Звуко-слоговой анализ и синтез слов

1) Игра «Буква потерялась»

(На плакате напечатаны слова, в которых пропущена одна буква (ч_й, дач_)

В этих словах одна буква потерялась. Догадайтесь, какая это буква и прочитайте получившееся слово.

2) Игра «Запоминайка»

Предложить детям прочитать слово и повторить его вместе с предыдущими по памяти (слово закрывается). Например: бочка, точка, кочка.

1 ребенок — бочка

2 ребенок — бочка, точка

3 ребенок — бочка, точка, кочка.

Когда все слова прочитаны и закрыты листом бумаги, логопед задает вопросы:

— вспомните, какое было первое слово, второе, последнее.

3) Игра «Подбеги к схеме слово»

На плакате изображены графические схемы слов.

Логопед просит детей подобрать к каждой из них соответствующие слова.

4) Игра «Кормушки для птиц»

На доску вывешиваются картинки с изображением кормушек и графической схемой под каждым рисунком, а также картинки с изображением птиц: грач, чайка, чижик, чайка.

Логопед просит детей помочь разобраться, из каких кормушек будут клевать зерна эти птички.

5) Игра «Назови ласково»

— Звук «Ч» — нежный

Захотелось ласковых нам слов...

Кто из звуков нам помочь готов?

«Ч» — он самый мягкий звук

Не откажемся мы от его услуг!

Зазвучали ласково словечки,

В них звук «Ч» нашел себе местечко.

Читаем на плакате: чулок — чулочек и т. д. (белка, ваза, цветок, стул, палец, жук, стакан, бык, чашка)

6) Игра «Слово рассыпалось» (слоговой синтез)

Слова рассыпались на части. И эти части называются... (слоги).

— Ребята, помогите собрать слова из слогов.

да-за-ча

та-ча-зай

чок-ба-ка

у-па-чок

са-чу-де

7) Игра «Наборщики»

Ребята, и со словами у нас иногда происходят чудеса. В одном слове могут «спрятаться» несколько других слов. Прочитайте это слово: ЧАСТУШКА

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Наборщики». Вы пробуете из букв слова «ЧАСТУШКА» составить другие слова (час, скат, сук., туша, тушка, шут, утка, шутка, суша, чашка, ток, тук, стук, каша, Саша, сушка).

Можно провести игру в форме голосования — кто больше придумает слов (получит фишек) — тот победитель.

8) Игра «Волшебная цепочка» («Фокусник») (преобразование слов путем замены букв)

Ребята, помогите мне отгадать ребус.

Были «очки» — стали «дочки».

А теперь сами придумайте, как можно превратить одно слово в другое, заменив всего одну первую букву (звук). И тогда можно получить «Волшебную цепочку».

Дочки — бочки — почки — точки — кочки — ночки — мочки.

Работа на доске.

Отгадайте загадку.

Ног нет, а хожу,

Рта нет, а скажу:

Когда спать, когда вставать

Когда работу начинать.

Мы ходим ночью, ходим днем,

Но никуда мы не уйдем.

Мы бьем исправно

Каждый час.

А вы, друзья, не бейте нас!

  1. Физминутка

«Часы»

Тик-так, тик-так-

Все часы идут вот так:

Тик-так.

(Наклоните голову то к одному, то к другому плечу)

Смотри скорей, который час:

Тик-так, тик-так, тик-так.

(Раскачивайтесь в такт маятника)

Налево — раз, направо — раз.

Мы тоже можем так,

(Ноги вместе, руки на поясе.)

(На счет «раз» голову наклоните к правому плечу, потом — к левому, как часики)

Тик-так, тик-так.

  1. Закрепление умения подбирать родственные слова.

Игра «Лесенка»

Вы должны спускаться по лесенке, придумывая и записывая слова, которые начинаются с буквы «Ч».

С каждой ступенькой слово становится длиннее на одну букву. Все слова являются родственными.

ЧАС

ЧАСЫ

ЧАСОК

ЧАСИКИ

  1. Чтение рассказа. Вопросы по содержанию рассказа.

— Посчитайте сколько предложений в этом рассказе?

— Что помогло вам определить количество предложений? (точка в конце предложения)

— А когда мы читаем предложение, что помогает определить конец предложения,– остановка в конце предложения, понижение голоса.

Давайте вспомним правила написания предложения:

1) Первое слово в предложении пишется с большой буквы.

2) Между словами должно быть расстояние (интервал).

3) В конце предложения ставится точка.

— Найдите второе предложение

— Выложите схему предложения

— Что обозначает уголок — начало предложения, точка — конец предложения.

— Сколько слов в предложении?

— Назовите 1,2,3,4 слово

— Назовите «маленькое слово».

Чтобы правильно построить предложение, необходимо помнить о маленьких, но очень важных словах, без которых предложение теряет смысл. Эти «маленькие» слова называются — предлоги.

Мы знаем правило: предлоги с другими словами пишутся раздельно.

— А какое еще предложение в рассказе соответствует этой схеме?

