Цель: создать условия для активности, самостоятельности детей в познавательной деятельности. Вызвать желание учиться.
Задачи :
– выявить уровень знаний по родной речи, по ФЭМП, по окружающему миру;
– активизировать словарь детей;
– закрепить умение выполнять звуковой и слоговой анализ слова, выделяя гласные и согласные звуки;
– закреплять умение составлять и решать арифметические задачи;
– развивать логическое мышление, зрительную память, воображение, навыки взаимодействия в группе.
Материал и оборудование: музыкальный центр; музыкальные фонограммы «кваканье лягушек», «лиса»; аудиозапись физкультминутки «Лягушки». Букварь, мяч, предметные картинки. Костюм Лисы Алисы, Черепахи Тортиллы, Буратино и Мальвины. Вырезанные из картона кувшинки с листьями (15 штук), мольберты (2 штуки), монеты, цифры, знаки. Сундук с сюрпризом. Столы, подносы с пластмассовым конструктором с деталями красного, синего и зеленого цвета.
Ход занятия:
Воспитатель: — Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними.
Дети: — Здравствуйте!
Воспитатель: — Я хочу загадать вам загадку:
С букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
Как зовется эта книжка?
Кто герой ее — мальчишка?
(«Золотой ключик или приключения Буратино», герой — Буратино)
А вы хотите побывать в этой сказке?
Дети: Да!
Воспитатель: — Для этого мы выложим звуковую дорожку и по ней попадём в сказку.
(Раздает по одной предметной картинке каждому ребенку и одну берёт себе).
— Кто изображен на моей картинке? (произносим)
— На какой звук заканчивается это слово? (дети отвечают, воспитатель кладет картинку)
— Следующая картинка должна начинаться с такого звука, на который заканчивается предыдущая (выкладываем картинки одну за другой в виде тропинки).
Дети: выполняют задание.
Воспитатель: Молодцы! Вот мы с вами и оказались в сказке.
Звучит музыка. Входят Буратино с мячом и Мальвина с букварем.
Мальвина: Буратино, ты опять играл, вместо того, чтобы заниматься?
Буратино: Очень мне нужно заниматься. Уж и отдохнуть нельзя что ли?
Мальвина: Здравствуйте, ребята! Какие вы большие и наверно, много знаете и умеете?
Воспитатель: Мальвина, ты можешь проверить ребят. У тебя есть для них задания?
Мальвина: Да!
Воспитатель: Давайте вместе с Буратино встанем в круг, а Мальвина встанет в середину круга. Я буду читать вопросы Мальвины. Мальвина по очереди будет бросать мяч каждому из вас. Тот, кто поймал мяч — отвечает на вопрос и возвращает мяч Мальвине обратно.
Мальвина бросает мяч, воспитатель читает вопросы:
- Чем отличается звук от буквы?
- Назови одним словом: бабочка, комар, стрекоза.
- Дом из камня. Какой он?
- Вторник, среда, пятница. Что это?
- Где можно купить лекарство?
- Какая буква первая в алфавите?
- Чем отличается квадрат от круга?
- Назови одним словом: декабрь, март, июнь.
- Как лучше и быстрее сорвать арбуз с дерева?
- Маленькая, серенькая, пугливая и пищит. Кто это?
- Чашка из фарфора. Какая она?
- Детёныш коровы?
- Число, следующее при счете за числом 10?
- Не зверь, не птица, всего боится. Наловит мух-и в воду-плюх!
Воспитатель: Мальвина, тебе понравилось, как ребята отвечали на вопросы?
Мальвина: ребята просто молодцы!
Музыкальный фон — кваканье лягушек.
Воспитатель: Мы с вами оказались на болоте. Какая героиня этой сказки здесь живёт?
Дети: Черепаха Тортилла.
Воспитатель: Давайте её позовем.
Черепаха Тортилла: Здравствуйте, дети! Как хорошо, что вы пришли. Я как раз собиралась высадить свои любимые цветы — кувшинки. Вы мне поможете?
Тогда берите каждый по одному цветку и слушайте моё задание. Кувшинки все одинаковые, а листочки у них разного цвета. Разделитесь на команды по цвету листьев.
Дети делятся на команды.
Черепаха Тортилла: В середине каждой кувшинки написан слог. Каждая команда должна собрать из слогов слово.
(Слова: БОЛОТО, КАМЫШИ, КУВШИНКА, ПИЯВКА, ЛЯГУШКА)
Черепаха Тортилла: Молодцы! Какое у меня теперь красивое болото!
Вы хорошо поработали. Давайте отдохнем и, как лягушата, сделаем разминку.
Физкультминутка:
Видим, скачут по опушке
Две зеленые лягушки.
Прыг-скок. Прыг-скок
Прыгать с пятки на носок.
На болоте две подружки –
Две зеленые лягушки.
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ручками хлопали, ножками топали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
вот здоровья в чем секрет-
Всем друзьям физкульт-привет!
Играет музыка. Появляется Лиса Алиса.
Лиса Алиса: Здравствуй, добренький Буратино! Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали?
Дети: ответы детей.
Лиса Алиса: Вы знаете, я больше всего люблю денежки. Особенно их считать. Хочу вас пригласить на поле чудес. Если в полночь закопать здесь монеты и сказать волшебные слова: крэкс-фэкс-пэкс, то вырастет целое дерево с монетами. А вы умеете считать?
Дети: Да!
Лиса Алиса: А чтобы попасть на поле чудес, надо разделиться на две команды. На первый-второй рассчитайсь!
Дети: рассчитываются на первый-второй.
Лиса Алиса: первые номера со мной, вторые с черепахой Тортиллой.
(Дети с героями подходят к двум мольбертам).
Лиса Алиса: Моя команда с помощью этих картинок должна придумать задачу на сложение и составить пример — решение с помощью цифр и знаков.
Черепаха Тортилла: А моя команда должна придумать задачу на вычитание и тоже составить решение.
(Проверка выполнения задания)
Лиса Алиса: Ребята, вы хорошо справились с заданием, поэтому я хочу вам подарить вот этот сундук с сюрпризом.
Черепаха Тортилла: (пробует открыть сундук — он не открывается). Но ведь сундук заперт! Что же делать?
Лиса Алиса: Это не простой сундук, а волшебный. Чтобы его открыть нужно выполнить задание.
Дети: подходят к столам по 2 человека.
Лиса Алиса: Вы должны выполнить звуковой анализ слова «сундук», и с помощью разноцветных деталей конструктора, выложить схему.
Дети: выполняют задание.
Черепаха Тортилла: Давайте проверим, что у вас получилось?
Сколько звуков в слове сундук? Назовите их по порядку (с-у-н-д-у-к 6 звуков)
Назовите первый звук. Какой он? (с-согласный, твёрдый, глухой). Каким цветом его обозначим? (синим)
У- гласный, безударный
Н- согласный, твердый, звонкий
Д-согласный, твердый, звонкий
У- гласный, ударный
К- согласный, глухой, твердый
Сколько согласных звуков в слове? (4)
Сколько гласных звуков в слове? (2)
Какое вы знаете правило?
Дети: Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Лиса Алиса: Молодцы! И с этим заданием вы справились.
(Черепаха Тортилла открывает сундук, показывает сюрприз).
Лиса Алиса: Ребята, наше путешествие закончилось, нам пора возвращаться в сказку, а вам ребята — в детский сад.
Черепаха Тортила: Вам понравилось путешествие?
А какие задания вам понравились больше всего?
А какие задания вызвали трудности?
Лиса Алиса: Давайте попрощаемся с нашими гостями.
Дети: До свидания!