Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук [б] и буква Б» в подготовительной логопедической группе
Автор: Баскова Светлана Владимировна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (15) октябрь 2018 г.
Дата публикации: 17.07.2018
Статья просмотрена: 2763 раза
Библиографическое описание:
Баскова, С. В. Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук [б] и буква Б» в подготовительной логопедической группе / С. В. Баскова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 5 (15). — С. 62-64. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/100/3497/ (дата обращения: 16.12.2024).
Цель: Закрепление акустико-артикуляционного образа звука [б] и зрительного образа буквы Б.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
‒ Закрепить слуховой и моторный образ звука Б.
‒ Совершенствовать навык звукового анализа (определение звука Б в словах, выкладывание слов из цветных фишек-звуков).
‒ Развивать фонематическое восприятие и представления.
‒ Провести звуко-слоговой анализ слова бабочка.
‒ Закрепить зрительный образ буквы Б, находить печатную букву среди неправильного графического написания буквы.
‒ Обогащать, активизировать и актуализировать словарь по теме «Насекомые».
‒ Формировать грамматический строй речи (образовывать слова с уменьшительно-ласкательным значением и притяжательные прилагательные).
‒ Учить печатать букву и слоги в тетради.
‒ Совершенствовать навыки составления и чтения слов.
‒ Отгадывать загадки.
‒ Контролировать произнесение поставленных звуков в речи детей.
‒ Развивать средства общения, навыки коммуникации, взаимодействия, взаимопроверки.
2. Коррекционно-развивающие:
‒ Корригировать зрительное и слуховое восприятие, пространственные отношения, тактильные ощущения, операцию обобщения.
‒ Развивать долговременную слуховую и кратковременную зрительную память, произвольную память, внимание, связную речь, мышление.
‒ Формировать двигательную активность.
‒ Развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением, чувство ритма, речевое дыхание.
3. Коррекционно-воспитательные:
‒ Воспитывать нравственно-волевые качества личности и эмоциональную отзывчивость, взаимопомощь, ответственность
‒ Развивать самостоятельность при работе со схемами и в тетрадях.
‒ Воспитывать у детей познавательный интерес к окружающему миру.
Наглядный материал:
‒ Демонстрационный — игрушка Буратино; корзинка; пластмассовые игрушки насекомых; графическое изображение буквы Б; пособие «На что похожа буква Б?»; артикуляция звука Б в графическом изображении; на магнитах буквы и квадраты синего, зеленого и красного цветов; картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звук [б].
‒ Раздаточный материал — индивидуальные зеркала; предметные картинки; кассы букв и слогов; знаки-символы звуков синего, зеленого и красного цветов; тетради с графическим заданием Н. Нищевой; книга «Мой букварь» Н. Нищевой (стр. 31); цветные палочки; кубики с правильно и неправильно написанными буквами Б; большие и маленькие ключики на магнитах.
Предварительная работа:
‒ Выделение звуков из потока других звуков, слогов и слов, характеристика звуков, определение места звуков в слове.
‒ Беседа по теме «Насекомые» на НОД по развитию речи.
‒ Разучивание упражнений «Бабочка», «Буратино».
Ход ООД
I. Оргмомент
- Беседа
Логопед: Ребята, посмотрите, сколько гостей у нас сегодня! Скажу вам по секрету, они пришли посмотреть на вас, послушать и еще порадоваться вашим успехам.
- «Цепочка дружбы» (психологический настрой)
Логопед: Встанем в круг! Настроимся на работу! Потрите ладоши, почувствуйте тепло! Представьте, что между ладонями маленький шарик, покатаем его! А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям! У нас получилась «цепочка дружбы»! Улыбнемся, пожелаем друг другу удачи!
3. Введение в тему
«Назови гласный звук»
Логопед: Сядет на место тот, кто назовет гласный звук в словах: бак, бык, бор, боб, бант, бубен, бобр, бук, бур, борт, бок, бум.
С какого звука начинаются все слова?
Сегодня мы продолжим путешествие в страну знаний и познакомимся со звуком [б] и буквой Б.
«Отгадай загадку»
Логопед: Отгадайте, кто с нами отправится в путешествие?
У отца был мальчик странный,
Необычный — деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос сует он длинный,
Кто же это? (Буратино)
Из какой сказки прибыл к нам Буратино? Что искал Буратино в своей сказке? А зачем ему нужен был ключик? Чтобы открыть тайную дверь в волшебную страну нужно помочь Буратино, выполнить все задания, с которыми мы встретимся на пути. Вы готовы выполнить все задания?
«Волшебный ключик»
Логопед: Кто считает, что мы легко справимся с заданиями, прикрепите большой ключик. А кто сомневается в своем успехе — маленький ключик. (Дети крепят ключики на магнитную доску.)
II. Основная часть
- «Самомассаж языка» (артикуляционная гимнастика с индивидуальными зеркалами)
Логопед: Язычок погладим ласково губами,
А затем постукаем бережно губами,
Язычок погладим ласково зубами,
Нежно покусаем (похлопаем) мы его зубами,
И опять погладим ласково зубами,
А потом похлопаем бережно губами
И в конце погладим ласково губами.