— Придумайте свое предложение по этой схеме?

— Измените предложение так, чтобы слов стало на одно больше.

  1. Итог.

Литература:

  1. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М: Просвещение, 1985
  2. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов. М.: Владос,2003
  3. Волосовец Т. В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.:В. Секачев, 2007
  4. Кобзарева Л. Т. Коррекционная работа со школьниками с нерезко выраженным общим недоразвитием речи на первом этапе обучения. Воронеж: Учитель,2001
Основные термины (генерируются автоматически): слово, конец предложения, буква, игра, предложение, синтез слов, ребенок, буква А, ЧАС, чтение слогов.

Похожие статьи

Способы обучения чтению | Статья в журнале «Молодой ученый»

процесс чтения, слово, слог, чтение, ребенок, буква, темп чтения, зрительное восприятие, письменная речь, синтетическое чтение. Обучение чтению на иностранном языке в начальной школе.

Использование дидактических игр при подготовке к обучению...

Синтез звуков и слогов в слове. ‒ Полный звуко-слоговой анализ слов.

Основные термины (генерируются автоматически): ход игры, ребенок, игра, слово, звук, слог, буква, развитие умения, звуковой анализ, картинка.

Развитие звукового анализа и синтеза у детей старшей...

 учить детей различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».  учить определять количество слогов в слове, отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры, выделять ударный слог.

слово, буква, ребенок, слог, автор, чтение, звуковой метод...

Букву ребенок сопоставляет с определенным графическим изображением, когда произносит и выделяет звук из речи. Уже потом, в процессе чтения, ребенок производит синтез букв в слоги, а слоги в слова...

Мастер-класс. Занятие в подготовительной речевой группе.

 учить детей различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».  учить определять количество слогов в слове, отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры, выделять ударный слог.

Формирование предпосылок чтения и письма у детей старшего...

При составлении схем предложения дети узнают, что первое слово в предложении пишется с большой буквы, на схеме мы обозначаем

Существенные проблемы у детей вызывает деление слов на слоги.

раки ива коса. К слоговым схемам с указанием ударного слога

Конспект фронтального логопедического занятия в 3 классе со...

– тренировать учащихся в чтении и письме слогов и слов с буквой К;», – способствовать закреплению понятий «Начало (конец, середина) слова, ударение, предметы, гласная, согласная»

Развитие фонематического восприятия младших школьников

В качестве единицы чтения берётся слог (слоговой, или позиционный, принцип как следствие аналогичного принципа русской графики).

«застревание» на какой-либо букве, слове, слоге; недочитывание окончаний слов

Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста...

‒ формировать умение проводить слоговой анализ слов различной слоговой структуры (на основе полисенсорного подхода: отхлопать количество слогов, моргнуть

‒ формировать умение различать и правильно использовать термины: предложения, слово, слог, звук, буква.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Способы обучения чтению | Статья в журнале «Молодой ученый»

процесс чтения, слово, слог, чтение, ребенок, буква, темп чтения, зрительное восприятие, письменная речь, синтетическое чтение. Обучение чтению на иностранном языке в начальной школе.

Использование дидактических игр при подготовке к обучению...

Синтез звуков и слогов в слове. ‒ Полный звуко-слоговой анализ слов.

Основные термины (генерируются автоматически): ход игры, ребенок, игра, слово, звук, слог, буква, развитие умения, звуковой анализ, картинка.

Развитие звукового анализа и синтеза у детей старшей...

 учить детей различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».  учить определять количество слогов в слове, отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры, выделять ударный слог.

слово, буква, ребенок, слог, автор, чтение, звуковой метод...

Букву ребенок сопоставляет с определенным графическим изображением, когда произносит и выделяет звук из речи. Уже потом, в процессе чтения, ребенок производит синтез букв в слоги, а слоги в слова...

Мастер-класс. Занятие в подготовительной речевой группе.

 учить детей различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».  учить определять количество слогов в слове, отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры, выделять ударный слог.

Формирование предпосылок чтения и письма у детей старшего...

При составлении схем предложения дети узнают, что первое слово в предложении пишется с большой буквы, на схеме мы обозначаем

Существенные проблемы у детей вызывает деление слов на слоги.

раки ива коса. К слоговым схемам с указанием ударного слога

Конспект фронтального логопедического занятия в 3 классе со...

– тренировать учащихся в чтении и письме слогов и слов с буквой К;», – способствовать закреплению понятий «Начало (конец, середина) слова, ударение, предметы, гласная, согласная»

Развитие фонематического восприятия младших школьников

В качестве единицы чтения берётся слог (слоговой, или позиционный, принцип как следствие аналогичного принципа русской графики).

«застревание» на какой-либо букве, слове, слоге; недочитывание окончаний слов

Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста...

‒ формировать умение проводить слоговой анализ слов различной слоговой структуры (на основе полисенсорного подхода: отхлопать количество слогов, моргнуть

‒ формировать умение различать и правильно использовать термины: предложения, слово, слог, звук, буква.

Задать вопрос