Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Звуки [Л], [Л’]. Буква «Л». «Наш гость Лунтик»
Авторы: Примак Татьяна Геннадьевна, Гузенко Марина Николаевна, Абдулкаримова Фания Имангиязовна
Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (48) апрель 2024 г.
Дата публикации: 31.03.2024
Статья просмотрена: 2 раза
Библиографическое описание:
Примак, Т. Г. Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Звуки [Л], [Л’]. Буква «Л». «Наш гость Лунтик» / Т. Г. Примак, М. Н. Гузенко, Ф. И. Абдулкаримова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 2 (48). — С. 80-81. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/266/9115/ (дата обращения: 16.12.2024).
Цель: Знакомство со звуками Л и Ль, буквой Л.
Задачи:
Образовательные:
Закреплять навыки произношения и различения звуков Л и Ль в слогах, словах и фразах. Продолжать учить определять позицию звука в словах, давать характеристику звука. Совершенствовать грамматический строй речи (закреплять навык правильного согласования имен существительных и прилагательных в роде, числе. Закреплять понятие «звук» , «буква» , «гласный, согласный звук» , «мягкий — твердый» , « глухой — звонкий ». Упражнять детей в составлении предложений из деформированной фразы. Продолжать формировать фонематический слух.
Развивающие:
Развивать психические процессы: логическое мышление, память, слуховое и зрительное восприятие, произвольное внимание, мелкую моторику пальцев рук, умение ориентироваться на листе бумаги, навыки звукобуквенного анализа.
Воспитательные:
Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, навыки самостоятельности, активности и инициативности.
Оборудование: слайдовая презентация, предметные картинки, шапочки с буквами, игра «Меморина», персонаж Лунтик, звуковички, предметные картинки для звукового анализа(лук и лиса), схема предложения, плакат «На что похожа буква Л», слоговые таблицы, игра «Танграм»,образцы к игре («Лодка». «Буква «Л») пеналы по количеству детей, разносы с фишками для звукового анализа по количеству детей, телевизор, ноутбук, медальки
Продолжительность занятия: 30 минут.
Вид занятия: Подгрупповое
Ход занятия:
- Организационный момент.
Добрый день и добрый час,
Как я рада видеть вас
На меня все посмотрели
И тихонечко все сели.
—Ребята, к нам сегодня в гости кто-то пришел. А что бы нам узнать, мы сейчас откроем цветные прямоугольники. (Игра Меморина)
— Да это же Лунтик пришел к нам в гости и приготовил для вас различные задания.
- Основная часть.
- Сообщение темы занятия.
— Посмотрите, Лунтик приготовил для вас конверт с картинками. Посмотрите здесь какие-то белые овалы и зеленые треугольники. Давайте их разложим в 2 ряда. Называйте картинки первого ряда (Стул, халат, лодка, лампа, кукла, столы, мыло). Какой одинаковый звук вы услышали в словах первого ряда. Правильно звук Л. А теперь называйте слова второго ряда (Лимон, самолет, лейка, шляпа, малина, пальто, кегли). Какой одинаковый звук слышится в словах второго ряда? Правильно звук Ль. Сегодня мы будем говорить про эти звуки. Давайте дадим характеристику этим звукам. Дети дают характеристику звукам с помощью звуковичков.
Звук Л — согласный, твердый, звонкий, живет в синем замке, обозначаем синим цветом.
Звук Ль — согласный, мягкий, звонкий, живет в зеленом замке, обозначаем зеленым цветом.
Ребята, подумайте и скажите про какие предметы можно сказать белый- стул, халат. Белая- лодка, лампа, кукла. Белые-столы. Белое-мыло.
Про какие предметы можно сказать зеленый-лимон, самолет. Зеленая-лейка, шляпа, малина. Зеленое- пальто. Зеленые- кегли.
- Упражнение «Закончи слова звуком Л»
Сто-Л__ по-Л__ стуЛ__ укоЛ__
«Слогом Ла»
Пи-ЛА скаЛА маЛА
«Слогом Лы»
Сто-ЛЫ скаЛЫ пиЛЫ шкоЛЫ шпа-ЛЫ
«Слогом Ля»
Ва-ЛЯ Га-ЛЯ Ко-ЛЯ То-ЛЯ По-ЛЯ Ля-ЛЯ Гу-ЛЯ Ли-ЛЯ
Лё-ЛЯ
- Посмотрите Лунтик принес нам задания. Нужно составить звуковые схемы к словам. Картинки Лук и Лиса. Дети работают за столами, используя индивидуальны разносы с фишками.
- Ребята, послушайте Лунтик составил предложения. Правильно у него получилось или нет. А сначала, давайте вспомним, что такое предложение. Предложение — это законченная мысль. Чтобы получилось грамотное, правильное предложение слова нужно подружить между собой.
– Мама, купить, платье, белый. (Мама купила белое платье)
– Мы, любоваться, в, небо, зеленый, самолет. Мы любовались в небе зеленым самолетом)
Логопед предлагает детям составить схемы предложений.
- Лунтик приготовил для вас игру «Узнай букву». Дети выходят на ковер. Рассматривают шапочки с буквами, затем закрывают глаза, педагог надевает им шапочки. Дети открывают глаза и угадывают какая буква у них на голове, методом исключения.
- Дети садятся на стульчики. Педагог включает ноутбук с презентацией. Дети выполняют задания
«Подбери слова к схеме». (Звук слышится в начале, в середине или в конце слова)
«Рассели слова по домикам» (По количеству слогов в слове)
«Составь слово по первым звукам» (Ландыш, облако, дом, кошка, ананас — ЛОДКА. Сом, тыква, улитка, ласточка — СТУЛ)
- Ребята, давайте вспомним правило про звуки и буквы. Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем.
Наши звуки Л и Ль на письме обозначаются буквой Л. Посмотрите, на что она похожа, Дети рассматривают плакаты и дают ответы. Педагог предлагает детям составить букву Л из пальчиков
Ладони вверх направим
Под углом соединим
Это построение
В букву превратим.
Логопед предлагает выложить букву Л из элементов игры «Танграм»
- А сейчас давайте почитаем слоги и слова с буквой Л. Дети читают на индивидуальных карточках.
- Итог занятия
— Молодцы, ребята! Вы сегодня очень старались. Вы выполнили много заданий, а с какими звуками вы сегодня познакомились? (Ответы детей). А давайте расскажем Лунтику какие задания вам больше всего понравились. Дети адресуют ответы Лунтику.
— Ребята! Лунтик многому научился у вас, вы стали ему друзьями, но ему пора возвращаться домой. Он вам оставляет на память медальки.