- «Расскажи про звук [б]» (фонетическая зарядка)
Логопед: Давайте произнесем имя Буратино и четко выделим первый звук.
У Буратино в руках барабан. А как звучит барабан?
Дети: Б-б-б…
Рассматривание артикуляции звука Б в индивидуальных зеркалах и в графическом изображении на доске.
Логопед: Какой это звук? Расскажите про звук Б (Ответы детей: согласный, твердый, звонкий, губной). Каким цветом мы будем его обозначать?
Дети: Синим квадратом.
3. «Где звук [б]?»
Логопед: Буратино принес с собой корзинку, в ней лежат картинки.
Буратино просит поиграть с ним в игру: определите, где находится звук [б] (в начале, в конце или в середине слова)?
Буратино: Я — веселый Буратино,
У меня в руках корзина.
В ней найдете вы бобы, Кабачок, яблоко, грибы.
Ба! Да тут еще банан, Клубника, булка, барабан.
- «Пальчик-мальчик» (пальчиковая гимнастика)
Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел.
(Прикоснуться кончиком большого пальца к кончикам остальных, начинаю с указательного)
5. «На что похожа буква Б?»
Логопед: Мы играли со звуком Б. Звуки мы слышим и произносим. А сейчас Буратино покажет вам букву Б. Буквы мы читаем, пишем, видим. Давайте четко произнесем название буквы Б. Посмотрите на букву Б, на что она похожа?
Демонстрация пособия:
Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
(А. Шибаев)
Вот посмотрите — кто такой,
Загородив дорогу,
Стоит с протянутой рукой,
Согнув баранкой ногу.
(С. Маршак)
Логопед: Из каких элементов состоит буква Б?
В какую сторону смотрит буква Б? Письмо буквы Б на доске: Длинная вертикальная линия. А дальше? Полуовал с какой стороны: левой или правой? Что еще не хватает этой букве?
Письмо буквы Б в воздухе.
- «Раз-два повернись, вбукву Бпревратись» (Алфавит телодвижений)
Дети изображают букву Б.
- «Найди букву»
Логопед: Буратино хочет посмотреть, сумеете ли вы найти правильно написанную букву среди неправильно написанных. Найдите каждый одну правильно написанную букву, расположенную на кубиках и принесите ее к себе на стол.
8. «Напиши правильно»
Выполнение детьми графического задания: печатание буквы в тетради Н. Нищевой.
- «Буратино» (динамическая пауза)
Буратино потянулся,
Раз — нагнулся,
Два — нагнулся,
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Дети декламируют стихотворение, выполняя движения.
10. «Телеграф»
Логопед: Я предлагаю прогуляться по весенней полянке, полюбоваться природой и ее обитателями (звучит музыка П. Чайковского «Времена года. Апрель».). Назовите обитателей весенней полянки (пластмассовые игрушки: бабочка, жук, муравей, пчела, оса, кузнечик, стрекоза, комар, паук, шмель, муха). Разделите эти слова на слоги. Назовите обитателей весенней полянки одним словом.
Дети: Это насекомые.
11. «Назови ласково»
Паук — паучок (комар, стрекоза, таракан, жук, пчела, муха).
12. «Чьи лапки, чья голова?»
У муравья муравьиные лапки, муравьиная голова (у пчелы, таракана, комара, паука).
13. «Отгадай загадку»
Логопед: На весеннюю полянку прилетела гостья, отгадайте, кто это?
Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет. (Бабочка.)
- «Выложи бабочку» (развитие мелкой моторики)
Дети выкладывают контур бабочки из цветных палочек.
- «Бабочка» (динамическая пауза)
Сидя за столом, опустить голову вниз, руки на коленях, спину расслабить.
Спал цветок и вдруг проснулся (руки через стороны вверх — вдох),
Больше спать не захотел (выдох).
Шевельнулся, потянулся (плавное движение руки вверх, смотреть на пальцы),
Взвился вверх и полетел (руки вниз).
Солнце утром лишь проснется (присед, исходное положение),
Бабочка кружит и вьется (маховые движениями руками, кружение).
- «Назови правильно звуки» (упражнение с разрезной азбукой и тетрадью)
Логопед: Сколько слогов в слове бабочка? Назовите звуки в первом слоге, во втором слоге. Сколько гласных и согласных звуков в слове бабочка?
Выложите схему слова бабочка на индивидуальном наборном полотне. Выполните схему слова в тетради.
- «Чтение азбуки» (Н. Нищева «Азбука», стр. 31)
III. Итог ООД
Логопед: Задания выполнены все. Дверь в волшебную страну открыта.
Мы помогли Буратино, он благодарит вас за помощь. У какой буквы и звука мы побывали в гостях? Какой это звук?
Логопед хвалит детей и предлагает оценить их вклад в работу группы, выбрать ключики соответствующего размера.
Каждый оценивает свой вклад в работу группы: маленький ключик — не доволен, сделал не все, что мог; средний ключик — мог бы лучше; большой — сделал все, что в моих силах для успеха группы.
Логопед благодарит за проделанную работу и прощается с детьми.